Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕМОНСТРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ФОРМЕ МАСТЕР-КЛАССА'

ОСОБЕННОСТИ ДЕМОНСТРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ФОРМЕ МАСТЕР-КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МАСТЕР-КЛАСС / МАСТЕР / ПОДМАСТЕРЬЕ / TEACHER / PROFESSIONAL STANDARD / MASTER CLASS / MASTER / APPRENTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раицкая Г.В.

В статье рассмотрены формы проведения мастер-класса как способа профессионального роста педагога. Автором представлена структура мастер-класса, построенная на основе системно-деятельностного подхода, а также рассматриваются его особенности и этапы проведения, перечисляются типичные ошибки и даются рекомендации по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION FEATURES OF THE TEACHER’S PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE FORM OF A MASTER CLASS

The article is devoted to the questions of the form of the master class as a way of professional growth of a teacher. The author reveals the structure of the master class built on the basis of a system-activity approach, also reveals the feature and stages of its implementation. The article demonstrates models of the sequence of the master class, typical errors and recommendations for their elimination.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕМОНСТРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ФОРМЕ МАСТЕР-КЛАССА»

10. Родионова, Е. Л. Институт двойного наставничества — основа механизма постдипломного сопровождения выпускника целевой подготовки педагога / Е. Л. Родионова, Е. Ю. Илалт-динова, С. В. Фролова // Нижегородское образование. — 2017. — № 2. — С. 85—92.

11. Смольская, Е. А. Исследовательская позиция будущего педагога / Е. А. Смольская // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2012. — Т. 1. — № 4. — С. 126— 129.

12. Тивикова, С. К. Модель сопровождения педагогов начального образования как ресурс эффективной реализации ФГОС / С. К. Тивикова, И. И. Бондарева // Нижегородское образование. — 2014. — № 3. — С. 23—31.

13. Тивикова, С. К. Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования : монография / С. К. Тивикова, О. Ю. Дедова, Н. Ю. Яшина. — Н. Новгород : НИРО, 2015. — 135 с.

14. Тусеева, М. Г. Педагогическая студия как форма повышения квалификации учителя в системе методической работы общеобразовательного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Г. Тусеева. — М., 2009. — 21 с.

ОСОБЕННОСТИ ДЕМОНСТРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ФОРМЕ МАСТЕР-КЛАССА

Г. В. РАИЦКАЯ, кандидат педагогических наук,

доцент, заведующая кафедрой начального образования КК ИПК и ПП РО (Красноярск) raitskaya @kipk.ru

В статье рассмотрены формы проведения мастер-класса как способа профессионального роста педагога. Автором представлена структура мастер-класса, построенная на основе системно-деятельностного подхода, а также рассматриваются его особенности и этапы проведения, перечисляются типичные ошибки и даются рекомендации по их устранению.

The article is devoted to the questions of the form of the master class as a way of professional growth of a teacher. The author reveals the structure of the master class built on the basis of a system-activity approach, also reveals the feature and stages of its implementation. The article demonstrates models of the sequence of the master class, typical errors and recommendations for their elimination.

Ключевые слова: педагог, профессиональный стандарт, мастер-класс, мастер, подмастерье

Key words: teacher, professional standard, master class, master, apprentice

80 С. К. ТИВИКОВА, И. И. БОНДАРЕВА, О. В. КОЛЕСОВА. Становление исследовательской.

В профессиональном стандарте педагога [9] основное внимание уделяется обобщенным трудовым функциям, трудовым действиям, умениям, знаниям. Кроме этого, к педагогам выдвигается требование не только использовать предлагаемые коллегами методические наработки, но и предъявлять собственный опыт [3; 9]. В этом случае ма-стер-кпасс становится актуальной формой работы, способствующей становлению у каждого педагога профессиональных ком-петентностей, связанных с трудовыми действиями (например, в планировании и проведении учебных занятий).

На кафедре начального образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессионал ь-ной переподготовки работников образования сотрудники систематически проводят мероприятия, различные по своему назначению (аукцион педагогических идей, конкурс лучших практик и другие), но по форме схожие с демонстрацией опыта на мастер-классах, позволяющие педагогу профессионально продвигаться.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов предполагает организацию образовательной деятельности педагога на основе системно-деятельностного подхода, что подразумевает в процессе демонстрации своего опыта коллегам создание педагогом условий, способствующих формированию мотивации и целеполагания при постановке и решении проблем [1; 7; 16]. В связи с этим актуальным становится изменение самой деятельности педагога не только в рамках урока, но и в плане предъявления наработанного опыта. Ответ на вопрос, меняется ли сама технология проведения мастер-класса (далее — МКл) в связи с введением ФГОС, стал ключевым в нашем исследовании. Нами выдвинута следующая гипотеза: если в образовательном процессе в рамках каждого урока или учебного занятия учитель действует на основе системно-деятель-ностного подхода, то и демонстрация его

собственных профессиональных «открытий» будет осуществляться на «языке деятельности».

Анализируя варианты ответов на вопросы анкеты, мы обнаружили, что все педагоги разделились на три группы в зависимости от того, насколько учитель способен анализировать собственную практику, выявлять дефициты и составлять алгоритм действий по их исправлению. Именно этот подход лег в основу набора целевой группы для проведения исследования. Достаточно большая (63 %) первая группа учителей отметила готовность повторить МКл по образцу на предложенном материале в собственной практике, назовем их— действующие «по образцу». Ко второй группе (31 %) мы отнесли педагогов, которые желают внести коррективы в МКл исходя из собственных представлений, это учи-тепя, «создающие новое». К третьей группе (6 %) относятся педагоги, замотивирован-ные на самостоятельную разработку и проведение МКл, то есть осваивающие навык демонстрации и оценивания «нового». За основу классификации групп мы взяли профессиональную деятельность педагогов. Подробная характеристика трех групп учителей с точки зрения их профессиональной деятельности и возможностей дана в статье «Начальная школа по-новому, или Как работает эксперимент» [11].

Объектом нашего исследования стал педагог-профессионал, способный самостоятельно организовать передачу собственного опыта коллегам.

Анализируя теоритическую литературу, мы пришли к выводу, что понятие «мастер-класс» с научной точки зрения не является до конца исследованным, не представлено широким спектром разработок, а сам процесс не имеет четкого алгоритма проведения. Например, М. М. По-

Если в образовательном процессе в рамках каждого урока или учебного занятия учитель действует на основе системно-деятельност-ного подхода, то и демонстрация его собственных профессиональных «открытий» будет осуществляться на «языке деятельности».

Отметим, что МКл является одновременно показателем высокого уровня профессионального мастерства педагога и формой его демонстрации.

ташник характеризует МКл как ярко выраженную форму, когда мастер передает свои опыт, мастерство (чаще всего путем прямого комментированного показа приемов работы) [8; 17]. Методисты (И. В. Богачева, В. Е. Лампман, Т. Н. Ле-дяева, Т. В. Мухлынина, М. Г. Попова, О. В. Фадеенко, И. В. Федоров и другие) в отдельных источниках знакомят именно с этим определением, однако в основном все сводится к практическому описанию передачи готового опыта.

С. К. Тивикова относит мастер-класс к одной из форм повышения квалификации [14].

В словаре С. И. Ожегова находим два определения: «мастер» и «класс». «Мастер» толкуется как специалист, достигший высокого искусства в своем деле; «класс — степень, уровень чего-нибудь» [5, с. 293]. «Мастер-класс» (от англ. masterclass: master — лучший в какой-либо области, class — занятие, урок) является семинаром, который проводит специалист (эксперт) в определенной дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические навыки в этом предмете. Соглашаясь с данным определением, дополним его тем, что мастер-класс — это процесс демонстрации собственного опыта педагогом-мастером для группы взрослых, основанный на непосредственном открытии подмастерьями нового приема или способа. Отметим, что термин «подмастерье» мы используем в том случае, если участник мастер-класса включен в активную позицию.

Опираясь на авторскую формулировку, обозначим предназначение МКл: это точная передача педагогом-мастером техники или приема лучшего педагогического опыта во время специально созданной образовательной ситуации. Отметим, что МКл является одновременно показателем высокого уровня профессионального пе-

дагогического мастерства и формой его демонстрации.

Благодаря реализации большого количества кафедральных проектов, таких как «Возможности изменения практики педагогов по достижению младшими школьниками планируемых результатов», «УУД: планирую, формирую, оцениваю!», «Повышение качества математического образования в начальной школе», «Апробация онлайн-тренажера "Мат-Решка"», мы не только помогли педагогам освоить новое содержание, но и обучили их способам его передачи [13].

Исследование показало, что каждый учитель может проводить три этапа мастер-класса, что соответствует трем видам профессиональной деятельности педагога:

3 разработка МКл (подготовка к проведению);

3 реализация сценария МКл (непосредственное проведение);

3 рефлексия собственной деятельности (самоанализ).

Первый этап состоит из трех тактов * (подготовка, разработка сценария, рефлексия).

1-й такт — подготовительный — всегда вызывает много вопросов у тех педагогов, кто собирается публично предъявить свой опыт. Сначала проводится анализ собственной практики и выявляется новизна. Имеет смысл ответить на вопросы: О каком новом и конкретном результате идет речь? Посредством какого процесса я добиваюсь этого результата? Каким образом это показать, чтобы не открыто транслировать прием, а заставить участников думать и обобщать свои собственные смыслы? Важно, чтобы новизна была открытием не только для мастера, но и для присутствующих. Реко-

* Под тактом мы понимаем промежуток времени, определенный для последовательного выполнения частей этапа работы. Каждый такт соотносится с реализацией поставленной задачи.

мендуем тщательно проанализировать научно-методическую литературу на предмет соответствия собственных педагогических находок и новой практики в образовании.

Итогом подготовительного такта становится понимание мастером возможности реального использования заявленного приема в практике подмастерья [3], который он оформляет в аннотации к МКл.

2-й такт — разработка сценария МКл — состоит из двух частей:

3 оформление вводной части МКл;

3 оформление сценария МКл (при его разработке нужно ответить на ряд вопросов: Как удержать временные рамки? Как создать ситуацию для предъявления «изюминки»? Что конкретно буду излагать я, что будут делать участники? Чему научится в итоге каждый? Какие могут быть риски? Какие средства надо использовать?).

Отметим, что более подробно о моделях и содержании демонстрационной части в деятельностной технологии можно прочитать в статье «Мастер-класс как форма повышения квалификации» [10]. Суть проведения демонстрационной части заключается в организации всех элементов учебной деятельности: от мотивации подмастерья — к постановке проблемы, далее — к формулировке цели и темы, а затем — к решению проблемы за счет предлагаемого приема или способа. Особое место при подготовке МКл отводится

Сначала заполняется вводная часть проекта сценария: тема, цель мастера, планируемые (предметные, метапредмет-ные) результаты участников МКл, необходимое оборудование. На данном этапе удерживается задача по оформлению элементов вводной части на «языке деятельности». Описание техники формулирования целей и результатов предлагаем с применением способа операционализа-ции [12]. Тема должна быть проста и привлекательна.

При оформпении сценария МКл важно понять идею, позволяющую спроектировать проблемную ситуацию. Например, подбираются две или более ситуации, по которым участник МКл должны сделать умозаключение: в каких предложенных ситуациях речь идет о проекте или о проектных задачах. Оформить сценарий МКл предлагаем в следующем формате (см. таблицу).

продумыванию инструментария (бланки, карточки, вопросы, задания), позволяющего провести критериальную оценку полученных участниками результатов.

Мы абсолютно уверены в том, что МКл является одной из эффективных форм профессионального развития, когда, работая над сценарием, педагог самосовершенствуется, открывает новые способы своей профессиональной деятельности. Мастер планирует свою работу с учетом того, что участники должны находиться в активной позиции, выявлять это

Формат оформления сценария МКл

Структурные части МКл Деятельность мастера Действия подмастерий

Демонстрационная

Теоретическая

Рефлексивная

Мастеру важно включить каждого участника в активную позицию за счет реализации придуманной идеи для «открытия нового».

«новое» и разбираться, как в дальнейшем он преобразует и применит полученный опыт. Итогом продуктивной деятельности могут стать «открытый» прием или присвоенный способ различных видов деятельности педагога, осуществленная проба, подтверждение какой-либо идеи. Продукт второго такта — проект сценария МКл.

3-й такт — рефлексия — проводится для выявления дефицитов педагогов и нахождения путей для их восполнения, отмечаются достижения каждого педагога.

Второй этап — реализация проекта сценария МКл, состоящего из трех частей — демонстрационной, теоретической, рефлексивной. Продолжительность данного этапа 45 минут. На демонстрацию мастерства лучше отводить не менее 35 минут, распределение остального времени продумывает сам мастер.

В демонстрационной части главным в деятельности мастера становится организация продуктивных способов работы с подмастерьями, в ходе которой участники должны освоить новый прием или способ. Сначала внимание участников акцентируется на какой-либо проблеме, затем каждый из них ставит для себя цель на время проведения МКл, которую многие мастера предлагают фиксировать на специальных бланках или карточках, поскольку на этапе рефлексии МКл все подмастерья должны соотнести поставленную цель с собственным полученным результатом.

Мастеру важно включить каждого участника в активную позицию за счет реализации придуманной идеи для «открытия нового». Мастер не называет все выполняемые им действия, он работает на передачу и фиксацию способа. Для этого ученики индивидуально или сообща (это зависит от того, как организует мастер всех участников) должны увидеть — «считать» — алгоритм действий мастера по организации при-

ема. Пошаговое выполнение этих действий позволяет правильно повторить новый прием или способ. Итоговым результатом становится фиксация подмастерьями алгоритма действий мастера.

В теоретической части мастер кратко представляет себя (место работы, должность, стаж работы по профессии); сообщает предназначение мастер-класса, знакомит присутствующих с заявленной темой; раскрывает понятия в рамках темы, акцентирует внимание на авторских подходах ученых по данному вопросу, дает краткий теоретический анализ изученной литературы и обосновывает новизну демонстрационного приема. В этой части уместно рассказать о том, как педагог работал с этим на практике (проводил исследование и первые пробы, анализировал результат, выявлял ошибки, удачные находки и т. д.). Для экономии времени часть информации может быть представлена на слайдах, например, цель мастера, планируемые результаты участников, список печатных изданий. Если у мастера есть свои наработки, научные публикации, то их тоже желательно продемонстрировать.

В рефпексивной части выясняется, насколько были верными подобранные мастером задания, понятен ли демонстрируемый прием, правильно ли он организовал все действия, необходимые для повторения предлагаемого приема, были ли вовлечены в активную деятельность все подмастерья. Рефлексивные вопросы предполагают выстраивание обратной связи с участниками для выяснения динамики каждого подмастерья в достижении планируемых результатов. Рефлексия участников может быть направлена как на оценку практической значимости методики, так и на выявление их готовности применять полученные навыки. В процессе рефлексии участники ищут ответы на вопросы: Что из этого важно для меня? Почему? Что я возьму для себя? Для каких новых результатов? Что

я попробую сделать так же (или чуть иначе)?

Третий этап — рефлексия собственной деятельности мастера после проведения МКл. Мастер анализирует, за счет каких методов, средств и организационных схем достигались планируемые цели. Ему важно разобраться в собственных действиях во время проведения МКл: насколько эмоционально он справился с поставленной задачей, все ли возможные риски и ситуации предусмотрел, какие результаты достигнуты, какие проблемы выявлены.

Для того чтобы понять, как же достичь мастерства такого уровня, выделим особенности МКл, выстроенного на основе системно-деятельностного подхода.

3 Время проведения МКл — от 30 до 45 минут.

3 Если педагог предлагает не практический процесс передачи опыта, а сообщение о том, как он это делает, значит, он выступает с сообщением.

3 Структура МКл меняет процесс его проведения с позиции деятельностности мастера: 1-я часть (демонстрационная) — непосредственная организация процесса передачи мастерства (опыта); 2-я часть (теоретическая) — представление собственной профессиональной деятельности в рамках заявленной темы как динамики исследования; 3-я часть (рефлексивная) — рефлексия проведенного МКЛ по достижению подмастерьями планируемых результатов.

3 Используется одна из трех моделей МКл [10].

3 Существуют два типа МКл: имитационный и презентационный. Первый — непосредственная демонстрация нового способа на взрослых участниках; второй — использование видеофрагментов учебной деятельности с детьми. Отметим, что третий тип МКЛ — демонстрационный — нами не рассматривается, так как должен проводиться только с детьми на уроке.

3 МКл основан на содержании, предназначенном не для ребенка, а только

для взрослого, находящегося в роли подмастерья. Взрослые отвечать на «языке детей» не могут.

3 Участники МКл — это мастер, который передает способы, приемы, технику или технологию и подмастерье, который «берет» предъявляемое мастерство другого.

3 Мастер должен создать условия для «открытия» подмастерьями методического приема (редко двух), педагогического действия или способа их применения, направленных на решение определенной задачи.

3 Главной целью подмастерья является «считывание» алгоритма действий мастера для осуществления собственных практических профессиональных проб.

3 Мастер осмысленно передает часть своего профессионального опыта, в котором последовательно выверены действия, ведущие к заранее обозначенному результату, и критерии их оценивания.

3 Мастер создает такую ситуацию, при которой все подмастерья должны действовать в активной позиции и «открывать» для себя нечто новое.

3 При демонстрации процесса мастер занимает позицию сопроводителя.

3 «Язык МКл», на котором передается опыт, — это язык операций, приемов, инструментов. Его отличают простота, конкретность, лаконичность.

Участник МКл может пройти лесенку профессионального роста в проведении МКл.

На первом этапе ему необходимо повторить взятый прием мастера на группе взрослых с использованием готовых материалов. На втором этапе «подмасте-рье»-учитель демонстрирует прием на школьниках. Третий этап становится самым сложным и важным для учителя — он создает свой мастер-класс с нуля и до его реализации.

В ходе проведения исследования спе-

Существуют два типа МКл: имитационный и презентационный. Первый —непосредственная демонстрация нового способа на взрослых участниках; второй — использование видеофрагментов учебной деятельности с детьми.

циально для педагогов разработана авторская трехуровневая программа повышения квалификации «Подготовка педагогов к проведению мастер-класса в дея-тельностном подходе» (автор Г. В. Раиц-кая).

Чтобы получить качественные результаты и избежать типичных ошибок при проведении мастер-класса, предлагаем мастерам-педагогам придерживаться некоторых рекомендаций, например, подготовку к мастер-классу начинать заранее; знакомиться с научной литературой по теме предстоящего МКл; ответы по организации данного мероприятия искать в соответствующих официальных документах; выдерживать заявленную форму, касающуюся структуры, подходов, оценок; понять, что вы открыли для себя, чего достигли на практике, зачем это нужно другим; провести пробный мастер-класс для коллег своей школы и творческой группы.

В 2018/2019 учебном году на участие в кафедральных мероприятиях в номинации «мастер-класс» было принято более 150 заявок. Участники отмечают

качество мастер-классов практической направленности, таких как «Неконтролируемая контрольная работа в рамках урока развивающнго контроля» (Н. А. Третьякова), «Формирование УУД через схемы-рассуждения по текстовым заданиям на уроках литературного чтения» (С. Б. Емельянова), «Классификация как способ формирования УУД на уроках» (С. Г. Саклакова) и другие. Интерес, проявленный учителями начальной школы Красноярского края к проведению мастер-классов, свидетельствует о повышении их профессиональной мотивации, направленной на качественное изменение педагогической практики и рост личностного потенциала. При этом личностный потенциал характеризуют не сами способности, а умение их использовать [3; 4; 14; 15; 16].

Считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: целенаправленная работа приводит к изменению качества деятельности педагога не только при демонстрации своего опыта другим, но и в повседневной практике при организации образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Лампман, В. Е. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар-практикум / В. Е. Лампман, М. Г. Попова, С. В. Попова. — Волгоград : Учитель, 2019. — 145 с.

2. Леонтьев, Д. А. Три мишени: личностный потенциал — зачем, что и как? / Д. А. Леонтьев // Образовательная политика. — 2019. — № 3 (79). — С. 10—16.

3. Максимова, С. А. Универсальные профессиональные компетенции педагога / С. А. Максимова, В. В. Целикова//Справочник заместителя директора школы.—2012. — № 2.— С. 9—14.

4. Молодцова, Н. Г. Психологическое сопровождение формирования готовности педагогов к индивидуализации обучения школьников / Н. Г. Молодцова // Нижегородское образование. — 2019. — № 1. —С. 97—105.

5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М. : Оникс, 2009. — 1359 с.

6. Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. — 2005. — № 2. — С. 17—28.

7. Педагогические технологии / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков. — М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д. : ИЦ «МарТ», 2004. — 336 с.

8. Поташник, М. М. Вам какой урок нужен: инновационный или обучающий? / М. М. Поташник // Народное образование. — 2010. — № 7. — С. 181—186.

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"». — URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3OW3Ov8IG.

10. Раицкая, Г. В. Мастер-класс как форма повышения квалификации / Г. В. Раицкая // Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях : материалы

IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (17 мая 2019 г., Красноярск) / под общ. ред. Т. Н. Ищен-ко ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. — Красноярск, 2019. — С. 114—120.

11. Раицкая, Г. В. Начальная школа по-новому, или Как работает эксперимент / Г. В. Раицкая // Народное образование. — 2016. — № 1. — С. 95—100.

12. Раицкая, Г. В. Операционализация как способ профессиональной деятельности педагога в достижении планируемых результатов младшими школьниками / Г. В. Раицкая // Нижегородское образование. — 2017. — № 4. — С. 89—94.

13. Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: опыт Красноярского края : сборник статей / Министерство образования и науки Красноярского края, КГАОУ ДПО(ПК)С ККИПК и ППРО ; сост. Г. В. Раицкая. — Самара : ИД «Федоров», 2011. — 156 с.

14. Тивикова, С. К. Многоуровневая вариативная модель подготовки учителей к реализации ФГОС начального общего образования / С. К. Тивикова // Нижегородское образование. — 2011. — № 2. — С. 79—85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Тивикова, С. К. Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования : монография / С. К. Тивикова, О. Ю. Дедова, Н. Ю. Яшина. — Н. Новгород : НИРО, 2015. — 135 с.

16. Фрумин, И. Д. Универсальные компетентности и новая грамотность / И. Д. Фрумин, М. С. Добряко-ва// Образовательная политика. 2019. — № 3 (79). — С. 63—72.

17. http://www.profile-edu.ru/cel-i-zadachi-proektirovaniya-texnologii-formirovaniya-novyx-znanij.htm.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ МНОГОЯЗЫЧИЯ

Л. С. ТРЕГУБОВА, кандидат педагогических наук,

доцент Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) tregubova.l@mail.ru

В статье рассматривается проблема подготовки педагога к организации работы, направленной на изучение лексики русского языка в условиях многоязычия. Определяются значимость развития словаря школьников, находящихся в поликультурной среде, общие подходы к отбору и организации лексического материала для овладения русским языком на разных уровнях, рассматриваются способы семантизации, этапы усвоения словарного состава русского языка. Особое внимание уделяется современным подходам к изучению лексики русского языка как неродного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.