Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костина О.В., Дюрягина С.В.

В статье рассматриваются особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Приведены и систематизированы основные нормативные документы в области бухгалтерского учета в государственном секторе. Указаны основные направления реформирования учета в бюджетных учреждениях.The article discusses the features of accounting in budgetary institutions. Presented and systematized basic norm-setting instruments in the field of accounting in the public sector. The basic directions of reforming accounting in budgetary institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Режим доступа: http://delonovosti.ru/news/2748-nalogovaya-nagruzka-na-malyy-biznes-rastet.html

Костина О.В. доцент

кафедра «Финансов и банковского дела» Югорский государственный университет

Дюрягина С.В. студент 3 курса факультет «Экономика» Россия, г. Ханты-Мансийск ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Приведены и систематизированы основные нормативные документы в области бухгалтерского учета в государственном секторе. Указаны основные направления реформирования учета в бюджетных учреждениях.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, бюджетные учреждения, бюджетный учет.

BASHKATOV V. V., POKUSAEV V. Y.

FEATURES ACCOUNTING FOR BUDGET INSTITUTIONS

Abstract. The article discusses the features of accounting in budgetary institutions. Presented and systematized basic norm-setting instruments in the field of accounting in the public sector. The basic directions of reforming accounting in budgetary institutions.

Keywords: accounting, budget institutions, budget accounting.

Развитие международных отношений, глобализация приводят к необходимости совершенствования законодательства в соответствии с международными нормами. Не исключением является и сфера бухгалтерского учета. Бухгалтерский учёт в бюджетной сфере требует практического совершенствования этой системы с целью учета новых явлений, процессов, возникших в современных условиях. Бухгалтерский учет предприятий бюджетной сферы - это звено единой системы бухгалтерского учета Российской Федерации. Качественный бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях позволяет находить новые резервы, обнаруживать нарушения плановой, сметной и финансово-бюджетного раздела, а также предупреждать возможные убытки и необоснованные затраты. Это обуславливает актуальность изучения особенностей бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами

государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально -культурных, научно - технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В настоящее время продолжается реформирование системы бухгалтерского учета, в том числе в бюджетных учреждениях. Основные задачи реформы бюджетной сферы:

• создание условий для повышения качества государственных и муниципальных услуг;

• автоинтрузия элементов рынка в деятельность государственных (муниципальных) учреждений;

• ускорение реструктурирования в бюджетной сфере;

• аквизация в бюджетную сферу высокопрофессиональных кадров;

• привлечение инвестиций в бюджетную сферу;

• возрастание действенности использования кадровых, финансовых и материальных ресурсов.

С 1 января 2011 года бухгалтерский учет учреждения, а также его отчетность зависят от типа учреждения (казенное, бюджетное,автономное):

• бюджетный учет в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами, государственных академиях наук, казенных учреждениях ведется в соответствии с Приказом Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н;

• бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регламентируется Приказом Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н;

• бухгалтерский учет в автономных учреждениях регулируется Приказом Минфина России от 23.12.2010 г. № 183н.

• Учреждения разных типов (казенные, бюджетные, автономные) отличаются друг от друга возможностями, которые получают для ведения собственной деятельности [10]:

• казенное учреждение не имеет возможности проявить самостоятельность в финансовой сфере, но ему гарантирована финансовая поддержка от учредителя;

• бюджетное и автономное учреждения имеют больше возможностей для проявления инициативы, но несут больше и ответственности, т.к. не имеют финансовых гарантий от учредителя.

1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Он распространяется и на бюджетные учреждения.

В новом законе «О бухгалтерском учете» не упоминаются унифицированные формы первичных документов. Следовательно, с 2013 года бюджетные учреждения (как и все другие организации) не обязаны пользоваться альбомами унифицированных форм. Данные формы могут быть разработаны на уровне бюджетного учреждения, но обязательно утверждены в Учетной политике организации.

В статье 5 закона № 402-ФЗ приведен обновленный перечень объектов бухгалтерского учета: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности предприятия (организации), доходы, расходы, другие объекты в случаях, установленных федеральными стандартами. Этот перечень практически повторяет состав объектов, которые в настоящее время учитываются в бухгалтерском учете бюджетных учреждений. Следовательно, по данному элементу бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях существенных изменений не произошло.

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в Российской Федерации выделены четыре уровня правового регулирования бухгалтерского учета, в том числе и в бюджетной сфере, - федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, а также локальные нормативные акты организации (предприятия, учреждения) [9].

Суть бухгалтерского учета бюджетных учреждений, предоставление правдивой и достоверной информации о деятельности организации до лиц, заинтересованных в ней. Но разница в отражении на счетах проводимых операций существует.

К особенностям бухгалтерского учета бюджетных организаций относятся:

• организация учета на основе статей бюджетной классификации;

• необходимость контроля исполнения расходной сметы;

• наличие фактических и кассовых расходов, их выделение в учете в отдельную группу;

• наличие отраслевых особенностей учета (здравоохранение, образование, наука и др.);

• необходимость соблюдения требований нормативных документов.

Бюджетные учреждения используют свой, специфичный план счетов, чтобы учитывать исполнение сметы расходов. План счетов бюджетного учета включает в себя 26 разрядов. В разрядах с 1 по 17 отражается аналитический код на основании классификационного признака поступлений и выбытий. Эти разряды включают код классификации доходов отраслевой, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов. С 18 по 26 - это коды счета бюджетного учета. Разряды с 24 по 26 - аналитический код

вида поступлений, выбытий объекта учета. Для бюджетных учреждений в разрядах 24 - 26 отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Баланс бюджетных учреждений также отличается от баланса коммерческих организаций. Общая структура и его сущность остаются те же самыми - активы с левой стороны (средства полученные), пассивы с правой стороны (источники, образующие активы). Но внутренняя конструкция другая.

Помимо уже указанных нормативно-правовых актов, при ведении бухгалтерского учета бюджетного учреждения применяются: План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению - для определения корреспонденции на счетах бухгалтерского учета

• План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению - для определения корреспонденции в части операций по переданным полномочиям; для учета затрат на исполнение публичных обязательств;

• Приказ Минфина от 15.12.2010 г. № 173н - для формирования форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

• Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений - для формирования показателей годовой, квартальной бухгалтерской отчетности;

• Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - для формирования показателей бухгалтерской отчетности по использованию средств в рамках исполнения публичных обязательств.

За последние годы в бюджетной сфере произошли значительные изменения. В частности, изменилось в целом бюджетное законодательство и как следствие этого - легализовано казначейское обслуживания бюджета, создана центральная модель управления государственными ресурсами через единый казначейский счет, что позволило объединить ресурсы всех субъектов сектора государственного управления, введен учет обязательств распорядителей средств в системе органов казначейства.

Итак, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет особенности, обусловленные законодательством в бюджетной сфере, задачами бухгалтерского учета, необходимостью соблюдения финансово-бюджетной дисциплины и другими причинами. Бухгалтерский учет бюджетных учреждений регламентируются нормативно-правовыми документами, среди которых Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеративный закон, положения и инструкции по бухгалтерскому учету, отраслевые нормативные акты.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 04.10.2014).

2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 04.11.2014).

3. Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (ред. от 24.12.2012).

4. Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

5. Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

6. Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».

7. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (ред. от 26.10.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с отчетности за 2013 год).

8. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (ред. от 26.10.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с отчетности за 2013 год).

9. Башкатов, В.В. Актуальные вопросы учета расходов будущих периодов / В.В. Башкатов, В.Е. Храмова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2014. - № 95. - С. 965-980.

10. Башкатов, В.В. Налоговое бюджетирование как инструмент оптимизации налогообложения / В.В. Башкатов, М.А. Калашникова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 98. - С. 926-932.

11. Башкатов, В.В. Особенности учета нематериальных активов по РСБУ и US GAAP / В.В. Башкатов, Р.Г. Дагаргулия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного

университета. - 2014. - № 95. - С. 823-854.

12. Казанцева, Л.С. Бухгалтерский учет нефинансовых активов в бюджетных организациях: учеб. пособие / Л.С. Казанцева. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013. - 113 с.

Кремин А.Е.

Инженер-исследователь, аспирант 1 курса

ИСЭРТ РАН Россия, г. Вологда

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В МУНИЦИПАЛИТЕТАХ

Аннотация: В статье рассмотрены основные методические подходы к оценке функционирования малого предпринимательства в муниципалитетах. Проведенный анализ показал, что существующие, в настоящее время, методики недостаточны для определения роли малого бизнеса в экономической системе муниципального образования, что подтверждает необходимость разработки новой методики для оценки функционирования малого бизнеса в муниципалитете.

Ключевые слова: Малое предпринимательство, малый бизнес, методические подходы оценки, муниципальные образования.

Abstract: This article describes the main methodological approaches to assessing the functioning of small business in the municipalities. The analysis showed that the existing, currently, methods are not sufficient to determine the role of small business in the economic system of the municipality, which confirms the need to develop a new methodology to assess the functioning of small businesses in the municipality.

Keywords: small business, small business, methodological approaches estimates municipalities.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств. Малый бизнес (малое предпринимательство) является одним из ведущих секторов экономики региона, так как во многом определяет темпы экономического роста территории, состояние занятости населения, структуру и качество валового регионального продукта [10].

Малые предприятия играют важную роль в экономике страны и отдельных ее субъектов. Мировой финансово-экономический кризис 2009 года серьезно сказался на экономике РФ. Быстрее всего на кризисные явления отреагировал малый бизнес. За 2009 - 2013 гг. увеличение числа субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек в Российской Федерации составило 27%, что свидетельствует о развитии малого бизнеса в экономике страны и регионов (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.