альных процессов, подвергаются экспертизе и обсуждению, в итоге происходит корректировка прогнозов и проектных действий. Таким образом, идеи, проекты, решения, выработанные в ходе совместной творческой деятельности, зачастую оказываются гораздо реалистичнее и содержат наиболее обоснованные (экономически и организационно) предложения по решению социально значимых проблем.
Заключение
Наличие действенной системы оценки результативности проектной деятельности и системы поощрений положительно влияет на формирование у студентов ценностного отношения к социальному проектированию как к деятельности, необходимой и значимой для общества. В заключение уместно будет привести цитату Н. В. Кузьминой: «Счастлив только истинно нравственный человек, осознающий свое предназначение в жизни и его осуществляющий в делах и поступках» [7, с. 10]. Социальное проектирование позволяет студентам выстроить свою иерархию жизненных ценностей, переходящих в убеждения, и реализовать основанные на них идеи в собственном социальном проекте.
Библиографический список
1. Деркач А. А. Акмеология : личностное и профессиональное развитие человека : в 5 кн. М., 2000-2001. Кн. 3. 538 с.
2. Дридзе Т. М. Социальная коммуникация и культура в экоантропоцентрической парадигме // В контексте конфликтологии. М., 1997. Вып. 1. С. 78-81.
3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология : учеб. пособие. СПб., 2003. С. 38-39.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008. 352 с.
5. Абульханова-СлавскаяК. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
6. Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. 365 с.
7. КузьминаН. В. Предмет акмеологии. СПб., 1995. 128 с.
Design Culture of Students in the Context of Educational Acmeology
Tatyana L. Stenina
Ulyanovsk State Technical University
32, Severnyy Venets str., 432027, Ulyanovsk, Russia
E-mail: stl@ulstu.ru
It is shown that modern higher vocational education is characterized by the need for systemic changes aimed at creating conditions for self-development and self-realization in the course of vocational training. The design culture of students, which is today one of the landmarks that emphasize Obshchepedagogichesky context of higher education, viewed through the prism of akmeologicheskogo approach. Through the content and specifics of social planning as an activity that defines the design culture, justified its akmeologicheskaja function and the conditions necessary for its development. Key words: design culture of students, social design, akmeology approach.
References
1. Derkach A. A. Akmeologiya: lichnostnoe iprofessional'noe razvitie cheloveka: v 5 kn. (Acmeology: person's personal and professional development: in 5 books). Moscow, 2000-2001. Book 3. 538 p. (in Russian).
2. Dridze T. M. Sotsial'naya kommunikatsiya i kul'tura v ekoantropotsentricheskoyparadigme (Social communication and culture in eco-anthropocentric paradigm). V kon-tekste konfliktologii (In conflictological context). Moscow. 1997. Iss. 1, pp. 78-81 (in Russian).
3. Derkach A. A., Zazykin V. G. Akmeologiya: ucheb. poso-bie (Acmeology: the study guide). St.-Petersburg, 2003, pp. 38-39 (in Russian).
4. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' (Motivation and personality). St.-Petersburg, 2008. 352 p. (in Russian, trans. from English).
5. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Deyatel'nost'ipsikhologiya lichnosti (Activity and psychology of personality). Moscow, 1980. 335 p. (in Russian).
6. Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti (Psychology of personality's formation and development). Ed. by L. I. Antsyferova. Moscow, 1981. 365 p. (in Russian).
7. Kuz'mina N. V. Predmet akmeologii (Acmeology subject). St.-Petersburg, 1995. 128 p. (in Russian).
УДК 159.9
МАСТЕР-КЛАСС КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ МЕХАНИЗМОВ УСПЕШНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО
Е. А. Ротмирова
Ротмирова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой естественно-научных дисциплин и информатики, Минский областной институт развития образования, Беларусь
E-mail: elena-rotmirova@rambler.ru
Современный педагог как личность и субъект культуры призван овладевать ценностями и смыслами культурно ориентированного педагогического труда, как компетентный культуротворческий специалист должен быть способен обосновать и успешно транслировать культурные практики продуктивной педагогической де-
ятельности в рамках различных форм занятий, одной из которых выступает мастер-класс. В статье актуализирована проблема важности осмысления педагогических действий, значимости педагогического проектирования, а также дан образец проектирования мастер-класса как способа транслирования механизмов педагогической успешности.
Ключевые слова: мастер-класс, проект, педагогическое проектирование, педагогический опыт, педагогическое мастерство, уровни педагогической успешности.
DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-104-109 Введение
В настоящее время, при динамичной переоценке идей и замыслов становления будущего происходит перенаправление стратегий профессионального развития. Этот процесс требует рассмотрения профессиональных приоритетов педагогов, касающихся саморазвития, готовности к самосовершенствованию и налаживанию механизмов педагогической взаимопомощи, обоснованному подходу к выбору способов действий и творческих взаимодействий.
В связи с этим необходимо переосмыслить широко распространенную педагогическую практику, направленную на продуктивную работу по развитию специалиста, обладающего культурой профессионального труда, методологическими техниками организации и управления образовательным процессом, способствующего тиражированию и распространению культурных образцов мышления и деятельности, владеющего практиками транслирования положительного опыта деятельности. Широкое распространение получают интерактивные занятия с педагогами в рамках повышения квалификации, обучающие семинары и заседания методических объединений, активизировалось участие педагогов в методических неделях и выставках, развивается педагогическая клубная деятельность, традиционными стали взаимопосещения учебных занятий. Всё, казалось бы, направлено на становление и подтверждение профессионального мастерства, транслирование образцов педагогического опыта. Однако в данном процессе обнаруживаются противоречия, связанные с методологичностью действий специалистов, призванных развивать не только индивидуально-личностную, предметную, но и надпредметную культуру действий, и существующим режимом функционирования педагогической практики, транслирования её успешных образцов на основе имеющегося опыта.
Педагогический опыт
как модель приобретённого прошлого
Основная проблема заключается в том, что накопленный опыт, педагогическое мастерство всегда цельны и должны характеризоваться должной степенью педагогического «рацио» и
роста. Поэтому педагогу важно уметь выделить, зафиксировать и системно предъявлять уже «имеющееся» и «накопленное» (мастерство) с учётом педагогического будущего. Чаще всего педагоги изучают и обобщают опыт как наработанное и накопленное прошлое, не задумываясь о будущем. Безусловно, можно что-то методически описать, разработать и реализовать, но найти основания и обоснованно предъявить культурные образцы деятельности педагогам сложно. Хотя очевидно, что опыт - это модель приобретённого, уже отработанного, соответствующего прошлому. Именно инновационная педагогическая идея (замысел), призванная гарантировать положительное разрешение проблем настоящего и задачи успешного будущего, всегда адекватна проекту как образу, взгляду в профессиональное будущее.
Заметим, что исследователи, характеризуя полученный педагогом опыт как рефлексивную и фиксированную реконструкцию деятельности, предназначенную для заимствования и трансляции, критического переосмысления и развития [1], раскрывают его в «узком смысле» как идентичный практике, призванной творчески использовать лучшие научно-методические образцы, обладающей новизной и актуальностью, и в «широком смысле» - как мастерство педагога, обеспечивающее результативность обучения и воспитания учащихся, подготовки и развития самого учителя в ситуациях соблюдения общих закономерностей, учёта научно-методических требований и специфики условий этих процессов [2], и рассматривают в контексте инновационной культуры (как личный, массовый, передовой и инновационный опыт) [3].
Таким образом, опытный педагог-мастер должен быть в большей степени ориентирован на трансляцию инновационных, успешных и перспективных, максимально востребованных в педагогической практике образцов мастерства, понимать смысловые эффекты этого мастерства, механизмы, алгоритм, общие ресурсы и границы распространения профессионально жизнеспособных идей. Вместе с тем в массовой педагогической деятельности это зачастую проблематично.
Проектирование педагогического мастерства будущего
Порой в педагогической среде возникают сложности с общим пониманием специфики и сути транслирования накопленного педагогом-мастером профессионального опыта и презентационным способом предъявления успешного педагогического будущего в виде мастер-класса. Термин «мастер-класс» (masterclass: master - лучший в какой-либо сфере деятельности, class - занятие) переводят с английского как «мастерский урок» или «урок мастера», «авторская мастерская», а с романских языков, ассоциируя с учениками, рас-
полагающимися напротив мастера, - как индивидуальное обучение [4] и соотносят с ведущим методом «технологии мастерских» (исследователи А. Басис, А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и др.), предполагающим передачу способов работы и средств саморазвития [5]. Мастерство рассматривают как успешный функционально-деятельностный опыт. При этом сами понятия «мастер» и «мастерство», атрибутивные в рамках любой профессиональной деятельности, определяют возможности связного и последовательного предъявления накопленных образцов действий в ситуациях мастер-класса. Как считал В. А. Сухом-линский, «становится мастером педагогического труда, скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя» [6].
По мнению Н. Ф. Ломовой [7], мастер-класс как одна из форм педагогической организации деятельности известна с давних времен: она существовала в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. В эпоху Возрождения обучение художественному ремеслу проходило под руководством мастера в условиях «ботег» - мастерских, где формировался ценностный потенциал, развивалось высокое искусство, общественные отношения, обеспечивающие построение мастер-класса как формулы аксиологической культуры [7]. В качестве одного из предписаний к организации мастер-класса было требование комментариев и наличие подмастерьев-помощников. Мастерицы-подмастерья «садились в кружок, рядом с опытными и знатными» и осваивали премудрости ремесла [5]. В итоге система определённых ценностей, их открытие, освоение и передача другим поколениям всегда проходила в рамках специфических мастер-классов при участии мастера, наставника [7].
Мастер-класс как одна из форм образовательной работы предполагает ведущую субъектную и профессиональную позицию педагога-мастера, который призван раскрыть язык, стиль, индивидуальное отношение к профессиональной деятельности. В современной образовательной среде подмастерьями могут быть коллеги-педагога, учащиеся. Педагог-мастер, комментирующий свои действия, должен не просто характеризовать видимое, но и пояснять, давать комментарии и предписания для совершенствования механизмов выполняемой деятельности, иногда раскрывать особые педагогические секреты авторского мастерства. Для успешного проведения мастер-класса педагогу-мастеру важно знать как общие основания организации и реализации этой формы работы, традиционные методы ситуационно-эмпирического характера, так и способы системного реагирования на возникающие практические проблемы, учитывать актуальный принцип взаимообмена [6]. Очевидно, что презентация накопленного профессионального опыта предъявляет «существенные требования и к стороне, демонстрирующей свой опыт, и к стороне восприни-
мающей и оценивающей», и это порой обнажает проблему научно-методической компетентности участников мастер-класса [6].
Мастер-класс как метод или приём может быть применим в рамках отдельного занятия или в качестве самостоятельной формы деятельности. Педагоги-практики иногда отождествяют мастер-класс с мини-уроком, обосновывая ограничениями временного ресурса, не всегда видя отличия от открытого урока, что объяснется передачей опыта деятельности. Заметим, что если открытый урок предполагает последовательный процесс достижения образовательных целей и имеет нормативно ограниченный временной ресурс, то нормы к ресурсному обеспечению мастер-класса может устанавливать сам мастер в зависимости от классификационных характеристик этой формы работы.
Лейтмотив личностно ориентированного открытого урока - это открытость в желаниях, мыслях и действиях. Столь концептуальное требование гарантирует открытый доступ участников образовательного процесса ко всем процедурам. А это значит, что не должно быть зрителей и слушателей, необходимы соучастники и сотворцы. Ученики - это не артисты сцены, современный учитель - не дирижёр, за которыми наблюдают, но порой не умеют методологически видеть и слышать. Поэтому в современной образовательной среде открытого занятия субъект-субъектный процесс реализуют педагог, учащиеся и приглашённые, работая коллективно, в группах или парах, выполняя миссию обмена культурными практиками деятельности.
Общие особенности мастер-класса как формы организации образовательного процесса сводятся к презентации накопленного опыта, определяют иную, инновационную систему организации действий мастера и участников функциональной группы мастерской. Если мастер-класс становится дидактическим методом или приёмом отдельного занятия, то он может иметь особые ограничения, касающиеся задач учебной программы. В этом случае обучающимся предоставляется возможность для открытия нового знания, освоения успешных способов деятельности в границах решения задач программы учебного предмета, хотя зачастую именно с такой целью проводят мастер-классы для педагогов, отрабатывают опыт педагогической деятельности в рамках предметного содержания. В качестве используемых приёмов могут быть: прямой показ, визуализация, демонстрация, мозговой штурм и др., определяющие авторскую методическую систему, где основная идея - актуализация культурных деятельностных шагов и операций педагога-мастера. Но если мастер-класс педагогический, то происходит показ именно педагогического мастерства, оригинальных авторских приёмов достижения успеха. Полагаем, что педагогический успех следует рассматривать как показатель продуктивности
проектирования и реализации культуры мастерства специалиста. Презентация оригинальных, продуктивных механизмов деятельности - одно из основных требований к работе педагога-мастера. Его основная педагогическая задача заключается в нахождении рационального способа демонстрации авторской культурной практики деятельности, строящейся на методологическом и методическом концептах. Специалист, проводящий мастер-класс, призван презентировать, а по возможности транслировать и тиражировать авторское мастерство с помошью концептуально требуемых методов, приёмов, средств, форм работы и даже - методик, технологий.
Безусловно, за 10-15 минут, как в мини-уроке, этого достичь довольно сложно. В мастер-классе, рассчитанном на малую группу участников (от 7 до 15 человек), в гармонии теоретико-аналитических и описательно-методических процедур необходимо предоставить возможности всем участникам углубиться, проанализировать свой опыт, попытаться осознать внутренние психолого-педагогические и методические принципы и механизмы системы профессиональных действий [6].
В мастер-классах, которые проводятся в культурной среде учреждения образования, могут участвовать не только педагоги, но педагоги и учащиеся, а также педагоги, ученики и их родители, а мастерами могут быть и сами учащиеся, имеющие опыт успешного выполнения каких-либо продуктивных действий, причём структурные компоненты мастер-классов различны в зависимости от назначения, общей целеценностной ориентации, что обусловливает их специфику и логику проектирования, проведения.
При проведении мастер-класса специалист достигает цели и получает возможность дальнейшего транслирования авторских идей только через установку чётких императивов к составу и количеству, роли участников, выбору методического режима и формы работы, к качеству и степени ресурсного обеспечения. Перед проведением и во введении к мастер-классу педагог может аннотировать свои действия, давать комментарии, касающиеся уровня реализации той или иной авторской идеи [6], задаёт режим и логику работы, иногда согласовывая их с участниками. Чаще всего он руководствуется дидактической логикой, обусловленной современными продуктивно творческими, личностно ориентированными методами. При этом мастер призван всегда ставить задачу поиска действенных культурно ориентированных механизмов и средств презентации собственного уникального опыта в условиях необходимых ресурсов (блок-схем, кластеров, таблиц, видеозарисовок, графических моделей, методических разработок и др.). Педагогу-мастеру, владеющему тонкостями педагогического искусства, необходимо не только раскрыть продуктивные способы действий, но и передать вербальными и невербальными средствами отношение к профес-
сиональному мастерству. Суть в том, что педагогу важно не только презентировать индивидуальный стиль деятельности, но и визуализировать его целостный функциональный образ как знак уникальности профессионального мастерства. При этом необходимо обладать чувством меры педагога-мастера и стремиться к эффективному взаимодействию со всеми участниками в роли наставника, проводника, транслятора [5].
Показателями качества организованного мастер-класса могут быть следующие: про-блемность, инновационность, эксклюзивность, оптимальность, авторство, методологичность, научность, содержательность, методичность, технологичность, рациональность, интерактивность, индивидуальный педагогический стиль, культуро-сообразность, востребованность, продуктивность, успешность. Эффективность обеспечивается при условиях: 1) мотивирования на осознанную деятельность, повышение уровня теоретической и методической подготовки, познавательной потребности участников; 2) стимулирования интереса и смыслов планирования, самоорганизации и самоконтроля педагогической деятельности; 3) обеспечения готовности участников-обучаю-щихся и самого мастера к развитию собственной преобразовательной деятельности; 4) гарантии индивидуального подхода к каждому участнику;
5) учёта позитивных результатов деятельности;
6) рефлексии и экспертизы действий всех участников в ходе практики [8].
В основе мастер-класса лежат принципы мастерства, авторства, открытости, диалога, активизации, продуктивного опыта, индивидуализации, субъектности, партнёрства, обмена [4,
7). Они диктуют особые требования и установки к технологичности мастер-класса, который характеризуется системой процедур ступенчатого восхождения участника из позиции «ученика» через сотворчество и сотрудничество с другим участником - «мастером» [5]. Но всегда важен выход на новый уровень индивидуального профессионально-педагогического стиля и опыта педагогического проектирования деятельности в системе работы «мастера». Мастер-класс отражает его умение проектировать успешную деятельность, обеспечивает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии имеющегося опыта, с учётом выбора его адекватного предметного, межпредметного или общепредметного назначения [8]. Полагаем, что целостный проектный процесс по подготовке мастер-класса должен включать этапы: 1) обоснования проекта; 2) его реализации, т. е. проведение мастер-класса; 3) презентации результатов проектной деятельности.
В ходе первого этапа в рамках педагогического проектирования рассмотрим процесс подготовки проектной документации, обеспечивающей успешное проведение мастер-класса, который состоит в следующем:
1) предпроектный анализ и систематизация существующих проблем: анализируется проектная группа (выбор проектировщиков и реализаторов проекта); возможное ресурсное обеспечение; социокультурное и познавательное обоснование проекта (аналитика состояния образовательной практики - нормативные правовые основания организации образовательной деятельности, концептуальное и программное обеспечение учебного предмета и т. д.; рассмотрение диагностической карты учебной группы, класса; актуализируется проблемное поле, формулируется ведущая идея проекта, обосновываются и фиксируются тема, цели и задачи, вид, жанр, уровень проектной работы);
2) предпроектный анализ и систематизация проектного материала: устанавливается объект проектирования, т. е. мастер-класс, его тип, функции, тема, структура, требования к участникам и самому мастеру;
3) проектный анализ и систематизация проектного материала: характеризуются уже существующие прообразы или аналоги данного мастер-класса. Отметим, что если за основу берётся конкретный прообраз, то выполняется его всесторонний анализ (конструктивно-функциональный, эргономический, экономический, эстетический, стилистический, процессуальный; перечисляются заимствованные идеи);
4) анализ, идеально-материальная разработка проектного решения: а) определяется, насколько отобранный проектный материал нуждается в корректировании и дополнительном уточнении (выполняются промежуточный анализ и конкретизация проектного материала - целей и задач, проблемы мастер-класса, проектных рисков и т. д.);
б) прогнозируется ожидаемый результат на завершающей стадии проектирования (уточняется и даётся контурное описание образа, разрабатывается графическая статичная модель мастер-класса;
в) планируются проектные действия (составляется поэтапный календарный план разработки мастер-класса - дата, этапы, участники, риски);
г) определяется, каким образом можно получить ожидаемый результат (проводится анализ, обобщение, описание наиболее рациональных методов и приёмов разработки и реализации мастер-класса);
д) уточняется, с помощью чего можно достичь желаемого результата (выполняется анализ, осуществляется выбор и описание необходимых для проектной разработки и реализации мастер-класса материалов, инструментов); ж) прогнозируется и характеризуется целостный процесс достижения ожидаемого результата (выполняется модельное (динамичное) представление процесса разработки и технологии реализации мастер-класса (в виде графических моделей, технологических или информационно-маршрутных карт, сценариев или программ организации и проведения мастер-класса);
5) анализ, корректировка и идеально-материальное предъявление проектного решения: а) уточняются степень готовности, возможность
публичного обсуждения найденного решения, выполняются промежуточная рефлексия и экспертиза проекта мастер-класса (анализируются материалы проектной документации, подготовленной для реализации мастер-класса); б) рассматриваются вопросы рекламы и тиражирования разработанной проектной документации мастер-класса (разработка рекламной акции, подготовка буклета, путеводителя, каталога и т. п.); в) обдумывается модель эффективной презентации проектной документации; г) характеризуется целостный процесс презентации всех результатов проектирования (разработка модели, программы презентации мастер-класса и его документации; д) психологическая подготовка к защите проектного решения, транслированию авторских идей в рамках мастер-класса;
6) итоговый анализ и оценка проектного решения: а) анализируются завершённость и успешность выбора, разработки проектного решения мастер-класса; проводится рефлексивный и экспертный анализ (заполнение рефлексивной и экспертной карт); б) выполняются дополнительная экспертиза на соответствие проектной документации практической значимости, анализ готовности реализации мастер-класса; в) осуществляется описание возможности, масштаба и широты тиражирования, реализации и внедрения результатов проектирования мастер-класса.
Второй этап заключается в непосредственной реализации, проведении мастер-класса на основе подготовленной проектной документации, которая может содержать: разработанные концептуальное решение, программу, план подготовки и внедрения, технологические и маршрутные карты, дидактическое обеспечение для мастера и участников мастер-класса и иные ресурсные средства. Чем полнее проектный пакет документов, тем успешнее итоговый результат.
Третий этап предусматривает презентацию результатов проектирования (вполне возможно, и патентования новых идей) в виде общих показателей эффективности проведённого мастер-класса и подготовленной к нему проектной документации.
Заключение
Таким образом, рассмотренный поэтапный процесс проектирования свидетельствует о стремлении педагога к системности и рациональности, росту своей профессиональной деятельности через трансляцию механизмов успешного педагогического будущего. Мастер-класс должен представить культурный способ отражения мастерства современного специалиста образования, проектировать успешную педагогическую деятельность. Педагог-мастер, проектируя свои действия, актуализирует культурно ориентированные механизмы адаптивности и устойчивости в отношении разнообразных педагогических рисков в условиях проектно-конструкторского типа современного цивилизационного развития.
Библиографический список
1. Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. М., 2002. 295 с.
2. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986. 150 с.
3. Игнатьева Г. А., Тулупова О. В. Педагогический опыт в универсуме инновационной культуры. URL: http://www. niro.nnov.ru/ ?id=672&&download=1. (дата обращения: 16.06.2015).
4. Капранова Е. А. Мастер-класс как форма организации обучения в вузе // Трансформация образования и мировоззрения в современном мире : материалы междунар. науч. конф. (Минск, 22 октября 2010 г.). Минск, 2011. С. 87-90.
5. Лаврентьева И. А. Мастер-класс в педагогике искусства (инновации в дошкольной дидактике). Педагогика искусства. 2004. № 2. URL: http: //www. art-education. ru /AE-magazine/new-magazine (дата обращения: 16.04.2015).
6. Боровиков Л. И. Что такое мастер-класс. Имидж. 2004. № 5. URL: http://image.websib.ru/05/text_article.htm?227 (дата обращения: 16.06.2015).
7. Ломова Н. Ф. Мастер-класс - формула аксиологической культуры. URL: http: // rah.ru/the_academy_today/ the_members_of_the_a... (дата обращения: 16.06.2015).
8. Русских Г. А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. 2002. № 1. С. 38-40.
Master Class as a Way to Translate Pedagogical Mechanisms Successful Future
Elena A. Rotmirova
Minsk Regional Institute of Educational Development 88, P. Glebki str., Minsk, 220104, Belarus E-mail: elena-rotmirova@rambler.ru
The modern teacher as a person and a subject of culture is intended to learn the values and meanings of culturally oriented pedagogical work as cultural competent specialist must be able to substantiate and successfully to broadcast cultural practices of successful productive activity within the various forms of studies, one of which serves the master class. This article covers the problem importance of the study and comprehension of the pedagogical action, the importance of
pedagogical design, and given the sample design of the master class as a way of broadcasting the mechanisms of pedagogical success. Key words: master-class, project, instructional design, master class project, instructional design, educational experience, pedagogical skills, levels of teaching success.
References
1. Anisimov O. S. Metodologicheskiy slovar'dlya upravlent-sev (Methodological dictionary for managers). Moscow. 2002. 295 p. (in Russian).
2. Skatkin M. N. Metodologiya i metodikapedagogicheskikh issledovaniy (Methodology and methods of pedagogical researches). Moscow, 1986. 150 p. (in Russian).
3. Ignat'eva G. A., Tulupova O. V. Pedagogicheskiy opyt v universume innovatsionnoy kul 'tury (Teaching experience in universe of innovational culture). Available at: http:// www.niro.nnov.ru/?id=672&&download=1 (accessed 16 June 2015) (in Russian).
4. Kapranova E. A. Master-klass kak forma organizatsii obucheniya v vuze (Master class as form of teaching organization at university/ Transformatsiya obrazovaniya i mimvozzreniya v sovremennom mire: materialy mezhdunar. nauch. konf. (Minsk, 22 oktyabrya 2010 g.) (Transformation of education and ideology in the modern world: materials of international scientific conference {Minsk, October 22, 2010}), Minsk, 2011, pp. 87-90 (in Russian).
5. Lavrent'eva I. A. Master-klass vpedagogike iskusstva (in-novatsii v doshkol'noy didaktike) (Master class in pedagogy of art {innovations in pre-school didactics}). Pedagogika iskusstva (Pedagogy of art). 2004, no. 2. Available at: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine (accessed 16 April 2015) (in Russian).
6. Borovikov L. I. Chto takoe master-klass (What is master class). Imidzh, 2004, no. 5 (Image, 2004, no. 5.) Available at: http://image.websib.ru/05/text_article.htm?227 (accessed 16 June 2015) (in Russian).
7. Lomova N. F. Master-klass - formula aksiologicheskoy kul'tury (Master class -formula of axiological culture). Available at: http://rah.ru/the_academy_today/the_mem-bers_of_the_a... (accessed 16 June 2015) (in Russian).
8. Russkikh G. A. Master-klass - tekhnologiya podgotovki uchitelya k tvorcheskoy professional'noy deyatel'nosti (Master class - technology to prepare teachers for creative professional activity). Metodist (Methodist), 2002, no. 1, pp. 38-40 (in Russian).