Научная статья на тему 'Особенности бухгалтерского и налогового учета основных средств в 2006 году'

Особенности бухгалтерского и налогового учета основных средств в 2006 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демина И. Д., Кришталева Т. И.

С 01.01.2006 в бухгалтерском учете и налоговом учете основных средств произошли значительные изменения. В бухгалтерском учете основных средств с 01.01.2006 действует приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н, а в налоговом учете изменения внесены Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ. Однако сближения в ведении бухгалтерского и налогового учета основных средств не произошло. В ряде случаев, связанных с использованием различных вариантов учета основных средств, возможно сближение этих двух учетов, но необходимо для каждого предприятия определить целесообразность такого сближения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности бухгалтерского и налогового учета основных средств в 2006 году»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО

И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В 2006 ГОДУ

И. Д ДЕМИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры аудита,

экономического анализа и статистики Московского университета потребительской кооперации

Т. И. КРИШТАЛЕВА, профессор кафедры аудита, экономического анализа и статистики Московского университета потребительской кооперации

С 01.01.2006 в бухгалтерском и налоговом учете основных средств произошли значительные изменения, которые в бухгалтерском учете внесены приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н, а в налоговом — Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ. Причем долгожданного сближения в ведении бухгалтерского и налогового учета основных средств не произошло. В ряде случаев, связанных с использованием различных вариантов учета основных средств, возможно сближение этих двух учетов, но необходимо для каждого предприятия определить целесообразность такого сближения.

Основные изменения, внесенные приказом Минфина России от 12.12.2005, заключаются в следующем.

1. Уточнены характеристики, при которых активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. В настоящее время для такого признания необходимо единовременное выполнение следующих условий:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 мес или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес;

— организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

— имущество предназначено для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное владение (действует с 01.01.2006). Имущество, учтенное на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», является основными средствами и подлежит обложению налогом на имущество.

В п. 4 ПБУ 6/01 появилось новое положение по основным средствам некоммерческих организаций, определены условия признания имущества в качестве основного средства. Имущество принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, когда оно предназначено для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания либо для управленческих нужд организации. Если объект приобретается для использования в предпринимательской деятельности некоммерческой организации, то он также принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства. Кроме того, должны быть соблюдены условия об использовании объекта в течение срока полезного использования и отсутствии намерений по его дальнейшей перепродаже.

2. Внесено изменение в п. 6 ПБУ 6/01. Так, в прежней редакции этого пункта было определено, что в случае наличия у одного объекта несколь-

ких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как отдельный инвентарный объект. В настоящее время недостаточно, чтобы были разные сроки полезного использования, они должны существенно различаться. Причем критерий существенности бухгалтер должен определить самостоятельно.

3. Увеличен лимит стоимости актива до 20 000 руб., в пределах которого организация может списывать актив в состав материально-производственных запасов в момент ввода в эксплуатацию. В случае закрепления в учетной политике организации этого лимита необходимо использование ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», так как в налоговом учете этот лимит не превышает 10 000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 254 и п. 1 ст. 256 НК РФ).

Активы, стоимость которых не превышает лимита, не вводятся в состав основных средств, а следовательно, нет необходимости составлять на них первичную документацию, что значительно сокращает документооборот. Такие активы учитываются на счете 10 «Материалы» и списываются в момент передачи в эксплуатацию. Для контроля за наличием и рациональным использованием таких активов необходимо организовать их учет на забалансовых счетах.

4. Изменен п. 8 ПБУ 6/01 в части формирования первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за плату. С 01.01.2006 нельзя включить в первоначальную стоимость основных средств регистрационные сборы и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением прав на объект основных средств. Однако государственная пошлина увеличивает первоначальную стоимость основных средств. Поэтому организации должны использовать ПБУ 18/02, так как в первоначальную стоимость основного средства в налоговом учете включаются все расходы, связанные с его приобретением, в том числе затраты на сооружение, изготовление, доставку и доведение его до состояния, в котором объект пригоден для использования, за исключение сумм налогов, подлежащих вычету и учитываемых в составе расходов в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

5. Внесены изменения в п. 17 ПБУ 6/01 относительно начисления амортизации по основным средствам.

Так, до внесения изменений п. 17 ПБУ 6/01 был сформулирован следующим образом:

«По объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства и т. п.), а также продуктивному скоту, буйволам, волам и

оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, стоимость не погашается, т. е. амортизация не начисляется. По указанным объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается отдельно на забалансовом счете.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования)».

С 01.01.2006 амортизация не начисляется по основным средствам, которые используются в мобилизационной подготовке и мобилизации. Их стоимость не погашается, если они законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо не сдаются в аренду. Амортизация не начисляется по основным средствам некоммерческих организаций. Также не амортизируются объекты, потребительские свойства которых не изменяются (земельные участки, объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям).

Все остальные основные средства, которые указаны в прежней редакции п. 17 ПБУ 6/01, с этого года амортизируются в общем порядке.

В налоговом учете (п. 2 ст. 256 НК РФ) не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:

— имущество бюджетных организаций;

— имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

— имущество, приобретенное с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации;

— объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;

— продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота);

— приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные издания), произведения искусства.

При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов;

— приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока указанного договора.

Исходя из изложенного разницы в бухгалтерском и налоговом учете не будет при начислении амортизации по основным средствам некоммерческих организаций и жилищному фонду. При начислении амортизации объектов внешнего благоустройства и продуктивного скота организациям придется применять ПБУ 18/02, так как в бухгалтерском учете они амортизируются, а в налоговом нет.

С 01.01.2006 износ на забалансовом счете будут начислять некоммерческие организации. Причем сумма износа будет начисляться только линейным методом. Ранее ограничений в применении методов начисления износа не было.

Все изменения, которые приняты Минфином России, свидетельствуют о полном отсутствии государственной политики в отношении амортизационных отчислений. Согласно Большому энциклопедическому словарю «амортизационные отчисления — процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на стоимость производимых с их помощью продукции, работ и услуг в целях аккумуляции денежных средств для последующего полного восстановления. Амортизационные отчисления производятся по установленным нормам амортизации, их размер устанавливается за определенный период по конкретному виду фондов (группе, подгруппе) и выражается, как правило, в процентах к их балансовой стоимости».

В период социалистической экономики амортизационные отчисления использовались исключительно на полное восстановление и капитальный ремонт основных средств.

В настоящее время отсутствие целевого использования амортизационных отчислений, в том числе и на приватизированных предприятиях, приводит к изношенности основных средств, а также включению этих сумм в нераспределенную прибыль, которая затем распределяется между собственниками и идет на их личное потребление.

Необходимо закрепление на законодательном уровне целевого использования амортизационных отчислений на восстановление основных средств.

6. В п. 15 ПБУ 6/01 исключены способы проведения переоценки. Текущую (восстановительную) стоимость основных средств можно было сформировать путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. С 01.01.2006 переоценка будет производиться в пересчете по рыночным ценам. Переоценить основные средства можно по данным организаций-изготовителей, по сведениям, которые получены у предприятий торговли, или при помощи независимого оценщика. Выбранный метод переоценки нужно закрепить в учетной политике.

7. С 01.01.2006 стоимость работ по модернизации и реконструкции объектов основных средств увеличивает первоначальную стоимость основных средств.

Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств также изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов. В этой же статье закреплены определения этих видов работ.

8. С 01.01.2006 в бухгалтерском учете списываются основные средства, которые не только физически выбывают из организации, но и те, которые не способны приносить экономических выгод в будущем (передача имущества по договору мены, дарение, внесение актива в совместную деятельность, частичная ликвидация объекта и т. д.)

Согласно п. 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях:

— продажи;

— списания в случае физического и морального износа;

— ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

— передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;

— передачи по договорам мены, дарения;

— передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

— недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

— частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

— в иных случаях.

В соответствии с п. 77 данных Методических указаний для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления докумен-

тации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

В компетенцию комиссии входят:

— осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;

— установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);

— выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

— возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определение их количества и веса;

— составление акта на списание объекта основных средств.

Внесенные изменения в бухгалтерский учет основных средств оставляют различия между МСФО И ПБУ 6/01. В МСФО вопросы учета основных средств регулируют стандарты 16 «Основные средства», 17 «Аренда», 40 «Инвестиционная недвижимость».

Основное отличие МСФО и ПБУ 6/01 заключается в признании активов в качестве основных средств — стоимостной критерий. В МСФО этот критерий отсутствует, остальные критерии совпадают.

Однако изменения, внесенные в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 №58-ФЗ, также углубили различия в бухгалтерском и налоговом учете основных средств.

В ст. 251 НК РФ расширен круг доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Теперь не учитываются доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улуч-

шений арендованного имущества, произведенных арендатором. Такие улучшения в настоящее время признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ) и амортизируются в следующем порядке:

— капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в общем порядке;

— капитальные вложения, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируется арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Пример 1. С января 2006г. организация арендует здание. В договоре аренды его стоимость оценили в 2 500000руб. Срок действия договора — 3 года. Руководитель принял решение сделать к зданию пристройку. Для работ привлечена подрядная организация. На проведение работ дано согласие арендодателя, однако стоимости работ он не возмещает. Это условие есть в договоре аренды. Работы завершены 10.04.2006. Их стоимость составила 118 000руб., в том числе НДС — 18 000руб. В этом же месяце объект введен в эксплуатацию. Срок полезного использования здания составляет 31 год (372мес).

В налоговом учете ежемесячная сумма амортизации составит 268,82руб. (100 000руб.: 372мес). За срок действия договора будет списано расходов на сумму 9 408,70руб. (268,82руб. х 35мес). Остальная сумма расходов для налога на прибыль у арендатора не учитывается. До 01.01.2006всю сумму неотделимых улучшений можно было списать в течение срока действия договора аренды.

С 01.01.2006 в налоговом учете вновь поступивших основных средств можно воспользоваться обычным порядком начисления амортизации, а можно единовременно списать 10 % их стоимости на текущие расходы (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Этим правилом можно воспользоваться при списании расходов на модернизацию, достройку, дооборудование основных средств.

В бухгалтерском учете (п. 27 ПБУ 6/01 в новой редакции) расходы на модернизацию и реконструкцию основных средств увеличивают их первоначальную стоимость. И если первоначально объект не учитывался в качестве основного средства (в соответствии с выбранным вариантом учетной политики), то расходы! на его модернизацию, не превышающие 20 000 руб., должны списываться сразу. Соответственно, если расходы на модернизацию превышают 20 000 руб., то они должны формировать первоначальную стоимость нового основного средства.

При осуществлении реконструкции объектов недвижимости необходимо внести в госреестр сведения об этих изменениях (п. 67 Правил ведения

Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утверждены постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219). К таким изменениям относятся уменьшение или увеличение площади объекта, увеличение этажности, возведение пристроек к зданиям либо частичную или полную разборку существующих, улучшение архитектурной выразительности зданий, реконструкцию инженерных сетей и т. д. При реконструкции объекта недвижимости следует вносить изменения, только если произошло изменение тех показателей, которые были первоначально указаны при регистрации. Это необходимо сделать в случаях продажи, сдачи в аренду или при передаче в залог объекта недвижимости. Изменения в регистрирующие документы нужно внести до проведения сделки с недвижимым имуществом.

Остаются различия в бухгалтерском и налоговом учете литературы. В бухгалтерском учете с 01.01.2006 она учитывается на счете 10 «Материалы» (п. 5 ПБУ 6/01), а в налоговом учете она относится к амортизируемому имуществу, не подлежащему начислению амортизации (п. 2 ст. 256 НК РФ). Первичными документами на поставку изданий в бухгалтерском учете будут форма № ТОРГ-12 и на отпуск их в эксплуатацию — форма № М-11.

Значительные изменения произошли и в налоговом учете лизингового имущества. После внесения поправок в гл. 25 НК РФ с 01.01.2006 лизинговые компании получили возможность списывать в налоговом учете расходы на приобретение имущества, которое учитывается на балансе лизингополучателя. Согласно подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами у лизингодателя признаются расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. Первоначальную стоимость лизингового имущества необходимо списывать равномерно, по мере включения в доходы лизинговых платежей. В бухгалтерском учете лизинговые платежи (доходы) и первоначальную стоимость (расходы) можно отражать в то же время и в тех же суммах, что и в налоговом учете.

При передаче предмета лизинга лизингодатель должен сделать следующую проводку:

Д-т сч. 97 К-т сч. 03 — затраты на приобретение имущества включены в состав расходов будущих периодов;

Д-т сч. 62, субсчет «Договор лизинга» К-т сч. 76, субсчет «Лизинговые платежи» — отражена задолженность лизингополучателя;

Д-т сч. 011 — имущество отражено за балансом.

В момент начисления лизингового платежа необходимо сделать следующую проводку:

Д-т сч. 76, субсчет «Лизинговые платежи» К-т сч. 90-1 — начислена выручка по договору лизинга;

Д-т сч. 51 К-т сч. 62, субсчет «Договор лизинга» — получен лизинговый платеж;

Д-т сч. 90-2 К-т сч. 97 — частично списаны расходы на приобретение имущества.

Порядок учета лизинговых платежей у лизингополучателя изложен в письме Минфина России от 09.11.2005 № 03-03-04/1/348 «О порядке учета лизинговых платежей и выкупной стоимости лизингового имущества». Согласно этому документу выкупная цена лизингового имущества должна быть определена в договоре лизинга или в дополнительном соглашении к нему. Однако лизингополучатель может включить в расходы лишь арендные платежи (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Выкупная стоимость лизингового имущества расходом не является, так как это затраты на приобретение амортизируемого имущества.

До перехода права собственности лизингополучатель не сможет учесть в расходах выкупную стоимость лизингового имущества, так как право собственности на него он получит только по окончании срока действия договора лизинга. Выкупная цена сформирует первоначальную стоимость амортизируемого имущества. Следовательно, нужно вести раздельный учет лизинговых платежей и выкупной стоимости лизингового имущества. В случае, если лизинговый платеж не разделен на эти две суммы, то лизингополучатель может расчетным путем определить сумму платежа, которая включается в расходы по налогу на прибыль. Выкупная цена текущим расходом не является. После перехода права собственности на объект лизинга она сформирует его первоначальную стоимость, которая будет списана через амортизацию.

Однако Арбитражный суд Ульяновской области такого подхода к налогообложению лизингового платежа не одобрил, отметив, что подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ прямо предусматривает включение в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, арендных (лизинговых) платежей за принятое в лизинг имущество. При этом деления платежа не предусматривается. Не предусматривает такого деления и Федеральный закон от 29.10.1998 № 164 — ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Из этого судьи сделали вывод, что налогоплательщик имеет право учесть в расходах всю сумму лизингового платежа (постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ульяновской области от 13.01.2006 по делу № А72-7288/05-12/501).

Если с 01.01.2006 организация планирует использовать недвижимое имущество в не облагаемых НДС операциях, то необходимо восстановить НДС

по этим объектам. Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ установил для этого особый порядок.

Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ в случае строительства объекта недвижимости подрядным способом, при монтаже или сборке, а также при покупке основных средств по товарам, работам или услугам, использованным для строительства, организация вправе зачесть входной НДС. Вычет можно применить и в отношении строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления. Со следующего года организация может потерять право на эти вычеты в строго определенных случаях:

— имущество использовано для операций, не облагаемых НДС;

— имущество участвует в операциях, проводимых не на территории РФ;

— организация перестает быть плательщиком НДС либо освобождается от этих обязанностей в связи с переходом на особые режимы налогообложения;

— имущество использовано в операциях, которые не признаются реализацией.

Восстанавливать налог не нужно по основным средствам, которые уже полностью самортизирова-лись или с момента ввода в эксплуатацию которых прошло более 15 лет.

Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ организация обязана по окончании каждого календарного года, начиная с года, в котором имущество начало амортизироваться для целей налога на прибыль, в декабрьской декларации показывать восстановленную сумму НДС. Это нужно делать в течение 10 лет. Восстановленный налог будет рассчитываться как 1/10 суммы принятого к вычету НДС в соответствующей доле. Сама доля будет определяться по итогам каждого календарного года исходя из стоимости отгруженных за этот период товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в общей их стоимости. Сумма восстановленного НДС будет списываться в состав прочих расходов по ст. 264 НК РФ.

Пример 2. Организация приобрела здание в январе 2006г. за 3 800 000руб. (в том числе НДС — 580 000 руб.). В этом же месяце объект введен в эксплуатацию. Срок полезного использования здания — 372мес. В апреле 2006г. здание передано в уставный капитал другой компании. Стоимость отгруженных товаров за 2006 г. составила 50 000 000 руб.

Необходимо определить сумму НДС, подлежащую восстановлению. Для этого следует:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—. найти 1/10 часть суммы налога, ранее принятого к вычету — 58 000руб. ежегодно;

— определить соотношение не облагаемых НДС операций и стоимости отгруженных за год товаров в целом по организации.

В нашем примере доля не облагаемых НДС операций составит 6,44 % (3 220 000 руб.: 50 000 000 руб. х 100 %).

За 2006 г. восстановить в бюджет необходимо 3 735руб. (580 000руб. х 6,44 %).

Остается спорным вопрос относительно отсчета десятилетнего срока, в течение которого необходимо восстанавливать НДС. Согласно п. 6 ст. 171 новой редакции НК РФ обязанность восстановления НДС появляется с момента начисления амортизации по недвижимому имуществу. Следовательно, организациям, у которых появились такие операции, необходимо за прошлые периоды подавать уточненные декларации по НДС именно с этого периода. Вместе с тем официальная позиция управления косвенных налогов ФНС России заключается в следующем: новая редакция п. 6 ст. 171 НК РФ, предусматривающая восстановление НДС по объектам недвижимого имущества, вступает в силу с 01.01.2006 и действовать она будет лишь в отношении тех объектов недвижимости, которые введены в эксплуатацию после этой даты. (Учет, налоги, право, 2005. № 42).

При передаче объектов недвижимости необходимо оформить соответствующие документы. Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ в них нужно указать сумму восстановленного НДС. При передаче основных средств составляется акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме № ОС-1. В этой форме нет графы для отражения НДС. В этом случае вводится дополнительная графа для отражения восстановленного налога.

Счета-фактуры при этих операциях не составляется, так как передача имущества в уставный капитал не признается реализацией (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ) и не является объектом обложения НДС (подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Получающая сторона принимает к вычету НДС на основании документов, оформленных при передаче имущества в уставный капитал. Счет-фактура для этого не нужен. Порядок зачета входного налога по этой операции является исключением из общего правила.

Имущество, внесенное в качестве вклада в уставный капитал, получающая сторона учитывает в оценке, согласованной учредителями. Вычесть НДС при получении имущества в качестве вклада в уставный капитал можно после того, как имущество будет принято к учету (п. 8 ст. 172 НК РФ) .

Большое количество спорных вопросов относительно применения новых нормативных документов по бухгалтерскому и налоговому учету основных средств требует разъяснений со стороны официальных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.