Старостенков Н.В.
Доктор исторических наук, профессор. ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет».
Особенности деятельности партийных, государственных и общественных организаций Советского Союза по формированию у трудящихся мотивации к выполнению и перевыполнению задач, стоявших перед советской промышленностью в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Введение
3 марта 2023 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ, согласно которому российские компании, работающие в рамках гособоронзаказа и срывающие сроки по своим обязательствам, в случае введения военного положения будут переходить под внешнее управление [12].
Не трудно заметить, что высшее руководство страны за относительно короткий промежуток времени уже не впервые обращается к этим, видимо злободневным, вопросам.
Так 23 декабря 2022 года В.В. Путин потребовал выполнения в полном объеме гособоронзаказа в 2023 году, сформулировав важнейшую задачу оборонной промышленности: в кратчайшие сроки обеспечить все передовые части вооружением и боеприпасами.
В свою очередь, заместитель председателя Совета Безопасности Российской Федерации Д.А. Медведев 10 января 2023 года анонсировал создание рабочей группы по вопросам контроля за производством вооружений, военной техники и средств поражения, специально подчеркнув, что к нарушителям, в случае необходимости, правительством будут приниматься меры уголовного наказания [12].
Однако, на наш взгляд, в дополнение к мерам административного и даже уголовного характера в целях преодоления имеющихся негативных процессов, следует обратиться к опыту деятельности военно-политического руководства СССР в годы Великой Отечественной войны.
Действительно, в исторически кратчайшие сроки руководству Советского Союза удалось создать мощный оборонный потенциал, который позволил стране сокрушить гитлеровскую Германию - мощного, опытного, хорошо подготовленного и вооруженного противника, одержав над ним безусловную не только военную, но и экономическую победу.
В рамках данного исследования нас, в первую очередь, будет интересовать опыт формирования у трудящихся советской страны небывалой по силе трудовой мотивации, явившейся генератором огромного инновационного и новаторского потенциала, источником величайших трудовых свершений, закономерно приведших к Победе над врагом.
Методы
Объектом настоящего исследования является деятельность партийных, государственных, комсомольских и профсоюзных организаций Советского Союза по мобилизации трудящихся к высокопроизводительному труду в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
В качестве гипотезы автором выдвинуто утверждение, что разработанная и активно использовавшаяся партийными, государственными, комсомольскими и профсоюзными организациями система принципов и методов пропаганды, направленная на формирование мотивации трудящихся к высокопроизводительному труду, в основном, успешно решала стоявшие перед ней задачи.
Методологическую базу данной работы составили общепринятые принципы и методы научного исследования и прежде всего, принципы историзма, детерминизма, социального подхода, методологического плюрализма и др. и, основанные на них методы исследования, которые позволили решить основные задачи исследования:
- исследовать и сформулировать принципы и методы, лежавшие в основе организации пропагандистской деятельности партийных, государственных, комсомольских и профсоюзных организаций Советского Союза;
- показать возможности, которыми располагали такие организационные формы коллективных действий, как социалистическое соревнование, в решении задач, стоявших перед промышленностью;
- сформулировать рекомендации по возможности использования в современных условиях опыта, накопленного органами пропаганды партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций в годы Великой Отечественной войны.
Решение вышеперечисленных задач исследования позволило автору считать сформулированную им гипотезу, в основном, доказанной.
Результаты
На всем протяжении Великой Отечественной войны важнейшей задачей партийных и государственных органов, комсомольских и профсоюзных организаций Советского Союза была задача повышения эффективности деятельности производственных коллективов, обеспечения роста производительности труда, сокращения потребности в трудовых ресурсах, внедрения новой техники и передовых методов организации производства.
Успеха в решении этой сложной задачи удалось добиться потому, что в основе организаторской и пропагандистской деятельности партийных, государственных, комсомольских и профсоюзных организаций была положена эффективная система принципов и методов пропаганды, направленная на формирование мотивации трудящихся СССР к высокопроизводительному труду.
Действительно, опираясь на нее с самого начала Великой Отечественной войны советской пропаганде удалось сформулировать и выдвинуть лозунги, не только отражающие общественные настроения, но и наполняющие повседневную жизнь трудящихся высоким смыслом, зовущим их на выполнение гражданского долга: «Все - для фронта, все - для победы!»; «В труде - как в бою!»; «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт!» и др.
Поэтому к числу важных принципов, лежавших в основе организации пропаганды, направленной на формирование у трудящихся мотивации к высокопроизводительному труду, можно отнести принцип соответствия мобилизующих призывов, адресованных от имени государства широким слоям трудящихся, господствующим общественным настроениям, объединяющим людей на основе единообразно понимаемых и разделяемых большинством целей существования страны, общества, каждого отдельного гражданина в конкретных исторических условиях.
Был найден и эффективный метод коллективных действий, способствующий успешной реализации этого принципа - организация социалистическое соревнование.
Существенную роль предстояло сыграть различным формам пропаганды опыта передовиков, достижений наиболее отличившихся трудовых коллективов.
Вот какие задачи перед пропагандистскими органами партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций ставило политическое руководство страны в то время: «Гласность должна сопутствовать соревнованию на всех его этапах. Собрания, митинги, печать, радио, библиотеки, беседы - все следует использовать для показа опыта передовых работников и недостатков в работе отстающих, для обмена опытом, чтобы заводской коллектив постоянно знал, как проходит соревнование, на какие участки следует приналечь, что мешает двигаться вперед. Газеты должны публиковать материалы, которые давали бы картину того, что переживают миллионные массы рабочих, осуществляя соревнование и подписывая договоры, картину того, что массы рабочих считают делом соревнования своим собственным, родным делом» [14, С. 24-25].
Пропагандистские органы со своей задачей справились. Об этом можно судить по тому, что в труднейший для нашей страны момент - «июль 1942 года - военная промышленность выпустила продукции на 59% больше, чем в январе, при этом в промышленности вооружений рост составил 57%; в авиационной - 97%; боеприпасов - 66%» [3, С. 500].
Достаточно эффективным пропагандистским приемом, направленным на повышение действенности соревнования, была привязка подведения его итогов к знаменательным датам истории страны. Обязательства, которые брали на себя соревнующиеся, предполагали встречу выдающимися трудовыми достижениями государственных праздников, годовщин важных событий общесоюзного, а в некоторых случаях, и местного значения.
Еще один принцип, который эффективно использовался всеми органами советской пропаганды, заключался в создании максимально комфортных условий для самовыражения патриотических чувств в труде на основе формирования и поддержания чувства сопричастности с жизнью страны, с судьбоносными моментами ее истории не только каждого конкретного работника, но и каждого трудового коллектива.
Еще одной характерной особенностью деятельности органов государственной власти, партийных, комсомольских и профсоюзных организациями в ходе всей войны было умелое и успешное использование агитационно-пропагандистских технологий, направленных на мобилизацию трудящихся на решение сложнейших (иногда просто невыполнимых обычными методами) производственных задач.
На начальном этапе Великой Отечественной войны заметную роль в
деле усовершенствования технологий и орудий производства; механизации трудоемких процессов, повышения квалификации рабочих; улучшения организации производства и труда [6, С. 47-48] сыграло движение комсомольско-молодежных бригад под девизом «В труде - как в бою!» за право называться фронтовой бригадой. Его организация и пропагандистское сопровождение были осуществлены с особой тщательностью и с учетом социально-психологических особенностей участников.
Положило начало этому популярному движению «обращение к мастеру Уралмашзавода Михаилу Попову года осенью 1941 наркома танковой промышленности В.А. Малышева с просьбой подумать о том, как увеличить выпуск танков» [См. 15, С. 91-92].
Само по себе обращение наркома к простому мастеру одного, пусть даже крупнейшего, завода, обращение о котором вскоре станет широко известно всей стране - событие в пропагандистском плане знаковое, призванное подчеркнуть роль и значение человека труда в советском обществе, в котором каждый - от наркома до рабочего - на своем месте, совместно решают одну общую задачу - сделать все, что только в их силах, для фронта, для Победы.
Всесоюзные слеты передовиков, выступления рабочих на коллегиях наркоматов, приемы победителей соревнования в Кремле призваны были показать приоритеты советской власти, единство ее интересов и интересов подавляющего большинства населения, пусть, возможно, и на уровне социальной демагогии, продемонстрировать отношение к человеку труда, как к хозяину «необъятной Родины своей».
«Бригада М. Попова с поставленной задачей справилась и сократила срок изготовления порученной им детали с 36 до 1,5 часов. Достигнутый результат позволил инициировать обращение членов бригады ко всем молодым рабочим с предложением взять фронтовые обязательства по увеличению выпуска продукции.
Движение за присвоение почетного звания «фронтовой бригады» получило широкое распространение. Фактически, появление «фронтовых бригад» явилось дальнейшим развитием прекрасно зарекомендовавшей себя в годы первых пятилеток формы бригадной организации: ударных комсомольско-молодежных бригад.
Со временем определился набор требований, соответствуя которым каждая комсомольско-молодежная бригада могла претендовать на звание «фронтовой». В частности, работая на самом ответственном участке производства, от которого в решающей степени зависит выполнение
всего производственного задания, бригада должна была в течение двух месяцев добиваться выполнения плановых заданий не ниже чем на 150% (в текстильной, угольной и некоторых других отраслях промышленности - на 110-115%), имея при этом высокие показатели по экономии материалов и электроэнергии, а также вести систематическую работу по повышению квалификации кадровых рабочих и обучению новичков» [15].
Инициативы, почины и движения, хорошо зарекомендовавшие себя с точки зрения решения стоящих, а иногда и внезапно возникавших производственных задач, широко использовались советской пропагандой.
В момент, когда наиболее остро проявился дефицит квалифицированной рабочей силы, был инициирован и получил широкую пропагандистскую поддержку почин московского токаря Федора Букина, который в июне 1941 года призвал работать не только за себя, но и за ушедшего на фронт товарища.
«Так родилось движение двухсотников, то есть тех, кто ежедневно выполняет норму не менее чем на 200%. В октябре 1941 года только на предприятиях Москвы трудилось уже более 15 тыс. Двухсотников» [9, С. 391].
Движение развивалось и через некоторое время появились трехсот -ники, а в начале 1942 года, по почину нижнетагильского фрезеровщика Д.Ф. Босого [См. 11, С. 13], выполнившего 12 февраля сменное задание на 1480% - тысячники.
Производственных показателей, которые для тысячников становились нормой, можно было достичь только на основе освоения новой техники
Поэтому перед советской пропагандой встала очередная задача - всемерная популяризация деятельности изобретателей и рационализаторов. Печать заполнили материалы, посвященные наиболее результативным рационализаторам и изобретателям.
Журнал «Большевик» писал в 1943 году: «Какой огромный эффект могут дать высокопроизводительные приспособления, видно по работе лауреата Сталинской премии тов. Д.Ф. Босого. 15 норм в смену выполнял тов. Босый благодаря тому, что, применив специальный комплект фрез и приспособление, совместил две операции (прорезка большого фаза и фрезеровка боковых стенок) в одной и стал обрабатывать вместо одной детали три» [2, С. 44].
Внедрение в производство рационализаторских предложений позволяло многократно сократить время, необходимое на выполнение техно-
логических операций, сэкономить ресурсы, высвободить значительное количество рабочих.
В 1943 году была найдена, распропагандирована и широко внедрена весьма интересная и перспективная форма участия рабочих и служащих в организации производственного процесса, позволявшая путем поиска резервов производства и рабочей силы существенно повысить производительность труда: общественные смотры организации труда.
«Первый такой смотр прошел в апреле - мае 1943 года на Первоуральском новотрубном заводе и позволил путем рациональной организации труда, использования средств малой механизации и совмещения профессий добиться заметной экономии сырья и материалов, а также высвободить около 500 рабочих» [См. 13, С. 302-303].
«В конце ноября 1943 года 60% заводов промышленности вооружения провели у себя общественные смотры, которые носили массовый характер. Так, на Уралмашзаводе в смотре приняло участие свыше 5 тыс. рабочих и служащих. По итогам смотра 1800 вспомогательных рабочих были переведены на более важные участки производства. Кроме того, 200 рабочих перешли на многостаночное обслуживание, 300 - стали совмещать профессии» [См. 8, С. 16].
Общественные смотры, их широкое освещение средствами массовой информации стимулировали деятельность изобретателей и рационализаторов. «В 1943 году только в промышленности вооружений было подано и внедрено 1102 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 14 млн. Рублей» [См. 1].
Оценивая итоги организационной, идеологической и пропагандистской деятельности партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций по мобилизации трудящихся на активное участие в социалистическом соревновании, развернувшемся в народном хозяйстве страны в 1943 году, следует отметить, что в этот период оно приобретает поистине массовый характер.
Во многом благодаря ему удается повысить производительность труда, увеличить выпуск промышленной продукции, обеспечить Красную Армию необходимым количеством современной боевой техники и оружия.
Таким образом, еще одни метод, которым руководствовались в своей деятельности пропагандистские органы государственной власти, партийных, комсомольских и профсоюзных организациями базировался на официальном признании и постоянном декларировании высшими орга-
нами государственной власти исключительной роли и ценности человека труда в процессе общенародного решения задач государственной важности - повышении эффективности общественного производства и на этой основе достижения безусловной Победы над врагом.
Овладение СССР военно-стратегической инициативой, приближающийся разгром фашистской Германии, выход военной промышленности на показатели, начинающие превосходить экономические возможности противника ставили перед пропагандой новые задачи.
В круг задач пропаганды (помимо ставшей традиционной необходимости направления усилий трудящихся на выполнение и перевыполнение плановых заданий, роста качества работ и увеличения производительности труда), вводят и такие, как мобилизация рабочих и служащих на успешное выполнение плана по производству продукции гражданского назначения, экономии сырья, топлива и расходных ма-териалов1, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда, удовлетворению культурно-бытовых нужд рабочих и служащих [См. 7, С. 361-362].
В 1944 году была найдена еще одна важная форма организации работы по мобилизации трудящихся на решение стоящих перед ними задач. Было организовано движение комсомольско-молодежных бригад за выполнение бригадного плана в уменьшенном составе. Его инициатором выступила фронтовая комсомольско-молодежная бригада стро-гальщиц 1-го государственного подшипникового завода Екатерины Барышниковой.
«Проведенный на заводе смотр организации труда заставил членов бригады задуматься над возможностью увеличения выпуска продукции меньшим числом рабочих. Бригада Барышниковой и некоторые другие бригады взялись выполнить повышенное задание сокращенным составом и обратились с призывом ко всей молодежи последовать их примеру. Призыв москвичей был услышан и поддержан тысячами молодежных бригад. Так на Кировском заводе бригада Валентины Топорищевой, работая в составе 8 человек, заменила 12. Более того, сократив своей состав еще на 2 работника, эта бригада продолжала значительно перевыполнять нормы выработки» [См. 8, С. 15].
В масштабах страны начинание бригады Е. Барышниковой обеспечило значительную экономию рабочей силы, так как только в январе
1 В соответствие с требованиями постановления ГКО от 18 мая 1944 года «Об экономии электроэнергии в промышленности», особое внимание уделялось экономии электроэнергии.
1944 года на промышленных предприятиях и транспорте насчитывалось свыше 46 тыс. комсомольско-молодежных бригад, охватывавших более 400 тыс. молодых рабочих. За отличную работу 12 870 бригад получили звание фронтовых. Только из состава фронтовых бригад на другие участки производства было направлено более 30 тыс. рабочих.
Дальнейшее развитие получили общественные смотры превратившиеся в 1944-1945 годах в «...проверенное на опыте многих предприятий средство мобилизации инициативы рабочих масс» - писала в своей статье «Великий подвиг рабочего класса» секретарь ВЦСПС К.И. Николаева [8, С. 16-17]. Средство позволяющее «.с меньшим количеством рабочих давать больше продукции для фронта» [8, С. 16-17].
Поэтому еще одним принципом, которым руководствовались в своей деятельности пропагандистские органы государственной власти, партийных, комсомольских и профсоюзных организациями было внимательное отношение к инициативам «снизу», умение распознать наиболее перспективные из них, обеспечив им максимальную поддержку и пропагандистское обеспечение.
Если в первый период Великой Отечественной войны пропаганда была, в основном, ориентирована на мобилизацию трудящихся на совершенствование технологии и орудий производства, механизацию трудоемких процессов, повышение квалификации рабочих, улучшение организации производства и труда [8, С. 47-48] в ходе соревнования между отдельными стахановцами, бригадами, участками, цехами, то начиная с 1942 года перед ней встают новые задачи. Дело в том, что в первой половине 1942 года в условиях начавшегося подъема промышленного производства и накопления партийным и государственным руководством опыта управления народным хозяйством в условиях войны, складываются благоприятные условия для организации социалистического соревнования в масштабах всей страны.
В качестве повода для развертывания Всесоюзного социалистического соревнования было использовано обращение коллектива Кузнецкого металлургического комбината им. В.И. Сталина об организации Всесоюзного социалистического соревнования металлургов. Практически одновременно с подобной инициативой - развернуть Всесоюзное соревнование работников авиационной промышленности - были инициированы выступления коллективов авиационных предприятий.
Тем самым сложились условия для развертывания Всесоюзного социалистического соревнования по различным отраслям промышленности.
Широко освещавшаяся в средствах массовой информации инициатива кузнецких металлургов и авиастроителей была весьма своевременной и получила горячую поддержку «снизу» - от коллективов многочисленных предприятий различных отраслей промышленности.
Вот, например, что писали рабочие Алапаевского металлургического завода в своих социалистических обязательствах: «Мы отдадим все наши силы на усиление помощи фронту. ... Мы сделаем все, чтобы в нашем коллективе не было ни одного отстающего цеха, отделения и агрегата. В соревновании мы будем бороться за досрочное выполнение программы второго квартала, за выпуск сверх плана 1400 тонн чугуна, 2200 тонн стали, 2400 тонн проката, за почетное звание передового завода Наркомчер-мета, за переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны» [4, С. 10].
Поэтому главные усилия пропаганды были направлены на принятие как отдельными трудящимися, так и целыми коллективами повышенных социалистических обязательств, которые обсуждались на собраниях трудовых коллективов, партийных, комсомольских и профсоюзных организаций.
«Патриотический порыв советских граждан, пропагандистская, организаторская и идеологическая работа партийных и комсомольских организаций, заинтересованное участие профсоюзов превратили в 1943 году Всесоюзное социалистическое соревнование в движение, охватившее подавляющую часть трудящихся. Если в начале года в нем принимали участие 77,6% работников промышленности, строительства и транспорта, то к концу года - уже 82,1%» [13, С. 372].
Таким образом, еще одним принципом, широко используемым в организаторской и пропагандистской работе, был постоянный поиск форм коллективных действий, позволяющих наиболее полно проявиться лучшим качествам, свойственным советскому народу: патриотизму, самоотверженности, коллективизму и героизму.
Как уже отмечалось ранее, важнейшей из таких форм было социалистическое соревнование.
ЦК ВКП (б) и ГКО одобрили инициативу по организации Всесоюзного социалистического соревнования по отраслям промышленности, что было отражена в принятом в мае 1942 года постановлении ЦК ВКП (б) [10, С. 3-27].
В качестве цели соревнования рассматривалось создание условий для дальнейшего подъема народного хозяйства, позволяющего накопить ре-
сурсы, необходимые для изгнания фашистских захватчиков с территории СССР.
Для награждения победителей были учреждены переходящие Красные Знамена ЦК ВКП (б) и ГКО.
Кроме того, были учреждены переходящие Красные Знамена ГКО для различных отраслей промышленности, транспорта и сельского хозяйства, переходящие Красные Знамена ЦК ВКП (б) для победителей соревнования между предприятиями вооружения и боеприпасов. Для предприятий, занявших в соревновании вторые и третьи места, были учреждены Красные Знамена ВЦСПС и соответствующих народных комиссариатов.
«Победителям Всесоюзного социалистического соревнования устанавливались премии, 60-70% которых (по решению ГКО от 29 августа 1942 года) составляли средства на индивидуальное премирование рабочих, служащих и ИТР, а 30-40% на культурно-бытовое обслуживание трудящихся и улучшение их жилищных условий» [См. 7, С. 163-167].
В 1944-1945 года действовала целая система поощрений, включавшая вручение предприятиям Красных Знамен от имени центральных государственных и партийных органов, комсомольских и профсоюзных организаций, правительственные награды, премии (в том числе и Государственные), улучшенное питание передовиков и целый ряд других льгот. Только в 1945 году передовикам социалистического соревнования было присуждено 1041 Красное Знамя и 2150 премий [13, С. 373].
Это был важный дополнительный резерв повышения производительности труда, укрепления трудовой дисциплины.
Таким образом, еще один принцип, использовавшийся партийными и государственными органами, комсомольскими и профсоюзными организациями для формирования мотивации трудящихся к высокопроизводительному труду, заключался в повсеместном использовании ясной и прозрачной системы материального и морального поощрения.
Об эффективности работы пропаганды, ее вкладе в дело достижения победы над врагом косвенно можно судить по словам Председателя Президиума ВЦСПС В.В. Кузнецова, который в своей статье «Советские профсоюзы в период Отечественной войны», опубликованной в журнале «Большевик» [5, С. 13], отмечал: «. возникли и развились новые формы участия широких масс в деле улучшения производства, повышения производительности труда. Возникло и получило повсеместное распространение движение молодежных бригад. За короткое время эти бригады
стали большой силой на производстве; они серьезно влияют на работу предприятий, помогают при меньшем количестве работающих выполнять и перевыполнять производственные задания» [5, С. 12-13].
Заключение
Таким образом, пропагандистская деятельность организаций ВКП (б), ВКЛСМ, ВЦСПС и Советов всех уровней, наряду с организационной и идеологической работой, позволили вовлечь подавляющее большинство трудящихся в социалистическое соревнование, которое сыграло важную роль в решении больших и сложных задач, стоявших перед экономикой Советского Союза на всех этапах Великой Отечественной войны.
Во многом этому способствовала разработанная и активно использовавшаяся партийными, государственными, комсомольскими и профсоюзными организациями система принципов и методов пропаганды, направленная на формирование мотивации трудящихся СССР к высокопроизводительному труду.
Благодаря этой системе различные формы патриотических движений: двухсотников, трехсотников, тысячников, многостаночников, фронтовых комсомольско-молодежных бригад своей деятельностью способствовали повышению производительности труда, укреплению трудовой дисциплины, позволили ярко проявиться патриотизму советского народа, его самоотверженности и героизму.
Разумеется, в современных российских условиях речь не может идти о прямом заимствовании принципов, форм и методов, использовавшихся советской пропагандой в годы Великой Отечественной войны. Однако многократно доказавший свою эффективность опыт их применения может оказаться полезным сегодняшним пропагандистам, ищущим пути решения стоящих перед ними задач.
Более того, возможно, некоторые из принципов и методов пропагандистской работы, о которых речь шла выше, но уже в обновленным виде, удастся использовать и сегодня.
Список литературы:
1. Государственный архив Российской Федерации, ф. 5451, оп. 24, д. 225, л. 61
2. Грановский Е. Работа по графику в условиях войны // Большевик. 1943. № 13. С. 44.
3. История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941-1945: В 6 т. - М.: 1960-1965. Т. 2. С. 500.
4. Комов П. Сила социалистического соревнования // В помощь фабрично-заводским и местным комитетам. 1942. № 13. С. 10.
5. Кузнецов В. Советские профсоюзы в период Отечественной войны // Большевик. 1944. № 13-14. С. 13.
6. Кузьминов И. Социалистическая экономика в условиях войны // Большевик. 1943. № 3-4. С. 47-48.
7. Митрофанова А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. - М.: Наука, 1971.
8. Николаева К.И. Великий подвиг рабочего класса // В помощь фабрично-заводским и местным комитетам. 1944. № 1-2.
9. Очерки истории Московской организации ВЛКСМ. - М.: 1976. С. 391.
10. Партийное строительство. 1942. № 9-10. С. 3-27.
11. Подвиг трудового Урала. - Свердловск, 1965. С. 13.
12. Президент Путин подписал указ о работе оборонных предприятий во время военного положения // Известия. 03.03.2023 [Электронный ресурс]. // URL: https://iz.ru/1478472/2023-03-03/prezident-putin-podpisal-ukaz-o-rabote-oboronnykh-predpriiatii-vo-vremia-voennogo-polozheniia?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop. (Дата обращения: 03.03.2023).
13. Профсоюзы СССР: Документы и материалы: В 4 т. - М.: 1963. Т. 3.
14. Шире фронт социалистического соревнования! // Большевик. 1942. № 10. С. 24-25.
15. Якушевский А.С. Арсенал Победы // Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. - Кн. 4. Народ и война. - М.: Наука, 1999. С. 91-92.
Bibliography
1. State Archive of the Russian Federation, f. 5451, op. 24, d. 225, l. 61
2. Granovsky E. Work according to the schedule in the conditions of war // Bolshevik. 1943. № 13. Р. 44.
3. History of the Great Patriotic War of the Soviet Union, 1941-1945: In 6 volumes - M .: 1960-1965. T. 2. Р. 500.
4. Komov P. The power of socialist competition // To help the factory and local committees. 1942. № 13. Р. 10.
5. Kuznetsov V. Soviet trade unions during the Patriotic War // Bolshevik. 1944. № 13-14. Р. 13.
6. Kuzminov I. Socialist economy in war // Bolshevik. 1943. № 3-4. Р. 47-48.
7. Mitrofanova A.V. The working class of the USSR during the Great Patriotic War. - M.: Nauka, 1971.
8. Nikolaeva K.I. Great feat of the working class // To help the factory and local committees. 1944. № 1-2.
9. Essays on the history of the Moscow organization of the Komsomol. - M.: 1976. Р. 391.
10. Party building. 1942. № 9-10. Р. 3-27.
11. The feat of the labor Urals. - Sverdlovsk, 1965. Р. 13.
12. President Putin signed a decree on the work of defense enterprises during martial law // Izvestia. 03/03/2023 // URL: https://iz.ru/1478472/2023-03-03/prezident-putin-podpisal-ukaz-o-rabote-oboronnykh-predpriiatii-vo-vremia-voennogo-polozheniia?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop. (03.03.2023).
13. Trade unions of the USSR: Documents and materials: In 4 vols. - M.: 1963. Vol. 3.
14. Wider the front of socialist emulation! // Bolshevik. 1942. № 10. Р. 24-25.
15. Yakushevsky A.S. Arsenal of Victory // Great Patriotic War. 1941-1945. Military-historical essays. - Prince. 4. People and war. - M.: Nauka, 1999. Р. 91-92.