УДК 316.628:159.947.24
Пещеров Г.И.,
доктор военных наук, профессор, заведующий кафедрой социальных наук и государственного управления, Московский государственный областной университет
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В
В статье анализируется проблема детерминации человеческой жизнедеятельности. Автор затрагивает различные методологические подходы к решению данной проблемы в контексте необходимости выявления новых элементов последовательного развертывания природных и социальных процессов. Ключевое внимание в статье уделяется рассмотрению потребностей и интересов как базовых элементов построения системы детерминации жизнедеятельности людей.
Ключевые слова: общество; эволюция человечества; детерминизм; жизнедеятельность; потребности и интересы; системы детерминации; социальное государство.
ХХ1 веке все человечество вступило в качественно новый — глобализа-'ционный период своего развития. Современное общество стоит перед насущной необходимостью освоения новой реальности во всех ее противоречивых проявлениях. Поэтому важнейшей тенденцией ХХ1 века, доктринальным требованием является повышение роли политической власти в регулировании общественных дел, реализации потребностей личности, поддержании целостности всего общества. Задача любого общества — сделать жизнь индивидов предсказуемой, прогнозируемой. А это значит, что необходимо оказывать влияние на стабильность его развития, изучая систему детерминации человеческой деятельности.
В процессе эволюции человечества исследователи всегда стремились понять логику поступков людей, научиться предвидеть их действия в будущем. При этом желание построить логически непротиворечивую картину развертывания какого-то события из настоящего в будущее охватывает те природные процессы,
с неопределенностью которых люди постоянно сталкиваются. Поэтому еще на ранних этапах становления философской мысли предпринимались попытки построения различных схем развития природных и социальных процессов на основе некой внутренней закономерности их последовательного изменения. Так формировалась теория детерминизма как учения о возможности предсказать результат развертывания конкретного процесса на основе знания исходных его характеристик.
Гипотетически будущее имеет конкретную логику своего становления. Имея конечный результат, мы можем точно сказать о причинах его появления. Как образно отметил польский философ Я. Лукасе-вич, «детерминист рассматривает события, происходящие в мире, как повторную демонстрацию кинодрамы, отснятой где-то на всемирной киностудии»1. Однако анализ как природных, так и социальных процессов показывает, что они очень часто осуществляются противоречиво и хаотично, а не по предполагаемым нами вариантам. Поэтому такое понимание детерминизма сводит его к фатализму. Отрицая основные положения детерминизма, индетерминисты учитывали факторы, которые действуют в данный момент времени, при этом саму последовательность возможного изменения их направленности не рассматривали, и в итоге прогнозы о наиболее вероятном результате действий людей частенько не оправдывались.
Однако в реальной жизни существует определенная, постоянно наполняемая новыми элементами последовательность развертывания природных и социальных процессов. Как в теории, так и в повседневной практике существует потребность выявления закономерностей возникновения тех факторов, которые действуют в достаточно четком порядке, усиливая вероятность осуществления того или иного события. Такое понимание детерминизма нацеливает исследователя на поиск общей логики воздействия совокупности внешних и внутренних факторов на поведение людей в типичных ситуациях. Речь идет о построении системы последовательно развертываю-
щихся во времени и пространстве основных элементов движения к некоему наиболее вероятному конечному результату.
При изучении жизнедеятельности человека детерминизм позволяет осуществить поиск проявляющих себя в определенной последовательности побуждений, ведущих к осуществлению конкретных по содержанию действий. Их вероятность возрастает в той мере, в какой на базе предшествующего элемента детерминации возникает и начинает закономерно действовать следующий за ним фактор. При этом определяются те основные условия, которые необходимы для этого. Тем самым преодолевается опасность фатализма и возникает возможность предвидеть наиболее вероятный ход событий на ближайшее и даже весьма отдаленное будущее.
Основанием применения принципов детерминизма к анализу человеческого сознания и поведения является то, что деятельность людей подчиняется достаточно четким закономерностям воспроизводства и развития социальной жизни. Относительно высокая степень ее устойчивости, а также выявление тенденций происходящих изменений позволяют исследовать основные элементы системы детерминации жизнедеятельности людей как в настоящее время, так и в будущем.
Попытки построения такой системы начались еще в античную эпоху Аристотелем, который выделял такие элементы детерминации, как цели, потребности и интересы2. Он опирался на видимые каждым человеком внутренние факторы его поведения. Античная философия, как известно, была созерцательной, и в ней отсутствовала специальная методология анализа детерминации человеческих поступков. Было достаточно простого наблюдения за разными индивидами и социальными группами, чтобы выделить в качестве главной побудительной причины то, что называлось потребностью или нуждой. Этими понятиями обозначались все желания человека, независимо от их происхождения. При этом отмечалась необходимость специального формирования тех потребностей, которые указывают на принадлежность человека к тому или иному слою людей. Признава-
лась тесная связь человека с животным и растительным миром, так как всему живому присущи потребности в солнце, воде и пище. Человек отличается тем, что он способен понимать и регулировать свои потребности, находя различные способы их реализации. В связи с этим античными философами выделялись интересы, в которых выражалась созидательная активность людей, стремящихся удовлетворить свои насущные потребности.
Решающая роль в определении содержания и направленности потребностей и интересов принадлежит самому человеку. Если он стремится совершенствовать свои отношения с окружающим миром, ориентируется на общественный идеал, то будет приводить свои желания в соответствие с нормами возвышенного, прекрасного — идеала, вырабатываемого философами, наделенными пониманием цели и смысла существования человека.
Выстраивалась следующая система желаемой детерминации: идеал, сконструированный мыслящими о благе людьми, жизненные цели, связанные с ним, потребность в его достижении, интересы, обеспечивающие реализацию стремления к возвышенному в повседневной жизни. Эта совокупность внутренних побуждений противопоставлялась иной, в которой ведущая роль принадлежала природным потребностям индивида, только с ними связанным целям и интересам. Индивиду предлагалось сделать выбор между близкой к животным жизнью, которая не приносит блага ни обществу, ни ему лично, и истинно благородной, просветляющей и возвышающей его душу жизнедеятельностью. Специальным воспитанием, по мнению Аристотеля и Платона, можно помочь каждому свободному человеку сделать правильный выбор системы детерминации его повседневного существования.
Данный подход к регулированию потребностей и интересов людей затем был воспроизведен христианством и другими религиями. Оно и прежде, и теперь борется за принятие каждым индивидом тех потребностей, которые позволяют жить по законам, установленным Богом. Высшее существо выступает в качестве источника
истинного понимания содержания и направленности всей системы детерминации сознания и поведения человека. Бог является той силой, которой должны подчиняться все люди. Следовательно, Он представляет собой ту необходимость, которая, как закон, определяет все формы жизнедеятельности индивидов и тех сообществ, которые они создают.
Религиозное учение выстраивает следующую систему детерминации. Божественная идея, которая заключает в себе наилучший способ организации жизни каждого человека. Ей противостоит «дьявольский соблазн», предлагающий путь, ведущий к проявлению порочных наклонностей и греху. Встав на него, человек неизбежно начинает творить зло. Индивид должен сделать выбор между этими двумя видами необходимости путем принятия той или иной цели своей жизни. Если он верен Создателю, то его целью становится полное выполнение предначертанного Им пути (индивидуальной необходимости). В ином случае сама цель исчезает, так как необходимость, ведущая к пороку, не осознается, а действует бессознательно, поскольку главным отличительным признаком человека всегда считался разум. Степень его развитости рассматривается как условие принятия правильного жизненного пути. Поэтому многие проступки людей объясняются «затмением» рассудка. Аморальное поведение также традиционно трактуется как следствие отказа человека от желания глубоко осмыслить сущность и результаты своих действий. Они совершаются бессознательно. Причиной является следование «дьявольскому наущению».
Следовательно, необходимость, связанная с божественным промыслом, развивает мыслительные способности человека, побуждая его ставить четкие цели всей своей жизни, в то время как необходимость, утверждаемая сатанинской силой, лишает человека разума, сводит его к животному состоянию. Поступки не имеют четких целей. Потребности, рождаемые такой необходимостью, носят низменный характер и направлены в первую очередь лишь на создание комфортных условий физического
бытия отдельного индивида, при которых душа не развивается.
Принятие божественной необходимости через осознание соответствующих ей целей ведет к появлению и развитию особых потребностей человека. Ведущими среди них становятся те, которые активизируют позитивную созидательную деятельность людей. Они стремятся к постоянному возвышению своих мыслей, чувств, поступков. Возникают соответствующие интересы, позволяющие найти наилучшие варианты выполнения божественной воли. Выстраивается та система ценностных ориентаций, в которой служение создателю занимает высшую позицию. Ниже располагаются те ценности, которые обеспечивают повседневное выполнение общественного долга.
Обе системы детерминации, предложенные античными мыслителями и религиозными деятелями, построены на нормах и принципах этики. Мораль, направленная на обеспечение совместной жизнедеятельности людей, утверждает приоритет общественных интересов над личными. Именно они выступают в качестве той социальной необходимости, которая должна детерминировать всю систему поведения каждого индивида. Господство личного интереса над общественным рассматривалось как проявление враждебных социуму сил.
Важным положением этих взглядов на систему детерминации является признание того факта, что в жизни людей всегда сталкиваются желания отдельных индивидов и той общности, в которой они живут. Каждый человек как существо биосоциальное в первую очередь склонен подчиняться данным ему от природы потребностям. В них не заключена ориентация на согласование личных интересов с окружающими людьми, а господствует стремление к физическому выживанию любой ценой. Проявляется т. н. «врожденный эгоизм». Борьба с ним ведется путем побуждения индивидов к принятию общественной необходимости, которая выражается через совокупность соответствующих ей социальных потребностей и интересов. Следовательно, в обществе действуют две системы детерминации. Одна вытекает из
законов биологического существования индивидов, а другая определяется закономерностями социальной организации совместной жизни людей. Каждая из них имеет свою логику развертывания основных элементов, из которых она состоит.
Социальная система детерминации опирается на необходимость принятия каждым индивидом выработанных в течение долгого времени норм и правил совместной жизни людей. Она предлагает определенный набор потребностей трудовой, бытовой и досуговой деятельности. Те обязательно должны быть осознаны в виде соответствующих целей. Затем утверждается система ведущих ценностных ориен-таций, выражающаяся через совокупность социальных интересов. Завершает систему детерминации набор конкретных потребностей в определяемых условиями жизни предметах труда, быта, формах общения — чувствах, мыслях, поступках.
Асоциальная система детерминации имеет в качестве своего источника природную необходимость в простейшем животном существовании, которое под влиянием примера более комфортной жизни окружающих рождает стремление к повышению материальной обеспеченности жизни любой ценой. Она сразу рождает набор потребностей в конкретных продуктах, предметах, позволяющих реализовать эту необходимость, но не путем активной трудовой деятельности, а попытками обеспечения желаемого потребления за чужой счет. Интересы возникают только в связи с тем, что не всегда удается сразу получить то, что хочется. Приходится искать средства обеспечения комфорта путем подчинения окружающих людей или присвоения чужой собственности. Возникает особая совокупность ценностей эгоистического характера, которыми индивид неосознанно руководствуется в своей повседневной жизни. Цели носят приземленный характер и чаще всего подменяются простейшими чувственными побуждениями, определяющими мотивы совершения отдельных поступков.
Противоречия, создаваемые этими двумя системами детерминации, потребовали в теории и на практике поиска способов рационального утверждения
достоинств той, которая строится на приоритете общественного интереса над индивидуальным. Поскольку исходным элементом выступает необходимость, то требовалось понять ее сущность и значение в определении направленности и содержания человеческой жизни.
В Новое время проблема необходимости по-особому была осмыслена Б. Спинозой. Он признавал роль тех внешних сил, которые обязательно торжествуют, несмотря на все попытки отдельных индивидов преодолеть их влияние. Люди всегда стремятся стать свободными в реализации своих различных желаний. Однако чаще всего удается осуществить только те потребности и интересы, которые связаны с социальной необходимостью. Поэтому систему детерминации следует начинать с выделения и понимания содержания необходимости. Если осмыслить сущность многих основных потребностей людей, то обнаружится, что в них всегда выражается некая природная и социальная необходимость3.
Действительно, человек обязательно должен питаться, иметь одежду, жилье. Для этого он должен трудиться, соблюдать различные установления, регулирующие совместную жизнь людей. Иначе он погибнет или будет отвергнут окружающими. Следовательно, в целом потребности представляют собой форму выражения необходимости, действующей как в мире растений, животных, так и по-особому представленной в человеческом сообществе. Люди, познавая окружающий мир, постепенно выявляют суть тех законов, которым они должны подчиняться. Сознание ведет к выделению тех потребностей и интересов, которые могут быть реализованы, так как они не противоречат социальной необходимости. Только в этом случае создаются предпосылки для осуществления различных планов, надежд, стремлений. В итоге возникает то состояние, которое обозначается понятием свобода. Она, по утверждению Б. Спинозы, непосредственно связана с необходимостью. Поэтому большой ошибкой является попытка какого-либо их противопоставления. Необходимость не исчезает, а по-особому сохраняется, когда она осознается и реализуется. Сво-
бода как познанная необходимость является лишь иной формой ее воздействия на человека. Когда он не понимает тех общественных законов, которым должен подчиняться, тогда возникают отрицательные переживания, вызванные ощущением жесткого давления необходимости. Как только она принимается разумом и чувствами, так сразу появляется особое переживание облегчения и радости, вызванное свободой. Здесь появляется критерий реальных потребностей. Он заключен в той необходимости, которая детерминирует их содержание и направленность. Для того чтобы не разочаровываться, не тратить силу на реализацию абстрактных возможностей, надо разумом раскрыть степень наполнения потребностей человека социальной по содержанию необходимостью. В связи с этим обостряется проблема целей, в которых выражается осознанная потребность. Анализируя их, можно выяснить то, насколько необходимость понята и принята как отдельными индивидами, так и социальными группами. Интересы, возникающие под влиянием определенных целей деятельности, также должны быть выбраны в соответствии с необходимостью. В итоге, по логике рассуждений Б. Спинозы, существует следующая система детерминации: необходимость, представленная в социальных потребностях, реальные цели, их отражающие интересы, реализация которых обеспечивает свободу существования человека. Данная концепция строится на том, что человек является прежде всего существом разумным. Он сначала думает, осмысливая несколько вариантов поведения, а только затем выбирает наиболее оптимальный. Однако более глубокие исследования, проведенные психологами в начале XX века, поколебали это широко распространенное мнение.
З. Фрейд, изучая психически больных людей, обнаружил огромное влияние на их поведение сексуального инстинкта4. Он входит в число тех факторов детерминации, которые находятся в подсознании человека. Его очень сложно контролировать разумом, и люди тайно совершают то, что противоречит культурным нормам и правилам. Из этого вытекает положение
о том, что в систему детерминант следует включать не только внешние, прежде всего социальные по содержанию воздействия, а особые внутренние, роль которых оказывается часто значительно выше, чем принято думать.
Австрийский психолог распространил те выводы, которые он получил, изучая больных, на всех людей. Такой методологический принцип позволил ему произвольно построить собственную систему факторов, которые будто бы определяют не только поведение отдельных индивидов, но и логику развертывания всего исторического процесса. В качестве ведущей детерминанты им рассматривается система проявления сексуального инстинкта, а не пищевой рефлекс или какой-либо иной, который является той внутренней необходимостью, которая вызывает всю совокупность основных потребностей человека.
В основе поведения индивида лежит эротическое желание («либидо»). Оно проявляется уже у детей в младенческом возрасте. Сначала господствует потребность любоваться собой, когда эротическое желание направлено на самого себя. Оно выражается в оральной, анальной и гени-тальной стадиях развертывания сексуального рефлекса. При этом З. Фрейд выделяет т.н. «комплекс Эдипа» у мальчиков и «комплекс Электры» у девочек. Возникает особая потребность обладания матерью или отцом, которая подавляется культурой, устанавливающей особые нормы взаимодействия между взрослыми и детьми.
Биологические потребности могут быть временно замещены на социальные с помощью «сублимации» (вытеснения). Осознание инстинктов («Оно») ведет к появлению «Я» (эго). Человек начинает регулировать свои потребности, по-разному решая проблему соотношения между естественными желаниями и теми, которые вырабатываются в процессе приобщения к культуре. Она выражается прежде всего в сфере долженствования, моральной цензуры — «супер эго».
При этом «принцип удовольствия» как форма существования внутренней необходимости дополняется врожденным стремлением к уничтожению, которое
проявляется в жестокости и безразличии к чужой жизни.
Тем самым выстраивается новая система детерминации, в которой впервые предпринимается попытка соединить внешнюю и внутреннюю необходимость. При этом ведущая роль принадлежит не тем силам, что действуют на человека извне, а заключенному в нем фактору. Его влияние оказывается настолько огромным, что противостоять ему с помощью соблюдения культурных предписаний, в которых выражается внешняя необходимость, для многих очень трудно. Внутренняя необходимость вызывает те потребности, которые направлены на удовлетворение в первую очередь биологических инстинктов.
Поскольку их невозможно свободно проявить, происходит столкновение с внешней необходимостью, выражающей законы совместной жизни людей в социуме. Индивиду приходится ограничивать какие-то рефлексы путем замещения их на сознательно усвоенные нормы и правила культуры, которые формируются в процессе социального воспитания. Однако «свободным», по мнению исследователя, человек чувствует себя лишь тогда, когда ему не приходится ограничивать либидо, стремление к смерти, садизм и другие инстинкты.
Следовательно, по З. Фрейду, действует следующая цепочка детерминант: внутренняя необходимость (безусловные рефлексы), соответствующие ей потребности. Затем происходит столкновение с внешней необходимостью, которая требует принятия социальных потребностей. В итоге рождается симбиоз биологических и социальных потребностей, выражающийся в противоречивых целях повседневной жизнедеятельности. Они связаны как с обеспечением существования, развития самого индивида, так и тех общностей, членом которых он является. Затем формируются разнонаправленные интересы, позволяющие осуществить выбор способов реализации тех или иных потребностей. При этом человеку, чье поведение соответствует общественным требованиям, приходится постоянно подавлять свои природные побуждения.
Впоследствии этический принцип выделения двух систем детерминации заменяется на «научный», в котором предпринимается попытка обосновать изначальное и вечное столкновения природного и социального начал в человеке. Первое рождает совокупность биологических, действующих на уровне подсознания потребностей и интересов. Второе формируется постепенно в результате приобщения личности к культуре. Каждая характеризуется своей особой совокупностью детерминант, при этом ведущая роль принадлежит, согласно теории З. Фрейда, природной системе определения направленности желаний и стремлений индивидов.
Доказать истинность данной схемы практически невозможно, так как проникнуть в содержание бессознательного с помощью сознания крайне сложно. Воспоминание о том, что человек видел во сне, указывает только на те потребности, которые наиболее актуальны в определенный период жизни индивида. Естественно, что у больных людей ведущими оказываются потребности, связанные с их физическим существованием. У здоровых действует целая система нередко противоречивых, разнонаправленных потребностей и интересов, сочетающих как природные по содержанию желания, так и вызванные конкретными социальными условиями. Следовательно, необходимо выявить ту систему детерминант, которая определяет жизнедеятельность вполне нормальных людей, с раннего детства постепенно усваивающих правила совместной жизни с себе подобными.
Теорию детерминации З. Фрейда подвергли аргументированной критике многие исследователи, в частности такие, как К. Юнг и Э. Фромм. Некоторые практики, однако, пытаются строить рекламные, маркетинговые компании путем специального воздействия на сексуальные инстинкты человека. Чаще всего желаемых результатов не достигают, но это не останавливает тех, кому выгодно упрощенно трактовать поведение людей. В этом случае не требуется изучать всю совокупность противоречиво действующих на сознание и поведение людей детерминант.
В современном искусстве также наблюдается активное использование ряда положений фрейдистской теории. Многие фильмы, романы и повести строятся на сюжетах, в которых люди ведут себя под влиянием полного господства эротических влечений. Герои уподобляются неким «сексуально озабоченным» индивидам, выстраивающим свое поведение только под воздействием бессознательных побуждений. Их трудно сравнить даже с дикими животными, так как у тех тот или иной инстинкт реализуется по четкой биологической программе, не допуская какого-либо произвола. Однако читателя, зрителя пытаются привлечь некой тайной скрытых механизмов развертывания разнообразных природных потребностей и интересов человека в повседневной жизнедеятельности.
Размышляя над вопросом о сочетании биологического и социального в человеке, известный психолог XX века А. Маслоу предложил в 50-х годах свою теорию детерминации человеческой жизнедеятельности. Он не принял положение о ведущей роли инстинктов, указывая, что "человек обладает лишь очень слабыми рудиментами инстинктов... Они не могут противостоять культуре и научению — последние факторы более сильны и могучи"5.
Следовательно, утверждается ведущая роль процесса становления системы социальных потребностей, интересов у индивида в ходе его социализации. Развитие личности с детства в тех условиях, которые помогают ей стать культурным человеком, определяет становление зрелой совокупности мотивов, сочетающих базовые физиологические потребности и те, которые относятся к более возвышенным. Поэтому А. Маслоу утверждал, что «человечность как принадлежность к человечеству должна определяться не только в терминах бытия, но и в терминах становления. Мало родиться человеком, нужно стать им»6.
Последнее положение очень важно с методологической стороны, так как оно указывает на возможность разнонаправленного изменения индивидов. Часть людей могут не подняться в своих желаниях выше простейших, элементарных потребностей. Они сами, а не только общество
определяют такой результат. Другая часть способна освоить целую систему богатых по содержанию потребностей и интересов, делая себя в полном смысле людьми. Человек не является пассивным носителем тех желаний, стремлений, которые у него имеются от рождения или навязываются окружающими людьми. Он может самостоятельно выстраивать совокупность мотивов, обеспечивающих ему истинную свободу.
Однако, по мнению психологов, действует определенная взаимосвязь потребностей разного уровня. А. Маслоу использовал принцип иерархии при построении системы потребностей человека. Такой подход позволил ему не отвергать полностью роль биологических факторов в детерминации поведения людей, а выстроить схему последовательного возникновения более развитых потребностей после того, как удовлетворены исходные побудители.
Он трактует процесс психологического роста человека как реализацию все более «высоких» потребностей. Исходными являются т. н. фундаментальные, которые включают в себя: потребность в безопасности и стабильности, потребность в любви и принадлежности, потребность в признании, в самоуважении и уважении других; когнитивные потребности — потребности в познании и потребность в понимании; эстетические потребности, такие как потребность в красоте, в порядке, в симметрии, в завершенности, в системе, в структуре и т.д.; экспрессивные потребности — в эмоциональном и моторном самовыражении, потребность в самоактуализации7 и т.д.
При этом ранее возникающие потребности должны быть удовлетворены в первую очередь. Иначе возможно появление различных психических заболеваний. Когда реализованы простейшие желания, тогда наступает очередь осуществления более высоких. Потребности низшего уровня А. Маслоу называет нуждами, а высшего — потребностями роста. Они заключаются в стремлении обеспечить развитие задатков и способностей личности. В итоге возникает т. н. метамотивация. Она характерна для «самоактуализирующихся» людей, у которых уже удовлетворены более «низкие» потребности. Эти люди пытаются мыслить
целостно, открыто и свободно. Они сосредоточиваются на решении творческих задач, а не на обеспечении средств физического существования.
Если им не удается осуществить возвышенные стремления, то может возникнуть «метапатология», вызванная недостатком ценностей, бессмысленностью и бесцельностью жизни. Поэтому чувство приобщенности к высоким ценностям так же значимо для психического здоровья, как и ощущение безопасности.
Важнейшим выводом психологов является положение о том, что требуется создать «хорошее» общество, в котором будут предоставлены условия для самоактуализации многих людей. Тогда произойдет уменьшение психических и соматических болезней, у индивидов будет формироваться целостная, менее противоречивая система детерминации жизнедеятельности.
Подводя итог, можно сделать вывод, что А. Маслоу, опираясь на теорию целостного анализа сознания и поведения человека, попытался построить систему потребностей основных элементов той структуры, которая определяет жизнедеятельность индивидов и социальных общностей.
Действительно, потребности являются ведущими детерминантами. Они могут выстраиваться в некую иерархическую последовательность, хотя на практике чаще всего наблюдается противоречивое сочетание как «низших», так и «высших» потребностей. Они могут существовать одновременно, лишь в конкретных ситуациях выстраиваясь в некую цепочку.
К тому же ученым не очень четко выявляется роль интересов личности, которые непосредственно связаны с потребностями. С одной стороны, подчеркивается значимость ценностей, которыми руководствуется человек, с другой — не исследуются причины утверждения той или иной совокупности ценностных ориента-ций в качестве ведущего элемента детерминации поведения.
Можно предположить, что каждый вид потребностей имеет свою систему интересов, через которые они реализуются. Однако сами интересы, в свою очередь, обладают весьма высокой самостоятельностью и спо-
собностью конструировать соответствующие им конкретные потребности. Поэтому необходимо дальнейшее более глубокое исследование всей совокупности детерминант повседневной жизнедеятельности индивидов с подробным описанием роли каждого из них в становлении определенного по содержанию и направленности поведения.
Развитие теории потребностей, созданной А. Маслоу, было осуществлено рядом его последователей. Так, Д. Макклелланд попытался выявить наиболее важные потребности среди т. н. «вторичных потребностей», которые актуализируются при условии удовлетворения базисных. Им были выделены потребности в достижениях, во влиянии и в соучастии. Эти потребности детерминируют процессы самореализации личности, а также стремление обеспечить высокую согласованность ее действий с намерениями окружающих людей.
Следовательно, речь идет о необходимости выделения тех побудителей, которые определяют поведение индивидов, становящихся субъектами совершенствования не только своей деятельности, но и ближайшей микросреды. Каждая общность характеризуется своей специфической системой детерминант, которая раскрывает содержание и направленность ее деятельности. Поэтому чем полнее изучена совокупность ведущих побудителей той или иной социальной группы, тем точнее можно определить ее роль в функционировании и развитии социума.
Ф. Герцберг выделил две ведущие группы потребностей человека: гигиенические и мотивационные. Первые обеспечивают предупреждение тех ситуаций, которые могут негативно сказаться на жизнедеятельности индивида. Поэтому человек не стремится к их удовлетворению, а вырабатывает те правила поведения, которые обеспечивают возможность избежать некоторых угроз. Гигиенические потребности связаны с созданием доброжелательных отношений с окружающими людьми, начальством, выполнением требований дисциплины, порядка, предупреждения стрессовых ситуаций.
Мотивационными потребностями являются те, которые обеспечивают достижение успеха в трудовой деятельности, в личной
жизни, получение удовольствия от приобретения модной вещи и т. п. К ним относятся потребности в достижении целей, признания, росте самостоятельности, самореализации8.
Тем самым впервые были выделены потребности в том, чтобы определенные события и ситуации не возникали, а желаемые, наоборот, появлялись благодаря соответствующим внешним обстоятельствам. Человек осознанно выделяет те случаи, которые резко ухудшают его жизнедеятельность. Этот негативный опыт порождает т. н. гигиенические потребности. В то же время у него существуют потребности, усиливающие созидательную деятельность. Они выступают в качестве внутренних стимуляторов успешного труда.
Если гигиенические потребности не удовлетворяются, то возникают стрессовые ситуации, уровень активности на работе, в быту падает. Когда же в целом потребности реализуются, то это воспринимается как естественное условие нормальной жизнедеятельности и не оказывает стимулирующего влияния на человека. При анализе удовлетворенности, например, трудом используются два различных измерения: по горизонтали — факторы гигиены, по вертикали — мотиваторы.
К. Альдерфер, отмечая недостаточность различения некоторых групп потребностей у А. Маслоу, выделил не пять, а три класса потребностей: потребности существования, социальные потребности и потребности личностного роста. Под первыми фактически понимаются физиологические, а также потребности в безопасности. Вторые включают потребности в общении, групповой принадлежности и уважении. Высшими являются те, которые побуждают к постоянной самореализации. Исследователь попытался выделить семь зависимостей между ними. В частности, чем меньше удовлетворены потребности существования, тем сильнее они проявляются. Чем полнее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее их действие. Чем больше удовлетворены потребности личностного роста, тем активнее они себя проявляют. Тем самым выделение определенной логики становления и развертывания потребностей позволяет выявить раз-
личные формы их влияния друг на друга. Следовательно, обнаружение одной группы детерминант позволяет делать вывод о наличии связанных с ними других побудителей человеческой жизнедеятельности.
Попытки выстроить целостную систему детерминации были предприняты рядом философов и социологов в 60 —70-е годы XX века и в России. Активно начались исследования в этой области в связи с необходимостью выявить ту совокупность внешних и внутренних факторов, которые определяют сознание и поведение различных социальных групп. Различия в системе потребностей и интересов в зависимости от возраста, пола, образования респондентов были установлены в ходе тех социологических исследований, которые начали вновь проводиться в то время в нашей стране. Однако отсутствовали те методологические подходы, которые позволяли объяснить богатый по содержанию эмпирический материал.
В работах А.Г. Здравомыслова, опубликованных в конце 50-х — начале 60-х годов, была предложена своя схема взаимосвязи основных детерминант человеческой жизнедеятельности. Он считал, что она включает в себя необходимость, потребность, интерес, цель, установку, за которой следует деятельность. Несколько позже, в начале 70-х годов, ее дополнил А.В. Маргу-лис рядом элементов. Он считал, что цель запускает механизм действия ценностных ориентаций, содержание которых определяют стимулы и мотивы. Тем самым утверждалась концепция о наличии некоего набора элементов в системе детерминации и определялась последовательность их действия. Предполагалось, что каждый последующий элемент детерминирован предыдущим и, в свою очередь, вызывает появление следующего, за ним идущего.
В целом предложенная схема объясняет то, что часто наблюдается в социальном мире. Человек действительно подчиняется в первую очередь внешней необходимости, которая, видимо, выражается в совокупности определенных потребностей. Те, в свою очередь, особым образом связаны с целями и интересами. Далее возникают ценностные ориентации, стимулы, моти-
вы, установки. Однако единых позиций по поводу последовательности становления и развертывания каждого из указанных элементов нет. Причина заключается в том, что отсутствует сходство в трактовках философами, психологами, социологами сущности и содержания самих потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентации и т.д. Если сложно выявить суть той реальности, которая обозначается тем или иным термином, то крайне трудно определить и последовательность взаимосвязи всех элементов целостной системы детерминации человеческой деятельности. Поэтому в 70 — 80-е годы появился ряд работ, в которых специально рассматривалась сущность потребностей, интересов, ценностных ориентаций, установок.
Основу власти составляет асимметрия отношений между людьми и существующая в связи с этим возможность одного человека влиять или воздействовать на другого. Власть связана с принудительным изменением поведения людей, выступая некой силой, вызывающей поведение, которое невозможно в ее отсутствие. Наибольшей интенсивностью и регулярностью обладают базовые потребности, именно поэтому насильственная власть, прямо или косвенно адресованная именно этим потребностям, включая потребность жить, оказывается мощным модификатором поведения.
XXI век предполагает радикальную смену алгоритмов экономического, политического и социального развития, что связано с появлением новых факторов, определяющих качество и темпы развития государства, общества и экономики. Речь идет прежде всего о стремительном росте человеческого потенциала. Эта тема в новом столетии стала популярной в риторике политической элиты и правящего класса, поскольку среда оказывает определяющее влияние на формирование поведения человека при огромном влиянии на индивидов таких категорий, как власть, стремление выжить, глобализация и толерантность, оказывающих значительное влияние на поведение не только индивидов, но и всего человеческого сообщества.
Исходя из рассмотренных методологических принципов, можно сделать вывод,
что необходимость построения «социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»9, в настоящее время расширяется до пределов организации социального общежития в мире. В таких условиях повышать качество жизни, создавать новую экономику и новое общество можно, только развивая физическую основу человеческой личности — социально-экономические и психо-эмоциональные условия физического существования населения при наличии новой, адекватной развитию человечества современной идеологии.
Список использованной литературы
1. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х томах. Т. 1. М., 1975.
2. Конституция РФ. 1993.
3. Лукасевич Я. О детерминизме. Вопросы философии. 1995. № 5.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
5. Herzberg F. One More Time: How Do You Motivate Employeers? Harward Business Rewier. January — February, 1968.
6. Спиноза Б. Трактаты. М., 1998.
7. Фрейд З. Очерки по психологии бессознательного. Минск, 1997.
1 Лукасевич Я. О детерминизме // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 62.
2 Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х томах. Т. 1. М., 1975.
3 Спиноза Б. Трактаты. М., 1998.
4 Фрейд З. Очерки по психологии бессознательного. Минск, 1997.
5 Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 21.
6 Там же, с. 22.
7 Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 77—108.
8 Herzberg F. One More Time: How Do You Motivate Employeers? Harward Business Rewier. January-
February 1968, pp. 56 — 57. 9 Конституция РФ. 1993.
Pescherov G.I., e-mail: [email protected]
The head of the Department of Social Sciences and Public Administration, Doctor of Military Sciences, professor
THE PECULIARITIES OF DETERMINATION OF HUMAN ACTIVITIES AND SOCIAL ADMINISTRATION IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN
SOCIETY
In the article the problem of determination of human activities is analyzed. The author mentions various methodological approaches to solving this problem in the context of the need to identify new elements of the progressive deployment of the natural and social processes. Close attention in the article is paid to consideration of the needs and interests as basic elements of the formation of the system of determination of human activities.
Key words: society, human evolution, determinism, human activities, needs and interests; determination systems, the welfare state.