Научная статья на тему 'Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения'

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6354
701
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ольхина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения»

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Ольхина Е. А.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, которая по длительности своего воздействия на личность превосходит все существующие социальные институты воспитания. Знания, опыт, умения и навыки, которые ребёнок приобретает там, являются главным фундаментом его дальнейшего развития. Важнейшим условием, определяющим специфику личности, считаются особенности и характер детско-родительских отношений (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, М. И. Лесина, А. И. Захаров, В. В. Столин и др.). Авторы отмечают, что последствия не-

г. Н. Новгород

адекватного стиля и депривации различного типа в отношениях родителей и детей негативно скажутся на всех сферах жизнедеятельности ребенка (В. Н. Мясищев, Л. С. Славина, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйндмиллер).

В условиях отклоняющегося развития важность семейного воспитания становится особенно актуальной. Современные исследователи выделяют целый комплекс проблем, с которыми сталкиваются семьи ребенка с нарушенным зрением. К ним традиционно относят социальные проблемы: отчужденность семьи, потеря родителями работы из-за необхо-

димости ухаживать за ребенком с особыми нуждами, отсутствие толерантной культуры в обществе и т.д. Психологические проблемы характеризуются появлением эмоционального дискомфорта, дисгармонизацией супружеских и детско-родительских отношений. Отмечается достаточно низкая педагогическая культура и незнание родителями базовых основ специальной педагогики и специальной психологии, что существенно ограничивает возможности создания коррекционно-развивающей среды в домашних условиях и понимание особенностей и перспектив развития незрячего и слабовидящего ребенка.

Ткачева В. В. [9] выделила три уровня качественных изменений, имеющих место в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии. На психологическом уровне семья находятся в состоянии стресса, имеющего пролонгированный характер. Он оказывает сильное деформирующее воздействие на психику ребенка и становится исходным условием резкого травмирующего изменения жизненного уклада в семье. На социальном уровне семья становится малообщительной, избирательной в контактах. Происходит деформация во взаимоотношениях между родителями ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы. На соматическом уровне возникает патологическая цепочка: заболевание ребенка ведет к психогенному стрессу родителей, что может провоцировать их соматические или психические заболевания.

Появление в семье ребенка с глубокими нарушениями зрения может отрицательно сказаться на ее жизни и деятельности, динамике супружеских отношений, что приводит к реорганизации роли родителей. Нарушение жизнедеятельности ведет к неудовлетворению потребностей, обусловливает возникновение состояний неудовлетворенности, нервнопсихического напряжения и тревоги. Сложности в общении с ребенком, проблемы ухода от воспитания, невозможность самореализации нарушают воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Горе, боль и отчаяние, которое испытывают родители, нарушают эмоциональную стабильность и психическое здоровье семьи. Не зная возможностей развития слепых и слабовидящих детей, родители неправильно представляют цели и задачи их воспитания [1,4].

Появление в семье малыша со зрительными нарушениями является сильнейшим шоком для родителей. Выход из депрессии и по-

степенное осознание особенностей развития собственного ребенка и его дальнейших перспектив позволяет им выстроить ту или иную модель поведения. Эта ситуация воспринимается родителями по-разному и во многом зависит от состояния нарушенных зрительных функций и здоровья новорожденного в целом. Так, рождение слепого ребенка в семье с двумя незрячими родителями - прогнозируемое событие и воспринимается с пониманием. С появлением слепого ребенка в семье нормально видящих родителей возникает сильнейшая психотравмирующая ситуация [6].

Опыт работы с такими семьями показывает, что у многих матерей незрячего ребенка появлялись мысли о самоубийстве. Усугубляет ситуацию наличие у младенца тяжелых сопутствующих заболеваний. Увеличение случаев сочетанного отклоняющегося развития является сегодня неоспоримым фактом. Дж. Фрамо утверждает, что в любой семье, где есть ребенок с нарушениями в развитии, имеет место «искаженный брак», при котором отмечаются трудности формирования родительских позиций, часто они отличаются неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью.

По мнению В. А. Феоктистовой, Л. И. Солнцевой, Л. Поташене, С. М. Хорош [10], формирование адекватной родительской реакции на рождение ребенка с нарушенным зрением происходит постепенно и носит стадийный характер. Сначала радость отцовства и материнства сменяется депрессией. С ростом и развитием проблемного ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации и трудности, к решению которых родители не готовы. Общее состояние родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения, можно охарактеризовать как «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик (Э. Г. Эйде-миллер, В. П. Юстицкий, Т. М. Мишина).

Постепенно срабатывают механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Именно на этом этапе для семьи становится крайне важным занять адекватную правильную позицию в отношении своего ребенка, благодаря которой у детей формируется адекватное отношение к себе и своему дефекту. Р. Баркер (1953), М. Буман (1966), Ф. Кохен (1966), С. Уильямсом (1968), В. А. Феоктистовой (1988), Л. И. Солнцевой (1991), Г. Лайри (1974) проведены исследования типов отношений родителей к своим детям, которые показали три основные позиции в семье: 75,2% родителей озабочены нарушенным зрением своего ребенка; 18,9% выражают тревогу, но

ничего не предпринимают, чтобы сохранить остаточное зрение; 6,2% вообще не обращают внимания на недостатки зрения.

Авторы подчеркивают, что в практике семейного воспитания детей с нарушенным зрением наиболее часто встречаются такие модели родительского поведения как гиперопека, гипоопека, скрытое и открытое непризнание особенностей развития собственного ребенка. К первой позиции ученые относят недооценку родителями дефекта зрения и его последствий. Это негативно сказывается на процессе становления личности и приводит, по мнению В. П.Гудониса, к неоправданному оптимизму. Игнорируя патологию зрения и специфику, связанную с обучением и воспитанием ребенка, родители не могут самостоятельно организовать систематическую коррекционную работу и не имеют возможности воспользоваться помощью специалистов-

дефектологов.

Вторая часто встречающаяся модель родительского поведения выстраивается по типу гиперопеки вследствие переоценки последствий зрительного дефекта. Практика показывает, что чрезмерно щадящее отношение родителей к ребенку с нарушенным зрением ограничивает его самостоятельность, снижает познавательную и перцептивную активность. В своих суждениях и поступках такие дети больше ориентированы на оценочные суждения взрослых. Для них характерна большая внушаемость, чем для детей, не имеющих сенсорных дефектов. Эти условия ставят ребёнка в зависимость от опекающих его людей (Н. Г. Морозова (1969); Н. Б. Лурье (1979); С. М. Хорош (1983); Н. И. Солодова (1977))..

Неблагоприятные условия семейного воспитания складываются и в обстановке эмоциональной отчужденности, когда родители смирились с наличием зрительного дефекта, но не принимают самого ребёнка. Они не стремятся установить с ребенком теплые взаимоотношения и с момента его поступления в школу-интернат пытаются переложить свои родительские обязанности на педагогический коллектив. Такой тип общения создаёт и обостряет у ребёнка со зрительной патологией чувство своей неполноценности и ненужности. Всё это усугубляет атмосферу взаимного непонимания и отчуждения.

Скрытое непризнание зрительного дефекта может проявляться в стремлении родителей корректировать детское развитие в соответствии с каким-либо стандартом. Основная цель - компенсировать нарушения какими-нибудь особыми достижениями, часто не учи-

тывая истинных способностей и возможностей своего ребёнка. Родители предъявляют к нему непосильные требования, которые наносят его развитию значительный ущерб. Возникновению неадекватного самовосприятия у ребенка могут способствовать условия, при которых дети нередко слышат слова огорчения по поводу своего дефекта или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем. Такое поведение родителей в значительной степени ограничивает контакты ребенка с окружающим миром, обедняет его чувственный и социальный опыт. Это способствуют формированию у него негативных черт характера и качеств личности (Э. М. Стернина (1967); А. И. Суславичус (1977); Е. М. Украинская (1982); Л. И. Солнцева (1997)).

Актуальность темы предопределила необходимость более детального анализа детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих слабовидящих детей младшего школьного и подросткового возраста. Изучение идентификации детей с родителями по методике А. И. Захарова позволило констатировать, что компетентность и авторитет родителей в восприятии детей младшего школьного возраста играет важную роль. Уважение родителей основано у них на уважении и любви, доверии к жизненному опыту и словам папы и мамы. Престиж родителей основывается на уверенности детей в их правоте, на стремлении подражать их действиям и поступкам. При этом значительная часть учащихся испытывает серьезные трудности в общении с родителями, что требует немедленной помощи со стороны педагогов и психологов

Так, при идентификации ребенка с тем или иным родителем 70% детей выбрали роль «собой», что обусловлено не только стремлением к самостоятельности, но и говорит о наличии определенных проблем во взаимоотношении родителей и детей. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет. 26% учащихся (мальчики) ответили - «папой», 3% (девочки) «мамой». 63% уверены, что когда они вырастут, то будут воспитывать своих детей так же, как воспитывают их, что говорит о престижности и компетентности родителей. Для 37% школьников (в основном это мальчики, у которых нет папы) родители не являются авторитетом, преобладает непонимание и отчужденность ребенка. Не стремятся поделится своими бедами и переживаниями с родителями 26% слабовидящих младших школьников. Они утверждали, что никому из родителей не расскажут о своей беде. 44% детей, напротив, поделились бы своими пробле-

мами с родителями. 30% отметили, что расскажут лишь только маме или папе.

Дополнительную информацию о представлениях слабовидящих младших школьниках о своих родителях удалось получить при анализе детских рисунков семьи. В своих работах дети использовали яркие светлые цвета, что говорит о благоприятном эмоциональном фоне при восприятии родственников. У 10 % детей проявлялся наиболее тесный контакт с одним из членов семьи. 15% школьников представляют, что общение мамы и папы более тесное и комфортное, нежели с ними. Ребенок не входит в сферу их интересов и стоит на рисунке отдельно и непропорционально уменьшенном виде. Значение родителей и близких родственников в жизни ребенка неодинаково. 50 % детей рисовали на первом месте одного из членов семьи (маму, папу, дедушку, бабушку), которые наиболее значимы для них; 20 % рисовали себя на втором листе, отдельно от остальных членов семьи; 30 % - на последнем месте.

При анализе работ мы столкнулись с отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшали ее состав, «забывая» нарисовать тех ее членов, которые для них менее эмоционально привлекательны и с которыми сложились конфликтные отношения. Наиболее часто в рисунке отсутствовали братья и сестры. Ребенок таким способом в символической ситуации «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей. Такие работы составляли 10 %. Встречались работы, на которых отсутствовал сам ребенок (15%), страдающий от изоляции и одиночества в семье.

Особую группу (15 %) составляли работы, в которые дети добавили людей и животных, что свидетельствует о пустоте, которую они чувствуют в реальной жизни. Так, единственные дети часто включали в свой рисунок двоюродных сестер и братьев, кошек, собак и пр., что выражает недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного друга, с которым можно было бы общаться на равных. Подчеркнуто небрежное изображение всех членов семьи или некоторых из них у 25% детей связано с наличием частых конфликтных отношений в семье, с невротизацией и эмоциональным неблагополучием ребенка.

20 % детей составили рисунки, на которых ребенок нарисовал себя на первом месте или гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. «Маленькие императоры» представляют себя в ситуации гиперопеки самыми уникальными и

главными центрами вселенной. Интерпретация рисунков позволила выявить различия в изображении семьи у мальчиков и девочек. Мальчики первым персонажем изображали себя. Девочки сначала рисовали наиболее значимого для них члена семьи, затем себя

Метод “Незаконченные предложения” позволил установить, что 30% детей проявляют уважение и любовь к своим родителям, считают свою семью дружной и крепкой. Так, Света В. ответила: “Мой папа очень весёлый”, “Моя мама и я любим стряпать”; Серёжа А.: “Моя мама добрая”, “Мой папа и я играем в шашки”; Стас В.: “Моя мама целует меня”. О теплых взаимоотношениях в семье свидетельствуют высказывания детей: Денис П. сказал: “Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю”; Катя П.: “Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят”.

20 % детей считают, что родители их не любят, не проявляют заботу и ласку. Так, Вадим К. ответил: “Думаю, что моя мама редко обнимает меня»; Игорь Р.: “Моя мама ру-

гается”; Артём А.: “Я чувствую себя счастливым, когда мой папа уезжает”.

В 50 % случаях дети только иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье и наблюдаются временные трудности во взаимоотношениях с одним из родителей. Так, Аня С. пояснила: “Мой папа и я никогда не играем”, “Мы больше с мамой любим гулять”. 70 % детей не устраивают отношения с обоими родителями или с одним из них. Руслан М.: “Когда я шумно играю, папа кричит на меня”; Аня К.: “Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком”; Игорь Р.: “Когда уходят из дома мама и папа, я рад оставаться один”.

К подростковому возрасту сложности во взаимоотношениях с родителями усугубляются, что обусловлено не только трудностями кризисного периода развития, но и некомпетентностью родителей в воспитании подростка с нарушенным зрением. Так результаты опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ЛБОИ - подростки о родителях) позволили изучить установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети с нарушенным зрением в подростковом возрасте.

У двенадцатилетних слабовидящих детей наблюдается преобладание шкалы директивности по отношению к родителям, хотя по отношению к матери данные шкалы достигают более высокого уровня. В 13 лет показатели шкалы директивности сохраняются на прежнем уровне, но повышается показатель шкалы позитивного интереса (POZ) по отношению к

матери. Психологическое ее принятие мальчики - подростки с нарушенным зрением видят в относительно критическом подходе к ним. Они часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Хотя в то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Положительное отношение к дочери - подростку со стороны матери очень похоже на отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи. Девочки подросткового возраста отмечают тот факт, что матери стремятся удовлетворять любое их желание.

В 14-15 лет появляется позитивный интерес к обоим родителям. Продолжают оставаться на высоком уровне показатели по шкале директивности по отношению к отцу. Слабовидящие девочки и мальчики описывают директивность отца в качестве образа «жесткой руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на их место в обществе и, в частности, в семье. В пятнадцатилетнем возрасте компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы слабовидящие подростки могли утверждать, что их мать или отец испытывают к ним позитивный интерес. В некоторых случаях отмечалось, что родители стремятся к сверхопеке сильного и самостоятельного человека.

Одновременно усиливается тенденция к автономности. Некоторые слабовидящие девочки подросткового возраста описывают автономность отцов как позицию недосягаемого лидерства. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующим параллельно с остальными членами семьи. Некоторым отцам абсолютно все равно, что происходит вокруг, их действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких людей, интересы которых полностью игнорируются.

В шестнадцатилетнем возрасте поведение отцов подростки характеризуют как непредсказуемое. Дети затрудняются предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие. Подвергнет ли их суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное. Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери слабовидящие девочки подросткового возраста понимают резкую смену стиля, представляющую собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери

к эмоциональному ее отвержению.

Интересные данные были получены при изучении представлений родителей о слабовидящих детях и тактике их воспитания. В процессе анкетирования выяснилось, что только 15% родителей консультировались со специалистами об особенностях психического развития ребенка. В роли консультанта выступали психиатр, невропатолог и психолог. Данные анкеты позволили констатировать, что 59% родителей не знают о существовании современной системе психолого-педагогического сопровождения семей проблемного ребенка и о необходимости коррекционных занятиях с детьми;. 18% знакомы с содержанием и структурой специального образования частично. Большинство родителей (74%) не знают об организации и содержании работы дефектолога и никогда не обращались к нему за помощью, 7% ответили, что не нуждаются в помощи дефектолога. На вопрос, «В какой поддержке государства Вы нуждаетесь?» - 93% опрошенных ответили, что в финансовой; целесообразность психологопедагогической помощи показалась им маловероятной.

Между тем в общении с собственным ребенком большинство родителей испытывают значительные трудности. Так, 15% их утверждала, что конфликты чаще всего возникают из-за отсутствия взаимопонимания. Нежелание идти на компромисс отмечается у 11% респондентов - «каждый настаивает на своем». Для 37% родителей проблемы кроются в неудовлетворительных личностных качествах ребенка, таких как: обидчивость, плаксивость, драчливость, упрямство, лень ребенка. Не видят проблем в области детско-родительских отношений 37% опрошенных родителей. У 59% участников эксперимента ребенок с нарушением зрения был единственным, и родители не планировали дальнейшее расширение семьи.

Анализ экспериментальных данных позволяет констатировать, что многие родители по незнанию допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Объясняется это отсутствием у отца и матери необходимых знаний в области специальной психологии и специальной педагогики. Подавляющее большинство родителей остро нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения. Современная семья требует профессионального, строго дифференцированного подхода в работе с ней. Своевременная квалифицированная помощь специалистов поможет разобраться в сложных межличностных отношениях в семье и найти эффективные приемы и способы их нормализации.

Литература

1. Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: автореф.дис. ...канд. Пед. наук / А. М. Аксенова., М.: 1999. - 18 с.

2. Витковская А.М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения // Дефектология. - 2003. - № 4.

3. В помощь родителям детей, имеющих нарушения зрения и слуха / Под ред. И.В. Саломатиной. - М.: РГБС, 2002.

4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2003.

5. Никулина В.Д. Программа психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с тяжелыми нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с недостатками развития. - 2002. - № 3.

6. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Солнцевой Л.И. и Денискиной В.З. М.: Налоговый вестник, 2004.

7. Сагдуллаев В.П. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии.// Дефектология.- 1996. - N 3. -С. 42-50.

8. Семаго М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития// Психотерапия в дефектологии., 1992. - С. 13-21.

9. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология, 1998, №4, С.3-9.

10. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. - 1991. - № 3.- С.88-93.

© Е. А. Ольхина, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.