Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Е. Ю. Кривченко, А. П. Старовойтова
УДК 17 + 009 + 316.7
ДУХОВНОСТЬ СВЕТСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАЧАЛО В ЧЕЛОВЕКЕ
Е. Ю. Кривченко, А. П. Старовойтова (Новосибирск, Россия)
В данной работе рассмотрена проблема духовно-нравственного кризиса России. Проанализированы ценности молодежи, которые, прежде всего, материальны и имеют огромное превосходство над духовной стороной. Выявлена и обоснована необходимость задуматься об эмоциональном состоянии и состоянии души. На основе проведенного исследования формулируются основные характеристики: чтобы изменить «мир» нужно изменить себя или, точнее, познать себя. Суть нравственных представлений - в открытии духовного преобразования для каждой личности. Предназначение человека состоит в том, чтобы изменить жизнь, избавиться от всего болезненного и неудобного, стать здоровым физически и духовно.
Ключевые слова: духовно-нравственный кризис, ценности современной молодежи.
Духовно-нравственный кризис,
вызванный экспортом чуждых традиций и культурных ценностей все более оказывает влияние на социализацию современной молодежи в настоящее время [4; 6; 8]. Человек в целях самосохранения закрывается от этого мира и от самого себя, вместо того, чтобы заниматься самопознанием и совершенствованием [7].
Предметом исследования в данной работе является проблема преодоления духовно-нравственного кризиса
современными школьниками. Суть нравственных представлений - в открытии возможности духовного преобразования для каждой личности, а возрастание духовности -первостепенная необходимость в жизни каждого[3].
* Работа является лауреатом XXXII Открытой городской научно-практической конференции школьников НОУ «Сибирь» в секции «Философия» (2013 г., г. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет).
Кривченко Евгения Юрьевна — учитель истории и обществознания, МАОУ информационноэкономический лицей, магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
Старовойтова Анна Петровна - ученица, МАОУ информационно-экономический лицей. E-mail: [email protected]
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
В выступлении ведущего эксперта "Фонда имени Питирима Сорокина" кандидата философских наук Ильи Вевюрко [1], говорилось о ценностях, которые преобладают среди современной молодежи. И. Вевюрко убедительно отмечает, что современная молодежь, к сожалению, ориентирована в большинстве своем на материальные ценности.
Духовность в литературе
рассматривается с различных позиций:
- сумма положительных качеств личности (В. П. Великий, В. П. Киселев,
A. В. Плетнев);
- характеристика сознания, отражающая господствующий тип ценностей (Л. П. Буева,
B. Г.Федотова);
- интегральное качество человека,
формируемое его социально-общественными потребностями (Г.Э.Бурбулис, Т.Т.Вла-сенко);
- способ человеческого бытия, который
задает ценностные ориентиры его жизнедеятельности, являясь основополагающим качеством человека
(В. С. Барулин, Д. И. Дубровский, А. В. Иванов, А. И. Яценко).
В то же время Б. Н. Кочерга и Е.Г. Яковлев ставят задачу выделения системообразующего свойства индиви-
дуальности как целостности и духовных доминант исторического развития и мировоззренческих систем.
В истории развития общества отношение к духовности складывалось, прежде всего, на религиозных основах, отождествляя духовность с верованием, поиском абсолютной истины.
Так, к примеру, обратимся к четырем фазам верования, которые сформулировал И. Кант с философской точки зрения, используя знания на пути к истине о любом предмете:
0) неведение о предмете;
1) первое представление о предмете понятия;
2) более углубленные знания (относительная истина);
3) полные знания (абсолютная истина)[2].
Для исследования уровня развития духовности учащихся 10 класса Информационно-экономического лицея в 2011/2012 г. и в 2012/2013г. рассмотрим более подробно, как И.Кант описывал этапы формирования относительной истины в истории человечества.
Фаза относительной истины
формировалась в течение следующих этапов:
- первоначальное, безрелигиозное состояние общества - атеизм; на данном этапе развития человечества, по мнению Канта, начали зарождаться нравственные требования, скрепляющие общество;
- несовершенный тип религии, «богослужебный», когда люди пытались получить благосклонность, заступничество Бога путем почитания его, выполнения обрядов, действуя по правилу: «Я - Тебе свечку, Ты - мне благо»;
- третий этап - это религия разума, это чистая вера в добро, уверенность в своих возможностях стать моральным существом, умение не перекладывать ответственность на высшие силы; тогда священник для всех - это наставник, а церковь - место для полезных поучений, добрых наставлений;
- просвещенное верование -религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанных на вере в богов [2].
Взяв за основу данное понимание духовности, мы сформировали анкету и провели анкетирование среди учащихся 9 класса (результаты анкетирования см. рис.1 )
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
3(13) 2013
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Рисунок 1.
К какой фазе относительной истины относит себя учащийся?
Чтобы изменить «мир» необходимо изменить себя или, точнее, познать. Познанию способствует обучение, чтение книг [7]. Благодаря самопознанию формируется самоопределение школьника, повышаются адаптационные механизмы личности [5]. На следующем этапе нами было проведено исследование по определению психологического состояния и самооценки одноклассников. На основании результатов исследований мы пришли к выводу, что на результаты оказывают значительное влияние гендерные особенности личности:
- мальчики чаще выбрасывают негативную энергию, чем девочки;
- девочки более закрыты от окружающих, чем мальчики;
- самооценка мальчиков выше, значит, они относятся к себе с любовью, но все же есть и те которые не довольны собой;
1. Часто ли вы говорите «ненавижу»?
- девочки в большинстве обладают низкой самооценкой, не принимают себя такими, какие они есть;
- мальчики в большинстве не довольны своим прошлым, они хотят многое поменять, но это, на наш взгляд, не является верным, поскольку человек не может двигаться вперед, совершенствоваться, если он, живя в настоящем, оглядывается и сожалеет о своем прошлом. К прошлому необходимо относиться как к пройденному жизненному этапу, извлекая из него уроки;
- в итоге, в отличие от мальчиков девочки оказались мудрее, большинство считают: все, что не делается - делается к лучшему (результаты см. рис. 2).
Рисунок 2.
Мальчики
Девочки
часто
иногда
© 2011-2013 Вестник НГПУ
Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
3(13) 2013
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
2. Часто ли вы чувствуете себя раздраженным или говорите, что вас что-то или кто-то раздражает? Мальчики Девочки
никогда I часто иногда
часто
иногда
З.Как долго вы можете смотреть в зеркало, не начиная искать в себе какие-либо изъяны, и начинаете ли? Мальчики Девочки
довольны собой
не довольны собой
довольны
собой
не довольны собой
4. Задумываетесь ли когда-нибудь том, что вы делает все напрасно, зря? Мальчики Девочки
да, бывает нет,нигогда
да, бывает нет,нигогда
5. Как часто вы обращаетесь к вашему прошлому для того, чтобы рассмотреть свои ошибки, и обращаетесь ли? Мальчики Девочки
никогда
иногда
часто
иногда
часто
6. Хотели бы вы когда-нибудь изменить свое прошлое? Мальчики
да, очень многое
некоторые моменты
нет, все, что не делается - делается к лучшему
Девочки
да, очень многое
некоторые
моменты
нет, все, что не делается - делается к лучшему
© 2011-2013 Вестник НГПУ
Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Таким образом, мы можем предположить, что основным путем выхода из духовно-нравственного кризиса для современного школьника может являться такое проявление духовности, как познание и самопознание, прежде всего.
Каждый человек должен осознать, сможет ли он в самом деле стать частью этого глобального и, естественно, небыстрого
процесса создания мира, где мы не будем бояться быть такими, какие мы есть на самом деле; где мы будем любимы и приняты окружающими без осуждения и критики. Предназначение человека состоит в том, чтобы изменить жизнь, избавиться от всего болезненного и неудобного и стать совершенно здоровыми физически и духовно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вевюрко И. Ценностные ориентиры современной молодежи // Выступление на круглом
столе «Социальные нормы и перспективы развития общества. - Электронный ресурс. -иЯЬ: http://www. rossia3. ru/politics/russia/cennorientmol
2. Кант И. Религия в пределах только разума / пер. с нем. Соколова Н.М. - М., 2012. - 304 с.
3. Литвинова Е. С., Кривченко Е. Ю. Особенности детского философствования // Вестник
Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1 (5). -
С. 98-105.
4. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Развитие образования в условиях новой системы
ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 20-25.
5. Пушкарёва Е. А., Судоргина Л. В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы
личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2012. - № 4. - С. 80-87.
6. Силкова К. А., Плешкова И. А. Патриотизм и патриотическое воспитание в системе
ценностей современной российской молодежи // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2013.- № 2.- С. 36-47.
7. Чернышева Л. Н.Чтение как компонент духовно-нравственного развития подрастающего
поколения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -
2012.-№ 4.-С. 5-11.
8. Шмайс Й. Декларация зависимости // Вестник Новосибирского государственного педагогического
университета. -2013.- № 1.- С. 50-54.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© E. Yu. Krivchenko, A. P. Starovoytova
UDC 17 + 009+ 316.7
SECULAR AND RELIGIOUS SPIRITUALITY:
SPIRITUAL AND MORAL IN A MAN
E. Yu. Krivchenko, A. P. Starovoytova (Novosibirsk, Russia)
This paper deals with the problem of spiritual and moral crisis in Russia. The features of the relationship between politics and the religious factor in the modern world and the values of young people who, above all, are material and have a huge advantage over the spiritual side. Identified and the necessity to think about the emotional state and the state of the soul. Based on the research with the main features: to change the "world" to change ourselves, or rather, to know yourself. The essence of moral concepts - the opening of the spiritual transformation for each person. The purpose of man is to change his life, get rid of all the painful and uncomfortable and become healthy physically and spiritually.
Key words: spiritually-moral crisis, values of modern youth.
REFERENCES
1. Vevyurko I. Valuable reference points of modern youth // Performance on a round table «Social
norms and prospects of development of a society». - URL: http://www. rossia3. ru/politics/russia/ cennorientmol
2. Kant I. Religion within the limits of only reason / Sokolova N.M. - M., 2012. - 304 p.
3. Litvinova E. S., Krivchenko E. Yu. Features of children's philosophizing // Novosibirsk State
Pedagogical University Bulletin - 2012. - № 1 (5). - PP. 98-105.
4. PushkarevYu. V., Pushkareva E. A.Development of education in conditions of new system of
values of the global society // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 4.
- PP.20-25.
5. Pushkareva E. A., Sudorgina L. V. Culture of self-determination: adaptable mechanisms of the
person // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 4. - PP. 80-87.
6. Silkova K.A., Pleshkova I.A. Patriotism and patriotic education in system of values of modern
Russian youth // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - № 2. - PP. 36-47.
7. Chernysheva L. N. Reading as the component of spiritually-moral development of rising
generation // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 4. - PP.5-11.
8. Smajs J. The declaration of dependence // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -
2013. - № 1.- PP. 50-54.
KrivchenkoEvgeniyaYurevna - teacher of history and social science MAOU information-economic lyceum, master, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]
Starovoytova Anna Petrovna - schoolgirl, MAOU information-economic lyceum.
E-mail: [email protected]
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены