Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2017-2019 ГОДЫ'

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2017-2019 ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ / СУБЪЕКТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ДЕФИЦИТ / BUDGET POLICY / BUDGET / SUBJECT / ECONOMIC POLICY / REVENUES / EXPENDITURES / BALANCE / PUBLIC DEBT / DEFICIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багова О.И., Боготова Д.З.

Вопросы формирования и практической реализации действенной бюджетной политики, как в масштабах всей страны, так и на уровне субъектов, на сегодняшний день приобретают важное значение. Бюджетная политика - это центральное понятие экономической политики любого государства, выражающее его отношение к различным общественным институтам и населению. В социально-экономической жизни Российской Федерации бюджеты субъектов выполняют особую роль. Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетной политики не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образований. Бюджетная политика определяет принципы организации отношений в области финансов при формировании доходов бюджетов, осуществления их расходов, проведении межбюджетных отношений. Государство целенаправленно воздействует на экономику, изменяя объем и структуру госрасходов, налогообложения и государственной собственности, которые и являются инструментами, с помощью которых проводится бюджетная политика. Статья посвящена актуальной проблематике - исследованию особенностей бюджетной политики региона Российской Федерации. Анализ этих особенностей позволяет в дальнейшем разработать механизмы реализации приоритетных направлений бюджетного реформирования, в том числе реструктуризировать и оптимизировать доходные и расходные части бюджетов субъектов РФ, выстраивать эффективную систему межбюджетных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE BUDGET POLICY OF THE REPUBLIC OF KABARDINO-BALKARIA FOR 2017-2019

The issues of the formation and practical implementation of an effective budget policy, both nationally and at the level of entities, are now becoming important. Budgetary policy is the central concept of the economic policy of any state, expressing its relations with various public institutions and the population. In the social and economic life of the Russian Federation, the budgets of the subjects perform a special role. Without an independent, thoughtful and efficient budget policy, the financial and budgetary independence of the state, territorial, or municipal entities can not be ensured. The budgetary policy determines the principles of organization of relations in the field of finance in the formation of budget revenues, the implementation of their expenditures, and the conduct of interbudgetary relations. The state has a purposeful impact on the economy, changing the scope and structure of government spending, taxation and state property, which are the tools by which budget policy is implemented. The article is devoted to the actual problems - the study of the peculiarities of the budget policy of the region of the Russian Federation. Analysis of these features makes it possible in the future to develop mechanisms for implementing priority areas for budget reform, including restructuring and optimizing revenue and expenditure budgets of the constituent entities of the Russian Federation, and building an effective system of intergovernmental fiscal relations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2017-2019 ГОДЫ»

УДК 336.143 (470.64)

Багова О. И., Боготова Д. З.

Bagova O. I., Bogotova D. Z.

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ НА 2017-2019 ГОДЫ

FEATURES OF THE BUDGET POLICY OF THE REPUBLIC OF KABARDINO-BALKARIA FOR 2017-2019

Вопросы формирования и практической реализации действенной бюджетной политики, как в масштабах всей страны, так и на уровне субъектов, на сегодняшний день приобретают важное значение. Бюджетная политика - это центральное понятие экономической политики любого государства, выражающее его отношение к различным общественным институтам и населению.

В социально-экономической жизни Российской Федерации бюджеты субъектов выполняют особую роль. Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетной политики не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образований.

Бюджетная политика определяет принципы организации отношений в области финансов при формировании доходов бюджетов, осуществления их расходов, проведении межбюджетных отношений. Государство целенаправленно воздействует на экономику, изменяя объем и структуру госрасходов, налогообложения и государственной собственности, которые и являются инструментами, с помощью которых проводится бюджетная политика.

Статья посвящена актуальной проблематике - исследованию особенностей бюджетной политики региона Российской Федерации. Анализ этих особенностей позволяет в дальнейшем разработать механизмы реализации приоритетных направлений бюджетного реформирования, в том числе реструктуризировать и оптимизировать доходные и расходные части бюджетов субъектов РФ, выстраивать эффективную систему межбюджетных отношений.

Ключевые слова: бюджетная политика, бюджет, субъект, экономическая политика, доходы, расходы, сбалансированность, государственный долг, дефицит.

The issues of the formation and practical implementation of an effective budget policy, both nationally and at the level of entities, are now becoming important. Budgetary policy is the central concept of the economic policy of any state, expressing its relations with various public institutions and the population.

In the social and economic life of the Russian Federation, the budgets of the subjects perform a special role. Without an independent, thoughtful and efficient budget policy, the financial and budgetary independence of the state, territorial, or municipal entities can not be ensured.

The budgetary policy determines the principles of organization of relations in the field of finance in the formation of budget revenues, the implementation of their expenditures, and the conduct of interbudgetary relations. The state has a purposeful impact on the economy, changing the scope and structure of government spending, taxation and state property, which are the tools by which budget policy is implemented.

The article is devoted to the actual problems -the study of the peculiarities of the budget policy of the region of the Russian Federation. Analysis of these features makes it possible in the future to develop mechanisms for implementing priority areas for budget reform, including restructuring and optimizing revenue and expenditure budgets of the constituent entities of the Russian Federation, and building an effective system of intergovernmental fiscal relations.

Key words: budget policy, budget, subject, economic policy, revenues, expenditures, balance, public debt, deficit.

Багова Оксана Ибрагимовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 715 25 55 E-mail: bagova@list.ru

Боготова Диана Зауровна -

магистрант 1-го года обучения, направления подготовки «Экономика», направленности «Финансы», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 967 421 79 40 E-mail: dianakbr07@yandex.ru

Введение. Региональная бюджетная политика должна быть направлена на создание условий для эффективного перераспределения финансовых ресурсов с целью последовательного развития рыночной экономики, стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности, а также реализации функций власти региональных и местных государственных органов. При формировании мер бюджетной политики следует исходить из необходимости выполнения установленных законами социальных стандартов и нормативов, не допускать дискриминации населения и социальной сферы при исполнении бюджета по сравнению с другими бюджетополучателями.

Региональная бюджетная политика призвана обеспечивать формирование благоприятного инвестиционного климата, количественного и качественного роста экономики, а также повышение уровня жизни населения.

Региональная бюджетная политика оказывает влияние на всю бюджетную систему региона и призвана обеспечивать его последовательное экономическое развитие.

Результаты исследований. Региональная бюджетная политика строится на целях и задачах, изложенных в Бюджетном послании Президента России Федеральному Собранию на очередной финансовый год. Бюджетная политика, проводимая в КБР, построена в соответствии с ведущими направлениями Послания Президента РФ. Залогом финансовой устойчивости и макроэкономической стабильности должен стать взятый на обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета курс.

Bagova Oksana Ibragimovna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the department of finance, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 715 25 55 E-mail: bagova@list.ru

Bogotova Diana Zaurovna -

Graduate student of the first year of study, direction of «Economics», orientation of «Finance», FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel .: 8 967 421 79 40 E-mail: dianakbr07@yandex.ru

Основной целью бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов является обеспечение сбалансированности республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, устойчивости бюджетной системы и безусловное исполнение принятых обязательств, в первую очередь, социально-значимых, наиболее эффективным способом.

Повышение уровня и качества жизни населения КБР в условиях сбалансированного бюджета - это конечная цель бюджетной политики Республики. В рамках указанной цели необходимо обеспечить условия для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, защиты их безопасности, обеспечения социальных гарантий.

На 2017-2019 годы в качестве основных направлений бюджетной политики Кабардино-Балкарской Республики следует выделить:

1. Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования.

2. Реализацию принципа формирования бюджета КБР на основе государственных программ.

3. Определение бюджетной устойчивости и экономической стабильности.

4. Повышение качества предоставляемых государственных услуг населению КБР.

5. Обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса для общества.

6. Расширение и усиление как внешнего, так и внутреннего финансового контроля над дельностью органов исполнительной власти КБР по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.

На сегодняшний день средства бюджета Кабардино-Балкарской Республики позволяют:

- обеспечивать деятельность более 200 республиканских государственных учреждений, включая учреждения сферы здравоохранения, образования, культуры, спорта и социального обслуживания;

- предоставлять меры социальной поддержки населению республики;

- предоставлять финансовую помощь муниципальным районам, городским округам и сельским поселениям;

- оказывать поддержку агропромышленному комплексу Кабардино-Балкарской Республики;

- осуществлять необходимые мероприятия по охране окружающей среды;

- строить дороги регионального значения;

- осуществлять иные мероприятия для обеспечения социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.

Необходимо отметить, что в процессе реализации бюджетной политики Республики неизбежно возникают бюджетные риски. Основными бюджетными рисками на 2017-2019 гг. являются:

1) риск недопоступления налоговых и неналоговых доходов;

2) риск роста расходов, не подкрепленных доходными источниками в рамках принятых обязательств;

3) риск увеличения долговой нагрузки на республиканский бюджет КБР.

В связи с этим, необходимо проводить активную работу с основными налогоплательщиками и администраторами доходов в рамках заседаний и поручений комиссии Правительства КБР по обеспечению мобилизации доходов в бюджетную систему.

В качестве меры по сокращению роста финансово необеспеченных бюджетных расходов должно произойти уменьшение размера зарплаты государственных должностей и госслужащих высшей группы должностей, приостановлены нормы по ежегодной индексации, сокращены отраслевые расходы, изме-

Литература

1. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 07 февраля 2011 года № 11-РЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской республике» с изменениями на 01.02. 2017.

нен порядок формирования и распределения фонда оплаты труда работников бюджетной сферы с учетом перевыполнения индикативных показателей по «майским» указам. В 2017 году расходы на зарплату, социальные выплаты, стипендии запланированы на уровне 2016 года, материальные затраты на содержание госорганов и учреждений запланированы на минимально возможном уровне.

Минимизация риска, связанного с увеличением долговой нагрузки на республиканский бюджет КБР, возможна за счет:

- осуществления постоянного мониторинга за соблюдением нормативов, установленных бюджетным законодательством по уровню госдолга и объему расходов на обслуживание госдолга;

- изменения структуры госдолга в сторону увеличения дешевых бюджетных кредитов и сокращения банковских кредитов;

- мониторинга долгового рынка России для повышения конкуренции между финансовыми организациями при размещении заказов на предоставление заемных средств бюджету КБР в 2017 году.

Область применения: экономика региона.

Выводы. Таким образом, в Кабардино-Балкарской Республике проводится достаточно сбалансированная бюджетная политика, однако существует большое количество бюджетных рисков. В связи с этим, Правительство и Парламент Республики должны следить за состоянием работы по внедрению аудита эффективности государственных программ и повышению ответственности за их реализацию. Помимо этого, большое внимание уделяется организации учета результатов эффективности при планировании бюджетных ассигнований, использованию основных фондов государственных учреждений и по другим направлениям, также необходимо разработать и утвердить долговую политику на ближайшие годы, предусматривающую меры планомерного сокращения государственного долга республики и расходов на его обслуживание.

References

1. Zakon Kabardino-Balkarskoj Respubliki ot 07 fevralya 2011 goda № 11-RZ «O byudzhetnom uregulirovanii i byudzhetnom protsesse v Ka-bardino-Balkarskoj respublike» s izmeneniyami na 01.02. 2017.

2. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 марта 2016 года №45-ПП «Об утверждении бюджетного прогноза Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2027 года» с изменениями на 31.03. 2016.

3. Агаджарян А.С. Региональные бюджеты: проблемы и пути их решения // Вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. № 3-4. С. 373-380.

4. Дайнекин А.Э., Максимова И.В. Бюджетная политика региона и ее эффективность: современные пути их решения // Экономика и предпринимательство. 2015. №7 (60). С. 367-372.

5. Найденова Т.А., Швецова И.Н. Теоретические аспекты разработки и реализации бюджетной политики региона // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №9. С. 165-172 .

6. Поварова А.И. Региональный бюджет 2015-2017: бездефицитность или отказ от развития? // Общественные финансы. 2015. № 1 (37). С. 150-170.

7. Информационное агентство России ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/3811195

8. Портал Правительства Кабардино-Балкарской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ийр^/ргауйе^^о. kbr.ru/pravitelstvo/

2. Postanovleniye Pravitelstva Kabardino-Balkarskoj Respubliki ot 30 marta 2016 goda №45-PP «Ob utverzhdenii byudzhetnogo prog-noza Kabardino-Balkarskoj Respubliki na dol-gosrochnyj period do 2027 goda» s izmeneni-yami na 31.03. 2016.

3. Agadzharyan A.S. Regionalnye byudzhe-ty: problemy i puti ikh resheniya // Vestnik Ros-tovskogo sotsialno-ekonomicheskogo instituta. 2015. №3-4. S. 373-380.

4. Dajnekin A.E., Maksimova I.V. Byudz-hetnaya politika regiona i ee effektivnosti: so-vremennye puti ikh resheniya // Ekonomika i predprinimatelstvo. 2015. №7 (60). S. 367-372.

5. Najdenova T.A., Shvetsova I.N. Teoreti-cheskie aspekty razrabotki i realizatsii byudz-hetnoj politiki regiona // Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2014. №9. S.165-172.

6. Povarova A.I. Regionalnyj byudzhet 2015-2017: bezdefitsitnost ili otkaz ot razvitiya? // Obschestvennye finansy. 2015. №1 (37). S. 150-170.

7. Informatsionnoe agentstvo Rossii TASS [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// tass.ru/ ekonomika/3811195

8. Portal Pravitelstva Kabardino-Balkarskoj Respubliki [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://pravitelstvo.kbr.ru/pravitelstvo/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.