Научная статья на тему 'Особенности детского философствования'

Особенности детского философствования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1023
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / МЫСЛЬ / ФИЛОСОФИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / INTELLIGENCE / AN IDEA / PHILOSOPHY / CREATIVITY / WORLD AROUND

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинова Елизавета Сергеевна, Кривченко Евгения Юрьевна

В статье осмысливаются проблемы детского философского творчества. Обобщены представления школьников о мире и собственном Я.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвинова Елизавета Сергеевна, Кривченко Евгения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CHILDREN'S PHILOSOPHIZING

In this paper authors consider problems of children's philosophical creativity. General concepts of schoolboys about the world and own I.

Текст научной работы на тему «Особенности детского философствования»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

1(5) 2012

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

© Е. С. Литвинова, Е. Ю. Кривченко

УДК 1 + 16

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ*

Е. С. Литвинова, Е. Ю. Кривченко (Новосибирск, Россия)

В статье осмысливаются проблемы детского философского творчества. Обобщены представления школьников о мире и собственном Я.

Ключевые слова: интеллект, мысль, философия, творчество, окружающий мир.

Детское философствование - одна из малоизученных, но очень важных и актуальных тем философии, так как дети -будущее этого мира. На уровне обыденных представлений укрепилось мнение, согласно которому философия есть скучное, чрезвычайно теоретизированное знание, пугающее и отталкивающее своей непонятностью. Однако умение размышлять, по Сократу, не является уделом избранных, эта способность потенциальна и, следует учиться овладевать своим умом и духом. Философия предлагает идеи для размышления - идеи, которые нельзя обсудить раз и навсегда, поскольку они веками остаются предметом споров. Отсюда - детское философствование!

Когда мы говорим о детском философствовании, мы, прежде всего, имеем в виду природу, суть философского отношения к миру и понимания мира. «Философия начинается с удивления», -говорил Аристотель. «Удивление, сомнение, вопрошание - три источника, которые

питают философию», - вторил ему К. Ясперс. Природа философского мышления такова, что оно не столько дает законченные ответы на вопросы, снимая их, сколько ставит, оставляя их не закрытыми. В открытости детского мышления с его удивлением и вопрошанием, нескончаемой чередой «почему?» и «это что?» обнаруживается глубокое родство с серьезным философствованием.

Что следует понимать под детским философствованием? Каждому понятно, что дети не обладают способностью теоретически обобщать и отражать мир, давать ответы на широкий круг вопросов, относящихся к объекту теории.

Дети всегда оставались и остаются будущим этого мира, поэтому важно проследить в них силу суждений, ведь каждое суждение впоследствии порождает действие. Необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален, значит, каждому требуется индивидуальный подход.

* Работа является лауреатом XXXI Открытой городской научно-практической конференции школьников НОУ «Сибирь» в секции «Философия» (2012 г., г. Новосибирск).

Литвинова Елизавета Сергеевна - ученица 9 А класса, МАОУ информационно-экономического лицей.

Кривченко Евгения Юрьевна - учитель истории и обществознания, МАОУ информационно-экономического лицей.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Духовность и развитие неразрывно связаны с философией, а воспитание этих качеств в детском возрасте - одна из основ духовности и развития всего мира.

В начале работы мы рассматриваем стадиальное развитие интеллекта по Ж. Пиаже. На первом этапе (возраст 4-6 лет)

- мышление связывается с внешней речью, голосом, дети убеждены, что мышление происходит при помощи губ. В этом возрасте ребёнок начинает понимать и воспринимать окружающий мир. Мысль отождествляется с голосом. В голове или в теле при этом ничего не происходит. В акте мышления нет ничего субъективного. На втором этапе (в возрасте 8 лет) мышление и осознание мира ребенком формируется под влиянием взрослых. Он уже знает, что мозг -предмет, которым думает любой человек. Иногда в своей речи он даже делает ссылку на разум, но мысль еще остается для него на грани материального объекта. В переходе от 1-ой стадии ко 2-ой, мысль представляется ребёнку вполне материальным комком, сгустком крови, в котором происходят некие процессы.

Третий этап - (возраст 11-12 лет). Мысль больше не представляется материализованной, так же, как и голос. В работе мы делаем сравнительный анализ работ Ж. Пиаже и современного американского философа Г. Мэттьюза. Г. Мэттьюз отмечает, что интересные в философском отношении высказывания, скорее всего, будут отражать несложившиеся убеждения ребенка, но и они могут пролить свет на установление концептуальных связей или концептуальную игру. Сравнивая подход Ж. Пиаже и Г. Мэттьюза, мы сравниваем два подхода к теме детского философствования. Главным в суждениях Г. Мэттьюза является то, что не стоит

забывать - каждый ребенок индивидуален сам по себе, как и его мысли.

Во второй части нашего исследования мы рассматриваем основные размышления детей и подростков относительно философии. В возрасте 5-8 лет начинается становление философского и логического мышления. В это время можно заметить некоторую особенность детского мышления

- антропоморфизм, то есть наделение человеческими качествами предметов, животных для объяснения тех или иных явлений, действий. В этом периоде обычно проявляется развитие мышления у детей: объяснение различных явлений, исходя из фактов, наблюдений; построение логических цепочек и моделей; проявляется дар внутреннего, логического видения идей.

В итоге - формируется отношение детей и подростков к собственному «Я». « Кто я есть? Зачем я живу?» - вопросы, волнующие на протяжении веков каждого мыслящего человека. Ребенок так же задумывается об этом, когда осознает себя частью общества, понимает, что есть место в этом мире, которое должен занимать именно он, анализирует поступки свои и окружающих - пытается понять, что он сам представляет собой, насколько он ценен.

Одним из главных аспектов детского философствования является осознание себя в мире и обществе, определение такой позиции, при которой ребёнок будет чувствовать себя свободно.

В практической части мы провели исследование среди 5-10 классов, в котором приняли участие в общей сложности 293 человека. Учащимся необходимо было ответить на следующие вопросы: 1. Что такое жизнь? 2. Что такое мысль? 3. Человек

- кто он такой? 4. Каково место человека в современном мире? Результаты ответов

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

респондентов были проанализированы по гендерному признаку.

Представление о мире и о себе, мальчиков и девочек, в возрасте 10-16 лет различаются. С ростом возрастной

категории, мальчики дают более чёткие обдуманные ответы. Большинство опрошенных респондентов признают

важность в жизни - любви и дружбы, чести и морали.

Наиболее затруднительным вопросом является четвёртый вопрос (Каково место человека в современном мире?). Большой процент учащихся вообще не может дать ответ на этот вопрос - не определил для себя, какое место занимается им самим и другими людьми в обществе.

Так же следует заметить, что у части детей складывается такое определение некоторых вещей, которое дается в учебнике обществознания - довольно стереотипное. В ответах нет опоры на собственные впечатления, наблюдения.

Известно, что развитие мальчиков чуть медленнее, чем у девочек. Но если проанализировать развитие истории литературы, науки, художественного искусства, то процент мужчин намного выше в области искусства, чем процент женщин. Мы думаем, что следует это связать с особенностями восприятия и логики мужчин, а так же с опытом, приобретаемым ими в процессе жизни. Мальчики с возрастом точнее формулируют свои мысли, ссылаются на наблюдения и собственные суждения, грамотнее и точнее делают выводы. Большой процент мальчиков -респондентов считает, что человек занимает первое место в современном мире. Это можно объяснить более выраженной склонностью мужского пола к лидерству.

Осознание того, что каждый человек индивидуален, приходит ближе к 16 годам.

Среди девочек можно заметить немного другую картину. В зависимости от возрастной группы, изменения в ответах можно назвать несколько стабильными. Видимо, это связанно с более ранним девичьим развитием. В ответах девочек, к тому же, виден глубокий взгляд на некоторые вещи, но в отличие от мальчиков, это проявляется с более раннего возраста. Это можно объяснить, как острую чувствительность и восприимчивость женского пола. Понимание того, что человек индивидуален, нельзя назвать ярко выраженным.

Анализируя ответы на первый вопрос (Что такое жизнь?) напрашивается вывод, что дружба, любовь и все, что дает эмоциональную нагрузку - очень важно. При ответах на вопросы ссылка на творчество и искусство практически отсутствует. Что примечательно, у мальчиков, наоборот встречаются указания на важность искусства в жизни. Основной вывод исследования по части женского пола - большой процент суждений, заключений девушек

складывается на основе эмоциональных переживаний.

На основе проведенного нами исследования теории и интерпретации ответов, учащихся можно сделать вывод, что детское философствование не миф. Каждый ребенок индивидуален в суждениях и действиях. Склонность к философствованию

- это не детская наивность, и не простые выдумки детей в большинстве случаев. В какой-то мере это можно отнести к простоте и истинному восприятию окружающего мира. Для ребенка, пускай даже не сознательно, немаловажным является определить своё место в мире, ощущать

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

комфорт на этом месте. Разве не все взрослые люди стремятся к этому на протяжении многих лет.

Важные вопросы, такие как Бог и религия занимает важное место в размышлениях детей. Особенно с возрастом, когда у ребенка уже есть собственные наблюдения. «Какой будет жизнь в этом мире? Что останется после меня? Кто я есть?» -вопросы, которые волнуют умы всего человечества, дети - не исключение. Некоторые дети ведут личные дневники,

содержащие суждения и переживания по поводу происходящих с ними действий. Перечитывая их по прошествии некоторого времени, ребёнок понимает свои ошибки и учится на них. Видит, насколько меняются его мысли. Разве это не способность к анализу? Насколько глубокими могут оказаться мысли, переживания и суждения ребенка! Насколько интересно восприятие многих вещей современного мира детьми. Это и есть особенные особенности детского философствования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ!

Всего опрошено: 299 человек, из которых 133 мальчиков, 160 девочек. Опрошенные классы с 5-10.

Вопросы:

1. Что такое жизнь?

2. Что такое мысль?

3. Человек - кто он такой?

4. Каково место человека в современном мире?

5. Каковы ценность, цель и смысл жизни?

Ответы на каждый вопрос разделены на три категории:

1 вопрос

• При ответе основными словами являются любовь, счастье, друзья и родные, постоянное движение, преодоление препятствий, Бог.

• Рассматривается, как биологический процесс

• Не могут дать ответа

2 вопрос

• Мысль = идея. То, что рождается в голове.

• Не могут дать ответ

• Мысль - голос в голове, какой-то невероятный импульс. Придают более глубокое значение мысли.

3 вопрос

• Биосоциальное существо, четко по определению учебников

• Не отвечают или же отличают от животного

• Ссылаются на такие слова, как личность, индивид, высшее существо, творение Бога

4 вопрос

• Не могут дать ответа

• Первое место. Вершина любой лестницы

• Человек может занять то место, какое он хочет

Разграничить ответы на пятый вопрос у меня не получилось ,поскольку в большинстве случаев результаты

кардинально разные. Раскрыть тему этого вопроса можно в анализе.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Представление о мире мальчиков 10-16 лет

В опросе приняли участие

• 5 класс - 25 мальчиков

• 6 класс - 28 мальчиков

• 7 класс - 23 мальчика

• 8 класс - 21 мальчик

• 9 класс - 16 мальчиков

• 10 класс- 20 мальчиков

Вопрос 1: Что такое жизнь?

18] У

16

14

12

10

8

6

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

П

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс

□ Любовь, друзья, счастье, препятствия

□ Рассматривают, как биологический процесс

□ Не могут дать ответа.

Вопрос 2: Что такое мысль?

□ Мысль = идея. То, что в голове.

□ Не могут дать ответа

□ Мысль - голос в голове, Импульс, энергия

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Вопрос 3: Человек - кто он такой?

12-,

10

8

6

4

2

0

X

%

5 6 7 8 9 10

класс класс класс класс класс класс

□ Биосоциальное существо

□ Не могут дать ответа

□ Личность, индивид, высшее существо

Вопрос 4: Каково место человека в современном мире?

12]

10-

8-

6-

4-

2-

І

Е

5 6 7 8 9 10

класс класс класс класс класс класс

0

□ Не могут дать ответа

□ Первое место

□ Какое человек захочет занять сам

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

1(5) 2012

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Представление о мире девочек 10-16 лет

5 класс - 29 девочек

6 класс - 29 девочек

7 класс - 27 девочек

8 класс - 28 девочек

9 класс - 22 девочки

10 класс - 25 девочек

Вопрос 1: Что такое жизнь?

□ Любовь, друзья, счастье, препятствия

□ Рассматривают, как биологический процесс

□ Не могут дать ответа.

5 6 7 8 9 10

класс класс класс класс класс класс

Вопрос 2: Что такое мысль?

2O

13 1б

14 12 1O

3 б

4 2 O

5

класс

7

класс

9

класс

8

класс

□ Мысль = идея. То, что в голове.

□ Не могут дать ответа

□ Мысль - голос в голов Импульс, энергия

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Вопрос 3: Человек - кто он такой?

16 14 12 10 8 6 4 2 0

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс

□ Биосоциальное существо

□ Не могут дать ответа

□ Личность, индивид, высшее существо

Вопрос 4: Каково место человека в современном мире?

18

16

14

12

10

8

6

4

2

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс

□ Не могут дать ответа

□ Первое место

□ Какое человек захочет занять сам.

FEATURES OF CHILDREN'S PHILOSOPHIZING

E.S. Litvinova, E.J. Krivchenko (Novosibirsk, Russia)

In this paper authors consider problems of children's philosophical creativity. General concepts of schoolboys about the world and own I.

Keywords: intelligence, an idea, philosophy, creativity, world around.

Litvinova Elizabeth Sergeevna - the schoolgirl 9 A a class MAOU information-economic lyceum.

Krivchenko Evgenie Jurevna - the teacher of history and social science MAOU information-economic lyceum.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.