Научная статья на тему 'Особенности детской журналистики России XYIII, XIXbb'

Особенности детской журналистики России XYIII, XIXbb Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1197
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Башурова Анастасия Михайловна

Рассмотрены основные закономерности развития детской журналистики России в указанный период. Акцент де лается только на тех особенностях, которые демонстрируют процесс изменения подхода к изданию печатного органа для детей: на цели издания; соотношении интересов издателя (редактора) и читательской аудитории. В качестве иллюстратраций выбраны газеты или журналы, наиболее ярко показывающие изменения в структуре издания, новаторство в подходе к изложению материалов, выбору тем, оформлению и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности детской журналистики России XYIII, XIXbb»

relajan/расслабмются. Главный семейный праздник у россиян - это Новый год, у испанцев - Рождество, Но россияне к семейным праздникам добавляют день рождения, юбилеи, годовщины, отмечают их по традиции с родственниками, что приносит радость. Для испанцев -это тоже радость, единение. Опора семьи - это муж, мужчина, надежность, поддержка в жизни, плечо, друзей. Soporte/ опора для испанцев обозначает apoyo/ поддержка, familia/ семья, familiar/ в семье, seguro/ надежный, seguridad/ уверенность. Итак, образ семьи в языковом сознании россиян ассоциируется, в первую очередь, с детьми, т.к. они - центр семьи в смысле продолжения рода, способствуют прочности семьи. Неотъемлемой частью образа семьи являются родственники, близкие. Главой семьи традиционно является муж, отец. Образ семьи характеризуется такими качествами, как

дружная, большая, счастливая, любимая. В семье ищут поддержки, опоры, уюта, тепла, понимания. Испанцы образ семьи связывают с любовью, нежностью, на основе которых она должна строиться, с единением, с домом, домашним очагом. Важной составляющей образа семьи испанцы считают удобства, спокойствие, уверенность, благосостояние. Главой семьи, по мнению испанцев, также должен быть отец.

Таким образом, по результатам полученных данных можно сказать, что образы семьи и государства в языковом сознании носителей русского и испанского языков имеют сходства, но они, безусловно, имеют и этнокультурную специфику.

Статья принята к публикации 12.01.07

А.М.Башурова

Особенности детской журналистики России XY111, XIXbb.

В современных условиях развития средств массовой информации России детская журналистика занимает важное место и является во многом самостоятельным особым видом деятельности. Детскую журналистику по праву называют самой сложной и ответственной. Это связано со многими факторами, например, журналистика для детей и юношества является важным элементом системы воспитания, она призвана приобщать подрастающее поколение к духовному потенциалу общества, является каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и средством коммуникации для самих детей.

На современном этапе детские СМИ - самостоятельное звено общей системы СМИ, включающее в себя печатную, теле- радиопродукцию, информационные агентства. Количественно она представлены достаточно широко4, но парадокс, существует устойчивое мнение о том, что детской журналистики в России нет или детская журналистика России развита очень плохо.

Почему это происходит?

Мы можем говорить и о довольно богатых традициях, и о широком спектре современных детских СМИ, но, вероятно, не можем говорить об удовлетворении потребностей аудитории.

Детская журналистика должна удовлетворять запросы совершенно разных (полярных) читательских групп: детей и взрослых. И те, и другие будут предъявлять к ней свои особые требования. Так, например, для

4 Ср: 1986 - в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов; 1998 - 200 детских и юношеских газет и 300 журналов (По: Система средств массовой информации России/ Под ред. Я.Н. Засур-ского. - М., 2001. - С. 149.)_

ребенка или подростка актуальным является получение интересной, занимательной для него информации; тогда как для взрослого - получение полезной, познавательной для ребенка информации.

Выполнение требований (совмещение интересов) и ребенка, и взрослого является наиболее сложным для журналиста, особенно в современном обществе (при массовом развитии теле- и интернеткоммуникаций).

Как говорилось выше, детская журналистика в России имеет богатые традиции, Поэтому, на наш взгляд, необходимым является обращение к закономерностям исторического развития этой группы СМИ, чтобы проследить, в какой степени журналисты (издатели) учитывали интересы аудитории.

В России первым журналом для детей был журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785 -1789). Основателем был Н.И. Новиков, он ставил перед собой следующие задачи: способствовать изучению родного языка, литературы, отечественных истории и географии; закладывать основы русской детской литературы; формировать мировоззрение «добрых граждан» России; распространять идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались оригинальные и переводные художественные произведения, повести, басни, сказки, пословицы, изречения, разговоры, анекдоты, научно-популярные очерки и статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки.

Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные номера «Детского чтения» пере-печатывались в виде книжек и успешно продавались. Но

150

ВЕСТНИК ИрГГУ №1 (29) 2007

он был первым и единственным журналом для детей в ХУШ веке, после Новикова детские журналы будут выходить только в XIX веке.

Детские журналы этого периода, особенно первой половины века, выходили в довольно сложных условиях: малое количество книг для детей; подавляющее большинство детей России не умело читать.

Поэтому детские журналы выходили скорее для взрослых, в помощь родителям при воспитании ребенка.

Издатель журнала «Новое детское чтение» Сергей Глинка писал: «Мы предлагаем в детских книгах не то, что может быть понятно детям при первом чтении, но то, что делается им вразумительным при объяснении тех, которых каждое слово и каждое изречение запечатлеваются в уме и в душе силою вещания внимательной и заботливой любви. А сия убедительность принадлежит отцам и матерям»5.

Содержание первых журналов было похожим: в них как правило, были просветительские и литературные материалы.

Любопытные издания выходят во второй половине XIX века, журналы стараются приобретать особые черты.

«Семейные вечера» (1864 - 1884), редактор -писательница М,Ростовская. В журнале публиковалось много переводной литературы, например, произведения Шекспира, Андерсена, Бичер Стоу, Гофмана, братьев Гримм.

иБиблиотека для чтения» (1843-1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д.А.Валуев, Основные материалы журнала были посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как редактор считал, что для юных читателей главное состоит «в добротности статей, составляющих журнал»6.

В 1847 году редактором журнала стал профессор П.Г. Редкий. В 1847 - 1849 годах журнал выходит под названием «Новая детская библиотекой, П, Г. Редкий заложил основы серьезного научного просветительства. В журнале помещались познавательные очерки «О Дуне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», рядом печатались первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», переложение Нестеровой летописи («Повести временных лет»).

Конец 50-х - начало 60-х годов XIX можно назвать эпохой расцвета детской журналистики. Одна из основных причин - обращение к более широкому числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования.

В лучших журналах того времени публикуются известные русские прозаики и поэты, ученые и педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Все

5 Глинка С. Новое детское чтение. - М., 1922.

Валуев Д.А. Воспоминания редактора. - М„ 1949.

это способствует становлению личности, прививает передовые для своего времени знания и взгляды.

«Новая детская библиотека». Содержание журнала было весьма разнообразно: рассказы о выдающихся людях, античных героях. Очерки о природе, о растениях и животных, повести и заметки на религиозные темы. Б. Федоров (издатель) стремился воспитать в подрастающем человеке религиозную веру, милосердие, любовь к ближнему, внимание к культуре поведения, быта. Журнал был иллюстрирован изящными малоформатными картинками, Федоров одним из первых оценил значение книжного рисунка для ребенка.

Федоров составил для детей альманахи «Детский Цветник» и «Детский павильон», где учитывались вкусы детей разного возраста. Альманахи предназначались для «семейного чтения», т. е. для чтения детей вместе со взрослыми. Любопытно содержание этих альманахов: в них присутствовали элементы смешного и серьезного, нравоучительные беседы и басни, небольшие пьесы и загадки, игры. В этих альманахах Б. Федоров первым обратился к пересказам отдельных эпизодов из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина.

Особый интерес представляли журналы А. О. Ишимовой «Звездочка» (1842—1863) и «Лучи» (1850 -1860). Оба журнала предназначались для девочек. А.О. Ишимова шла, можно сказать, непроторенными путями, особенно в области языка: она старалась приблизить слог своих произведений к разговорной речи, писала живо, образно, ярко и просто. Формы, в которые она облекала свои повествования, были оригинальны: беседа с читателем («История России...»), беседа детей с матерью («Маменькины уроки»). Так «дорожный журнал» позволял свободно рассказывать о том, что видит путешественник (картины природы, шедевры архитектуры), с чем он знакомится (обычаи и нравы народов). Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек в то время (религия, благоговение перед царем, семья).

Журнал «Калейдоскоп», Необычным был даже подзаголовок: «Еженедельная газета для русских детей среднего возраста».

С.П.Буряашева, редактор «Калейдоскопа», хорошо уловила веяния эпохи, Она решила сделать в детской журналистике то, что до нее никто не делал: приблизить свое издание к жизни, «осовременить» его, дать отклик на происходящие события, Одно только это обстоятельство предъявило непременное условие - выпускать журнал не раз в месяц, как обычно, а значительно чаще. Затем последовали и другие изменения: объем издания уменьшался, «упразднялись» некоторые жанры, привычные для альманаха, трансформировался облик журнала.

«Калейдоскоп» не публиковал на своих страницах больших литературных произведений. Любимым жанром стал очерк о народностях страны, о быте населения окраин России, Тщательно разрабатывался раздел хроники, который именовался то «Мозаика», то «Вестов-

щик», то «Новости и мелочи», Рассказ очевидца, указание местности, описание мелких подробностей - все это конкретизировало публикации. И в то же самое время требовало от автора определенных оценок, своего отношения к событиям. В публикациях на основе материала, взятого из жизни, проявлялись публицистические мотивы осмысления действительности,

«Калейдоскоп» знаменовал собой новые тенденции, наметившиеся в детской журналистике. Сам факт освоения иных типологических возможностей открывал определенные перспективы в периодике для юного читателя.

Столь бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей: научно-художественный и научно-популярный, А история отечества становилась ведущей темой детской литературы. И еще одна важная особенность этого периода: многие крупнейшие писатели стали творить специально

для детей или же создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.

Итак, первый журнал для детей появился еще в ХУШ веке. Его основатель Н.И. Новиков - просветитель, журналист, издатель, человек изменивший лицо отечественной журналистики, человек, использующий журналистику для решения острых социальных и культурных проблем общества. Дух просвещения, свойственный Новикову, присутствует и в детской журналистике,

В XIX веке, во многом благодаря заслугам Новикова, сохраняется стремление воспитывать, прививать через журналистику чувство прекрасного, стремление быть образованным, патриотизм. Детская журналистика XIX века сохранила лучшее от эпохи предшествующей и добавила новое, в том числе те прогрессивные веяния и стремления изменить жизнь, изменить страну, которые были свойственны прогрессивным взглядам эпохи.

Статья принята к публикации 19.10.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.