Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ВО ВРЕМЯ СОVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ВО ВРЕМЯ СОVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / КАРАНТИН / ПАНДЕМИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шоронов Олег Валентинович, Матвеева Ксения Станиславовна

Рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности полиции по поддержанию общественного порядка во время СОVID-19. По итогам изучения нормативно-правовых актов и литературы проводится анализ возникновения, распространения и предотвращения коронавирусной инфекции путем осуществления мер борьбы с СОVID-19 силами правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шоронов Олег Валентинович, Матвеева Ксения Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ВО ВРЕМЯ СОVID-19»

удк 343.985

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ВО ВРЕМЯ COVЮ-19

О. В. Шоронов1, К. С. Матвеева2

1 2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1shoronovo@mail.ru 2ksenja4299@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности полиции по поддержанию общественного порядка во время COVID-19. По итогам изучения нормативно-правовых актов и литературы проводится анализ возникновения, распространения и предотвращения коронавирусной инфекции путем осуществления мер борьбы с COVID-19 силами правоохранительных органов.

Ключевые слова: COVID-19, коронавирусная инфекция, карантин, пандемия, самоизоляция, полиция, общественный порядок

Для цитирования: Шоронов О. В., Матвеева К. С. Особенности деятельности полиции по поддержанию общественного порядка во время COVID-19 // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 2. С. 25-29.

Деятельность полиции по поддержанию общественного порядка во время пандемии коронавирусной инфекции приобрела новый характер. Помимо имеющихся у сотрудников правоохранительных органов полномочий и обязанностей, на их плечи были возложены дополнительные задачи, связанные с контролем исполнения ограничительных мер населением и предприятиями. Дополнительной обязанностью полицейских стало сопровождение врачей до мест нахождения заболевших лиц, находящихся на самоизоляции после возвращения из-за границы.

СОУ1Б-19 - ранее коронавирусная инфекция 2019-пСоУ - потенциально тяжелая острая респираторная инфекция, вызываемая коронавирусом SARS-CoV-2 (2019-пСоУ).

Согласно данным, опубликованным на сайте всемирной организации здравоохранения, особенностью данной вирусной инфекции является то, что она может протекать как в легкой форме без симптомов, так и в тяжелой форме, сопровождающейся осложненной пневмонией. Коронавирусная инфекция сопровождается симптомами повышенной температуры в течение долгого времени, сухого кашля, слабости и утомляемости отсутствуют вкус и запах. Легкая форма заболевания может протекать бессимптомно либо сопровождаться небольшой температурой пару дней и обязательным отсутствием вкуса и запаха. В большинстве случаев коронавирусная инфекция в легкой форме проходит без врачебного вмешательства и не требует потребления лекарственных средств. Тяжелая же форма сопровождается, помимо вышеназванных симптомов, и кислородной недостаточностью. При данной форме заболевания возникает необходимость обязательного врачебного вмешательства с проведением кислородной терапии. Тяжелая форма заболевания развивается зачастую у пожилых лиц с сопутствующими хроническими заболеваниями [1].

© Шоронов О. В., Матвеева К. С., 2021.

Первые сообщения о новом коронавирусе датируются декабрем 2019 г., когда в провинции Ухань впервые был обнаружен первый случай заболевания новой инфекцией. Отдельные китайские врачи забили тревогу, когда начало расти число случаев необычной пневмонии, часть из которых объединяла история контактов с рынком морепродуктов в Ухане. ПЦР-анализ мокроты больных выявил неизвестный ранее вирус.

Китай сообщил в ВОЗ о новой инфекции 31 декабря 2019 г. Геном вируса был выделен 7 января, а 12 января расшифрован и опубликован, и ученые подтвердили, что это новый вирус из семейства Coronaviridae. В конце января ВОЗ сообщила о чрезвычайной ситуации, а в марте после того, как больше половины стран мира обнаружили у себя 8АК5-СоУ-2, объявила о пандемии [2, с. 118].

Распространение коронавирусной инфекции в России было признано пандемией 11 марта 2020 г.

Уже через месяц после появления первых сообщений о новой инфекции стало понятно, что этот член семейства коронавирусов отличается от своих родственников по эффективному сочетанию таких характеристик, как контагиозность (выше) и летальность (ниже). Люди, зараженные SARS-CoV-2, могут распространять вирус еще до появления первых симптомов заболевания и некоторое время после того, как человек почувствует себя совершенно здоровым. Вирус умело использует рецепторы клеток наших дыхательных путей и целый ряд наших уязвимостей в виде различных хронических болезней.

Коронавирус SARS-CoV-2 - это результат мутации коронавируса летучей мыши. При генетической расшифровке установлено, что новый вирус произошел от коронави-руса летучих мышей, но через «промежуточного хозяина». Какое животное стало промежуточным хозяином, пока достоверно неизвестно [3, с. 5]. Понятно одно: вирус в процессе мутаций своих белков, взаимодействующих с рецепторами эпителия дыхательных путей, получил возможность связываться с нашими АСЕ2-рецепторами и таким образом инфицировать человека. В принципе для этого даже не обязательно было съедать сырую летучую мышь (или циветту, или змею, или еще какое-то животное с мутировавшим вирусом). Фекально-оральный путь заражения никто не отменял - испражнения летучих мышей или других зараженных животных тоже могли стать источником вируса для «пациента номер ноль». Коронавирус 2019 г. и свиной грипп отличает одна общая черта: обе инфекции ориентированы на определенные группы населения. Но если коронавирус «выбивает» ослабленное население - пожилых людей, пациентов с различными хроническими заболеваниями, то вирус свиного гриппа примечателен тем, что его жертвами были дети, молодые люди и беременные женщины.

Нынешняя пандемия кажется нам концом света. Однако совсем недавно, всего лишь 10 лет назад, мы с ужасом следили за распространением другой инфекции - свиного гриппа. Эта болезнь пришла к нам вовсе не из Китая, а из Мексики и была одной из разновидностей гриппа, от которого в принципе у нас уже давно есть и лекарства, и вакцины. Тем не менее, показатели пандемии свиного гриппа измеряются в тех же цифрах, что и пандемия коронавируса.

Жертвами обычного сезонного гриппа в 81 % случаев становятся люди старше 65 лет. Для свиного гриппа пропорция была обратная: от 62 до 85 % умерших были людьми моложе этого возраста. Коронавирус в этом отношении намного ближе к избирательности сезонного гриппа: среди жертв SARS-CoV-2 преобладают пожилые люди от 65 лет и старше - на них приходится 85 % смертей [4, с. 90].

Следует подчеркнуть важный момент: новый коронавирус - это новая для нас инфекция. Почему свиной грипп обошел стороной пожилых людей? Потому что люди старше 65 лет уже успели познакомиться с достаточно большим количеством штаммов вируса гриппа подтипа А(НШ1). У них имелся иммунитет к близким родственникам штамма pdm09, в отличие от молодежи и детей.

Коронавирус 2019 г. в этом отношении действует более естественно, поражая всех, поскольку ни у кого нет к нему иммунитета, но убивая преимущественно самых слабых: больных и пожилых людей.

Кстати, о путях заражения. Вирус свиного гриппа распространялся только воздушно-капельным путем, а коронавирус находят также и в кале больных людей. Как было сказано выше, орально-фекальный путь - это довольно «популярный» способ распространения инфекций, поэтому мытье рук при нынешней пандемии выходит на первый план в перечне способов профилактики [5, с. 49].

В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции в Российской Федерации и в ее субъектах были введены и дополнены законы и постановления, касающиеся введения карантина и осуществления мер по борьбе с распространением COVID-19.

Так, Президентом РФ В. В. Путиным был подписан Федеральный закон № 98-ФЗ от 01.04.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»1, согласно которому право введения режима ЧС как на уровне регионов, так и на федеральном уровне получило правительство РФ.

В Пензенской области было вынесено Постановление губернатора № 72 от 30.04.20202, касающееся правил предотвращения распространения коронавирусной инфекции.

В редакции КоАП РФ от 01.04.2020 была введена новая статья - 20.6.1 «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»3. Данная статья была введена в период пандемии в целях предотвращения распространения COVID-19. Особенностью данной нормы выступает то, что административной ответственности подлежат лица, нарушившие правила поведения при чрезвычайной ситуации, т.е. нарушившие режим самоизоляции (ч. 1), а равно те же действия, но в виде последствий выступает причинение вреда здоровью (ч. 2).

Под несоблюдением правил поведения при чрезвычайной ситуации или под нарушением режима самоизоляции понимается:

1. Несоблюдение безопасной дистанции в 1.5 м друг от друга в общественных местах и общественном транспорте.

2. Несоблюдение правил, касающихся покидания места проживания (пребывания).

3. Нарушение режима карантина или самоизоляции лицами, болеющими или являющимися контактными с больными коронавирусной инфекции (COVID-2019).

И именно за нарушение этих правил предусмотрена административная ответственность по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Президент России В. В. Путин 1 апреля 2020 г. подписал закон, который вводил жесткие санкции за нарушение карантина: гражданам грозят штрафы до 40 тыс. руб. и даже уголовная ответственность, но все это относится к тем, кто должен находиться дома или в больнице по предписанию медиков или Роспотребнадзора: это люди, которые инфицированы коронавирусом; контактировали с больным и могут быть заражены, а также те, кто вернулся из-за границы и должен провести в изоляции 14 дней. Всем им выдается под роспись бумага, в которой написано, что они обязаны оставаться на карантине.

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : федер. закон № 98-ФЗ от 01.04.2020 (в ред. 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 14 (ч. I). Ст. 2028.

2 О внесении изменений в постановление Губернатора Пензенской области № 27 от 16.03.2020 : постановление Губернатора Пензенской области № 72 от 30.04.2020. URL: https://pnzreg.ru

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 (в ред. от 04.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

Штрафы, установленные в Москве и Подмосковье, касаются здоровых граждан. Санкции прописаны в региональных кодексах об административных правонарушениях. Ответственность предусмотрена за невыполнение требований нормативных актов этих регионов в части введения режима повышенной готовности, в том числе необеспечение режима самоизоляции. В столице и области штрафы одинаковые: первый составит 4 тыс. руб., повторный - 5 тыс. руб. Если нарушитель передвигается на автомобиле, его оштрафуют на 5 тыс. руб. Несмотря на ограничения передвижения при пандемии были созданы правила самоизоляции. Согласно этим правилам из дома разрешено было выйти, если человеку нужно сходить в ближайший магазин или аптеку, вынести мусор, выгулять питомца (100 м от дома), получить экстренную медпомощь, пойти на работу - для сотрудников организаций, которые не закрыты на карантин. Все вышеизложенное закреплено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 15 от 22.05.2020 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"»1.

Особенностью деятельности полиции по поддержанию общественного порядка во время COVID-19 выступает наделение сотрудников ОВД определенными полномочиями. Так, правоохранители в период карантина уполномочены останавливать граждан на улице и интересоваться целью их передвижения.

Кроме того, ст. 13 закона «О полиции»2 предусматривает, что полицейские имеют право в целях защиты жизни и здоровья граждан «не допускать их на отдельные участки местности» либо «обязывать покинуть их». Также правоохранители вправе обращаться к группам граждан с требованием разойтись или перейти в другое место (если это не массовое мероприятие или митинг). Это применимо в случае, «если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан».

Патруль имеет право проверять все группы на улицах, состоящие из двух и более человек. Полицейские имеют право требовать от людей вернуться домой и провожать их до места жительства, а в случае отказа составлять протокол административного правонарушения. Кроме того, в распоряжении силовиков есть камеры наружного видеонаблюдения и сведения о геолокации от сотовых операторов.

Очень часто на ДПС, ППС поступают жалобы о неправомерном обвинении в нарушении режима карантина или самоизоляции. В таких случаях на сотрудников возлагается право в применении средств фото- и видеофиксации в целях доказывания факта совершенного противоправного деяния.

На полицию во время COVID-19 возлагались обязанности по поддержанию общественного порядка в виде дежурств возле подъездов, в которых были выявлены заразившиеся COVID-19, а их соседи получили предписания санитарного врача о необходимости соблюдать карантин. В случае обнаружения лиц, нарушивших режим самоизоляции, к ним принимают меры административного воздействия.

Помимо вышеназванных обязанностей, сотрудники правоохранительных органов проводили профилактические беседы с гражданами, находящимися на улице и в общественных местах. Особое внимание они уделяли людям старшего возраста, а также группам людей и подросткам.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью деятельности полиции по поддержанию общественного порядка во время COVID-19 является возложение

1. Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3-1-3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 15 от 22.05.2020 г. URL: https://www.garant.ru

2 О полиции : федер. закон № 3-ФЗ от 07.02.2011 (в ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

на сотрудников новых задач и обязанностей, связанных с предотвращением распространения коронавирусной инфекции.

Список литературы

1. Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru

2. Балашов А. М. Анализ влияния пандемии COVID-19 на российскую экономику и разработка рекомендаций по стимулированию экономической активности и смягчению негативных последствий для бизнеса и населения // Карельский научный журнал. 2020. № 3. С. 118-122.

3. Шамшева О. В. Новый коронавирус COVID-19 (SARS-CoV-2) // Детские инфекции. 2020. № 19. С. 5-6.

4. Хасанова Р. Р. Заболеваемость и смертность населения России от гриппа в 2008-2019 гг. // Экономическое развитие России. 2020. № 4. С. 88-93.

5. Земцов С. П. Коронавирус в регионах России: особенности и последствия распространения / / Государственная служба. 2020. № 2. С. 48-56.

Информация об авторах

Шоронов Олег Валентинович, кандидат военных наук, доцент, доцент кафедры «Правоохранительная деятельность», Пензенский государственный университет.

Матвеева Ксения Станиславовна, студентка, Пензенский государственный университет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.