Научная статья на тему 'Особенности буржуазного и пролетарского туризма в России начала XX века'

Особенности буржуазного и пролетарского туризма в России начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
444
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОПАГАНДА / RUSSIA / TOURISM / EDUCATION / AND PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулик С.В.

Туризм в нашей стране не может рассматриваться исключительно как форма проведения досуга. Особенно это касается прошлого века. В данной статье рассматриваются образовательные и познавательные цели туризма до революции 1917 года и пропагандистские после нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF BOURGEOIS AND PROLETARIAN TOURISM IN RUSSIA IN THE EARLY 20TH CENTURY

Tourism in Russia can not be regarded exclusively as a form of recreation. This is especially true for the last century travels. This article focuses on different purposes of tourism experience and education before the 1917 Revolution and propaganda after that.

Текст научной работы на тему «Особенности буржуазного и пролетарского туризма в России начала XX века»

УДК 338.48 (091)

ОСОБЕННОСТИ БУРЖУАЗНОГО И ПРОЛЕТАРСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

С.В.Кулик

PECULIARITIES OF BOURGEOIS AND PROLETARIAN TOURISM IN RUSSIA IN THE EARLY 20TH

CENTURY

S.V.Kulik

Санкт-Петербургский политехнический Университет им. Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный университет, kulik54@mail.ru

Туризм в нашей стране не может рассматриваться исключительно как форма проведения досуга. Особенно это касается прошлого века. В данной статье рассматриваются образовательные и познавательные цели туризма до революции 1917 года и пропагандистские после нее.

Ключевые слова: Россия, туризм, образование, пропаганда

Tourism in Russia can not be regarded exclusively as a form of recreation. This is especially true for the last century travels. This article focuses on different purposes of tourism — experience and education before the 1917 Revolution and propaganda after that.

Keywords: Russia, tourism, education, and propaganda

Такое явление, как туризм, неотделимо от экономики, политики, идеологии. Люди путешествуют, когда у них есть достаточно денег и свободного времени. Как массовое явление, он появляется достаточно поздно — в XIX веке в Великобритании. Первыми групповыми путешественниками стали члены обществ трезвости.

Несмотря на достаточно долгую историю, вплоть до начала XX века, туристические путешествия были привилегией ограниченной группы населения. Или это были просто богатые люди, или за ними стояло государство (путешествия, предшествовавшие колонизации тех или иных земель). Конечно, особое место занимали религиозные паломники. Свое путешествие они часто рассматривали как миссию всей жизни.

Основным препятствием для путешествий XIX века по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей). Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия.

Эпоха путешествий в нашей стране возникает на волне великих реформ Александра II, открывших дорогу строительству в России новых отношений. В соответствии с крестьянской реформой 1861 года уже в 1864 году помещикам выплачивают огромные по тем временам деньги в качестве компенсации за переданную крестьянам землю. Получив их, часть дворян устремляется за границу, чтобы наконец посмотреть Европу. Чуть позднее, в 70-80-е годы число туристов пополняют «новые русские» XIX века: предприниматели пореформенной поры, инженеры, служащие промышленных и торговых предприятий.

Увеличение числа путешествующих по России и за границей связано с развитием железных дорог. Из Петербурга начинались пути в Западную Европу и в глубинные города России. В 1869 году в Петербурге

был издан «Путеводитель по России и за границей». В нем подробно характеризовались железные дороги, пароходы, дилижансы, почтовые лошади, телеграф — все средства тогдашней связи России.

Несмотря на то, что железные дороги знаменовали собой важнейший этап в развитии массового транспорта, до 90-х годов XIX века пользование ими было для малоимущих слоев населения ограничено высокой стоимостью самого проезда [1, а 107].

Но даже наличие транспорта и денежных средств не спасало русского туриста от массы других проблем. Первое из неудобств, которые приходилось преодолевать путешественникам, заключалось в том, что желающих в сезон ехать на отдых было больше, чем могла позволить себе пропускная способность русских железных дорог. «Первым тяжелым испытанием для едущих, — свидетельствовал очевидец, — является получение билета на проезд. Предварительная запись, дежурство в течение часов в длинном хвосте у кассы в душной комнате, суета и сутолока — это первое потрясение для желающих ехать... Такой же характер носит и разъезд с курортов, с той лишь разницей, что иногда... при разъезде у кассы ночуют» [2, а 48].

Ситуация постепенно стала нормализоваться к началу XX века. Россия во многом повторяла европейский опыт туристических мероприятий. Среди представителей интеллигенции и буржуазии активный отдых рассматривается не только как вид спорта, но и возможность удовлетворить свой интерес к памятникам архитектуры и природы. Появляются так называемые «альпийские клубы», занимавшиеся организацией экскурсий, выпуском специальных изданий и т. д. Первый «альпийский клуб» в России появился в 1877 году на Кавказе [1, а 117].

Особое внимание стало уделяться работе с учащимися гимназий и реальных училищ. В 1899 году в Москве начала работать Комиссия по организации экскурсий для всех средних учебных заведений

второй столицы [3, а 9]. В повестках дня педагогических съездов и совещаний в начале XX века стали появляться вопросы, связанные с формами экскурсионной работы среди школьников.

Всем образовательным экскурсиям предшествовала тщательная подготовка. Было необходимо не только составить подробный план маршрута, но и получить разрешение со стороны полиции тех городов, где экскурсанты планировали остановиться. Также требовалось получение разрешения от родителей учеников, ведение переговоров с транспортными чиновниками, чтение дополнительных лекций в свободное от занятий время.

Для природоведческих экскурсий готовили медицинскую аптечку, приборы для метеорологического наблюдения, необходимые справочники. В любые школьные поездки учителя брали с собой разные настольные игры для досуга, фотоаппараты [3, а 10].

В России стали выходить журналы, посвящён-ные как туристической работе, так и проблемам краеведения: московский «Экскурсионный вестник», одесский «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант» (в Ярославле).

«Экскурсионный вестник» выходил с 1914 по 1916 г. (всего вышло 9 номеров), издание было прекращено из-за проблем военного времени. Такая же участь постигла «Русский экскурсант». Тем не менее, в этих специализированных экскурсионных журналах было опубликовано много интересных и полезных материалов.

Для всего времени обучения в средней школе разрабатывается специальная экскурсионная методика и предлагается примерный план экскурсий в книге «Школьные экскурсии, их значение и организация». Книга была написана группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е.Райкова [3, а 11].

Особое значение придавалось познавательной стороне туров. Об этом говорит рекламное объявление, приглашавшее на работу экскурсоводов-профессионалов, «хорошо знающих город», чьи услуги будут необходимы «при посещении музеев, картинных галерей, фабрик, заводов, рудников и т. п.», так как «нужны знания лиц, близко стоящих к делу, непосредственно в них работающих специалистов» и тогда в этом деле можно рассчитывать на успех» [4, а 183].

В дореволюционной России туризм во всех его формах так и не стал подлинно массовым явлением. Все это закончилось в 1914 году, когда началась Первая мировая война. В России она переросла в Великую революцию, которая продолжалась с 1917 по 1921 год. Безусловно, в эти годы было не до туризма и развлечений. Но одна из влиятельных оппозиционных политических партий — большевистская осознавала важность данного вида деятельности, однако не как в виде развлечения или отдыха, а как важной формы работы с массами.

Еще летом 1917 года молодая коммунистка Елизавета Драбкина (ей тогда только исполнилось 16 лет) была откомандирована на Выборгскую сторону для работы с детьми. Содействие в этом ей оказывал

лично В.И.Ленин. Вот как она описывала это: «Взяв лист бумаги, Владимир Ильич стал записывать все, что надо сделать для моих ребят с площадки: непременно (он подчеркнул это слово двумя чертами) хотя бы раз вывезти их за город; непременно (снова дважды подчеркнуто) сводить их в Летний сад («И пусть барчата потеснятся») ...

Но несколько дней спустя произошли события 3—5 июля. Владимир Ильич спешно возвратился в Питер, а потом вынужден был скрыться от грозящих ему ареста и расправы со стороны Временного правительства...» [5, а 51].

Большевики еще не пришли к власти, их положение казалось крайне шатким, но их руководство видело в организованном активном отдыхе важную идеологическую составляющую.

Елизавета Драбкина так вспоминала это событие: «Я была уверена, что Владимиру Ильичу не до нас, и он даже думать забыл о том, что хотел сделать для моих ребят с детской площадки. Велико же было мое удивление, когда в конце июля Надежда Константиновна сказала мне, что в воскресенье я должна собрать ребят, и мы все вместе поедем в Мустамяки.

— А деньги на билеты?

— Не надо. Все будет приготовлено.

И действительно, на Финляндском вокзале нас ожидал пустой вагон, который подготовили наши товарищи-железнодорожники. Они прицепили его к первому отходящему поезду.

В Мустамяках нас встретил старый работник партии Александр Михайлович Игнатьев. Мы построились по четыре. У одного из мальчиков (разумеется, не случайно!) оказался кусок кумача, который он водрузил на палку. Торжественно, с красным флагом, мы дошли до дому» [5, а 52].

Предполагалось, что подобные мероприятия должны будут стать систематическими для детей и молодежи из рабочих семей Петрограда: «Но буря политических событий, вспоминала Е.Драбкина, — помешала это сделать. Обстановка в стране становилась с каждым днем все более напряженной. Против красного Выборгского района начался открытый поход» [5, а 52].

В этом небольшом отрывке видны все будущие подходы в СССР к такому явлению, как туризм:

— Туризм не является привилегией элиты. Это законное право самых широких народных масс.

— Туризм — не развлечение и простое времяпровождение. Он воспитывает чувство коллективизма.

— Туризм — дело идеологическое. Он является одной из форм работы партии с массами.

Об этом также свидетельствуют типичные лозунги пролетарских туристов тех лет: «Для буржуазии туризм — развлечение, для нас — переделка себя в интересах социализма!», «Пролетарский туризм воспитывает мужественных бойцов!», «Пролетарский турист, глубже исследовательский заступ в недра земли!», «Пролетарский туризм — могучее орудие против безделья, религии и мещанства!».

Практически все участники похода в Мустамя-ки стали комсомольцами и приняли самое активное участие в гражданской войне.

Революционные события 1917 года и последующих лет вызвали радикальные преобразования всех сторон жизни нашей страны. Наряду с масштабными потерями население страны приобрело много того, что было недоступным прежде. Сразу же после создания Народного комиссариата просвещения РСФСР нарком А.В.Луначарский пригласил профессора

И.И.Полянского и предложил ему организовать для учителей Северной области курсы по естествознанию с большим числом практических занятий и различных познавательных экскурсий.

Курсы для учителей Северной области, которые предложил создать А.В.Луначарский, были организованы уже летом 1918 г. в Павловске, под Петроградом. Первые занятия посетили два потока слушателей. Дальнейшие усилия по привнесению экскурсионного метода в школьное обучение вылились в создание в феврале 1919 г. специальной экскурсионной секции при Отделе единой трудовой школы Нар-компроса, первым председателем которой стала также первый председатель коллегии единой трудовой школы В.Р.Менжинская [6, с. 64].

20-е годы были временем большого подъема экскурсионной теории и методики, не достигавших, кажется, ни ранее того, ни позднее такого высокого развития. На музейных н политпросветовских съездах и конференциях методике экскурсий неизменно уделялось большое внимание, и по ее вопросам выступали такие серьезные ученые, как профессора И.М. Гревс, Н.П.Анциферов. По этим вопросам выходило много литературы» [7, с. 187].

Принимая группы туристов-экскурсантов работники музеев должны были решать важные образовательные задачи: «Мы, принимая приезжие группы и показывая им город, старались также не ударить лицом в грязь. При разработке экскурсий заботились о строгом соблюдении основных законов. Первое: чтобы экскурсия была не простой прогулкой по городу с показом и рассказом о его достопримечательностях, а непременно экскурсией, подчиненной определенной теме, в соответствии с которой был отобран и обработан весь материал. Второе: чтобы все ее главные мысли и положения не были просто рассказаны руководителем как лектором, а вытекали из увиденного, как естественный вывод самого экскурсанта. Третье: чтобы экскурсия оставила у участников по возможности яркий, запоминающийся образ. Во всем этом мы видели отличие экскурсионного метода от лекционного» [7, с. 188-189].

Здесь можно добавить еще один аспект нового пролетарского туризма — идеологический. Даже отдыхая, граждане советской республики должны были находиться под воздействием пропаганды.

Середина 1920-х гг. ознаменовалась первыми поездками в Россию левых зарубежных молодежных организаций, для которых были организованы путешествия по крупнейшим промышленным и культур-

ным центрам. Только в 1925-1926 годах в Москве, Ленинграде, Ростове и других городах побывало 25 юношеских делегаций из Франции, Австрии, Германии, Италии и скандинавских стран [8, с. 11]. Подобные мероприятия должны были показать советским гражданам, что все трудящиеся мира вместе с ними поддерживают строительство социалистического общества.

Тогда, когда настоящих иностранцев не хватало, власти шли на обыкновенный подлог. Так будущий переводчик И.В.Сталина Валентин Бережков (он учился в специализированной немецкой школе в Киеве) изображал немецкого пионера: «В декабре 1929 г. в Харькове созывается общеукраинский пионерский слет, участвовать в котором пригласили и нашу школу. Наш пионервожатый решил выдать свою группу за германских пионеров. Впрочем, вполне возможно он действовал по подсказке киевского комитета комсомола. Тогда подобные мистификации весьма широко практиковались.

Мы ехали поездом, занимая отдельный вагон. На станциях по пути следования нас встречали местные пионеры и комсомольцы с оркестрами, знаменами, цветами. На перроне проводились летучие митинги с нашими короткими речами на немецком языке. Потом, как принято говорить в таких случаях, "завязывались дружеские беседы", которые сводились к тому, что мы на все вопросы потрясали сжатым кулаком и выкрикивали: "Рот фронт, товарищ!"» [9, с. 171].

Однако помимо туристического обслуживания разного рода официальных делегаций середина второго десятилетия XX века стала временем становления иностранного туризма в чистом виде. Советскому Союзу для нужд индустриализации была очень нужна иностранная валюта. Поэтому в страну стали привлекать, в том числе, и «классово чуждых туристов», имеющих деньги.

Период конца 20-х годов XX века в нашей стране можно охарактеризовать как время становления нового курса. Он заключался в свертывании Новой экономической политики, усилении административно-командных методов управления во всех областях культуры и искусства, включая и туристическую деятельность.

Партийно-государственным руководством страны ставились следующие задачи:

— борьба за выполнение планов пятилетки и укрепление обороны страны;

— поголовный охват пролетарских туристов ударничеством и социалистическим соревнованием;

— создание единой пролетарской туристской организации;

— постановка ведущих проблем туристского движения, в том числе, «удары по оппортунизму», аполитичности, недочетам и извращениям в туристском движении;

— подготовка политически грамотных и квалифицированных кадров туристских и экскурсионных работников;

— укрепление актива ячеек общества и передача опыта одних организаций другим;

— помощь туристскому активу практическими советами и консультациями;

— освещение вопросов теории, методики и техники туристской работы и экскурсионного дела [10, с. 115].

Массовое туристское движение, ставшее приметной чертой общественной жизни в нашей стране, ведет свою историю с конца 20-х гг.

Советский опыт организации туристической деятельности можно оценивать по-разному. К положительным чертам следует отнести его массовость, доступность, ориентацию на поддержание здорового образа жизни, различные формы патриотического воспитания.

С политической точки зрения преобладание массового внутреннего туризма (в значительной степени с дотациями от профсоюзов и фондов социального страхования) было весьма позитивным. Это играло важную роль в оздоровлении и культурном развитии населения, но совершенно не способствовало реальному развитию качественной туристской инфраструктуры международного уровня. Практически ничего не делалось для превращения внутреннего туризма в отрасль экономики с высококачественным и конкурентоспособным продуктом.

1. Кулик С.В. История туризма в России с древнейших времен до начала XX века. СПб., 2012. 158 с.

2. Малыгин А.В. Русская Ривьера. Симферополь, 2004. 352 с.

3. Скобельцына А.С. Технологии и организация экскурсионных услуг. М., 2010. 192 с.

4. Соколова М. В. История туризма. М., 2002. 352 с.

5. Драбкина Е. Черные сухари. Красноярск, 1983. 337 с.

6. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и в СССР. Ростов-на-Дону, 1988. 192 с.

7. Порфиридов Н.Г. Новгород 1917—1941: Воспоминания. Л., 1987. 255 с.

8. Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. и др. Советское «зазеркалье». (Иностранный туризм в СССР в 1913—1980 годы). М., 2007. 256 с.

9. Бережков В.М. Как я стал переводчиком Сталина. М., 1993. 207 с.

10. Усыкин Г.С. Очерки истории российского туризма. СПб., 2000. 224 с.

References

1. Kulik S.V. [The history of tourism in Russia from ancient times to the beginning of the 20th century]. Saint Petersburg, 2012. 158 p.

2. Malygin A.V. [The Russian Riviera]. Simferopol, 2004. 352 p.

3. Skobel'tsyna A.S. [Technology and organization of tour services]. Moscow, 2010. 192 p.

4. Sokolova M.V. [The history of tourism]. Moscow, 2002. 352 p.

5. Drabkina E. [Dried black bread crust pieces]. Krasnoyarsk, 1983. 337 p.

6. Dolzhenko G.P. [The history of tourism in pre-revolutionary Russia and the Soviet Union]. Rostov-on-Don, 1988. 192 p.

7. Porfiridov N.G. [Novgorod, 1917—1941: Memories]. Leningrad, 1987. 255 p.

8. Bagdasarian V.E., Orlov I.B. et al. [The Soviet "through the looking glass" reality (Foreign tourism in the USSR in 1913—1980)]. Moscow, 2007 256 p.

9. Berezhkov V.M. [How I became a translator of Joseph Stalin]. Moscow, 1993. 207 p.

10. Usykin G.S. [Essays on the History of Russian tourism]. Saint Petersburg, 2000. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.