Научная статья на тему 'Развитие детской литературы и периодики второй половины XVII - первой половины xix вв'

Развитие детской литературы и периодики второй половины XVII - первой половины xix вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4926
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ / ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ / A CHILDREN''S MAGAZINE / ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / READING / READING BOOK / LITERARY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитина Екатерина Евгеньевна

В статье рассматриваются этапы развития детской литературы и периодики ХVII-первой половины ХIX веков в соответствии с тенденциями становления «всеобщей литературы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Children''s Literature and Periodicals of the Second Half of the XVII - First Half of the XIX Centuries

The stages of development of children's literature and periodicals at the turn of XVII-XVIII centuries in line with the tendencies of formation of “World Literature” are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие детской литературы и периодики второй половины XVII - первой половины xix вв»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕРИОДИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX вв.

В статье рассматриваются этапы развития детской литературы и периодики XVII-первой половины XIX веков в соответствии с тенденциями становления «всеобщей литературы».

В контексте современного образования проблема формирования читателя является предметом обсуждения лингвистов, литературоведов, психологов, педагогов. В современных учебно-методических комплексах наблюдается стремление авторов показать художественное произведение в историко-культурном контексте. Обратимся к некоторым аспектам развития литературы с целью определения содержательной и инновационной составляющей, характерной для каждого исторического этапа.

Основной задачей обучения учащихся в школах в рассматриваемый период считалось приобщение школьников к чтению. До XVII века учебной детской книги не существовало вообще, а те книги, которые были, предназначались для чтения и взрослыми, и детьми. Даже азбука не столько выполняла функцию учебника, сколько служила обычной книгой для чтения. В качестве учебной литературы рассматривались богословские книги (Требник и богословские сочинения в католических школах, Катехизис и Библия - в лютеранских, Часослов и Псалтырь - в православных).

Одной из наиболее известных детских

Е.Е. Никитина

Ключевые слова:

чтение, книга для чтения, детский журнал, литературное развитие.

учебных книг была книга Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». Коменский был одним из первых педагогов, который обратил внимание на особенности детского восприятия текста, на значение литературного текста для воспитания и развития детей. «Мир чувственных вещей в картинках» был переведен на все европейские языки и стал первым учебником для чтения детьми. Педагоги, используя учебное пособие Коменского, проводили с учащимися беседы по следам прочитанного. В данном пособии насчитывалось 150 картинок, каждая из которых сопровождалась текстом, то есть у ребенка постепенно формировался зрительный образ того предмета, о котором он прочитал. Все содержание книги было дифференцировано по разделам: «Бог», «Мир», «Стихи», «Полезные ископаемые», «Растения», «Животные», «Человек», «Промыслы», «Занятия человека», «Сведения о географии земного шара», «О человеческих добродетелях и пороках», «Сведения о формах общественной жизни и религиях».

Первая книга для детского чтения появилась во Франции в конце XVII века. В это время в Европе было распространено светское образование, что послужило причиной для возникновения рыцарских академий. Такие образовательные учреждения впервые появились во Франции и в Германии. В России чуть позже был открыт первый шляхетский корпус. Во Франции к числу светских образовательных учреждений присоединялся женский институт. В программу перечисленных учебных учреждений входило чтение произведений, которые были первоначально написаны для взрослых (в сокращенном виде они были рекомендованы для детей).

В XVIII веке большинство книг имели комментарий «т usum delphini», что означало «для пользования наследника», и были предназначены для детского чтения. Наиболее известными педагогами-писателями того времени были Лонн и Фенелон. Фенелон был одним из первых, кто заложил основы развития детского чтения. Его книга «Телемак», переведенная на русский язык Тредьяковским, была в XVIII веке самой распространенной среди книг для детского чтения. Сюжет заключается в следующем : Телемак, сын Одиссея, не дождавшись отца, отправляется путешествовать по миру со своим наставником Ментором. Главный герой под влиянием своего наставника знакомится с бытом и жизнью многих народов. Ментор, в свою очередь, наставляет своего ученика, как нужно поступать в тех или иных ситуациях. Все содержание книги построено в форме бесед, убеждений имеющих воспитательный характер. Именно такая форма бесед поучительного, воспитательного содержания стала для родителей и учителей преобладающей практически на целое столетие.

Особого внимания заслуживают направления развития детской литературы. В XVIII веке появилось ложноклассическое направление (или нравоучительно-аллегорическое), с которым связано создание первых оригинальных книг для детей. Одной из таких книг была сказка Императрицы Екатерины II «О царевиче Хлоре».

Издавались также басни, которые были нравоучительны по своему содержанию и раскрывали воспитательный потенциал эпического произведения.

Эпоха Просвещения поставила новые задачи в педагогической науке, а, следовательно, и в литературе. Содержание детских книг по-прежнему преподносилось в форме бесед, однако, на первый план стали выходить научные знания. В связи с этим стали появляться книги, которые содержали сведения из разных наук: естествознания, географии, астрономии, истории, математики и других.

Одним из наиболее известных педагогов эпохи Просвещения был Ж.-Ж. Руссо. Именно под его влиянием книга Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» была переделана немецким писателем Кампе из книги под названием «Робинзон» таким образом, чтобы ее смог прочесть ребенок ( изначально эта книга была написана не для детей). Помимо нравоучительности все детские книги для чтения XVIII века должны были быть занимательны по содержанию, что было возможно благодаря разным обработкам и адаптированным для детского читателя вариантам. То, что произошло с произведением Д. Дефо, произошло с произведениями Сервантеса «Дон Кихот» и Д. Свифта «Приключения Гулливера». Сокращение и переделывание их содержания сделало их занимательным и лишив при этом во многом художественной и философской ценности. Вот как пишет об этом Н.В. Чехов (составитель сборника «Детское чтение»): «Переделыватели Дон Кихота безжалостно откидывают все существенное, трогательное поучительное и оставляют один анекдот про чудака, который вообразил себя рыцарем и поехал искать приключений». Про путешествие Гулливера: в детскую книгу перешла в сущности только анекдотическая часть этого сочинения, и в этом виде из нее нельзя извлечь никакой идеи, никакой мысли».

Первая половина XIX века по праву считалась «временем застоя» для детского чтения и литературы. Во всех образовательных учреждениях (кадетские корпуса, гимназии, институты) преобладало чтение книг не на русском, а на французском языке. Этот факт послужил для распространения в России сентиментального - нравоучительного направления в детской литературе, в рамках которого особенно эффективной была деятельность

Сергея Глинки и Александры Ишимовой. Сергей Глинка издавал несколько лет журнал «Новое Детское чтение» , являясь последователем деятельности Новикова и Карамзина. Однако содержание журнала «Новое Детское чтение» не было интересным.

Большой популярностью пользовались сочинения Александры Ишимовой «Священная история» и «Рассказы по русской истории», которые были представлены в виде беседы воспитателей или родителей с детьми. С 1841 года Ишимова была главным редактором журнала для детей «Звездочка», который издавался в России 20 лет.

В 30-х годах XIX века очень продуктивной была деятельность Анны Зонтаг. Ее произведение «Священная история для детей» долгое время было образцом детской книги.

Позднее стали издаваться детские сборники и альманахи. Сборники включали в себя переводы, а также стихотворения и басни. Именно с этого времени басни являются очень распространенным жанром, приоритетом чтения, необходимым средством для воспитания детей. Особенно популярны и читаемы были басни Хемницера, Дмитриева, Крылова.

В конце 30-х - начале 40-х годов XIX века в литературе происходят коренные изменения. Эти изменения были связаны, прежде всего, с деятельностью Виссариона Григорьевича Белинского. Белинский имел очень большой авторитет в литературе, был автором рецензий на детскую литературу, контролировал списки книг, рекомендованных для детского чтения, в частности список книг «Новая библиотека для воспитания». Белинский был ярким противником сентиментализма и романтизма в литературе. Он считал, что, следуя по этим направлениям, литература становится фальшивой и искусственной. По его мнению , детская литература должна отказываться от устаревшего материала, от литературных форм и идей, отвергнутых «всеобщей литературой». Белинский один из первых начал составлять библиотеку из книг всеобщей литературы , рекомендованных для детского чтения (басни Крылова, произведения В.А. Жуковского, отрывки из произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» стихотворение «Зимний вечер», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и т.д.).

В конце 40-х годов XIX века стремительно стала развиваться литературная деятельность многих детских классиков. Таковыми были Алексей Разин, Петр Фурман.

Одной из первых книг Алексея Разина был «Мир Божий», рекомендованный для чтения учащимися воспитательных учебных заведений и соз-

данный при управлении военными образовательными учреждениями. Содержание этой книги представляло собой энциклопедические сведения из разных научных областей. Книга была написана доступным языком и просуществовала в нашей литературе 25 лет. Другое не менее известное произведение Разина называлось «Откуда пошла русская земля и как стала». Эта книга представляет собой цикл рассказов о русской истории, предназначенных для чтения детьми.

Литературная деятельность Петра Фурмана сильно критиковалась Белинским. Вот как пишет Белинский о его книге « Сын рыбака»: «Как бедно и жалко написана книжка. Первая половина ее - компиляция из прекрасной книги К. Полевого, а вторая - вялый мертвый набор слов». В книге Фурмана были представлены биографии известных общественных деятелей (Петра I, Меншикова, Потемкина, Суворова), имена которых встречались и упоминались в процессе обучения детей чтению.

Литературно-издательская деятельность Михаила Борисовича Чистякова началась в конце 40-х годов XIX века и продолжалась 50 лет. С 1851 года он начал издавать «Журнал для детей». Число написанных им книг велико, однако, большинство из них - это переделанные русские литературные образцы. Чистяков был автором детских сборников, в которые входили географические рассказы, путешествия по Азии, Америке, Австрии, а также рассказы из русской истории, беллетристика, рассказы с такими заголовками, как «Весна, Лето, Осень», «Радость и горе», «Корни и Плоды». Будучи инспектором Николаевского женского института в Петербурге, Чистяков стремился придавать своим произведениям воспитательное значение, что особенно ценилось в литературе тех лет.

Отличительной чертой развития детской литературы первой половины XIX века было значительное преобладание произведений, написанных на французском языке . Русским языком пользовались только при общении с прислугой, а в остальных случаях (преподавание и воспитание детей) пользовались, в основном, французским. В связи с этим многие французские книги были составлены русскими авторами. Так, например графиня Растопчина под фамилией графини Сегюр была среди таких авторов. Как ни странно, но первая половина XIX века была временем упадка именно для детской литературы, но в то же время расцветом для поэзии и художественной литературы.

Анализируя состояние и развитие детской литературы первой половины XIX века, можно сказать о том, что на ее развитие сильно влияли два факта: 1) детская литература всегда находилась под влиянием всеобщей литерату-

ры; 2) детская литература,в первую очередь, была средством для реализации педагогических идей и тиражирования накопленного педагогического опыта. Последний факт послужил основой для создания литературных произведений для чтения с учетом специфики сельской школы. Иными словами, задача детской литературы рассматривалась с позиции обучения крестьянских детей грамоте. Первый, кто увидел необходимость постановки такой задачи в обучении, был Л.Н. Толстой. Однако большинство писателей продолжали писать для детей, которые не обучались в народной школе.

Отечественные журналы для детей.

Особое направление в детской литературе составляют периодические издания. Слово «журнал» в переводе с французского - издание, которое имеет отношение к современности (Нечаев А. К вопросу о постановке отдела занятий в детских журналах // Пед. листок. - 1896 - №14; Рус. Шк. 1895. - №7-8).

В истории развития детской периодики можно выделить условно три направления:

1. Начало становления детской журналистики в России - конец XVIII века;

2. Упадок детской журналистики - начало XIX века - конец 50-х гг.;

3. Эпоха расцвета детской журналистики наступает в конце 50-х гг. XIX века.

Значительные изменения в развитии детской литературы происходили в связи с деятельностью многих общественных просветителей. В частности, к таким деятелям относился Николай Новиков. Изначально Новиков занимался переводами детских книг, позднее одним из первых в России стал заниматься издательским делом. С 1785 по 1789 год он издавал журнал «Детское чтение». Журнал выходил в виде приложения к Московским Ведомостям. Среди создателей этого журнала были А.А. Петров и Николай Карамзин. Первый номер журнала включал вступительную статью, в которой были изложены задачи детского чтения, а также цель создания самого журнала. В содержание этого журнала входили научно-популярные статьи, переводы, которые сопровождались нравоучительными, воспитательными выводами. Сегодня содержание журнала может показаться читателям устаревшим, неинтересным, однако, это издание, адресованное детям, просуществовало очень долго и воспитало не одно поколение.

Через 60 лет после появления журнала «Детское чтение» Виссарион Белинский, рецензируя книги для детей, писал: «Бедные дети! Мы были

счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова». Среди авторов, которые писали для детей, Белинский особенно выделял Николая Карамзина. По мнению Белинского, в России писать для детей первый начал Карамзин, который был очень известен как издатель журнала «Детское чтение».

Еще раньше, до появления «Детского чтения» в благородном пансионе, которым руководил друг Новикова - Шварц, издавался журнал для воспитанников пансиона под названием «Распускающийся цветок». В этот журнал входили тренировочные упражнения, статьи воспитанников. Этот опыт был повторен позже, при издании альманаха ученических сочинений в 1823 году Харьковским благородным пансионом (издание называлось «Опыт в словесности») .

С начала XIX века детские журналы практически не издавались, имели слабую популярность, практически не были востребованы читателями. Одной из причин такого состояния детского журнала было его «убогое» содержание. Рассмотрим наиболее известные детские журналы.

В начале XIX века наибольшей популярностью пользовались журнал «Друг Юношества» под редакцией М.И. Невзорова и журнал «Друг детей» Н.И. Ильина. Эти журналы публиковали , в основном, переводы и научные статьи. До 1813 года они издавались в Москве, а позже стали издаваться и в Петербурге.

В 1821 писатель и журналист С.Н. Глинка продолжил традиции Новикова и стал издавать журнал «Новое детское чтение», а позднее журнал «Детская библиотека». Оба этих издания просуществовали недолго и особого успеха среди читателей не имели. На смену этим журналам пришли другие. В частности, при главном управлении военно-учебными заведениями начинает издаваться журнал «Для чтения воспитанников военно-учебных заведений». Этот журнал просуществовал 17 лет. Другой детский журнал «Звездочка», издававшийся А.И. Ишимовой, был невероятно популярен в России и просуществовал 21 год. Первоначально журнал «Звездочка» выходил в двух книжечках и имел указания: «Для детей младшего возраста» и «Для детей старшего возраста». Позже А.И. Ишимова создает другой журнал под названием «Лучи». Основную часть его содержания составляли рассказы для чтения, статьи. Журнал «Лучи» был рецензирован литературным критиком Ф. Толлем, который указывал на следующие недостатки:

1. В журнале присутствуют статьи, недоступные детям младших возрастов.

2. В журнале есть очень короткие статьи.

3. Не все статьи журнала подчинены его общей тематике и

целенаправленности.

Из журналов, появившихся в 40-х гг. XIX века, особенно выделяется издание «Новая библиотека для воспитания» под редакцией П. Редкина. Этот журнал подробно анализировал В. Белинский и отмечал, что это «единственная книга, которую можно рекомендовать отцам семейств из всех книг этого рода, появившихся в последнее время».

Появление детских журналов и книг для чтения было своевременным этапом в развитии педагогической науки. Впервые проблема развития литературного интереса стала рассматриваться в контексте процесса формирования круга чтения систематизации произведений в соответствии с темой ,идеей,воспитательным потенциалом, потребностями читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.