Научная статья на тему 'Особенности деятельности МЧС России по организации реагирования на чрезвычайные ситуации за рубежом '

Особенности деятельности МЧС России по организации реагирования на чрезвычайные ситуации за рубежом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
346
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности МЧС России по организации реагирования на чрезвычайные ситуации за рубежом »

Особенности деятельности МЧС России

по организации реагирования на чрезвычайные ситуации

за рубежом

Шимон Н. С., Буданов С. А.,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят жизни тысяч людей, причиняют огромный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось и развивалось годами.

На территории большинства стран сохраняется высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

Проблема носит международный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, своевременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению защиты населения, территорий и окружающей среды, уменьшению материального ущерба. В связи с этим защита населения и территорий от всевозможных опасностей военного и мирного времени стали сегодня новой общечеловеческой задачей.

В соответствии с п. 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий одной из основных задач МЧС России является осуществление деятельности по экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации [6].

Под оперативным реагированием на чрезвычайную ситуацию на территории Российской Федерации понимается осуществление взаимосвязанных действий органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по незамедлительному получению информации о факте возникновения чрезвычайных ситуаций, своевременному оповещению о них населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующими силами и средствами [2].

Перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1007[5].

Оперативное реагирование на чрезвычайную ситуацию за рубежом начинается с момента принятия руководством Российской Федерации решений об оказании гуманитарной помощи и содействия в ликвидации чрезвычайной си-

туации (последствий), возникшей на территории иностранного государства, а также для организации в этих целях мероприятий по доставке грузов гуманитарной помощи, эвакуации российских граждан, работе аэромобильного госпиталя, тушению природных пожаров и проведению поисково-спасательных работ с привлечением сил и средств МЧС России.

В целях совершенствования деятельности МЧС России по организации реагирования на чрезвычайные ситуации за рубежом, включая проведение международных гуманитарных операций и эвакуацию российских граждан из-за рубежа, Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 4 декабря 2012 г. подписан соответствующий Приказ № 739 «О совершенствовании организации оперативного реагирования сил и средств МЧС России на чрезвычайные ситуации за рубежом», которым определено, что группировку сил МЧС России за рубежом возглавляет заместитель Министра или представитель центрального аппарата МЧС России, специально назначенный для этих целей, при непосредственном участии заместителей директоров департаментов международной деятельности, пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, гражданской защиты, заместителей начальников управлений информации, медико-психологического обеспечения, начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях.

Особое место в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за рубежом, по нашему мнению, занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд, поисково-спасательные службы, Центр специального назначения, авиацию МЧС России.

Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд является основным подразделением экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района чрезвычайной ситуации, а также для доставки гуманитарных грузов. Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием, включая малогабаритные спасательные вертолеты, а также аэромобильный госпиталь.

Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации; оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан. Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием, включая высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, пневмодомкраты, акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные — для поиска в снежных лавинах, телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение.

Центр специального назначения предназначен для работы в особых условиях, когда чрезвычайные ситуации отличаются особой спецификой, а их лик-

видация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т. д. Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой. Личный состав Центра специального назначения принимал участие в гуманитарных операциях на территории Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах чрезвычайных ситуаций и в «горячих точках», а также участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении чрезвычайных ситуаций. Авиация МЧС России предназначена для проведения авиационно-спасательных операций; осуществления специальных авиационных работ; обеспечения управления и связи; осуществления воздушных перевозок; эвакуации пострадавшего населения; вывоза уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставки сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.

Порядок организации работ по чрезвычайному гуманитарному реагированию за рубежом, типовая форма приказа МЧС России о проведении мероприятий по чрезвычайному гуманитарному реагированию за рубежом, алгоритм выполнения мероприятий по организации реагирования на ЧС за рубежом и алгоритм выполнения мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам утверждены Приказом МЧС России от 4 декабря 2012 г. № 739 (приложения № № 1-4 соответственно).

Получая и накапливая опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций за рубежом, начиная с организации оперативного реагирования сил и средств МЧС России на них, учитывая оснащение аналогичных служб развитых зарубежных стран, необходимо более эффективно проводить работу по созданию новейших образцов техники для проведения спасательных работ, а также созданию новых и развитию уже имеющихся подразделений в системе МЧС России.

Библиографический список

1. Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций: Утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28 мая 2010 г. № 4. - М.: МЧС России, 2010.

2. Словарь терминов МЧС. - М., 2010.

3. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / Под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. - М.: Флайст, Информационно-издательский центр «Геополитика», 2001.

4. Приказ МЧС России от 4 декабря 2012 г. № 739 «О совершенствовании

организации оперативного реагирования сил и средств МЧС России на чрезвычайные ситуации за рубежом».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 46 - Ст. 5949.

6. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 28. -Ст. 2882.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.