УДК 30.304 ГРНТИ 19.41.41
М. Л. Конюкова
Женская журналистика в России XIX века: темы и проблемы
В статье исследуются истоки отечественной женской журналистики. В качестве предтечи женской журналистики рассматриваются салоны З. А. Волконской, А. П. Елагиной, Е. П. Ростопчиной, К. К. Павловой. Владелицы салонов часто пробовали себя в литературе - как в поэзии, так и в прозе. Многие выступали в качестве переводчиц и организаторов (А. Ишимова, А. А. Давыдова, А. Н. Толиверова-Пешкова, М. К. Тени-шева), редакторов (Е. И. Конради-Бочечкарова, П. Н. Ариан, А. М. Евреинова, А. В. Сабашникова, Л.Я. Гуревич), издателей (О. Н. Попова, А. Симонович) образовательных и общественно-политических изданий.
Утверждается, что женщины - редакторы, организаторы и издатели - выступали в роли просветительниц народа, педагогов, борцов за права женщин. Их деятельность способствовала формированию корпуса общественно значимых средств массовой информации.
Ключевые слова: отечественная журналистика XIX века, женщины - публицисты, редакторы и издатели средств массовой информации, общественно-политическая борьба, эмансипация.
Mariya Konyukova
Women's Journalism in Russia of the XIX Century: Topics and Problems
The article examines the origins of domestic women's journalism. The salons of Z. A. Volkonskaya, A. P. Elagina, E. P. Rostopchina and K. K. Pavlova are considered as a pretext for female journalism. Shop owners often tried themselves in literature - both in poetry and prose. Many acted as translators and creators (A. Ishimova, A. A. Davydova, A. N. Toliverova-Peshkova, M. K. Tenisheva), editors (E. I. Konradi-Bochechkarova, P. N. Arian, A M. Evreinova, A.V. Sabashnikova, L.Ya. Gurevich), publishers (O.N. Popova, A.Simonovich) educational and socio-political publications.
It is alleged that women - editors, organizers and publishers - acted as educators of the people, teachers, fighters for the rights of women. Their activities contributed to the formation of a corps of socially significant media.
© Конюкова М. Л., 2019 © Konyukova M., 2019
Key words: domestic journalism of the XIX century, women - publicists, editors and publishers of the media, social and political struggle, emancipation.
Журналистика в России развивалась по своему - особенному, глубоко отличному от журналистики других стран, - сценарию. В начале XVIII века ее практически насильственным образом - сверху - начал насаждать Петр I. Желая сделать Россию державой западного образца, этот царь хотел, чтобы и СМИ были в стране такими же, как в Европе. Но после кончины монарха-реформатора российская периодика начала развиваться по весьма самобытному сценарию. Нельзя не отметить, что российские женщины также играли в отечественных газетах и журналах очень экзотическую, на западный взгляд, роль.
Во-первых, в течение долгого времени женщины не были допущены к журналистике вообще. Исключением стала царица Екатерина II, которая неким образом принимала участие в СМИ, в том числе, в острой полемике с публицистом и издателем Николаем Новиковым - эта полемика с правительницей фактически стоила Новикову здоровья и жизни. Некую роль в СМИ играла Екатерина Дашкова, но говорить о том, что она активно занималась журналистикой, вряд ли возможно. Во-вторых, сформировался довольно устойчивый образ российского периодического издания, который бытовал практически до второй половины позапрошлого века.
Основным и наиболее популярным в то время видом СМИ был толстый ежемесячный литературно-историческо-научно-популярный журнал. В таких изданиях авторы, в первую очередь, печатали произведения в жанрах литературы. Это было связано, во-первых, с некой леностью издателей, не готовых организовать трудоемкий процесс сбора новостей и их анализа, а, во-вторых, с царской цензурой, которая в продолжение всего позапрошлого столетия накладывала жесточайшие ограничения на круг тем и мнений, которые можно демонстрировать в СМИ. Так что, журналистами в России XIX века часто называли авторов, которые периодически выступали в журналах со своими литературными произведениями.
С началом XIX столетия в прессу пришли разночинцы. Об участии женщин в газетах и журналах речь вести было еще рано. Образованные люди не дворянского сословия, нуждающиеся в заработке и желающие получать деньги за интеллектуальный труд, были представлены исключительно мужчинами. В первой четверти позапрошлого века в некоторых СМИ начали платить гонорары за тексты - журналистика в России превратилась в профессию.
В начале XIX столетия в России, исключительно в кругах дворянской элиты, существовало несколько великосветских салонов. На этих сборищах аристократы, в числе прочего, обменивалась ценной актуальной информацией. Такие салоны вполне можно отнести к категории пражурналистских явлений. Хозяйками салонов были женщины.
В 1825-1829 годах дом З. А. Волконской на Тверской принимал многих литературных деятелей: В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского, П. Я. Чаадаева. Именно здесь Пушкин, прощался с Марией Волконской-Раевской, уезжающей в Сибирь; Зинаида Александровна устроила трогательные проводы.
Дом А. П. Елагиной (Киреевской) был известен далеко за пределами Москвы. С 1820 по 1840-е годы практически все известнейшие литераторы побывали в стенах ее салона, например, В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. Мицкевич. В 1831 году с семейство Елагиных принимают С. Т. Аксакова и А. С. Хомякова. В 1840-е самыми частыми гостями являются Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, А. И. Герцен и позже К. Д. Кавелин. На воскресные ужины, бывало, приходил П. А. Чаадаев. Особое внимание стоит уделить постоянному присутствию в елагинском салоне ученых Московского университета: Т. Н. Грановского, П. Г. Редкина, С. П. Шевырева, М. П. Погодина.
На Садово-Кудринской улице в конце 1840-х годов открывал свои двери салон Е. П. Ростопчиной. В его посещении были заинтересованы такие великие личности, как Ф. Н. Глинка, М. Н. Загоскин, Д. В. Григорович, А. Ф. Писемский, Я. П. Полонский, А. М. Майков. В этом месте произошло знакомство Толстого с Островским. Вхожими в дом Евдокии Петровны были и известнейшие актеры - М. С. Щепкин, И. В. Самарин, П. Виардо. Московский салон был вторым в жизни Ростопчиной. Еще находясь Петербурге, она принимала ведущих литераторов и публицистов столицы. За день до роковой дуэли ее гостем был Пушкин.
Последний день перед поездкой на Кавказ Лермонтов провел в салоне у К. К. Павловой. Ее дом был, несомненно, очень популярен среди литературной элиты Москвы. Гостеприимных хозяев посетили яркие и талантливейшие личности, как например, Аксаковы, Гоголь, Григорович, Герцен, Фет. Каролина Карловна, с середины 1820-х годов сама с удовольствием посещала литературные салоны Елагиной и Волконской. В гостиной у Зинаиды Александровны она встретилась с А. Мицкевичем, их знакомство переросло в драматические романтические отношения.
В течение долгого времени в России журналистику и литературу слабо дифференцировали: журналистами считали не только собственно публицистов, но и тех, кто систематически печатал литературные произведения в периодике.
Владелицы салонов часто пробовали себя в литературе: в поэзии и прозе. Например, Зинаида Волконская в 1819 году выпустила «Четыре новеллы» на французском языке, а ее незаконченное «Сказание об Ольге» отрывками публиковал «Московский наблюдатель» в 1839 году. Полное издание незавершенной поэмы вышло во Франции [1]. А произведение «Славянская картина пятого века» частями печатал П. И. Шаликов в его «Дамском журнале».
В «Московском наблюдателе» с 1834 года стали публиковаться стихотворения Е. Ростопчиной, позже они появились на страницах «Современника» под руководством Плетнева. В 1841 году в свет вышел целый сборник. Она является автором ряда прозаичных произведений: «Счастливая женщина», «Палаццо Форли», «У пристани» и комедии «Возврат Чацкого в Москву...».
Каролина Павлова в 1833 году уже выпустила свой первый сборник «Северный свет». В него входили переводные стихи из Пушкина, Баратынского, Языкова, а также ее сочинения на немецком языке. Некоторое время спустя в Париже она выпустила аналогичный сборник с новыми произведениями и переводами на французский. Но бытует мнение, что ее лучшие стихи - русскоязычные. Спустя пять лет «Отечественные записки» и «Москвитянин» начинают публиковать некоторые ее стихотворения. В 1848 году увидел свет ее роман в стихах и прозе «Двойная жизнь». Спустя полвека не будет потерян интерес к творчеству Каролины Карловны, и В. Б. Брюсов напечатает двухтомное собрание ее сочинений.
Публиковали женщины XIX столетия в периодике не только произведения собственного сочинения. Многие выступали в качестве переводчиц. Например, для «Современника» под руководством Плетнева «Драматические очерки» Брайана Проктера перевела небезызвестная нам Александра Ишимова. Для «Вестника Европы» на постоянной основе Бальзака, Ибсена, Твена переводила Анна Энгельгардт. Зинаида Венгерова подарила миру один из лучших переводов романа «Овод» Этель Войнич. Александра Давыдова для того же журнала работала над произведениями Киплинга и Жеромского.
В 1859 году под руководством В. А. Кремпина стал выходить журнал «Рассвет». Для понимания его концепции приведем цитату из первого но-
мера: «Наконец, на рассвете нового дня для России, подлетает гений к спящей русской женщине и будит ее, указывая на тот путь, по которому она должна идти, чтобы сделаться гражданкою и приготовить себя к высокому долгу, - быть воспитательницею нового возрождающегося поколения "Мое назначение быть матерью, женой и хозяйкой в доме мужа", - говорит русская женщина. - И гражданкой в своем отечестве, повторяет ей современное общество, то есть женщина должна вникнуть в современные идеи, сочувствовать им и, по возможности, принимать участие в общем движении вперед». Впрочем, непосредственно в создании журнала женщины участия не принимали.
В 1863 году в Петербурге возникла первая и единственная в истории русского издательского дела «Женская переводческая и издательская артель». Ее создание было тесно связано с развернувшейся на базе общественного подъема в конце 50 - начале 60-х годов XIX века борьбой за женскую эмансипацию, за женское равноправие. Идеи женской эмансипации, поиски путей получения женского образования и применения женского труда активно поддерживали тогда революционные демократы и передовые общественные деятели России: А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. В. Шелгунов, К. Д. Ушинский, М. Л. Михайлов.
В середине XIX столетия развернулась масштабная борьба за женскую эмансипацию. Тут следует отметить, что степень бесправия женщин - даже представительниц высших кругов - было трудно преувеличить. Паспорт женщины переходил от отца к мужу - таким образом, она была кем-то вроде крепостной при мужчине. В высшие учебные заведения женщин не принимали. Чтобы отправиться учиться в заграничном университете, девушке требовалось разрешение, опять же, отца или мужа. К примеру, генерал Корвин-Круковский, отец великого математика Софьи Ковалевской, не разрешил ей уехать на учебу за границу. Спас ее фиктивный брак с Владимиром Ковалевским. Этот союз, правда, спустя несколько лет превратился в эффективный.
Первый вуз для женщин - Бестужевские курсы - появился только в 1878 году. Так что одним из главных аспектов борьбы за равенство полов была именно проблема допуска женщин к высшему образованию.
Эта правовая борьба стала мощным толчком к появлению в общественной и публицистической жизни идей эмансипации. Вскоре участие женщин в печати будет заметно расширено. А еще через некоторое время дамы потребуют права на свободный труд. Множество терний пришлось
преодолеть женщинам, чьи имена не раз появлялись на страницах прессы. Мария Вернадская, Мария Трубникова, Евгения Конради, Аделаида Симонович, Мария Цебрикова, Анна Евреинова, Любовь Гуревич, Александра Толиверова-Пешкова, Мария Покровская... Их материалы делали интересными страницы известнейших изданий, будоражили читательские мысли, разжигали интерес к феминизму и другим общественным проблемам, увеличивая количество читателей.
В 1840-е годы вышел образовательный журнал Ишимовой «Звездочка», а следом «Лучи».
Эпоху идейного обновления в публицистике того времени принято связывать с другими именами, в том числе, и с женскими. Первая женщина-политэконом в России М. Н. Вернадская поспособствовала в 1857 году изданию профессором И. В. Вернадским «Экономического указателя», в котором заняла должность соредактора и ведущего публициста. В издании отстаивались идеи свободного труда, его ценность для прогрессивного российского общества.
Главой единственной демократической газеты «Неделя» XIX века стала Е. И. Конради-Бочечкарова. Активистка ратовала за право женщин на получение высшего образования, была бесстрашной и вероломной женщиной. В период с 1869 по 1871 годы газета подвергалась жесточайшей цензуре и даже дважды приостанавливала выпуск на полгода. Конра-ди была не только успешным издателем, она обладала талантом переводчика и журналиста. Сотрудничала со многими изданиями, в том числе и с «Русским словом».
О. Н. Попова открыла собственное издательство. Помимо книг, она издавала периодику. Научно-литературный и политический журнал «Новое слово» издавался на средства О. Н. Поповой, также она состояла в числе пайщиков журнала «Жизнь».
П. Н. Ариан родилась в 1844 году, поэтому ее взрослые годы пришлись на ту эпоху, когда в борьбе за права женщин уже наблюдались некоторые успехи. В течение некоторого времени она занималась благотворительностью, сосредоточив свои усилия на помощи обездоленным детям. Несколько позже Ариан обратилась к проблемам женского образования. По ее мнению, в программе образовательных учреждений наблюдался дефицит естественнонаучных дисциплин. Она предложила открыть курсы чертежниц для женщин. Министерство образования, как водится, отклонило этот проект. Ариан с 1899 года была составителем, издательницей и бессменным редактором женского ежегодника под назва-
нием «Первый женский календарь». Целью СМИ было показать, как высока в обществе может быть социальная роль образованных женщин, а также поддержка «новых» женщин. В первую очередь, календарь освещал проблемы общественного статуса и юридических прав женщин, проблемы женского образования и труда. Здесь регулярно печаталась информация о высших учебных заведениях для женщин в России и за границей и правила приема в них. Другая популярная тема календаря - состояние женского движения в России и за рубежом. В издании публиковались очерки о женщинах, достигших высот в разных области культуры, науки и общественной деятельности. Еще один блок составляли «традиционно женские» темы - проблемы женского здоровья, вопросы гигиены и санитарии, ухода за детьми.
В 1885 году вышел первый номер журнала «Северный вестник», где и редактором, и издателем были женщины: доктор права А. М. Евреинова и А. В. Сабашникова. В издании публиковались работы Н. К. Михайловского, А. П. Чехова, Г. И. Успенского, В. Г. Короленко. В 1891 году место редактора заняла Л. Я. Гуревич и, совместно с А. Л. Волынским, начала поиск новой эстетики; в литературе начал зарождаться символизм.
А. А. Давыдова, вдова директора Петербургской консерватории, получила бесценный журналистский опыт, работая секретарем в «Северном вестнике» Евреиновой. В 1892 году решила печатать собственный журнал «Мир Божий». Изначально издание предназначалось для подростков, а в середине 1890-х годов перепрофилировалось в общественно-литературный журнал. Изначальная ориентация на юношескую аудиторию не случайна, как может показаться на первый взгляд.
Издательницы того времени (как в свое время А. Ишимова), часто возвращались к назидательной роли прессы. Так, в 1866 году Симонович создала журнал «Детский сад» и содержала его несколько лет. Через десять лет доверенным редактором издания стала М. К. Цебрикова, которая вложила в него все свое наследство. Она усовершенствовала журнал, в 1877 году он стал называться «Воспитание и обучение».
А. Н. Толиверова-Пешкова была создателем детского иллюстрированного издания «Игрушечка» и педагогического журнала «На помощь матерям». По мнению издательниц, детские образовательные журналы могли помочь вырастить прогрессивное и просвещенное поколение. Издательницы руководствовались идеей «сделать детей лучше, чем их родители», которая получила широчайшее распространение.
Отдельно следует отметить М. К. Тенишеву, известного мецената и покровительницу искусств. Выйдя замуж за В. Н. Тенишева, крупного русского промышленника, она получила огромные возможности для воплощения в жизнь своих идей. Совместно еще с одним русским меценатом -С. И. Мамонтовым - Мария Клавдиевна субсидировала издание знаменитого журнала «Мир искусства», ставшего самым известным дореволюционным СМИ, которое демонстрировало и анализировало состояние художественного процесса той эпохи. Кроме того, «Мир искусства» показал однозначно, что на рубеже позапрошлого-прошлого столетий идеи и произведения так называемого «чистого искусства» победили натуральную школу. На некоторое время борьба Белинского, Добролюбова, Писарева и некоторых других левых критиков за искусство как воплощение и отражение реальной жизни с ее проблемами и болью потерпела поражение.
В заключение можно сказать о том, что женщины-издатели и журналисты XIX века в большей части аспектов своей профессиональной деятельности явно дифференцировали свою и мужскую роль.
Только в качестве авторов женщины-писательницы не видели различий между собой и мужчинами.
В большинстве же случаев женщины видели себя в прессе в двух ролях.
1. В роли просветительниц народа и педагогов. М. К. Тенишева, меценат и поборник «чистого искусства», в своих мемуарах «Впечатления моей жизни» привела такую оценку собственного места в художественном процессе: «Я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направлять его силы и способности» [2].
2. В роли борцов за права женщин. XIX век взрастил целую плеяду женщин-борцов за эмансипацию. Частью этой борьбы женщины видели выпуск журналов, в которых они объясняли необходимость равноправия и демонстрировали шокирующие примеры из жизни, которые иллюстрировали губительные последствия неравенства полов для общества.
Список литературы
1. Волконская З. А. Сказание об Ольге // Волконская З. А. Сочинения. Париж-Карлсруэ, 1865. С. 37-150.
2. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство, 1991.
References
1. Volkonskaya Z. A. Skazanie ob Ol'ge [The Tale of Olga] Volkonskaya Z. A. So-chineniya [Writings]. Parizh-Karlsrueh, 1865. Pp. 37-150.
2. Tenisheva M. K. Vpechatleniya moej zhizni [Impressions of my life]. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1991.