Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / СУБЪЕКТ / РЕГИОН / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ДЕФИЦИТ / BUDGET / SUBJECT / REGION / BUDGET POLICY / BALANCE / SUSTAINABILITY / REVENUES / EXPENDITURES / FINANCING / DEFICIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багова О.И., Боготова Д.З.

Основным качеством любой системы, в том числе и бюджетной, считается ее устойчивость, базирующаяся на таком понятии, как сбалансированность. Данное понятие, как ключевое правило, находится в основе формирования и исполнения бюджета. Даже при условии наличия дефицита бюджета, принцип сбалансированности позволяет достичь равенства между общей величиной бюджетных поступлений и размером осуществляемых расходов. Нарушение баланса доходов и расходов бюджета приводит к несбалансированности. Изначально сбалансированность бюджета призвана создать условия для стабильного функционирования государства и тем самым гарантировать успешную работу органов власти всех уровней. Важность обеспечения сбалансированности бюджета подчеркивает тот факт, что даже небольшое несоответствие и последующее отклонение показателей сбалансированности бюджета незамедлительно приведет к приостановке финансирования государственных и муниципальных заказов, перебоям в системе сметно-бюджетного финансирования. В течение последних лет на социально-экономические преобразования Российской Федерации сильное влияние оказывали различные кризисные явления. Нестабильность и неустойчивость экономики обострили, прежде всего, проблемы бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет частично был защищен резервами от нефтегазовых доходов, накопленных в предыдущие годы. Что касается бюджетов регионов, значительная их доля оказалась в довольно непростом финансовом положении. Еще до проявления кризисных тенденций существовали определенные проблемы, сопряженные с формированием необходимого объема доходных источников для покрытия затрат. Статья посвящена актуальной проблематике - исследованию основных проблем обеспечения сбалансированности региональных бюджетов. Изучение данной темы позволит определить приоритетные меры, по достижению и сохранению сбалансированности бюджетов регионов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING THE BALANCED REGIONAL BUDGETS

The main quality of any system, including the budget, is its stability, based on the notion of balance. This concept, as a key rule, is the basis of the formation and execution of the budget. Even if there is a budget deficit, the principle of balance allows achieving equality between the total amount of budget revenues and the size of expenditures. Disruption of the balance of revenues and expenditures of the budget leads to imbalance. Initially, a balanced budget is designed to create conditions and ensure stable livelihoods of all levels of government. The importance of ensuring a balanced budget is underscored by the fact that even a small discrepancy and the subsequent deviation of budget balance indicators will immediately lead to the suspension of financing state and municipal orders, disruptions in the system of budget funding. recently, various crisis phenomena have had a strong influence on the socio-economic transformations of the Russian Federation. The instability and instability of the economy has aggravated, above all, the problems of the budget system of the Russian Federation. The federal budget was partially protected by reserves from oil and gas revenues accumulated in previous years. As for the budgets of the regions, a significant proportion of them was in a rather difficult financial situation. Even before the manifestation of crisis tendencies, there were certain problems associated with the formation of the necessary volume of income sources to cover costs. The article is devoted to topical issues - the study of the main problems of balancing regional budgets. The study of this topic will determine the priority measures to achieve and maintain a balanced budget of the regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ»

УДК 332.1:336.14

Багова О. И., Боготова Д. З.

Bagova O. I., Bogotova D. Z

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

PROBLEMS OF ENSURING THE BALANCED REGIONAL BUDGETS

Основным качеством любой системы, в том числе и бюджетной, считается ее устойчивость, базирующаяся на таком понятии, как сбалансированность. Данное понятие, как ключевое правило, находится в основе формирования и исполнения бюджета. Даже при условии наличия дефицита бюджета, принцип сбалансированности позволяет достичь равенства между общей величиной бюджетных поступлений и размером осуществляемых расходов. Нарушение баланса доходов и расходов бюджета приводит к несбалансированности.

Изначально сбалансированность бюджета призвана создать условия для стабильного функционирования государства и тем самым гарантировать успешную работу органов власти всех уровней. Важность обеспечения сбалансированности бюджета подчеркивает тот факт, что даже небольшое несоответствие и последующее отклонение показателей сбалансированности бюджета незамедлительно приведет к приостановке финансирования государственных и муниципальных заказов, перебоям в системе сметно-бюджетного финансирования.

В течение последних лет на социально-экономические преобразования Российской Федерации сильное влияние оказывали различные кризисные явления. Нестабильность и неустойчивость экономики обострили, прежде всего, проблемы бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет частично был защищен резервами от нефтегазовых доходов, накопленных в предыдущие годы Что касается бюджетов регионов, значительная их доля оказалась в довольно непростом финансовом положении. Еще до проявления кризисных тенденций существовали определенные проблемы, сопряженные с формированием необходимого объема доходных источников для покрытия затрат.

Статья посвящена актуальной проблематике - исследованию основных проблем обеспечения сбалансированности региональных бюджетов. Изучение данной темы позволит определить приоритетные меры, по достижению и сохранению сбалансированности бюджетов регионов РФ.

The main quality of any system, including the budget, is its stability, based on the notion of balance. This concept, as a key rule, is the basis of the formation and execution of the budget. Even if there is a budget deficit, the principle of balance allows achieving equality between the total amount of budget revenues and the size of expenditures. Disruption of the balance of revenues and expenditures of the budget leads to imbalance.

Initially, a balanced budget is designed to create conditions and ensure stable livelihoods of all levels of government. The importance of ensuring a balanced budget is underscored by the fact that even a small discrepancy and the subsequent deviation of budget balance indicators will immediately lead to the suspension of financing state and municipal orders, disruptions in the system of budget funding.

Recently, various crisis phenomena have had a strong influence on the socio-economic transformations of the Russian Federation. The instability and instability of the economy has aggravated, above all, the problems of the budget system of the Russian Federation. The federal budget was partially protected by reserves from oil and gas revenues accumulated in previous years. As for the budgets of the regions, a significant proportion of them was in a rather difficult financial situation. Even before the manifestation of crisis tendencies, there were certain problems associated with the formation of the necessary volume of income sources to cover costs.

The article is devoted to topical issues — the study of the main problems of balancing regional budgets. The study of this topic will determine the priority measures to achieve and maintain a balanced budget of the regions of the Russian Federation.

Ключевые слова: бюджет, субъект, регион, бюджетная политика, сбалансированность, устойчивость, доходы, расходы, финансирование, дефицит.

Key words: budget, subject, region, budget policy, balance, sustainability, revenues, expenditures, financing, deficit.

Багова Оксана Ибрагимовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 715 25 55 E-mail: bagova@list.ru

Боготова Диана Зауровна -

магистрант 2-го года обучения, направления подготовки «Экономика», ФГБОУ ВО Кабар-дино-Балкар-ский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 967 421 79 40 E-mail: dianakbr07@yandex.ru

Bagova Oksana Ibragimovna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Finance, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 715 25 55 E-mail: bagova@list.ru

Bogotova Diana Zaurovna -

Master student of the second year of study, direction of «Economics», FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 967 421 79 40 E-mail: dianakbr07@yandex.ru

Введение. Залогом процветания и успешного развития государства, в целом, является сбалансированность бюджета. Именно поэтому бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансированным. Несбалансированный бюджет нереален для исполнения, так как объем расходов превышает объем поступлений.

Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов регионов РФ в новых экономических условиях является неотделимой частью бюджетной политики каждого субъекта РФ. Только за счет усилий и профессиональных навыков работников соответствующих органов власти возможно достичь конечной цели.

Резко возросшая политическая напряженность и экономическая нестабильность, обостряют проблемы бюджетной системы РФ. На пути к обеспечению устойчивого развития регионов данные проблемы препятствуют устранению несбалансированности бюджетов.

Методология проведения работ. Исследование основывается на анализе бюджетной системы РФ. Рассмотрены условия обеспечения сбалансированности бюджетов регионов, выделены конкретные проблемы, сдерживающие устойчивое развитие субъектов РФ.

Результаты исследований. В Бюджетном Кодексе РФ одним из основных принципов построения бюджетной системы выделен

именно принцип сбалансированности. Данный тезис сформулирован следующим образом: «объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов» [1].

На протяжении последних лет в бюджетной системе РФ происходили серьезные изменения, которые были нацелены на повышение эффективности бюджетных расходов. Однако, вопрос о сбалансированности бюджетов субъектов РФ все еще стоит очень остро. Здесь целесообразно обозначить конкретные причины, сдерживающие темп роста бюджетных доходов в сравнении с бюджетными расходами, которые и порождают проблемы обеспечения сбалансированности бюджетов регионов. К их числу относятся:

- нарастание кризисных тенденций в социальной, политической и экономической сферах жизни общества, усугубляющихся, в том числе и за счет санкций, введенных против РФ. Это приводит к неспособности соответствующих органов власти в полной мере поддерживать стабильную финансовую ситуацию в стране;

- различные чрезвычайные обстоятельства, например, крупные стихийные бедствия, пре-

одоление последствий которых неизбежно ведет к увеличению расходов;

- осуществление значительных вложений в развитие производства и изменение его структуры.

В экономической литературе выделяют различные методы и способы обеспечения сбалансированности бюджета. Некоторые из этих методов используются при формировании бюджета, другая же часть - при исполнении бюджета. В практике бюджетного планирования получили наибольшее распространение следующие методы:

1) Установление бюджетных лимитов, в части расходных полномочий региона. Безусловно, данные ограничения варьируются в зависимости от того, насколько дотационным является регион, и какова доля бюджетного финансирования из федерального бюджета в лимитируемых расходах.

2) Должен действовать механизм рационального распределения доходов между уровнями бюджетной системы, с тем, чтобы каждый бюджет обладал собственными источниками доходов и расходными полномочиями для реализации принципов бюджетного федерализма.

3) Система межбюджетных отношений должна быть построена таким образом, чтобы финансовая помощь нижестоящим бюджетам в форме дотаций, субсидий и субвенций была действенной, своевременной и, самое главное, эффективной.

4) Вычленение из состава расходов лишних затрат, с учетом того, что эти затраты не обусловлены острой необходимостью. Данная мера позволяет достичь разумной экономии расходов.

5) Бюджетные заимствования должны осуществляться в форме, которая обеспечивала бы реальное поступление денежных средств в бюджет, то есть максимально результативной.

В процессе исполнения бюджета любого уровня, сбалансированности можно достичь за счет следующих мероприятий:

1) Санкционирование бюджетных расходов.

2) Установление четких взаимосвязей между реально поступающими доходами и существующими лимитами бюджетных обязательств.

3) Выделение наиболее соответствующих сроков проведения тех или иных расходных полномочий.

4) Модернизация концепции бюджетного финансирования на базе градационной остановки дотирования хозяйствующих субъектов; введение абсолютной материальной ответственности за выполнение взятых обязательств перед государством.

5) Использование механизма уменьшения и блокировки затрат бюджета.

6) Привлечение добавочных резервов бюджетных доходов.

7) Качественная организация контрольных мероприятий за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств.

8) Предоставление финансовой поддержки другим бюджетам в ее различных конфигурациях.

Обозначенная классификация методов позволяет выделить в зависимости от содержания проблемы управления бюджетными средствами, определить наиболее подходящее решение с точки зрения затрат.

Регулирование и контроль над сбалансированностью бюджетов регионов строится на последовательных этапах:

- выработка предпосылок проявления бюджетного дефицита;

- при наличии дефицита или профицита бюджета вычисляется их значение;

- в зависимости от разновидности бюджетного дефицита, определение источников его финансирования;

- в случае превышения доходов бюджета над расходами - профицит бюджета, определение направлений расходования средств профицита;

- формирование проекта расчетных величин источников финансирования дефицита бюджета;

- проведение мероприятий, связанных с привлечением средств, необходимых для финансирования бюджетного дефицита, а также дальнейшее размещение вырученных средств.

- использование источников финансирования дефицита бюджета;

- анализ эффективности использования привлеченных средств для финансирования бюджетного дефицита.

Следует также иметь в виду, что достижение сбалансированности бюджетов субъектов РФ требует также совершенствования нало-

гового администрирования и оптимизации действующих налоговых льгот; изменения соотношения ставок налога на прибыль организаций между бюджетами федерального центра и субъекта Российской Федерации, существующее в настоящее время; разработки и воплощения комплекса мер по улучшению делового и инвестиционного климата в сфере государственно-частного партнёрства в финансировании приоритетных проектов.

Область применения результатов: экономика региона.

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать главный вывод - обеспечение сбалансированности бюджета - это основная задача формирования и исполнения бюджета любого уровня. Данное понятие имеет особое социально-экономическое значение для госу-

дарства. Сбалансированность заключается в количественном соответствии, то есть равновесии, расходных бюджетов источникам финансирования. Сбалансированность бюджета достигается всеми возможными методами, одни из которых используются при образовании бюджета, а остальные - при его исполнении.

Подбор определенных операций и методов, направленных на обеспечение сбалансированности областных бюджетов РФ, должен базироваться на анализе ключевых проблем и причин возникновения дефицита бюджета, а также оценке всех условий, характеризующих состояние баланса расходов и доходов бюджета. Здесь также важно принимать во внимание предыдущие опыты обеспечения сбалансированности бюджета субъекта РФ.

Литература

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ с изменениями от 11.10.2018.

2. Гладковская Е.Н., Цало И.М., Тетерки-на Л.Б. Оценка финансовой устойчивости региональных бюджетов в России: методика и алгоритм ее применения // Вопросы управления. 2017. №49. С.119-131.

3. Гусева Е.В. Проблемы сбалансированности бюджета // Проблемы современной науки и образования. 2015. №5 (35). С. 61-62.

4. Дайнекин А.Э., Максимова И.В. Бюджетная политика региона и ее эффективность: современные пути их решения // Экономика и предпринимательство. 2015. №7 (60). С. 367372.

5. Домбровский Е.А. Десять шагов к сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. 2015. №37. С. 52-64.

6. Иванишина В.А. Сбалансированность регионального бюджета: проблемы и пути их преодоления // Молодой ученый. 2015. №23. С.539-542.

7. Оборин М.С., Гварлиани Т.Е., Сарян А.А. Сбалансированность бюджетов и управление бюджетными расходами в современных условиях // Сервис в России и за рубежом. 2018.№12. С. 16-27.

References

1. Byudzhetnyj Kodeks Rossiyskoj Federatsii ot 31.07.1998 №145-FZ s izmeneniyami ot 11.10.2018.

2. Gladkovskaya E.N., Tsalo I.M., Teterkina L.B. Otsenka finansovoj ustoychivosti regional-nykh byudzhetov v Rossii: metodika i algoritm ee primeneniya // Voprosy upravleniya. 2017. №49. S. 119-131.

3. Guseva E. V. Problemy sbalansirovannosti byudzheta // Problemy sovremennoj nauki i ob-razovaniya. 2015. №5 (35). S. 61-62.

4. Daynekin A.E., Maksimova I.V. Byudzhet-naya politika regiona i ee effektivnost: sovre-mennye puti ikh resheniya // Ekonomika i pred-prinimatelstvo. 2015. №7 (60). S. 367-372.

5. Dombrovskiy E.A. Desyat shagov k sbalan-sirovannosti byudzhetov subektov Rossiyskoj Federatsii // Finansy i kredit. 2015. №37. S. 5264.

6. Ivanishina V.A. Sbalansirovannost regio-nalnogo byudzheta: problemy i puti ikh preodo-leniya // Molodoj uchenyj. 2015. №23. S.539-542.

7. Oborin M.S., Gvarliani T.E., Saryan A.A. Sbalansirovannost byudzhetov i upravleniye byudzhetnymi raskhodami v sovremennykh us-loviyakh // Servis v Rossii i za rubezhom. 2018.№12. S. 16-27.

8. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. С. 540.

9. Шахбазян Г.А. Проблемные аспекты и направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №4. С. 124-128.

10. Научная электронная библиотека «Ки-берленинка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru//

8. Polyak G.B. Byudzhetnaya sistema Rossii: uchebnik dlya studentov vuzov. M.: YUNITI-DANA. 2015. S. 540.

9. Shakhbazyan G.A. Problemnye aspekty i napravleniya sovershenstvovaniya mezhbyudz-hetnykh otnoshenio v Rossiyskoo Federatsii // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2017. №4. S. 124-128.

10. Nauchnaya elektronnaya biblioteka «Ki-berleninka» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostu-pa: https://cyberleninka.ru//

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.