ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИД РОССИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ
Для цитирования: Кутинова Т.В. Особенности деятельности МИД России в социальных сетевых коммуникациях. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. №1, 2018. С. 75-83.
Автор: КУТИНОВА Т.В.
КУТИНОВА Татьяна Владимировна - магистрант направления Общественные связи и медиаполитика Института государственной службы и управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119606, г. Москва, просп. Вернадского, д. 84. E-mail: [email protected]
Аннотация. С 2011 г. в информационном направлении деятельности Министерства иностранных дел (МИД) России наблюдается наращивание усилий по вовлечению различных онлайн-аудиторий в дискуссию по актуальной международной тематике, информированию общественности о работе ведомства, а также активная работа по созданию и распространению мультимедийных публикаций в социальных сетях. Несмотря на достигнутые успехи и популярность официальных аккаунтов МИД России, высоко оцененных международными рейтинговыми агентствами, необходимо продолжать последовательные шаги в данной области для сохранения конкурентности в условиях информационной войны.
Ключевые слова: государственное управление, цифровая дипломатия, информационная война, внешняя политика, пресс-служба, социальные сети, новые медиа, мультимедиа.
Информационная работа является одним из важнейших направлений деятельности внешнеполитического ведомства России, которое не только сохраняет традиционные формы продвижения позиции нашей страны на международной арене, но и активно осваивает и развивает современные формы массовых коммуникаций, в том числе новых СМИ, и в частности социальных сетей.
Важно отметить, что на современном этапе традиционные формы информработы МИД России и загранучреждений невозможно представить без их сочетания с активным использованием социальных сетей. Этот ресурс применяется, в том числе, для распространения приглашений на информационно-разъяснительные мероприятия, проходящие в «оффлайн» пространстве - семинары, круглые столы, лекции, выставки, ярмарки, официальные приёмы, пресс-брифинги. Информирование и привлечение целевых аудиторий осуществляется в формате адресной или широкой рассылки. Зачастую этот ресурс используется как канал обращений граждан, запросов,
инструмент для установления деловых контактов при формировании базы данных журналистов и т.д. В то же время на этой площадке решаются ещё более важные задачи политического уровня, а именно разъяснения повестки дня международной тематики, поэтому данное явление называют цифровой дипломатией, а в российском контексте - "Ruplomacy" - "Russia" + "diplomacy". По оценке Brand Analytics в январе 2017, в российской аудитории Facebook зарегистрировано свыше 2 млн 265 тыс. активных авторов, написавших за отчётный период 1 сообщение и более, во ВКонтакте - более 26 млн30.
Об информационной работе в структуре МИД
Структурные подразделения МИД, специализирующиеся на информационном обеспечении министерства и российских загранучреждений (РЗУ) - это Департамент информации и печати (ДИП) и действующий в рамках департамента Пресс-центр МИД. Особую роль играет Директор ДИП, исполняющий также функции официального представителя ведомства.
В особый раздел официального сайта МИД вынесена информация о поддерживаемых аккаунтах в соцсетях: Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter, Youtube, Periscope, Storify, Flickr31. В соответствии с представленной информацией, более трёхсот РЗУ осуществляют информационную деятельность в нескольких социальных сетях (от 1 до 6) на нескольких языках.
Помимо аккаунтов Министерства, вниманию аудитории предлагаются ссылки на аккаунты руководства Министерства и важнейшие смежные подразделения: А.В. Яковенко32, Посол России в Великобритании; К.К. Долгов, Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права; М.В. Захарова33, Официальный представитель МИД России; Пресс-центр (технические вопросы деятельности иностранных корреспондентов в России)34, Консульский департамент35, Историко-документальный департамент, Департамент Ситуационно-кризисный центр.
Внимание к социальным сетям неслучайно: они давно перестали быть средством только бытового общения. Сегодня в англоязычном экспертном сообществе широко применяется термин "social media"- социальные медиа (вместо "social networks") [9], под которым понимают средства массовой
30 Статистика социальных сетей. Аналитика информационного поля бренда. [Электронный ресурс]. URL: https://br-analytics.ru/statistics/author?hub id=4&date=201712&country id=20&period type=month
31
Официальные аккаунты МИД РФ в социальных сетях. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ru/press service/social accounts
32
Официальный аккаунт А.В. Яковенко, Посла России в Великобритании в Twitter. [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/Amb Yakovenko
33
Официальный аккаунт М.В. Захаровой. В Facebook. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/maria.zakharova.167
34
Официальный аккаунт Пресс-центра МИД РФ в Twitter. [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/PC MID RF
35
Официальный аккаунт Консульского департамента МИД РФ в Facebook. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/kdmid/
коммуникации, в которых социальные группы, традиционно считавшимися целевой аудиторией, являются одновременно субъектом и объектом информационного воздействия. Каждый пользователь интернет, зарегистрированный на соответствующих онлайн-ресурсах, выступает в роли потребителя, соавтора и автора. Таким образом, можно говорить о новом этапе развития информационного общества, которое трансформируется из единой глобальной безбарьерной площадки в единый «ньюс рум» (новостная комната), где новости не только получают мгновенное распространение, но и в считанные минуты (точнее сказать, во временной отрезок от 30 секунд после опубликования) интерпретируются комментаторами, которые оказывают существенное влияние на конечное восприятие размещенного в открытом доступе материала [5]. Как в редакционной новостной комнате, информационный материал обсуждается, комментируется и коллективно интерпретируется в некий новый продукт.
Новые СМИ как орудие информационной войны
Учитывая популярность социальных медиа среди всех категорий активных пользователей сети интернет в России и за рубежом, включая высокопоставленных чиновников, политиков, представителей бизнес-элиты, общественных деятелей [6], платформы новых СМИ служат важной площадкой для разъяснения внешнеполитической линии ведущих мировых игроков. Такая работа осуществляется через аккаунты пресс-служб соответствующих ведомств в категории «общественных и государственных организаций», а также персональных регистрационных записей официальных представителей -споуксменов. Комментарии, распространяемые через эти онлайн-ресурсы, носят такой же официальный характер, как и комментарии по телефону или в интервью, и приводятся в традиционных СМИ - в прессе, на радио и по телевидению - в качестве новостных поводов.
Перемены в информационной политике МИД на современном этапе, связанные с активным применением соцсетей официальными учреждениями МИД в России (представительства министерства в регионах) и особенно за рубежом (посольства, постпредства и генеральные консульства), осуществляются под руководством М.В. Захаровой, с 10 августа 2015 г. по настоящее время занимающей должность Директора Департамента информации и печати (ДИП) МИД и возглавившая это направление на посту заместителя главы ДИП (с 2011 г.).
После объявления о назначении на руководящую должность высокопоставленная дипломат заявила: «За прошедшие годы было очень многое сделано Александром Лукашевичем, который возглавлял департамент и принес много нового, свежего, давно назревшего. Этот бесценный опыт должен быть сохранен, приумножен и развит» [10]. Вместе с тем к этому моменту личный аккаунт М.В. Захаровой, выдержанный в новаторской для сотрудников МИД риторике неклишированного, живого современного языка, приобрел
значительную популярность у российских интернет-пользователей, ряда зарубежных коллег и многих политических оппонентов.
Новшества в информационном поле, привнесенные в соответствии с законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (одобрен Советом Федерации 6 июля 2011 г.) [1], были призваны привести работу министерства в соответствие с информационными запросами современного общества. Протокольные традиции, бережно сохраняемые внешнеполитическими ведомствами во всем мире, остаются неотъемлемой составляющей дипломатического диалога, не накладывающей ограничения и не противоречащей проникновению новых технологий и новых средств коммуникации [2]. Значимость формализованных информационных источников при этом не снижается.
Основными факторами использования новых СМИ в таких традиционных стратегических областях, как международная деятельность, являются оперативность и мультимедийная составляющая [3]. Кроме того, в авторских публикациях индивидуального характера реализуется возможность дополнения и уточнения официальной реакции государственных представителей на высшем уровне, а также вовлечение новой аудитории - широкой общественности. «Это не вопрос иного стиля, это вопрос расширения диапазона информационной работы — просто мы поняли, что есть разная аудитория и каждая предполагает свой стиль общения», - комментировала М.В. Захарова вопросы журналистов [8]. Именно такая «человеческая реакция», а не протокольные клише («МИД озабочен», «мы осуждаем», «глубоко разочарованы» и т.д.) привлекла пользователей Рунета в публикациях М.В. Захаровой в сети Facebook. Глубоко эмоциональные сообщения официального представителя МИД России, призванные освещать дипломатическую деятельность и информировать общественность о работе ведомства, находят живой отклик, соучастие и поддержку наших граждан, соотечественников, проживающих за рубежом и других русскоязычных и англоязычных интернет-пользователей.
Среди основных особенностей публикаций публикаций в социальных сетях Facebook и Twitter можно обозначить следующие:
1) ссылки на официальные материалы, размещенные на сайте www.mid.ru - комментарии Министра С.В. Лаврова, МИД, ДИП, интервью Министра, сообщения о состоявшихся встречах, визитах, заседаниях, совместные заявления, подписанные документы и т.п.;
2) комментарии на заявления зарубежных политиков, чиновников, экспертов, касающиеся российской позиции - в первую очередь, опровержения - проект «Бюллетень о событиях на Украине/в Сирии»
3) помимо "Realpolitik", важную роль во внешней политике играет "soft power", т.е. «мягкая сила» - публикации о культурно-информационных мероприятиях в России и за рубежом;
4) отчёты РЗУ о прошедших мероприятиях на местах - политического и информационного характера;
5) важнейшие сообщения для российских граждан, находящихся за рубежом;
6) развлекательно-просветительская составляющая - например, проект В1р1оРИо1:о (еженедельный фотоконкурс среди дипломатических сотрудников);
7) акцент на медийной составляющей - фото, видео (в том числе через УоиШЬе), инфографика.
Важным фактором также является распространение информации на нескольких иностранных языках - международных (русский, английский, французский, испанский) и региональных (хинди). Основными являются русский и английский языки.
Интересно, что столь серьёзные изменения в информационной политике Министерства иностранных дел России произошли под руководством женщины дипломата, хотя ранее эту высокую и ответственную должность занимали исключительно мужчины. На сопоставимых по значимости постах из представительниц женского пола работали только А.М. Коллонтай (первая в мире женщина-посол) и В.И. Матвиенко. Причём назначение М.В. Захаровой, как и в этих двух случаях, было продиктовано профессиональными качествами, наработанным опытом и логикой постепенного карьерного роста, а не стремлением руководства министерства к формальному установлению гендерного баланса во властных структурах, как это происходит в некоторых зарубежных странах.
К моменту постановки задачи по обеспечению продвижения внешнеполитических интересов России в социальных сетях конкретной стратегии и инструкций не существовало. М.В. Захарова комментировала в интервью: «Пара недель ушла на продумывание концепции, и вот мы появились в «Твиттере» с двумя официальными аккаунтами министерства — русским и английским. Потом постепенно начали создавать корпоративную сеть таких аккаунтов для наших посольств, вышли в Facebook, Flickr и YouTube. В 2015 году в Санкт-Петербурге министр лично принял участие в церемонии запуска мидовской страницы в «ВКонтакте».
Реальные успехи цифровой дипломатии
Один из предшественников М.В. Захаровой, ныне Посол России в Великобритании А.В. Яковенко36 являет собой пример высокопоставленного дипломата, активно применяющего в зарубежной практике всю палитру возможностей социальных сетей. По его словам, «анонимность - это один из рисков цифровой дипломатии»: «...Вы можете выбрать себе любое имя, адрес или даже агрессивно вести себя по отношению к кому-либо. Но это не пример
36 Посольство Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. [Электронный ресурс]. URL: https://rus.rusemb.org.uk/ambassador
для подражания для тех, кто занимается публичной дипломатией. Наше сообщение должно быть четким» [4]. Такая позиция руководства МИД Россия позволила нашей стране лидировать в мировых рейтингов стран, осуществляющих работу в области цифровой дипломатии, причём «на продвижение в соцсетях не тратится ни копейки народных денег, все делается только за счет перераспределения работы и поиска новых ходов» [3].
Таблица 1. Открытые статистические данные об официальных аккаунтах
МИД РФ
Адрес страницы (язык) Общее количество отметок «Нравится»
https://www.facebook.com/pg/MIDRussia 372 045
https://twitter.com/mfa russia 173 000
https://twitter.com/MID ЯР 1 270 000
https://www.facebook.com/maria.zakharova.167 254 156
https://twitter.com/Amb Yakovenko 18 500
Выводы
На сегодняшний день российское внешнеполитическое ведомство достигло существенных результатов в информационной работе. Россия - один из мировых лидеров в использовании инструментов цифровой дипломатии. Наращивание работы в данном направлении позволяет решать следующие задачи:
• повышает эффективность МИД РФ;
• повышает продуктивность информационно-разъяснительной работы, вовлекая новые социальные группы и повышая их гражданскую активность, в том числе молодежи;
• расширяет возможности по продвижению российских интересов в зарубежных странах, способствует консолидации проживающих за рубежом соотечественников;
• сопровождает и усиливает внешнеполитические процессы с участием России, в том числе по урегулированию ситуации в зонах конфликта.
Представляется целесообразным продолжать реализовывать имеющийся потенциал в информационном поле, развивая действующие и создавая новые страницы РЗУ, которые в перспективе могут претендовать на роль полноценных масс медиа, предоставляющих информацию о России в соответствии со спецификой страны пребывания.
Источники
1. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12187858/#ixzz4Q7RpLbuL (дата обращения: 15.01.2018).
2. Мельникова О.А. (2015). Основные задачи информационного обеспечения внешнеполитической деятельности. // Вестник МГИМО Университета. Москва. С. 93-100.
3. Марчуков А.Н. (2014). Публичная дипломатия 2.0 как инструмент внешнеполитической деятельности. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. № 4 (28). С.104-113
4. Пермякова Л. Цифровая дипломатия: направления работы, риски и инструменты. // Российский совет по международным делам. [Электронный ресурс]. - URL: http://russiancouncil.ru/inner/7id 4=862#top-content (дата обращения: 15.01.2018).
5. Шарков Ф.И. (2012). Коммуникология. Социология массовой коммуникации. Учебное пособия. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко».
6. Шарков Ф.И. (2012). Паблик рилейшнз. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко».
7. Obar J.A., Wildman S. (2015). Social media definition and the governance challenge: An introduction to the special issue. // Telecommunications policy. No. 39(9). C.745-750. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm7abstract id=2647377 (дата обращения: 15.11.2016).
8. МИД РФ: Захарова Мария Владимировна назначена директором Департамента информации и печати. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. mid. ru/activity/shots/new appointments/-
/asset publisher/2TDCzbl45VHK/content/id/1648179 (дата обращения: 15.01.2018).
9. Официальным представителем МИД РФ стала Мария Захарова -[Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/politika/2176823 (дата обращения: 15.01.2018).
10. Захарова о работе МИД в соцсетях: время "выражать озабоченность" прошло. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/society/20160518/1435809409.html (дата обращения: 15.01.2018).
MINISTRY OF FOREIGN AFFAIRS: SOCIAL MEDIA COMMUNICATIONS
For citation: Kutinova T.V. Ministry of Foreign Affairs: Social Media Communications. Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No.1. 2018. P. 75-83.
Author: KUTINOVA T.V.
KUTINOVA Tatiana V., graduate student of the Department of Public Relations and Mediapolicy, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: [email protected].
Abstract. Since the year of 2011, Press Service of the Russian Ministry of Foreign Affairs has been increasing its efforts to engage different audiences in the online discussions on topical international issues, spread awareness about the work of the MFA, as well as create and distribute multimedia publications in social networks. Despite the achieved success in this area which has been recognized and highly appreciated by the international rating agencies, it is essential to keep going on the same track to guarantee competitiveness in the circumstances of the ongoing information wars.
Key words: diplomacy, public administration, information wars, foreign affairs, press service, social networks, new media, multimedia.
References
1. Federal Law No. 200-FZ of July 11, 2011 "On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Adoption of the Federal Law on Information, Information Technologies and Information Protection" (with changes and additions). [Electronic resource]. Access mode: http://base.garant.ru/12187858/#ixzz4Q7RpLbuL. (accessed 15.01.2018). (In Rus.).
2. Melnikova O.A. (2015). Main tasks of Foreign Policy Information Support. In: MGIMO University Bulletin. Moscow. P. 93-100. (In Rus.).
3. Marchuk A.N. (2014). Public Diplomacy 2.0 as an Instrument of Foreign Policy. In: Bulletin of Volgograd State University. Vol. 4. No. 4(28). P. 104-113. (In Rus.).
4. Permyakova L. Digital Diplomacy: directions of work, risks and tools. In: Russian Council for International Affairs. [Electronic resource]. Access mode: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=862#top-content. (accessed 15.01. 2018). (In Rus.).
5. Sharkov F.I. (2012). Communicology. Sociology of Mass Communication. Textbook. Moscow: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and Co." (In Rus.).
6. Sharkov F.I. (2012). Public relations. Moscow: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and Co." (In Rus.).
7. Obar J.A., Wildman S. (2015). Social Media Definition and the Governance Challenge: An introduction to the Special Issue. In: Telecommunications policy. No. 39 (9). P.745-750. [Electronic resourse]. Access mode: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2647377. (accessed:
15.11.2016).
8. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation: Maria Vladimirovna Zakharova was Appointed Director of the Information and Press Department. [Electronic resource]. Access mode: http://www.mid.ru/activity/shots/new appointments/-/asset publisher/2TDCzbl45VHK/content/id/1648179 (accessed: 15.01.2018). (In Rus.).
9. Maria Zakharova Became the Official Representative of the Russian Foreign Affairs Ministry. [Electronic resource]. Access mode: http://tass.ru/politika/2176823. (accessed: 15/01/2013). (In Rus.).
10. Zakharova on the Foreign Ministry Work in Social Networks: The Time to "Express Concern" has Passed. [Electronic resource]. Access mode: https://ria.ru/society/20160518/1435809409.html. (accessed: 15.01.2018). (In Rus.).
THE ROLE OF MASS MEDIA IN THE COVERAGE OF "NEW" ECOLOGICAL CATASTROPHES: NARRATIVES AND RISKS
For citation: Perova A.E. The Role of Mass Media in the Coverage of "New" Ecological Catastrophes: Narratives and Risks. In: Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No.1. 2018. P. 83-93.
Author: PEROVA A.E.
PEROVA Anastasiia E., PhD student at the Department of Sociology, Faculty of International Journalism, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Address: 119454, Moscow, Vernadskogo Av., 76. E-mail: [email protected].
Abstract. The article presents a sociological analysis of the representation in the mass media of manifestations and consequences of the "new" catastrophism, as well as its narratives. Among the examples of this phenomenon one could name global warming, extreme weather events, "dead" soil and water, the depletion of planet resources, highly mobile diseases, etc. The term "neocatastrophism", which was introduced by British sociologist J. Urry, is relatively recent for sociology and not too common. In the recent years, however, a lot of major sociologists have started to reflect upon the issues of the relationship between the society and nature and a drastic change in it.
The article presents an analysis of the role that the mass media play as the sources of information about "new" catastrophes. The latter are not just an attractive image in its epicism and immensity for an average man, and for the media. The mediated disaster narrative sometimes is used for political purposes; it is also socially significant in a way that it instills fear and connects people all over the world with a sense of