Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОМЕТЕЕВСКОЙ СТРАТЕГИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОЧИХ В СИБИРСКОМ ВОЕНПРОМЕ (1941-1945 ГГ.)'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОМЕТЕЕВСКОЙ СТРАТЕГИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОЧИХ В СИБИРСКОМ ВОЕНПРОМЕ (1941-1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СИБИРЬ / ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАБОЧИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / ПРОМЕТЕЕВСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романов Р.Е.

В статье анализируется исторический опыт применения стратегии «Выше производительность - выше слава» в сфере морального стимулирования рабочих оборонной промышленности Сибири в годы Великой Отечественной войны. Ее социокультурные предпосылки коренились в синтезе индустриального модерна и архетипа героя, воплощенного в первообразе Прометея. В первой половине 1940-х гг. прометеевская стратегия была успешно адаптирована к решению задач по созданию и развитию крупных военно-промышленных центров в восточных районах СССР. Инструментом ее реализации являлись технологии агитпропа, служившие механизмом трудовой коммуникации в новых заводских коллективах оборонщиков, имевших преимущественно молодежный состав. Эти технологии воплощались в виде кампаний по повышению производительности труда за счет формирования героического культа двухсотников, тысячников, участников всесоюзного соревнования, фронтовых бригад и их руководителей. Примененный подход обеспечил экономический эффект, сделавший победу СССР над нацистской Германией безоговорочной. Столь высокий результат был достигнут благодаря тому, что основная масса производственников оказалась морально замотивированной на рост выпуска вооружения и боеприпасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PROMETHEUS STRATEGY FOR STIMULATING WORKERS’ LABOR IN THE SIBERIAN MILITARY INDUSTRY (1941-1945)

The paper analyzes the historical experience of applying the strategy “Higher Productivity - Higher Glory” in the sphere of moral stimulation of defense industry workers in Siberia during the Great Patriotic War. Its socio-cultural preconditions were rooted in the synthesis of industrial modernity and the archetype of the hero, embodied in the original image of Prometheus. In the first half of the 1940s the Promethean strategy was successfully adapted to the task of creating and developing large military-industrial centers in the eastern regions of the USSR. The tool for its implementation was agitprop technology, which served as a mechanism of labor communication in the new factory teams of defense workers, which had a predominantly youth composition. These technologies were embodied in the form of campaigns to increase labor productivity through the formation of a heroic cult of two-hundred-workers, thousand-workers, participants in the All-Union competition, front-line brigades and their leaders. The approach taken ensured an economic effect that made the USSR’s victory over Nazi Germany unconditional. Such a high result was achieved due to the fact that the bulk of production workers were morally motivated to increase production of arms and ammunition.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОМЕТЕЕВСКОЙ СТРАТЕГИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОЧИХ В СИБИРСКОМ ВОЕНПРОМЕ (1941-1945 ГГ.)»

DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-5-157-177

Реализация

прометеевской стратегии стимулирования труда рабочих в сибирском военпроме (1941-1945 гг.)

Р.Е. РОМАНОВ, кандидат исторических наук E-mail: rromanov1981@mail.ru; ORCID: 0000-0001-9527-8037 Институт истории СО РАН, Новосибирск

Аннотация. В статье анализируется исторический опыт применения стратегии «Выше производительность - выше слава» в сфере морального стимулирования рабочих оборонной промышленности Сибири в годы Великой Отечественной войны. Ее социокультурные предпосылки коренились в синтезе индустриального модерна и архетипа героя, воплощенного в первообразе Прометея. В первой половине 1940-х гг. прометеевская стратегия была успешно адаптирована к решению задач по созданию и развитию крупных военно-промышленных центров в восточных районах СССР. Инструментом ее реализации являлись технологии агитпропа, служившие механизмом трудовой коммуникации в новых заводских коллективах оборонщиков, имевших преимущественно молодежный состав. Эти технологии воплощались в виде кампаний по повышению производительности труда за счет формирования героического культа двухсотников, тысячников, участников всесоюзного соревнования, фронтовых бригад и их руководителей. Примененный подход обеспечил экономический эффект, сделавший победу СССР над нацистской Германией безоговорочной. Столь высокий результат был достигнут благодаря тому, что основная масса производственников оказалась морально замотивированной на рост выпуска вооружения и боеприпасов. Ключевые слова: Великая Отечественная война; Сибирь;

оборонная промышленность; рабочие; стимулирование труда; прометеевская стратегия

Вводные положения

Одной из актуальных тенденций развития сферы стимулирования труда в современной России стало возрождение практик морального поощрения работников. Это явление, распространенное в советское время и забытое в период рыночных реформ 1990-х гг., сегодня обретает вторую жизнь. Отечественные работодатели все чаще прибегают к моральному стимулированию: благодарности в приказе, почетные грамоты, отметки в трудовых книжках, выдвижение лучших сотрудников на доски

ЭКО. 2022. № 5 РОМАНОВ Р.Е.

почета, установление этих досок на рабочих местах и т.д. [Зотова, Стеклова, 2012. С. 72]. Перечисленные методы побуждения к добросовестной работе свидетельствуют об инструментальной преемственности между советским прошлым и современностью. В то же время некоторые исследователи [Там же. С. 71-72] оценивают моральные стимулы в СССР как формальные процедуры, исключающие понимание эмоций сотрудников, хотя именно учет эмоциональных аспектов психологии персонала считается залогом успешного применения внеэкономического поощрения.

Не отрицая злободневность обозначенного посыла, обратим внимание, что тезис о полном отрыве советской системы моральной стимуляции труда от реальности применим скорее к 1960-1980 гг., когда в стране проявились первые последствия «потребительской революции», приведшие к разрушению культурной матрицы социалистического проекта. В раннесоветский период 1917-1941 гг. ментальное ядро последней находилось в стадии формирования. Его уникальность заключалась в синтезе индустриального модерна и архетипа героя, воплощенного в первообразе Прометея. Институциональным выражением данного феномена стала стратегия «Выше производительность - выше слава», направленная на формирование культа ударников и стахановцев посредством побудительных коммуникативных практик.

«Прометейство» в СССР достигло апогея в годы Великой Отечественной войны, когда запрос на героический труд в наибольшей степени совпал с патриотическими настроениями рабочих. Такая корреляция позволяет поставить вопрос об экономической эффективности моральных стимулов в оборонной индустрии, интенсивно развивавшейся в тылу на базе эвакопредприятий. Для ответа на него важно понять, как именно заводской персонал реагировал на призыв к сознательности, и насколько его реакция была связана с перспективами материального поощрения. Цель исследования - выявление указанных аспектов в рамках сибирского военпрома.

Анализ становления и развития данного феномена в макрорегионе осуществляется на примере Новосибирска, ставшего в 1941-1945 гг. крупным оборонно-промышленным центром Азиатской России.

Динамика производственного и кадрового потенциала

Для начала реконструируем производственную и кадровую ситуацию в оборонной индустрии Новосибирска. С середины 1941 г до середины 1942 г в связи с эвакуацией количество военно-промышленных объектов в городе увеличилось с двух до 181, соответственно выросло и число трудовых коллективов. В новом региональном центре советского военпрома получили развитие авиастроение, промышленность боеприпасов, вооружения, электропромышленность. В первом полугодии 1941 г. в «оборонке» Новосибирска было занято 11,4 тыс. рабочих, в первом полугодии 1945 г. - 66,7 тыс.2 Помимо эвакуантов, к работе на новые предприятия мобилизовали домохозяек, колхозников, школьников, студентов, воспитанников детдомов и трудовых колоний.

Поступавшие на военные заводы новички проходили краткосрочное обучение путем прикрепления к опытным рабочим. Ускоренная подготовка давала предприятиям станочников низкой квалификации, вынужденных адаптироваться к 11-часовой смене, опасным условиям труда, изматывающему ритму работы, бытовым лишениям. Для жизнеобеспечения тружеников тыла была создана система материальных стимулов на основе смычки между зарплатой и снабжением. Однако ее потенциал ограничивался скудными потребительскими фондами. Суровая тыловая обстановка выдвигала на первое место среди факторов повышения производительности прометеевскую стратегию стимулирования труда. Денежные и натуральные «бонусы» служили лишь дополнением к ней. Но и они, по сути, только обеспечивали прожиточный минимум элитным группам рабочего класса.

1 За первый год войны в Новосибирске на базе эвакуированного оборудования было создано 17 новых оборонных предприятий: 2 завода авиационной промышленности, 7 - промышленности боеприпасов, 3 - промышленности вооружения, 4 - электропромышленности - см. Романов Р. Е. Рабочая молодежь оборонных предприятий в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2009. С. 46.

2 Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-22. Оп. 3. Д. 1770. Л. 51.

Стратегия морального побуждения в годы войны: этапы развития

В рассматриваемый период феномен героизации труда на благо Победы в оборонной промышленности прошел три этапа развития.

Переход от индивидуальных к коллективным формам трудового героизма (июнь 1941 г. - июнь 1942 г.). После выступлений В. М. Молотова (22 июня 1941 г) и И. В. Сталина (3 июля 1941 г) о начале Великой Отечественной войны в рабочие массы был брошен призыв «Производить больше винтовок, пулеметов, орудий, патронов, снарядов, самолетов!»3. В ходе перестройки политико-массовой работы на военный лад ЦК ВКП(б) ориентировал нижестоящие партийные инстанции на прославление стахановского движения в тылу. Приоритетное значение приобрело массовое «делание» героев из стахановцев, выполнявших по две-три нормы выработки и олицетворявших дискурс обороны в труде.

Движение двухсотников. Движение двухсотников (вырабатывавших 200% нормы за смену) зародилось на Горьковском автозаводе в начале июля 1941 г В Западной Сибири одним из первых его последователей стал кадровый рабочий авиазавода им. В. П. Чкалова С. И. Левяков. Передовики предприятия откликнулись на левяковский почин и в обращении к трудящимся Новосибирской области призвали поддержать патриотическое начинание по увеличению выработки4. В начале августа 1941 г. обком ВЛКСМ обязал городские и районные комитеты комсомола пропагандировать двухсотничество с помощью печати и других практик тиражирования информации5, а 9 августа в газете «Советская Сибирь» вышла заметка об этой форме массового трудового героизма6. В Новосибирском регионе стартовала кампания по повышению производительности труда на военном производстве.

Дополнительный импульс ей придала очередная (24-я) годовщина Октябрьской революции. В Новосибирске состоялся слет стахановцев 16 октября 1941 г., где обсуждался вопрос

3 Правда. 1941. 4 июля.

4 ГАНО. Ф. П-22. Оп.3. Д.1075. Л. 236.

5 ГАНО. Ф. П-190. Оп. 2. Д. 651. Л. 52.

6 Советская Сибирь. 1941. 9 августа.

о вовлечении в это движение новых рабочих. В резолюции форума отмечалось, что двухсотники должны служить примером исполнения долга перед родиной для каждого советского гражданина7. Коллектив завода им. В. П. Чкалова 30 октября предложил работникам Новосибирской области объявить 7, 8 и 9 ноября днями героического труда для оказании помощи армии в защите Москвы и Ленинграда8. Кульминацией агитмероприятий стал доклад И. В. Сталина 6 ноября 1941 г., в котором вновь прозвучал тезис о важности наращивания выпуска вооружения и боепри-пасов9. После этого кампания по информационной поддержке двухсотников вступила в инерционную фазу, продолжавшуюся до начала 1942 г.

В первые месяцы войны примером успешного налаживания побудительной коммуникации на местах стал комбинат «Сибметаллстрой» («Сибсельмаш»). В октябре-ноябре 1941 г. на предприятии состоялись два партийных собрания и совещание двухсотников с докладом директора о выполнении плана. В конце октября прошла встреча стахановцев с фронтовиками, где передовики обязались усилить помощь Красной армии, затем 5 ноября было проведено заседание трудового коллектива, посвященное 24-й годовщине Октября, 6-го - комсомольское собрание, члены которого подписали письмо Сталину с обещанием выполнять нормы, а 7 ноября сибметаллстроевцы включились в трехдневную стахановскую вахту. Во время ее проведения в цехах Сибметаллстроя использовались более тысячи лозунгов, плакатов, витрин, портретов, панно, побуждавших к ударному труду. В декабре 1941 г. типография комбината напечатала 5 тыс. лозунгов и 2,5 тыс. «боевых листков», призывавших работать так, как требовал Сталин. К станкам лучших рабочих 20-21 декабря во время вахты, приуроченной ко дню рождения вождя, прикреплялись красные флажки. По предложению парторганизации художники изобразили на полотне галерею премированных двухсотников и трехсотников10. Примечательно, что денежные премии, которые получали герои труда помимо

7 ГАНО. Ф. П-22. Оп. 3. Д. 1075. Л. 237, 239.

8 Советская Сибирь. 1941. 30 октября.

9 Правда. 1941. 7 ноября.

10 ГАНО. Ф. П-22. Оп. 3. Д. 1078. Л. 187-188.

морального поощрения, обесценивались из-за введения военного налога и роста цен на городских рынках.

На эвакуированных предприятиях мобилизационные усилия парткомов были сконцентрированы на запуске заводских мощностей, что не позволяло им в полной мере развернуть пропагандистскую работу. В конце 1941 г. на заводах № 69 (им. В. И. Ленина), № 590 («Электросигнал») и № 617 («Луч») агитаторы ограничивались читками газет после завершения смены. Наглядная агитация сводилась к выпуску «боевых листков», слабо популяризировавших стахановский труд11. Организационная «лихорадка» в оборонной промышленности затрудняла проведение пропаганды в рабочей среде.

Данный фактор негативно сказывался на формировании прослойки передовиков в сибирском военпроме. В октябре-декабре 1941 г. на заводе им. В. П. Чкалова стахановцы и ударники составляли от 22,8 до 30,8% работников. Доля авиастроителей, выполнявших две-три нормы, составляла от 5,1 до 6,5%12. Слабая реакция «чкаловцев» на моральные стимулы коренилась в плохой организации профобучения, перебоях в материально-техническом снабжении, вызывавших вынужденные простои. Абсолютное большинство тружеников обещали выполнять сменные задания при нормальном обеспечении деталями и инструментом13, но это не всегда получалось. В то же время мотивация к труду часто нивелировалась материальными тяготами военной поры. Суровый барачный быт и скудное питание по карточкам, введенным с 1 сентября 1941 г., порой побуждали к дезертирству молодежи, впервые пришедшей на производство. В августе - октябре 1941 г. по этим причинам из ремесленного училища, размещенного на базе чкаловского завода, сбежали около 200 учащихся14. Кризисная социально-трудовая ситуация была типична для всей новосибирской «оборонки», испытывавшей затруднения в выполнении планов по выпуску военной продукции.

В первые месяцы войны завод им. В. П. Чкалова являл показательный пример несоответствия пропагандистского образцового предприятия реальному положению дел. В октябре-ноябре 1941 г

11 ГАНО. Ф. П-22. Оп. 3. Д. 1078. Л. 130-131.

12 ГАНО. Ф. П-22. Оп. 3. Д. 1107. Л. 23.

13 ГАНО. Ф. П-22. Оп. 3. Д. 1106. Л. 9.

14 ГАНО. Ф. П-738. Оп.1. Д. 272. Л. 208-209.

в отдельных цехах среднемесячная выработка рабочих составляла от 136 до 175% от плановой. В то же время общезаводская производственная программа была выполнена на 61,2% (октябрь) и 42,0% (ноябрь)15. Причины ее провала скрывались не только в том, что каждый восьмой «чкаловец» не справлялся со сменными заданиями, но и в установлении заниженных норм, рассчитанных на станочников-новичков. Поэтому высокие процентные показатели выработки не отражали реальную производительность труда, бывшую сравнительно низкой по отношению к ее среднему уровню в советском авиапроме. В итоге на фоне заявленных патриотических починов трудовой коллектив завода им. В. П. Чкалова постоянно срывал заказы фронта по выпуску боевых самолетов.

В конце января 1942 г. с целью идейной мобилизации трудящихся в Новосибирске прошло собрание городской общественности, в ходе которого секретарь горкома ВКП(б) И. Д. Яковлев поставил задачу по улучшению работы предприятий. Собрание приняло обращение к рабочим и ИТР о выполнении двухмесячной программы к 24-й годовщине Красной армии, численном росте двух- и трехсотников. Затем прошла церемония вручения орденов и медалей 80 лучшим работникам. Передовые заводские коллективы города удостоились переходящих знамен обкома партии и облисполкома16. Торжественные ритуалы увязывались с двухсотничеством как одним из критериев награждения атрибутами производственной славы. Вскоре в связи с изменением коммуникативной ситуации, обусловленной победой советских войск под Москвой, в центре внимания агитпропа оказались рабочие, выполнявшие нормы более чем на 1000%, что символизировало дискурс наступления в труде.

Движение тысячников. В феврале 1942 г. фрезеровщик Уралвагонзавода Д. Ф. Босый первым в стране начал постоянно вырабатывать более десяти норм. Развитию его инициативы способствовал приказ Наркома обороны СССР И. В. Сталина от 23 февраля 1942 г, ориентировавший рабочий класс на выпуск военной продукции с удвоенной энергией17. В Западной Сибири первым к движению тысячников примкнул токарь комбината

15 ГАНО. Ф.П-22. Оп.3. Д. 1107. Л. 59, 61.

16 Советская Сибирь. 1942. 27 января.

17 Правда. 1942. 23 февраля.

«Сибметаллстрой» П. Е. Ширшов, который 15 марта выдал за смену 10,9 норм18. Газета «Советская Сибирь» опубликовала 1 апреля обращение стахановцев предприятия к работникам Новосибирской области с призывом поддержать дело Босого и Ширшова19. Новосибирский обком ВКП(б) 5 апреля постановил организовать на заводах фронтовые вахты в честь грядущего Пер-вомая20. В регионе началась кампания по подъему производительности труда на фоне сложного освоения военно-промышленных технологий и повышения норм выработки согласно директивам отраслевых наркоматов21.

Новосибирская пресса 9 апреля обнародовала переписку Ширшова и Босого, инициировавшую профессиональное состязание тысячников Сибири и Урала22. А уже 10-го числа участники совещания хозяйственников Новосибирска решили оценивать итоги деятельности оборонных заводов по динамике роста численности многосотников и тысячников23, 26 апреля состоялось общегородское собрание по вручению орденов и медалей 107 стахановцам, добившимся грандиозных производственных побед. Параллельно группа орденоносцев предложила организовать соревнование по выполнению месячных планов за 20 дней24. Катализатором инициативы послужил приказ Наркома обороны от 1 мая 1942 г., мобилизующий тружеников тыла на дальнейший подъем производства25. С выходом данной директивы в СССР стартовало всесоюзное соревнование за завоевание знамен ГКО и ЦК ВКП(б). К середине года агитационная поддержка стахановского рекордсменства была свернута в пользу культивирования коллективного трудового героизма, первоначально сохранявшего наступательный смысл.

18 Оборонная промышленность Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны. Сб. док. Новосибирск, 2005. С. 279.

19 Советская Сибирь. 1942. 1 апреля.

20 Советская Сибирь. 1942. 7 апреля.

21 Например, приказ Наркомата авиационной промышленности от 20 апреля 1942 г. ориентировал авиазаводы на перестройку системы нормирования в соответствии мерами по улучшению организации и методов труда - см. ГАРФ. Ф. Р-7678. Оп. 6. Д. 68. Л. 27-28.

22 Советская Сибирь. 1942. 9 апреля.

23 Советская Сибирь. 1942. 10 апреля.

24 Советская Сибирь. 1942. 29 апреля.

25 Правда. 1942. 1 мая.

Весной и в начале лета 1942 г. ярким примером успешного функционирования побудительной коммуникации оставался комбинат «Сибметаллстрой», на котором 30 марта состоялся митинг, завершившийся решением о «выращивании» новых стахановцев26. В начале апреля Ширшов провел совещание по обмену опытом работы с многосотниками завода № 18827. В цехах комбината размещались плакаты, восхвалявшие тысячников П. Е. Ширшова, И. А. Савельева, Марцинкевича, Микина. Досрочно выполнившие месячное задание бригады (появились в феврале 1942 г.) получали статус «фронтовых», заключали друг с другом договоры об организации соревнования. В мае после вступления Сибметаллстроя в состязание с заводом им. В. П. Чкалова по перевыполнению плана главным стал лозунг «Каждый комсомолец - двадцатник»28. В начале июня 1942 г. на комбинате были введены звания «лучший цех» и «лучший завод», присуждавшиеся с вручением знамен и крупных премий передовым структурным подразделениям. Передовики награждались Грамотой гвардейца трудового фронта с размещением их фотопортретов на досках почета29, они также получали в столовой двойную норму горячего блюда и сто-, двухсотграммовые прибавки к хлебному пайку (с мая 1942 г.). Сочетание различных моральных стимулов позволяло объединить коллективную и индивидуальную героику в единую символическую систему, дополнявшуюся денежными и натуральными поощрениями.

Но на многих эвакуированных заводах коммуникативные практики еще по-настоящему не вошли в трудовую повседневность. Нередко руководители производства вместо того, чтобы поддерживать в людях энтузиазм, переводили их на казарменное положение. Этот режим работы требовал от персонала круглосуточного нахождения в цехах до выполнения месячного плана. Полагаясь на администрирование, парторганизации предприятий не занимались пропагандой. Иногда начальники цехов открыто ставили под сомнение полезность агитации, поскольку в ответ работники настойчиво просили наладить нормальное снабжение

26 Советская Сибирь. 1942. 31 марта.

27 ГАНО. Ф. П-22. Оп. 3. Д. 1034. Л. 2-4.

28 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Оп.8. Д. 60. Л. 9-10.

29 ГАНО. Ф. Р-1686. Оп. 1. Д. 16. Л. 6, 7.

материалами и инструментом30. Данные факторы, а также низкая квалификация рабочих-новичков и медленный переход к эффективному нормированию станочных операций затрудняли создание в заводских коллективах атмосферы героико-патриотического ударничества.

Другой распространенной причиной ослабления мотивации к интенсивному труду оставались нерешенные вопросы материально-бытового обеспечения производственников в условиях гиперинфляции и первого военного госзайма (апрель 1942 г.). Наладить стахановское питание многим эвакуированным заводам тоже было трудно - из-за отсутствия собственных подсобных хозяйств. Решение назревших проблем находилось в русле включения заводских коллективов в общесоюзный военно-промышленный «марафон». Но дело осложнялось кризисом наступательного дискурса из-за поражений советских войск под Харьковом и в Крыму.

От преобладания коллективных форм к их паритетному сочетанию с индивидуальной героикой (июль 1942 г - март 1943 г.). В середине 1942 г. коммуникативную ситуацию в СССР определяло начало наступления немецких войск на юге страны. В данных условиях агитпроп сосредоточился на прославлении предприятий, перевыполнявших задания по выпуску оборонной продукции и олицетворявших возврат к дискурсу обороны в труде.

Всесоюзное соревнование. Всесоюзное соревнование (с мая 1942 г.) породило традицию борьбы за завоевание знамен ГКО и ЦК ВКП(б). С этой целью 12 августа 1942 г. рабочие военных заводов Новосибирска встали на «фронтовую» вахту под девизом «В августе работать лучше, чем в июле»31. Газета «Советская Сибирь» опубликовала 9 сентября письмо одной из сибирских частей РККА, призывавшей земляков встретить 25-летие Октября перевыполнением планов. Новосибирский обком ВКП(б) поручил партийным организациям отреагировать на послание фронто-виков32, в ответ трудовые коллективы приняли обязательства по реализации месячных заданий за 25 дней33.

30 ГАНО. Ф. П-4. Оп. 34. Д. 140. Л. 66, 68.

31 Советская Сибирь. 1942. 12 августа.

32 Советская Сибирь. 1942. 9 сентября.

33 Советская Сибирь. 1942. 15 сентября.

Предоктябрьское соревнование 1942 г. породило новые формы побудительной коммуникации. Так, партбюро завода им. В. П. Чкалова дополнило процедуру взятия соцобязательств принесением клятвы бойцов трудового фронта. Были разработаны бланки «Мой подарок матери-Родине», куда стахановцы вписывали свою фамилию, имя, отечество и после фразы «Торжественно обязуюсь к XXV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции» указать запланированные показатели. Текст клятвы зачитывался на цеховом собрании и подписывался в присутствии двух свидетелей34. Данный способ стимулирования труда вместе с активизацией организационно-технических мероприятий по улучшению нормирования работ позволил «чкаловцам» в октябре 1942 г. впервые завоевать знамя ГКО. К концу года трудовой коллектив выполнил годовой план по выпуску боевых самолетов на 103,7% [Савицкий, 2005. С. 412]. С этого момента завод им. В. П. Чкалова стал соответствовать пропагандистскому образу передового советского предприятия.

Заметную роль в деятельности оборонных заводов Новосибирска играли так называемые «фронтовые бригады». На участках, где трудились эти коллективы, висели панно с их названиями, доски показателей, отражавшие достижения каждого работника и всей бригады. Выполнение сменных заданий фиксировалось в «боевых листках», «молниях», обсуждалось на производственных совещаниях. По итогам работы за месяц лучшим коллективам присваивались знамена заводских комитетов комсомола35, хотя время героической славы рабочей молодежи еще не наступило.

Распространению передового опыта, повышению квалификации и норм выработки помогали стахановские школы. В них передовики перенимали друг у друга эффективные методы работы. В военпроме Новосибирской области насчитывалось не менее тысячи стахановских школ36. Все это наряду с некоторым улучшением материально-технического снабжения способствовало общему росту производительности, превращало агитационные приемы в действенный инструмент побуждения

34 Советская Сибирь. 1942. 22 сентября.

35 ГАНО. Ф. Р-1117. Оп. 1. Д. 10. Л. 204.

36 ГАНО. Ф. П-190. Оп. 2. Д. 671. Л. 70.

к труду. Неслучайно И. В. Сталин в своем докладе от 6 ноября 1942 г. отметил, что сознательных тружеников становится все больше37. Прозвучавший тезис создавал коллективный образ народа-героя в контексте советского тыла.

Действительно, в течение 1942 г. на оборонных предприятиях быстро росла численность передовиков. Так, в Новосибирске на заводе № 617 («Светлана») количество стахановцев увеличилось в 32,5 раза, в том числе двухсотников и многосотни-ков - в 14,2 раза38. Однако, несмотря на подъем стахановского движения, доля премий в годовом фонде оплаты труда оставалось крайне низкой - всего 1,6%39. Премиальные выплаты и дополнительное питание получали очень немногие «гвардейцы тыла».

Поэтому одновременно с трудовым энтузиазмом в рабочей среде нарастало количество дисциплинарных проступков. Например, в январе - ноябре 1942 г. на заводе № 564 («Точмаш») число прогульщиков увеличилось в 10,2 раза, «дезертиров» -в 24,9 раза40. Очевидно, это в итоге и побудило Совнарком СССР принять постановление о первоочередном материально-бытовом снабжении добросовестных работников41. С тех пор публичное восхваление героев труда стало все чаще дополняться натуральным премированием, в первую очередь, за счет ресурсов подсобных хозяйств предприятий, заработавших к осени 1942 г.

Усилению эффекта морального стимулирования способствовало также возвращение к дискурсу наступления в труде, вызванное окружением немецких войск под Сталинградом. Это событие, а также день рождения И. В. Сталина (21 декабря) в 1942 г. было решено отметить максимальной реализацией суточного производственного графика. Победители соревнования получили право поднять красные знамена42. В первых числах января 1943 г. 175-тысячный митинг новосибирцев объявил о создании фонда сверхплановой продукции к 25-летию Красной армии43. Уже через две недели на слете стахановцев многосотники и тысячники

37 Правда. 1942. 7 ноября.

38 ГАНО. Ф. Р-1750. Оп. 1. Д. 5. Л. 14.

39 ГАНО. Ф. Р-1750. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.

40 ГАНО. Ф. П-190. Оп. 2. Д. 706. Л. 49.

41 Постановление СНК СССР от 18 октября 1942 г. «О порядке снабжения продовольственными и промышленными товарами рабочих промышленных предприятий».

42 Советская Сибирь. 1942. 16, 19 декабря.

43 Советская Сибирь. 1942. 3 января.

рассказали о первом вкладе в «фонд победы»44. В феврале новосибирские рабочие выступили с почином проведения фронтового двухнедельника45, инициатива была подхвачена трудовыми коллективами по всей стране. Венцом агиткампании стал выход приказа Верховного Главнокомандующего от 23 февраля 1943 г., подчеркивавшего необходимость мобилизации новых резервов для борьбы с врагом46. Одним из таких резервов стали молодые рабочие, пришедшие на производство на рубеже 1941-1942 гг.

Паритетное сочетание коллективной и индивидуальной героики (март 1943 г. - май 1945 г.). В рамках коммуникативной ситуации, обусловленной коренным переломом в войне, ведущее место в пропаганде заняли молодежные бригады. Они символизировали новое наступление на военно-хозяйственном фронте за счет соединения элементов коллективного и индивидуального героизма.

Движение фронтовых бригад. Выдвижение юных стахановцев в герои тыла привело к позиционированию бригадных коллективов как главной движущей силы всесоюзного соревнования. Отправной точкой в данном процессе стали комсомольские форумы. В Новосибирской области 21-22 марта 1943 г состоялся Первый съезд рабочей молодежи. С его трибуны передовики рассказали делегатам о профессиональных достижениях и инициативах. Участники мероприятия призвали молодых рабочих региона встретить 25-летие комсомола перевыполнением месячных заданий47. Начавшаяся кампания проходила под знаком технологической интенсификации выпуска вооружения и боеприпасов.

«Фронтовые бригады» включались в движение новаторов, поднимавшихся на пьедестал трудовой славы. В октябре 1943 г. газета «Советская Сибирь» опубликовала сообщения о бригадирах Анатолии Азарове и Николае Титове, названных «золотым фондом Сибметаллстроя»48. Спустя неделю в Новосибирске состоялся митинг, инициировавший «боевую» вахту в честь комсомольского юбилея49. В этом контексте цитата из доклада

44 Советская Сибирь. 1943. 16 января.

45 Советская Сибирь. 1943. 16 февраля.

46 Правда. 1943. 25 февраля.

47 Советская Сибирь. 1943. 26 марта.

48 Советская Сибирь. 1943. 13 октября.

49 Советская Сибирь. 1943. 22 октября.

И. В. Сталина от 6 ноября 1943 г. о беспримерном подвиге народа в защите Родины свидетельствовала о косвенном признании вклада молодежи в оборону страны50. Данный тезис позволял агитпропу балансировать между персонифицированным и коллективным образом доблестных юных тружеников.

На фоне побед Красной армии на Курской дуге и Днепре появлялись новые пропагандистские установки. В сентябре 1943 г. на заводе № 69 было утверждено положение о «фронтовых бригадах». Молодые рабочие давали клятву выполнить месячный план, на основании чего директор предприятия издавал приказ о присвоении коллективу почетного звания. На заводском участке размещались плакат «Фронтовая комсомольско-молодежная бригада имени 25-летия ВЛКСМ» и показатели ежедневной работы51. При выполнении задания общественное признание доставалось как всему коллективу, так и его руководителю.

О позитивном влиянии моральных стимулов на рабочую молодежь, занятую в передовых бригадах, свидетельствуют воспоминания тружеников новосибирского военпрома. Так, ветеран завода «Искра» Т. М. Егорова подчеркивала стремление юношей и девушек сохранить за своими коллективами звания «фронтовых» [Букин, 2001. С. 80]. Бывшая работница предприятия М. А. Пирогоедова отмечала, что самым ярким событием за всю войну стало вручение ее бригаде переходящего знамени за победу в соревновании [Там же. С. 93, 94].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Победители межбригадных соревнований получали коллективные премии в размере 2000-3000 руб., но из-за продолжавшегося роста рыночных цен и товарного дефицита самыми желанными были натуральные премии. Например, А. М. Романова (завод «Искра») вспоминала о радостных эмоциях, пережитых ею при получении пары туфель по ордеру, заработанному на заводской «вредности» [Букин, 2001. С. 96]. Такие подарки выдавались двухсотникам, многосотникам, тысячникам и членам молодежных бригад.

Однако значительная часть рабочих, лишенная возможности сменить изношенную одежду и обувь, ощущавшая постоянное недоедание, быстро утрачивала мотивацию к труду. В 1943 г.

50 Правда. 1943. 7 ноября.

51 ГАНО. Ф. П-190. Оп.2. Д. 812. Л. 86.

с предприятий Новосибирска сбежали 20 тыс. рабочих [Савицкий, 2005. С. 322]. В этот год, несмотря на рост производственного энтузиазма, число дисциплинарных проступков в военпроме достигло максимума.

В то же время на фоне напряженной социально-трудовой ситуации начала приносить позитивные плоды комплексная модернизация военного производства. В течение 1943 г. факторами интенсификации труда все больше становились рационализация и механизация технологических процессов. Например, в оборонных отраслях внедрялись кокильное и стальное литье, машинная формовка металлических конструкций, а свободная ковка деталей заменялась на их горячую штамповку. В заводских цехах осуществлялся монтаж конвейеров и потоков для транспортировки комплектующих изделий, оснащение станков техустройствами для подъема и передвижения тяжелых заготовок и деталей. Эти мероприятия, направленные на сокращение временных и материальных затрат, трудоемкости изготовления продукции, создавали объективные предпосылки для развития феномена стахановской героики военного времени.

В конце 1943 г. в связи с конвейеризацией производства зародился почин московского бригадира Е. Г. Барышниковой «С меньшим числом рабочих - больше продукции». По ее примеру фронтовые бригады Новосибирска сокращали состав, не уменьшая выработку. В предмайском соревновании 1944 г. данный критерий использовался при оценке результатов участия юношеских коллективов в борьбе за право подписи рапорта И. В. Сталину52.

Значимым мероприятием стал Второй съезд рабочей молодежи Новосибирской области (17-18 июня 1944 г.), призывавший юношей и девушек создавать новые микрозаводские ячейки53. Прославившиеся на уровне региона бригады выдвигались кандидатами в победители всесоюзного соревнования. В июле 1944 г. в промышленности вооружения Новосибирска на эту позицию претендовал коллектив Лаврентия Виноградова. Его работники трижды завоевывали знамя заводского комитета ВЛКСМ. Бригадир был награжден орденом Трудового Красного Знамени,

52 Советская Сибирь. 1944. 1-30 апреля.

53 Советская Сибирь. 1944. 20 июня.

грамотами дирекции предприятия, областных и городских органов власти54.

Профессиональные успехи передовых бригад помогали военным заводам добиваться первенства во внутриотраслевом состязании в масштабах всей страны. Все это позволило И. В. Сталину в докладе 6 ноября 1944 г. отметить, что молодежь проявила «доблесть и геройство на фронте труда»55. Юные труженики оценивались главой СССР в качестве одной из ключевых групп советского народа-героя, одержавшего экономическую победу над врагом.

С приближением победного финала войны получила распространение инициатива уральского стахановца Е. П. Агар-кова по объединению смежных цеховых участков и бригад. Зимой-весной 1945 г. «агарковский метод» широко внедрялся на предприятиях Новосибирска56. Данная пропагандистская акция вылилась в последнюю кампанию по повышению производительности труда с участием «фронтовых бригад».

К этому времени на пьедестал производственной славы поднялись молодые бригадиры Феликс Немировский, Лаврентий Виноградов, Оксана Власюк, Александра Калинкина, Владимир Великий, Петр Свириденко, Леонид Голендаев, Нелли Рузис, Мария Кобзева, Ефим Раппопорт и другие. Благодаря их коллективам заводы № 69 (им. В. И. Ленина), № 153 (им. В. П. Чкалова), № 564 (завод «Точмаш»), комбинат № 179 («Сибметаллстрой») многократно получали знамена ГКО и ЦК ВКП(б), награждались орденами. Паритетное сочетание индивидуальной и коллективной героики давало возможность решать в тесной связке коммуникативные, технологические, кадровые проблемы и добиваться результативной отдачи от военной индустрии.

В целом к концу военного времени социально-трудовая ситуация в новосибирском оборонпроме заметно улучшилась. На 1 января 1943 г. в составе рабочей молодежи предприятий Новосибирской области процент стахановцев и ударников равнялся 18,9%, на 17 июня 1944 г. - 65,7%, в том числе двухсотников

54 ГАНО. Ф. П-190. Оп. 2. Д. 811. Л. 3.

55 Правда. 1944. 6 ноября.

56 Советская Сибирь. 1945. 9, 10, 13, 16, 17, 31 января; 11, 18 февраля.

и многосотников - 1,2 и 25,0 %57. В начале 1943 г. в молодежных бригадах было занято 2-3% юных производственников, 1944-го -13%, 1945-го - 35-40%58.

Рост влияния моральных стимулов на оборонщиков был обусловлен не только формированием культа героев тыла, но и некоторым повышением роли материального вознаграждения. Этому способствовало снижение рыночных цен, начавшееся в 1944 г., хотя его позитивное воздействие на зарплату ослаблялось непрерывным ростом военного налога и госзаймов, а также небольшой долей стимулирующих надбавок в фонде оплаты труда. Так, на заводе № 617 удельный вес премий в ФОТ за 1944 г. составлял 3,3%59. В данной ситуации важным бонусом становились прибавки продовольственного снабжения. В 1944 г. столовые комбината «Сибметаллстрой» в качестве дополнительного питания выдали 4265,7 тыс. блюд и 1658,6 тыс. стограммовых порций хлеба60.

Конечно, этих мер было недостаточно, чтобы полностью справиться с проблемой трудового «дезертирства». В 1944 г. предприятия Новосибирска самовольно покинули 10,2 тыс. чел. [Савицкий, 2005. С. 322]. Тем не менее это количество дисциплинарных проступков вдвое меньше, чем в 1943 г. И данное сокращение произошло на фоне беспримерного роста производственного энтузиазма в завершающий период войны. Так, на 1 января 1945 г. в Новосибирской области 1957 молодежных бригад выполняли задания на 100-150%, 859 бригад - на 150-200, 538 бригад - на 200-300, 148 бригад - свыше 300%61. На этом фоне оборонная промышленность Новосибирска в целом справлялась с выполнением заказов фронта62. То есть высокие процентные показатели выработки, как правило, отражали реальную производительность, что свидетельствовало об успешной реализации тружениками тыла заявленных патриотических починов.

57 ГАНО. Ф. П-190. Оп. 2. Д. 962. Л. 87.

58 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 8. Д. 175. Л. 10.

59 ГАНО. Ф. Р-1750. Оп. 1. Д. 10. Л. 22.

60 ГАНО. Ф. Р-1686. Оп. 1. Д. 26. Л. 10, 11.

61 ГАНО. Ф. П-190. Оп. 2. Д. 946. Л. 76.

62 К концу 1944 г. оборонная промышленность Новосибирска выполнила годовой план на 101,1% - подсчитано по данным исследования [Савицкий, 2005. С. 412-413].

Итоги реализации «прометеевской» стратегии: повышение экономического эффекта. Поступательный подъем патриотических настроений трудящихся стал действенным рычагом повышения экономического эффекта в «оборонке». В 1942 г. в Новосибирске по сравнению с предыдущим годом среднемесячная выработка одного авиастроителя увеличилась на 40,2%, в 1943 г. - на 48,3%, 1944 г. - на 41,0%. В 19431944 гг. у боеприпасников указанный индикатор хозяйственной эффективности составил соответственно 24,6 и 34,5%. В 1943 г. производственная отдача от каждого рабочего новосибирского военпрома возросла в среднем на 32,2%, в 1944 г. - 31,5%63. Динамика роста этих показателей превышала подъем производительности труда на всесоюзном уровне64. К концу войны выработка в авиапроме и промышленности боеприпасов Новосибирска стала выше, чем ее средний уровень в данных отраслях советского ВПК.

Одной из причин такого рывка стало стремление основной массы работников к перевыполнению норм выработки. Наиболее весомый вклад в ее наращивание вносили стахановцы и «фронтовые бригады», получавшие денежные и натуральные премии. В 1942 г. - первом полугодии 1945 г. на оборонных заводах Новосибирска было подано 30325 рационализаторских предложений, из них реализовано - 12776 (42,1%). Общая экономия от внедренных новаций достигла 329,7 млн руб. [Савицкий, 2005. С. 421]. Благодаря этому с 1943 г. до середины 1945 г. большинство предприятий крупнейшего оборонно-промышленного центра Сибири выполняло и перевыполняло годовые планы по производству вооружения и боеприпасов.

Выводы

В годы Великой Отечественной войны в оборонной индустрии Сибирского региона была реализована стратегия «Выше производительность - выше слава», нацеленная на усиление трудовой мотивации рабочих за счет применения моральных

63 Подсчитано по данным исследования [Савицкий, 2005. С. 415-416].

64 В 1942 г. прирост выработки на одного авиастроителя в СССР составил 30,0%, боеприпасника - 51,8%, 1943 г. - 15,9 и 20,7%, 1944 г. - 9,5 и 13,9% - Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 8044. Оп. 1. Д. 2976. Л. 36; Ф. 7678. Оп. 7. Д. 74. Л. 210-211.

стимулов. В первой половине 1940-х гг. данный феномен как институциональное сочетание индустриального модерна и архетипа героя достиг исторического максимума в ходе развития новых военно-промышленных центров в восточных регионах СССР. В этот период основным инструментом побуждения к интенсивной занятости стали информационно-пропагандистские технологии, внедрявшие в массовое сознание работников тыла стереотипы героического труда.

Анализ указанных процессов на уровне одного из крупнейших городов Сибири показал, что культ творческой стахановской работы в оборонном комплексе формировался посредством соревнования, служившего механизмом комбинирования широкого круга коммуникативных практик. Совокупность устных и письменных сообщений, цифровых показателей, наглядных образов и наградных атрибутов позволяла партийным и комсомольским комитетам военных заводов транслировать преимущественно в среду рабочей молодежи сверхактуальный призыв к патриотической сознательности. Его значение особенно возросло в результате ювенального поворота в сфере агитпропа, совпавшего с технической модернизацией производства. Усилению эмоциональной компоненты идеологического символизма способствовали законодательно установленные практики натурального вознаграждения передовиков, без которого героическая мотивация труда была обречена на быстрое затухание. Так же как и при отсутствии информационно-пропагандистского сопровождения материальное поощрение оказалось бы абсолютно безрезультативным, поскольку в условиях военного времени рабочие балансировали на грани физического выживания.

Благодаря указанным процессам сформированные заводские коллективы, несмотря на распространенность в них нарушений труддисциплины, все активнее реагировали на моральное стимулирование. В этих условиях «прометеевская» стратегия стимулирования обеспечила безусловный экономический эффект, приблизив победу СССР над нацистской Германией. На фоне общих успехов труженики Новосибирска работали более результативно, что дает возможность считать этот сибирский город одним из мощных «драйверов» советской военной экономики 1941-1945 гг. Это стало возможным благодаря эффективной

реализации системы стимулов и плодотворной работе идеологов и организаторов «трудового фронта».

Литература

Букин С. С. Завод «Искра» в годы Великой Отечественной войны. Исторический очерк и воспоминания ветеранов. Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2001. 111 с.

Зотова Т. В., Стеклова О. Е. Моральное стимулирование труда // Вестник УлГТУ 2012. № 3. С. 71-73.

Савицкий И. М. Важнейший арсенал Сибири: Развитие оборонной промышленности Новосибирска в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 449 с.

Статья поступила 12.01.2022 Статья принята к публикации 26.01.2022

Для цитирования: Романов Р.Е. Реализация прометеевской стратегии стимулирования труда рабочих в сибирском военпроме (1941-1945 гг.) // ЭКО. 2022. № 5. С. 157-177. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2022-5-157-177

Summary

Romanov, R.E., Cand. Sci. (Historical), Institute of History SB RAS, Novosibirsk

Implementation of the Prometheus Strategy for Stimulating Workers' Labor in the Siberian Military Industry (1941-1945)

Abstract. The paper analyzes the historical experience of applying the strategy "Higher Productivity - Higher Glory" in the sphere of moral stimulation of defense industry workers in Siberia during the Great Patriotic War. Its socio-cultural preconditions were rooted in the synthesis of industrial modernity and the archetype of the hero, embodied in the original image of Prometheus. In the first half of the 1940s the Promethean strategy was successfully adapted to the task of creating and developing large military-industrial centers in the eastern regions of the USSR. The tool for its implementation was agitprop technology, which served as a mechanism of labor communication in the new factory teams of defense workers, which had a predominantly youth composition. These technologies were embodied in the form of campaigns to increase labor productivity through the formation of a heroic cult of two-hundred-workers, thousand-workers, participants in the All-Union competition, front-line brigades and their leaders. The approach taken ensured an economic effect that made the USSR's victory over Nazi Germany unconditional. Such a high result was achieved due to the fact that the bulk of production workers were morally motivated to increase production of arms and ammunition.

Keywords: Great Patriotic War; Siberia; defense industry; workers; labor incentives; Prometheus strategy

References

Bukin, S.S. (2001). The Iskra plant during the Great Patriotic War Historical essay and memoirs of veterans. Novosibirsk, Institut istoriy SO RAN. 111 p. (In Russ.).

Zotova, T.V., Steklova, O.E. (2012). Moral stimulation of labor. Vestnik UlGTU. No. 3. Pp. 71-73. (In Russ.).

Savitskii, I.M. (2005). The most important arsenal of Siberia: The development of the defense industry of Novosibirsk during the Great Patriotic War. Novosibirsk, izd-vo SO RAN. 449 p. (In Russ.).

For citation: Romanov, R.E. (2022). Implementation of the Prometheus Strategy for Stimulating Workers' Labor in the Siberian Military Industry (1941-1945). ECO. No. 5. Pp. 157-177. (In Russ.). DOI: 10.30680/EC00131-7652-2022-5-157-177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.