Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БЛОГИНГА В СИСТЕМЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ АРМЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ БЛОГИНГА В СИСТЕМЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ АРМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
130
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЯНСКАЯ БЛОГОСФЕРА / БЛОГИНГ / СМИ / МЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тадевосян М. Р.

Статья посвящена изучению армянской блогосферы, выявлению ее роли в формировании информационнополитической повестки дня Армении и медийного образа Закавказья. В рамках исследования изучен актуальный контент, предлагаемый наиболее популярными армянскими блогерами, проанализировано содержание публикаций с точки зрения национально-культурных речеповеденческих детерминант, жанрово-форматных трансформаций, соблюдения классических журналистских принципов. В статье поднимается вопрос социально-правового регулирования блогосферы в Армении. С применением междисциплинарного подхода и на основании проведенного мониторинга и опроса, анализа научной литературы и экспертных заключений, а также контент-анализа выявлены проблемы и специфические черты, характерные для армянского блогинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BLOGGING IN THE SYSTEM OF MEDIA COMMUNICATIONS IN ARMENIA

The article studies of the Armenian blogosphere, reveals its role in shaping the information and political agenda of Armenia and the media image of the Transcaucasus. The research includes the overview of the current content of the most popular Armenian bloggers, analysis of publications from the point of view of national-cultural speechbehavioral determinants, genre-format transformations, and adherence to traditional journalistic principles. The article raises the issue of social and legal regulation of the blogosphere in Armenia. Using an interdisciplinary approach and based on the monitoring and survey, analysis of scientific literature and expert opinions, as well as content analysis, the article identifies problems and specific features characteristic of the Armenian blogging.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БЛОГИНГА В СИСТЕМЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ АРМЕНИИ»

Научная статья

УДК 070

DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-6-116-146

Особенности блогинга в системе медиакоммуникаций Армении

Мери Рафиковна Тадевосян

Российско-Армянский университет Ереван, Армения

[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3335-4254 Аннотация

Статья посвящена изучению армянской блогосферы, выявлению ее роли в формировании информационно-политической повестки дня Армении и медийного образа Закавказья. В рамках исследования изучен актуальный контент, предлагаемый наиболее популярными армянскими блогерами, проанализировано содержание публикаций с точки зрения национально-культурных речеповеденческих детерминант, жанрово-форматных трансформаций, соблюдения классических журналистских принципов. В статье поднимается вопрос социально-правового регулирования блогосферы в Армении. С применением междисциплинарного подхода и на основании проведенного мониторинга и опроса, анализа научной литературы и экспертных заключений, а также контент-анализа выявлены проблемы и специфические черты, характерные для армянского блогинга. Ключевые слова

армянская блогосфера, блогинг, СМИ, медийный образ, социальные сети Благодарности

Статья подготовлена в рамках базового финансирования ГКН РА Для цитирования

Тадевосян М. Р. Особенности блогинга в системе медиакоммуникаций Армении // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 6: Журналистика. С. 116-146. БСТ 10.25205/1818-7919-2023-22-6-116-146

Features of Blogging

in the System of Media Communications in Armenia

Mary R. Tadevosyan

Russian-Armenian University Yerevan, Armenia

mary .tadevosyan@rau. am, https: //orcid. org/0000-0003-3335-4254 Abstract

The article studies of the Armenian blogosphere, reveals its role in shaping the information and political agenda of Armenia and the media image of the Transcaucasus. The research includes the overview of the current content of the most popular Armenian bloggers, analysis of publications from the point of view of national-cultural speech-behavioral determinants, genre-format transformations, and adherence to traditional journalistic principles. The article raises the issue of social and legal regulation of the blogosphere in Armenia. Using an interdisciplinary approach and based on the monitoring and survey, analysis of scientific literature and expert opinions, as well as content analysis, the article identifies problems and specific features characteristic of the Armenian blogging.

© Тадевосян M. P., 2023

Keywords

Armenian blogosphere, blogging, media, media image, social networks Acknowledgements

The article has been prepared within the framework of the basic funding of the RA State National Committee. For citation

Tadevosyan M. R. Features of Blogging in the System of Media Communications in Armenia. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2023, vol. 22, no. 6: Journalism, pp. 116-146. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2023-226-116-146

Введение

Цифровые технологии создают новые вызовы для традиционных медиа: новые форматы общения, новые языки, новую грамматику [Алекян, Тадевосян, 2021]. Сегодня мы становимся свидетелями мультимедиатизации средств коммуникаций, конвергенции технологических устройств и цифровизации медиаконтента. Данные изменения сильно повлияли на структуру информационных потоков и систему их формирования, в частности в пространстве «освобожденного авторства информационные потоки стали организовываться из сообщений блоге-ров, частных авторов, корпораций, знаменитостей» [Мультимедийная журналистика, 2017, с. 71]. Безусловно, СМИ остаются ключевым участником процесса формирования информационных потоков, но только одним из многих. Видеохостинги, мессенджеры, социальные сети сегодня завоевывают всё большее информационное пространство в медиасистеме разных стран и становятся ключевой платформой для активного ведения и функционирования блогинга, в том числе в Армении.

Именно социальные сети и блоги стали основной ареной революционных событий в Армении весной 2018 г., из-за чего, согласно докладу «Свобода в Интернете 2019» организации «Freedom House», Армения вошла в топ-3 стран с наибольшими достижениями в сфере свободы Интернета 1. Процессы развития блогинга в Армении весьма активны, блогосфера является важным фактором в системе современных медиа и коммуникационных процессов. К сожалению, степень научной разработанности данной тематики в Армении невысока: ограничивается отдельными научными статьями (в большинстве своем на армянском языке) и рядом исследований по конкретному запросу международных организаций (например, ОБСЕ). Именно недостаточной степенью исследованности изучаемой проблемы обусловлена актуальность и научная новизна нашего исследования. Методология: с применением междисциплинарного подхода и на основании проведенных мониторинга, контент-анализа и опроса, анализа научной литературы и экспертных заключений выявлены проблемы и специфические черты, характерные для армянского блогинга.

Катализаторы развития блогинга в Армении

Перейдя к изучению данной проблематики, необходимо выделить те ключевые явления и процессы, которые стали катализаторами развития блогинга в Армении. Во-первых, развитие новых информационных технологий привело к конвергенции и мультимедиатизации армянского медиаполя. В медиасфере Армении можно выделить несколько типов конверген-ционных процессов. Прежде всего, это конвергенция сетей - переход от аналогового сигнала к цифровому: в Армении этот переход завершился в 2015 г. Далее стоит отметить конвергенцию терминалов - слияние различных технических устройств в единый терминал, осуществляющий трансляцию информации. Развитие технологий, в свою очередь, порождает конвергенцию услуг, когда различные услуги предоставляются аудитории единым электронным

1 Армения вошла в топ-3 стран с наибольшими достижениями в сфере свободы Интернета - Freedom House // АМИ «Новости Армения». URL: https://newsarmenia.am/news/society/armeniya-voshla-v-top-3-stran-s-naibolshimi-dostizheniyami-v-sfere-svobody-interneta-freedom-house/ (дата обращения 28.10.2021).

способом 2. Как обобщает медиаисследователь Д. Курманова, блогинг можно отнести ко всем перечисленным видам медиаконвергенции, поскольку современные блоги становится всё труднее стандартизировать - они включают в себя не только текст, но и аудиовизуальные компоненты.

Во-вторых, важным процессом, стимулирующим активизацию армянского блогинга, стали события «Бархатной революции» 2018 г. Важную роль в ходе «Бархатной революции» в Армении сыграли именно массмедиа. Но далеко не СМИ на тот период выступали ведущим средством коммуникации, а социальные сети и осуществляемые через них прямые эфи-ры. Facebook* 3 стал именно той платформой, где разворачивались все основные действия, обсуждалась и комментировалась хроника текущих событий. Более того, в течение мая 2018 г. аудитория армянского сегмента Facebook* зафиксировала почти 10 %-й рост: от 1 млн 100 тыс. до 1 млн 200 тыс. активных пользователей 4. Весьма активен был Instagram*. Охват здесь составлял половину аудитории Facebook* - 560 тыс. активных пользователей. Тем не менее, самым что ни на есть «переворотным» в информационных потоках стало господство прямых эфиров в Facebook* и YouTube, которые в указанный период превратились в настоящую альтернативу традиционным СМИ 5.

Революция, произошедшая во внутриполитической жизни страны, стала революцией и «массмедийной», «блогерской», создавшей новые форматы в пространстве массовых коммуникаций и трансформировавшей информационное пространство страны в целом.

В-третьих, к числу факторов, вызвавших интенсификацию армянского блогинга, можно отнести либеральность армянского информационного поля и следующую за ней высокую степень интегрированности армянского медиаполя (традиционные массмедиа, электронные издания, соцсети и мессенджеры). Блогосфера является неотъемлемой частью информационного пространства Армении, сегодня каждое армянское СМИ ведет не один, а целый ряд блогов. Помимо прочего, СМИ весьма часто обращаются к контенту популярных армянских блогов, транслируют их материал, увеличивая просматриваемость страниц своих изданий. Так, проведенный нами контент-анализ ключевых армянских информационных изданий -«Спутник Армения», «Новости Армения», «News.am», «PanARMENIAN.Net» - за период с 1 декабря 2021 г. по 28 февраля 2022 г. (изучение указанного временного периода обусловлено важными региональными внешне- и внутриполитическими процессами в стране) продемонстрировал, что за данный период всеми изданиями в совокупности было опубликовано 27 материалов («Спутник Армения» - 7, «Новости Армения» - 6, «News.am» - 8, «PanARMENIAN.Net» - 6), в которых в качестве инфоповодов выступали публикации армянских блогеров. Весьма часто спикерами информационно-аналитических телевизионных («Общественное телевидение Армении», «Shant», «5 канал», «Armnews») и радиопрограмм («Общественное радио Армении», «Радио Спутник Армения», «Lratvakan Radio», «Радио Аврора») становятся известные армянские блогеры (в приложении представлен список данных блогеров).

О правовом регулировании блогосферы в Армении

Исходя из вышесказанного о либеральности информационного поля, в контексте изучения специфики армянской блогосферы стоит обратиться к вопросу изучения местных законода-

2 Курманова Д. Роль блогосферы в формировании медиареальности Закавказья (на примере Армении и Грузии): Дис. ... канд. филол. наук. М., 2021. URL: https://repository.rudn.ru/ru/records/dissertation/record/75177/ (дата обращения 18.06.2022).

3 Здесь и далее знаком «звездочка» обозначена компания «Meta Platforms Inc.», деятельность которой в России запрещена по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», и которая внесена в реестр экстремистских организаций, а также ее проекты (Instagram, Facebook).

4 Данные представлены рекламной площадкой Facebook*.

5 Мартиросян С. Революция прямых эфиров (как трансформировалось информационное пространство). 2018. URL: http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=17423 (дата обращения 18.02.2019).

тельных и нормативных документов, регулирующих информационное пространство. Обзор армянского законодательства (Закон РА «О массовой информации», Закон РА «О свободе информации», Закон РА «О телевидении и радио», Закон РА «О рекламе», Закон РА «Об электронной информации») демонстрирует, что нет ни одного правового акта, определяющего и регламентирующего деятельность блогов. В связи с этим ряд экспертов поднимает вопрос о необходимости введения правового статуса блога в Республике Армения. Данное обстоятельство во многом обусловлено неотрегулированностью и бесконтрольностью формирования массовых информационных потоков как со стороны государства, так и со стороны иных институциональных структур (например, тех же СМИ), что, в свою очередь, становится уязвимой точкой страны. Во-первых, массовые информационные потоки можно условно обозначить как многоярусную информационную систему, которая включает в себя как массив сообщений традиционных СМИ, так и огромный сплав информации, идущий по каналам социальных сетей, микроблогов, мессенджеров: это и «юзерские» комментарии, и блогерские статьи, и т. д. По этой причине в силу резкого увеличения объема информационных потоков граждане той или иной страны, если к тому же уровень медиаграмотности в этом государстве низок, начинают в буквальном смысле теряться в этом огромном массиве сообщений, и, таким образом, снижается их способность адекватно воспринимать происходящие вокруг них события и «фильтровать» получаемые сообщения. А этим, во-вторых, могут воспользоваться противники на международной арене, нанеся значительный ущерб информационным процессам и информационной системе государства. По этой причине для Армении, исходя из ее геополитического окружения и внутриполитической ситуации, в условиях многочисленных региональных конфликтов и вызовов, назрела необходимость правового регулирования общественных отношений в сфере информационных потоков и медиапространства в целом.

Но вместе с тем есть группа медиаисследователей-практиков, которые выступают категорически против какого-либо внешнего вмешательства в информационное поле. Так, для уточнения данных вопросов нами было проведено экспертное интервью с главредом издания «Медиамакс», канд. филол. наук Д. Алавердяном, которому были заданы следующие вопросы: какие механизмы необходимо выработать, которые бы регулировали деятельность СМИ и блогосферы в РА; есть ли необходимость в выработке отдельной доктрины информационной безопасности, регулирующей область СМИ и блогосферы в РА и т. п. В ответ на эти вопросы Д. Алавердян отмечает, что в результате принятия правовых актов, которые будут носить исключительно ограничивающий, а не регулирующий характер, будет создан орган, наделенный цензурными функциями. Подобные шаги в общественном дискурсе будут рассматриваться как посягательство на свободу слова. Эксперт выступает с идеей создания органов саморегулирования, в состав которых войдут главреды изданий, журналисты, юристы и др. Кроме того, применение правового статуса в отношении блогов предпишет последним целый ряд юридических обязательств, которыми, например, регламентируется деятельность СМИ.

Изучение вопроса о правовом регулировании блогосферы свидетельствует о назревшей необходимости правовых реформ, которые должны будут осуществляться с учетом интересов национальной безопасности страны, но без присвоения им цензурных полномочий.

Эмпирическая база и методика исследования

Для выявления специфических черт и основных тенденций развития армянского блогинга нами был проведен мониторинг деятельности популярных армянских блогеров (с ориентацией на количество подписчиков), ведущих свою деятельность на площадке социальной сети БаееЬоок* - лидера среди всех социальных сетей в Армении (зарегистрированных пользователей в Армении - 1,5 млн чел.). Результаты проведенного в 2019 г. исследования суб-грантовой программы, предоставленной консультативной НПО «Союз информированных граждан», продемонстрировали, что список социальных сетей по степени распространенно-

сти возглавил Facebook*, затем следуют Instagram* и Odnoklassniki 6 (по этой причине армянские блогеры преимущественно обращаются к такой платформе, как Facebook*) за период с 1 декабря 2021 г. по 28 февраля 2022 г. Посты блогеров размещены в открытом доступе на их официальных страницах в социальной сети Facebook*, всего было изучено 56 постов блогеров, отбор осуществлялся методом сплошной выборки. В изучении эмпирического материала для удобства мы следовали таким унифицированным критериям, как: 1) сфера деятельности блогера (для выяснения, есть ли среди блогеров профессиональные журналисты: журналистское образование / релевантный опыт работы в СМИ); 2) периодичность выхода контента; 3) изучение самого контента (метод сплошной выборки) с позиций темы, жанра, соотношения с новостной повесткой; 4) соответствие опубликованного материала основным журналистским принципам: источник, факт-чекинг, информационный баланс, правило «перевернутой пирамиды», главенство факта (анализ показал, что второй принцип - факт-чекинг -не применен ни в одном из рассмотренных публикаций; информация о применении первого принципа - указание на источник информации - представлена в приложении).

Результаты исследования

Мониторинг соцстраниц изучаемых блогеров на платформе Facebook* помог нам определить следующую типологизацию среди армянских блогеров. Напомним, что было изучено 56 постов блогеров: одну группу блогеров составляют профессиональные журналисты (например, Сероб Оганян, Наири Нохикян (имеет профессиональное журналистское образование), Арам Абрамян); во вторую группу входят эксперты-политологи, международники, общественные и политические деятели (Саркис Цатурян, Ника Бабаян, Айк Халатян, Эдгар Элбакян, Изабелла Абгарян), имеющие большой опыт работы в журналистике; третью группу составляют медиаэксперты - специалисты в области информационной безопасности (Самвел Мартиросян и Тигран Кочарян). Относительно количества подписчиков вышеуказанных блогеров можем отметить, что цифры колеблются от 2 тыс. до 114 тыс. подписчиков. Бло-геры публиковали свои материалы с регулярной - почти ежедневной - периодичностью.

В большинстве своем в центре внимания армянских блогеров оказываются темы социально-политического толка (42 публикации из 56), а именно: внутриполитический кризис в Армении (22), международная (8) и региональная (10) обстановка вокруг страны, в том числе политическая ситуация вокруг Арцаха, вопросы делимитизации и т. п. К данным темам обращаются блогеры как из первой, так и из второй группы. Блогеры, представленные в третьей группе, посвящают свои посты преимущественно вопросам информационной безопасности, медиаобразования и медиаграмотности (4 публикации). Стоит также отметить, что среди постов всех трех групп блогеров нередко появляется и развлекательный контент (4 публикации), который в то же время включает политический контекст: иронические комментарии в отношении представителей действующей власти / оппозиции и предпринятых ими мер.

Тематическая направленность контента публикаций армянских блогеров - а это чаще всего проблемы геополитического характера и региональных конфигураций, а также кейсы по внутриполитической ситуации в стране - является определяющей в вопросе формирования медийного образа Армении. Характер тем, поднимаемых армянскими блогерами, указывает на те ключевые проблемы, которые насущны как для Армении, так и для региона в целом. Публикации блогеров преимущественно соотносятся с новостной повесткой дня, поэтому можно заключить, что политическая повестка сегодня является доминирующей в медийном пространстве Армении, а это, в свою очередь, выступает важным фактором формирования медиакультуры Закавказья в целом.

Высокая степень политизированности контента, вызванная сложными геополитическими реалиями региона, информационной войной, в которую вовлечена Армения, как минимум с двумя соседними странами - Азербайджаном и Турцией (данная тема преобладает в армян-

6 Сайт информационных граждан. URL: https://uic.am/wp-content/uploads/2019/11/Report_Media_Final_10. 10.19_Q.pdf (дата обращения 19.09.2021).

ской медийной повестке), тяжелыми социально-экономическими условиями, внутриполитическим кризисом, обусловливает становление именно политического блогинга в Армении. К контенту развлекательной, социально-культурной, финансово-правовой, спортивной, направленности армянские блогеры обращаются намного реже.

Относительно аудиторной статистики можем отметить, что у таких блогеров, как Самвел Мартиросян, Арам Абрамян, Наири Нохикян, Айк Халатян, Эдгар Элбакян был зафиксирован прирост числа подписчиков за рассмотренный период (в среднем - 100 новых подписок у каждого блогера), при этом среди армянских блогеров, работающих на платформе БаееЬоок*, не принято поощрять за пользовательскую активность. У других блогеров цифры не изменялись. В своем большинстве публикации всех изученных блогеров принимались с одобрением со стороны аудитории (средний процент «одобряющих» лайков - 70 %, «не-одобряющих» - 35-40 %). Стандартная активность пользователей не столь велика: среднее количество лайков - 150, среднее количество репостов - 60-70.

О роли национально-культурных детерминант в медиатекстах армянских блогеров

Взяв за основу теорию языковой личности Ю. Н. Караулова, мы предприняли попытку определения роли национально-культурных детерминант в медиатекстах армянских блоге-ров. Ю. Н. Караулов считает, что языковая личность - это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью. Ученый выделил трёхуровневую структуру языковой личности с точки зрения семантики и прагматики в языке, состоящую из вербально-семантического или структурно-системного уровня, характеризующего лексикон человека; лингвокогнитивного, включающего в себя тезаурус личности, систему знаний о мире; мотивационного, отражающего систему целей, мотивов и прагматических установок личности в процессе речевой деятельности [Караулов, 2002, с. 105].

На сегодняшний день в языкознании имеет место разноголосица относительно выбора термина, который наиболее точно определяет понятие языковой личности: «человек говорящий» [Арутюнова, 1999], «лингвоперсоналия» [Ольшанский и др., 2004], «языковая личность» [Тимофеев, 1971; Караулов, Красильникова, 1989], «коммуникативная личность» [Красных, 1999], «речевая личность» [Прохоров, 2009], «языковое сознание» [Сел^ей, 2012], «речевое поведение» [Цой, 2008].

Исследователь С. Ермоленко дает следующую дефиницию понятию: языковая личность -сочетание в лице говорящего его языковой компетенции, стремление к творческому самовыражению, свободному, автоматическому осуществлению разносторонней языковой деятельности [Ермоленко, 2001, с. 93]. О. Селиванова, расширяя сферу применения термина, понятие «языковая личность» трактует так: «Языковая личность - имманентный признак личности как носителя языка и коммуниканта, который характеризует ее языковую и коммуникативную компетенцию и реализацию их в порождении, восприятии» [Сел1ванова, 2016, с. 370]. Под понятием «языковая личность» понимается также «совокупность отличительных качеств личности, обнаруживающихся в её коммуникативном поведении и обеспечивающих личности коммуникативную индивидуальность» [Кочеткова, 1996, с. 16]. Важно отметить, что языковая личность формируется и проявляется в общении. Это дает возможность рассматривать ее в рамках того или иного вида дискурса, где языковая личность, по замечанию В. И. Карасика [2009], представляет собой срединное звено между языковым сознанием -коллективным и индивидуальным активным отражением опыта, зафиксированного в языковой семантике, с одной стороны, и речевым поведением - осознанной и неосознанной системой коммуникативных поступков, раскрывающих характер и образ жизни человека, с другой стороны [Азарова, 2017, с. 172-173].

Ю. Н. Караулов выделяет три уровня языковой личности: вербально-семантический (нулевой), когнитивный (первый), прагматический (второй).

• К единицам вербально-семантического уровня относятся фразы, слова, устойчивые словосочетания, которые рассматриваются языковой личностью как данность. Стоит прежде сказать, что изучаемые нами блогеры преимущественно ведут свои блоги на армянском языке. Редкие публикации писались на русском и английском языках. Соответственно, бло-герами часто употребляются такие устойчивые фразы, как: «^пцп^т-рц» («народ» как обращение), «Зш^Ц тшЬМ» («Я возьму на себя твою боль» в значении восхищения или сочувствия), «ПЫ Ьи ^ Цтпр hшg т^Ьр> («кому ты дал кусок хлеба» в значении «хорошо, что всё обошлось»), «Эр^ рп^ qЬш» («вылей воду, пусть течет» в значении «не обращать внимания»), «^шЬр^дц &Ьп Ь"и рш2Ь» («отвел руку от жизни» в значении «жить надоело») и т. п.

• К единицам когнитивного (второго) уровня относятся идеи, концепты, понятия. Благодаря процессам говорения, понимания через язык удается выйти, как отмечает Ю. Н. Караулов, к процессам познания человека, выявить иерархию смыслов и ценностей в картине мира языковой личности. Обратившись к этой уровневой модели языковой личности, можем выделить следующие моменты. Рассматриваемые нами блогеры для подкрепления и усиления ряда позиций своих суждений очень часто обращаются к ключевым историко-культурным концептам. Например, вспоминаются эпизоды Первой Арцахской войны (1992-1994 гг.), трагические для армянского народа события 1915 г. (Геноцид армян), период Первой Республики (1918-1920 гг.), советские годы (1920-1990 гг.). Подобные историко-культурные детерминанты часто используют в своих материалах Наири Нохикян, Арам Абрамян, Саркис Цатурян, Эдгар Элбакян, Сероб Оганян. Таким образом, мы можем выявить набор фоновых знаний блогеров, их познания в той или иной области, через которые можно определиться и с личными убеждениями и принципами блогеров.

• Единицами прагматического (третьего) уровня являются деятельностно-коммуника-тивные потребности, включающие в себя цели, установки, мотивы, интересы и интенции личности. Данная уровневая модель позволяет осуществить переход от анализа речевого акта личности к осмыслению реальной действительности. Так, при разборе нынешней ситуации в регионе, анализе итогов Второй Арцахской войны блогеры весьма часто данным реалиям противопоставляют вышеотмеченные события Первой Арцахской войны как победную страницу в истории армянского народа; при рассмотрении вопросов региональных конфигураций и продвижения «тюркского мира» в Закавказье - данному процессу противопоставляется концепт «Армения - первая христианская страна», часто вспоминаются трагические для армянского народа события 1915 г. (Геноцид армян) и т. п. Приведенные историко-культурные концепты являются составляющими национальной идеологии армянского народа. Как и любая другая форма идеологии, национальная идея выполняет ряд свойственных ей функций: смыслообразующая, мобилизационная, мифологическая, интегрирующая и т. д. Преследование данных целей, создание своей имиджевой структуры и персонификации своего блога -этот набор интенций дополняет речевой портрет изучаемых блогеров.

Анализ национально-культурных речеповеденческих детерминант в материалах армянских блогеров свидетельствует о частом обращении к следующим концептам: историческая судьба армянского народа, национальное происхождение, культурные ценности, национальный язык, историческая территория. Кроме того, проведенный анализ демонстрирует определенную однородность лексического словаря армянских блогеров. Подобное совпадение объясняется сложным региональным и внутриполитическим кризисами: большинство публикаций включают в себя критические замечания в адрес действующей власти, также оценочная лексика направлена в сторону Азербайджана и Турции.

Жанровый анализ армянского блогинга

Жанровый анализ армянского блогинга позволяет выявить, что все рассматриваемые публикации включают в себя элементы информационных, аналитических и художественно-

публицистических жанров. Поскольку изучаемые нами блогеры создают свои посты в Face-book*, то особенности ведения блога в данной соцсети задают форму и содержание публикуемых материалов. Так, отсутствует лимит количества знаков в тексте, есть возможность аудиовизуального оформления публикаций, добавления релевантных хэштегов, обеспечивается высокий уровень интерактивности и периодичности ведения блога. Иными словами, блоги приобретают некоторые черты средств массовой информации и заимствуют элементы сторителлинга и трансмедийности. Например, Арам Абрамян, Наири Нохикян, Саркис Цату-рян, Айк Халатян, Эдгар Элбакян ведут свои блоги в манере авторского СМИ: создатели блогов выступают как в роли авторов, так и в роли редакторов, корректоров, фотографов, модераторов. Публикуемые ими материалы чаще всего соотносятся с информационной лентой СМИ, они делятся своими взглядами и комментируют актуальную повестку дня. В то время как блоги Самвела Мартиросяна, Тиграна Кочаряна, Изабеллы Абгарян, Сероба Ога-няна, Ники Бабаяна оформлены как личные дневники (здесь необходимо отметить, что медиаэксперты Самвел Мартиросян и Тигран Кочарян часто делятся эксклюзивными сведениями относительно хакерских взломов и кибератак, данные же темы в дальнейшем оказываются в центре внимания СМИ). Информационный повод у данных блогеров заменяется сторителлингом: размещая необходимые идеи в нарративный, повествовательный контент, авторы не просто сообщают новости о тех или иных событиях, а делятся личными переживаниями, опытом, связанными с ними. При этом крайне важно подчеркнуть, что все изучаемые блогеры при создании своих публикаций - даже профессиональные журналисты - не обращаются к традиционным журналистским принципам: не указывается источник информации, не обеспечиваются правила «перевернутой пирамиды», «информационного баланса» и «главенства фактов». Данное обстоятельство обусловлено отчасти авторскими и аудиторными предпочтениями, отсутствием у части блогеров профессионального журналистского опыта, а также особенностью социальной площадки и канонами функционирования блогосферы.

Результаты исследования социологического опроса

Другие вопросы, которые нас интересовали в рамках нашего исследования, - каков уровень доверия аудитории к информации, распространенной в сети Интернет, в частности посредством блогеров; к каким в целом источникам информации больше уровень доверия армянской аудитории; к каким медиапрактикам чаще всего обращается аудитория. Для уточнения данных вопросов нами был проведен опрос, в котором приняло участие 233 человека -представители различных слоев населения. Исследование проводилось по всей территории Армении, 70,8 % (165 чел.) опрошенных составили представители женского пола, 29,2 % (68 чел.) - представители мужского пола, возрастная категория респондентов - от 17 до 25 лет (большинство подписчиков изучаемых блогеров составляла молодежь, поэтому целевой аудиторией являлась именно данная категория респондентов). Соцопрос проводился через площадку Google Forms, в онлайн формате, рассылка осуществлялась при помощи электронной почты, анкета содержала 12 вопросов. Участие в опросе было анонимным и добровольным. Ответы представлены на рис. 1-6.

Обобщив данные опроса, можем выделить следующие интересные факты. Во-первых, исследование зафиксировало высокую степень недоверия армянской аудитории к традиционным СМИ (самый высокий показатель доверия к сообщениям СМИ у газет и журналов -16,3 %): большинство опрошенных не верит сообщениям СМИ, считает, что журналисты скорее оказывают отрицательное влияние на жизнь Армении (48,5 %). При этом доверие к сообщениям, распространенным в социальных сетях, также низкое - 4,3 % (отметим, что через социальные сети распространялось много фейковой информации о происходящих в стране событиях: военные действия 2020 г., выборы в Национальное собрание в 2021 г. и т. п.), как результат - низкий уровень доверия к контенту соцсетей. Во-вторых, - следствие пункта предыдущего - значительная часть опрошенных разделяет то мнение, что правитель-

ство страны должно ограничивать распространение сообщений для блокировки ложных новостей, даже если это означает потерю некоторой свободы доступа к контенту (60,1 %). В-третьих, исследование выявило низкую степень медийной грамотности аудитории: перепроверяют новости лишь 16,7 % опрошенных.

Сегодня журналисты оказывают или скорее не оказывают серьезное влияние на жизнь Армении? И если оказывают, то это влияние в целом положительное или отрицательное? 233 ответа

Оказывают скорее положительное влияние

Оказывают скорее отрицательное влияние

Не оказывают серьезного влияния Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос 1 Fig. 1. Distribution of answers to question 1

Согласны ли Вы со следующими суждениями?

Скорее согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить

Я привык верить тому, что пишут в газетах, Я не верю сообщениям СМИ

электронных СМИ, говорят по ТВ, радио

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос 2 Fig. 2. Distribution of answers to question 2

Согласны ли Вы с тем, что правительство страны должно ограничивать распространение сообщений для блокировки ложных новостей, даже если это означает потерю некоторой свободы доступа к контенту?

Скорее согласен Скорее не согласен Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос 3 Fig. 3. Distribution of answers to question 3

Каким источникам информации о событиях в стране и в мире Вы больше доверяете? 233 ответа

ф Передачам на армянском ТВ Ф Информации от знакомых О Сообщениям из Интернета ф Новостям в поисковых системах Ф Сообщениям газет и журналов Ф Сообщениям в социальных сетях Ф Сообщениям в Telegram-каналах ф Видео с YouTube

1/2 Т

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос 4 Fig. 4. Distribution of answers to question 4

К какой из перечисленных медиапрактик Вы обращаетесь чаще всего? 233 ответа

Смотрите телепередачи (на любом устройстве, в том числе онлайн)

Выходите в Интернет

Слушаете радио

Читаете газеты и журналы (бумажные издания)

Читаете газеты и журналы (в электронном формате)

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос 5 Fig. 5. Distribution of answers to question 5

Что Вы делаете в основном с полученной информацией? 233 ответа

^ Распространяете в социальных сетях } Только читаете, смотрите, слушаете ► Обсуждаете с друзьями, коллегами,

членами семьи

Перепроверяете новости

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос 6 Fig. 6. Distribution of answers to question 6

Получается, что в ситуации, когда выход в сетевое пространство возглавляет перечень ключевых медиапрактик среди армянской аудитории (87,6 %), в это же время недоверие к полученной информации, распространенной на просторах Интернета (онлайн издания, социальные сети (в том числе блогеровские публикации), видеохостинги, поисковые сети), остается на высоком уровне. Подобный всеобщий кризис недоверия к традиционным СМИ, сетевому пространству объясняется военными событиями 2020 г., напряженной внутриполитической ситуацией в стране, массовым распространением фейковых сообщений.

Выводы

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Медиапро-странство Армении представляет собой целостную, взаимно-интегрированную систему, важной составлявшей которой является блогосфера (публикации блогеров весьма часто оказываются в центре внимания традиционных СМИ, становятся инфоповодами для создания больших эксклюзивных аналитических материалов, теле- и радиорепортажей). Блогинг в Армении является активно развивающимся направлением деятельности, вбирая в себя ключевые информационно-технологические новшества. Создать авторское медиа, не имея привязки к политике конкретного издания, - такая стратегия становится всё более привлекательной для аффилированных журналистов (Арам Абрамян, Наири Нохикян, Саркис Цату-рян, Айк Халатян, Сероб Оганян), поскольку предоставляет больше инструментария и возможностей для ведения гражданской журналистики. Как показывает исследование, в своем большинстве публикации армянских блогеров соотносятся с политической новостной повесткой дня. При этом даже профессиональные журналисты создают свои материалы без обращения к традиционным журналистским принципам.

Высокая степень взаимоинтегрированности армянского медиапространства в то же время становится причиной хаотичного и бесконтрольного формирования информационных потоков, что представляет собой угрозу информационной безопасности государства. А вследствие воздействия подобного рода угроз ключевым интересам Республики Армения в политической, экономической, оборонной и других областях государственной деятельности может быть нанесен серьезнейший ущерб, социально-экономический урон может быть причинён социуму и отдельным гражданам. Проведенное исследование актуализирует вопрос об усовершенствовании стратегии информационной политики государства, модернизации правовых аспектов и некоторых положений в Концепции информационной безопасности Республики Армения, а также ряда законодательных и нормативных документов, регулирующих информационное пространство Армении (без наделения их цензурными и ограничительными мерами).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Азарова Л. Понятие языковой личности в лингвистике // Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska. Sectio FF - Philologia. 2017. Т. 35, № 1. С. 169-183. DOI 10.17951/ff.2017. 35.1.169

Алекян М. В., Тадевосян М. Р. К вопросу о трансформации журналистики в эпоху цифровых технологий // Журналютыка-2021: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 23-й Мiжнар. навук.-практ. канф., прысвеч. 100-годдзю Беларус. дзярж. ун-та, Мшск, 11 лютап. 2021 г. / Беларус. дзярж. ун-т; рэдкал.: В. М. Самусевiч (гал. рэд.) [i шш.]. Мшск: БДУ, 2021. C. 4-9.

Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 895 c.

Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2009. 389 c.

Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: УРСС, 2002. 261 с.

Караулов Ю. Н., Красильникова Е. В. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность / Под ред. Д. Н. Шмелева. М.: Наука, 1989. С. 3-10.

Кочеткова Т. В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры // Вопросы стилистики: Сб. ст. / Под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов, 1996. Вып. 26. С. 14-25.

Красных В. В. Структура коммуникации в свете лингвокогнитивного подхода (коммуникативный акт, дискурс, текст): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1999. 72 с.

Мультимедийная журналистика / Под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. М.: ИД ВШЭ, 2017. 412 с. (Серия «Учебники ВШЭ»)

Ольшанский И. Г. и др. Язык и языковая личность в условиях современного социального контекста // Учен. зап. РГСУ. 2004. № 1 (39). С. 91-110.

Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. М.: Флинта: Наука, 2009. 170 с.

Тимофеев В. П. Личность и языковая среда: Учеб. пособие. Шадринск, 1971. 122 с.

Цой А. С. Антропоцентрическая лексикография // Русский язык за рубежом. 2008. № 1 (206). С.43-48.

Ермоленко С. Украшська мова. Короткий тлумачний словник лшгвютичних термшв. Кшв: Либщь, 2001. 224 с.

Сел^ей П. О. Мовна свщомють: структура, типолопя, виховання. Кшв: Киево-Могилянська академiя, 2012. 118 с.

Селiванова О. Сучасна лшгвютика: термшолопчна енциклопедiя. Полтава: Довкшля-К, 2016. 716 с.

References

Alekyan M. V., Tadevosyan M. R. K voprosu o transformatsii zhurnalistiki v epokhu tsifrovykh tekhnologii [About the Transformation of Journalism in the Digital Era]. In: Samusevich V. M. (chief ed.). Zhurnalistyka-2021: stan, prablemy i perspektyvy [Journalistics-2021: State, Problems and Prospects]. Proceedings of the Scientific and Practical Conference Dedicated to 100th Anniversary of Belarus State University. Minsk, November 11, 2021. Minsk, BSU Press, 2021, pp. 4-9. (in Russ.)

Arutyunova N. D. Yazyk i mir cheloveka [Language and the Man's World]. 2nd ed. Moscow, Yazyki russkoi kul'tury, 1999, 895 p. (in Russ.)

Azarova L. Ponyatie yazykovoi lichnosti v lingvistike [The Concept of Linguistic Personality in Linguistics]. Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska. Sectio FF - Philologia, 2017, vol. 35, no. 1, pp. 169-183. DOI 10.17951/ff.2017. 35.1.169

Ermolenko S. Ukrai'ns'ka mova. Korotkii tlumachnii slovnik lingvistichnikh terminiv [Ukrainian Language. A Brief Explanatory Dictionary of Linguistic Terms]. Kiev, 2001, 224 p. (in Ukr.)

Kachkaeva A. G., Shomova S. A. (eds.). Mul'timedijnaya zhurnalistika [Multimedia Journalism]. Moscow, HSE Press, 2017, 412 p. (in Russ.) (Series "Uchebniki HSE")

Karaulov Yu. N. Russkii yazyk i yazykovaya lichnost' [Russian Language and Language Personality]. Moscow, URSS, 2002, 261 p. (in Russ.)

Karaulov Yu. N., Krasilnikova E. V. Russkaya yazykovaya lichnost' i zadachi ee izucheniya [Preface. Russian Linguistic Personality and the Tasks of Its Study]. In: Shmelev D. N. (ed.). Yazyk i lichnost' [Language and Personality]. Moscow, Nauka, 1989, pp. 3-10. (in Russ.)

Karasik V. I. Yazykovoi krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language Circle: Personality, Concepts, Discourse]. Volgograd, Peremena, 2009, 389 p. (in Russ.)

Kochetkova T. V. Problema izucheniya yazykovoi lichnosti nositelya elitarnoi rechevoi kul'tury [The Problem of Studying the Linguistic Personality of a Representative of an Elitist Culture of Language]. In: Sirotinina O. B. (ed.). Voprosy stilistiki [Stylistic Issues]. Saratov, 1996, iss. 26, pp. 14-25. (in Russ.)

Krasnykh V. V. Struktura kommunikatsii v svete lingvokognitivnogo podkhoda (kommunikativnyi akt, diskurs, tekst) [The Structure of Communication in the Light of the Linguocognitive Approach (Communicative Act, Discourse, Text)]. Abstract of Dr. Philol. Sci. Diss. Moscow, 1999, 72 p. (in Russ.)

Olshansky I. G. et al. Yazyk i yazykovaya lichnost' v usloviyakh sovremennogo sotsial'nogo kon-teksta [Language and Linguistic Personality in the Modern Social Context]. RGSU. Uchenye zapiski [Scientific notes of RSSU], 2004, no. 1 (39), pp. 91-110. (in Russ.)

Prokhorov Yu. E. V poiskakh kontsepta [Looking for a Concept]. Moscow, Flinta: Nauka, 2009, 170 p. (in Russ.)

Seligei P. O. Movna svidomist': struktura, tipologiya, vikhovannya [Language Consciousness: Structure, Typology, Education]. Kiev, 2012, 118 p. (in Ukr.)

Selivanova O. Suchasna lingvistika: terminologichna entsiklopediya [Modern Linguistics: A Terminological Encyclopedia]. Poltava, Dovkillya-K, 2016, 716 p. (in Ukr.)

Timofeev V. P. Lichnost' i yazykovaya sreda [Personality and Language Environment]. Textbook for Students. Shadrinsk, 1971, 122 p. (in Russ.)

Tsoy A. S. Antropotsentricheskaya leksikografiya [Anthropocentric Lexicography]. Russkii yazyk za rubezhom [Russian Language Abroad], 2008, no. 1 (206), pp. 43-48. (in Russ.)

Сведения о популярных армянских блогерах Data about renowned Armenian bloggers

Приложение

Выступления блогеров проверялись на соответствие двум журналистским принципам: 1) указание на источник информации и 2) факт-чекинг. Анализ показал, что второй принцип не применен ни в одном из рассмотренных выступлений. Информация о применении первого принципа - указание на источник информации - представлена в таблицах ниже.

1. Самвел Мартиросян

Не имеет профессионального образования

(окончил Ереванский государственный университет, математический факультет, магистратура МГУ, магистр математики). Опыт работы в журналистике: работал журналистом в «Русский Newsweek», «Rosbalt.ru»

Соучредитель и координатор «Ditord.org», специалист по информационной безопасности, эксперт по средствам массовой информации, преподаватель факультета журналистики Ереванского государственного университета Ссылка: https://www.facebook.com/samvel

Количество подписчиков в Facebook*: 114 000

Периодичность выхода контента (в месяц): от 5 до 10 публикаций

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

1 02.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Экспертное мнение

Тема Кибербезопасность, киберпреступления

Цель В Армении массово взламываются профили в соцсетях Instagram* и Facebook*, совершаются киберпреступления, блогер рассказывает о мерах обеспечения безопасности аккаунтов пользователей данных социальных сетей

Соотнесенность с новостной повесткой Подобные темы периодически затрагиваются в публикациях официальных СМИ

2 17.02.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Экспертное мнение

Тема Кибершпионаж

Цель Армения впервые оказалась в списке стран, в которых используют шпионский софт для слежки за политиками и журналистами. Шпионский софт тайно «сажают» на телефоны политиков и журналистов. Согласно исследованиям компании Meta*

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

и организации Citizenlab, для слежки используется шпионский софт македонской фирмы Cytrox, который можно тайно «сажать» на Android

Соотнесенность с новостной повесткой Подобные темы периодически затрагиваются в публикациях официальных СМИ

3 28.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Экспертное мнение

Тема Создание фонда помощи

Цель О создании в Армении фонда HFC Armenia, который будет оказывать помощь детям с различными заболеваниями

Соотнесенность с новостной повесткой Подобные темы периодически затрагиваются в публикациях официальных СМИ

4 29.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Ссылка на издание «CNBC»

Тема Подержанные автомобили стали лучшим вложением

Цель Подержанные автомобили стали выгодной инвестицией в 2021 г. Цены на них растут быстрее, чем биткоин и другие активы

Соотнесенность с новостной повесткой Данная новость была опубликована в официальных СМИ

5 29.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Ссылка на издание «Shantnews.am»

Тема Благотворительность

Цель О создании благотворительных программ организацией PMI

Соотнесенность с новостной повесткой Подобные темы периодически затрагиваются в публикациях официальных СМИ

6 29.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Ссылка на издание «Hightech.plus»

Тема Современные челленджи

Цель О бессмысленности проведения ряда челленджей

Соотнесенность с новостной повесткой Подобные темы периодически затрагиваются в публикациях официальных СМИ

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

7 07.01.2022 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Экспертное мнение

Тема Кибербезопасность

Цель Пост о том, что модераторы, редакторы, админы должны непременно иметь двухфак-торную аутентификацию

Соотнесенность с новостной повесткой Подобные темы периодически затрагиваются в публикациях официальных СМИ

8 14.01.2022 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Экспертное мнение

Тема Утечка личных данных

Цель Банк «ГОВапк» на своей странице в Facebook* размещает часть личных данных своих клиентов, тем самые делая возможным утечку личных данных клиентов банка

Соотнесенность с новостной повесткой Подобные темы периодически затрагиваются в публикациях официальных СМИ

2. Тигран Кочарян

Не имеет профессионального образования

(окончил Ереванский государственный университет по направлению «Физика»).

Опыт работы в журналистике: медиаэксперт в различных армянских изданиях, председатель «Армянской ассоциации знатоков» Ссылка: https://www.facebook.com/tigran.kocharyan

Количество подписчиков в ЕасгЬоок*: 11 000

Периодичность выхода контента (в месяц): от 2 до 5 публикаций

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

Жанр Пост в социальной сети Facebook*

1 06.12.2021 Тема О занятии 3-го места на Всемирных играх знатоков Отсутствует

Цель Блогер поделился воспоминанием о том, как в 2011 г. сборная Армении заняла 3-е место на Всемирных играх знатоков

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

Соотнесенность с новостной повесткой Не соотносится с новостной повесткой

2 16.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема Об отставке мэра Еревана А. Марутяна

Цель О превращении А. Марутяна в опального политика. Медиаэксперт убежден, что увольнение мэра Еревана Айка Марутяна - это всего лишь технология, используемая для повышения его рейтинга и продвижения Марутяна в качестве альтернативы Николу Пашиняну со стороны тех, кто привел его к власти

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

3. Сероб Оганян

Не имеет профессионального образования (окончил Армянский Открытый университет)

Опыт работы в журналистике: журналист, обозреватель общественно-политических программ, работает на радио с 2016 г. (ведет программу «Позиция»), работает спецкорреспондентом в ИТАР-ТАСС, радиоведущий «Ка&оУап» Ссылка: https://www.facebook.com/serob.ohanyan

Количество подписчиков в ЕасгЬоок*: 609

Периодичность выхода контента (в месяц): от 2 до 5 публикаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

Жанр Пост в социальной сети Facebook*

Тема Поздравление

1 08.12.2021 Цель Поздравление, адресованное радиостанции «Ка^Уап» Отсутствует

Соотнесенность с новостной повесткой Не соотносится с новостной повесткой

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

2 20.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема Об азербайджанских пленных

Цель Автор выражает свое несогласие в связи с возвращением армянской стороной в Азербайджан двух азербайджанских пленных

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня, к данной теме обращались некоторые официальные армянские СМИ

3 02,01,2022 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О работе сервисов такси Яндекс Go и GG

Цель О проблемах в работе сервисов такси Яндекс Go и GG

Соотнесенность с новостной повесткой Не соотносится с новостной повесткой

4. Ника Бабаян 1

Опыт работы в журналистике отсутствует

(основатель и исполнительный директор эстрадно-музыкального театра «Каданс») Ссылка: https://www.facebook.com/nika.babayan

Количество подписчиков в ЕасгЬоок*: 2 000

Периодичность выхода контента (в месяц): от 5 до 15 публикаций

№ Дата Контент Указание на источник

п/п публикации информации

Жанр Пост в социальной сети Facebook*

1 04.12.2021 Тема О покупке нового автомобиля Председателем национального собрания РА Аленом Симоняном Отсутствует

Цель Автор негодует в связи с приобретением Председателем национального собрания РА Аленом Симоняном в личное пользование нового дорогого автомобиля на фоне многочисленных политических, социально-экономических и военных проблем в Армении

1 Отметим, что в связи с профессиональной деятельностью автора очень много постов посвящены его концертной деятельности, выступлениям и т. д.

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

2 13.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Ссылка на «The American Conservative»

Тема О политической ситуации в Армении

Цель Автор отреагировал на публикацию Ара Папяна в «The American Conservative» о том, как в Армении была организована революция в 2018 г. Блогер соглашается с основными пунктами статьи

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня, к данной теме обращались некоторые официальные армянские СМИ

3 20.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О победе на детском конкурсе «Евровидение» участницы от Армении

Цель Автор надеется, что победительница от Армении станет исполнительницей с мировым именем; данная победа воодушевит армянский народ после чреды настигших ее бед

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

4 22.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема Об отставке мэра Еревана А. Марутяна

Цель Пост о том, как партия «поглотила» одного из «своих», поскольку тот решил быть «вне стаи»

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

5 27.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О встрече армянской и азербайджанской делегаций

Цель Пост посвящен реакции некоторой части армянской общественности на участие 4-х известных представителей армянской интеллигенции во встрече с коллегами из Азербайджана

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

6 06.01.2022 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок*

Тема О событиях в Казахстане

Цель Пост посвящен событиям в Казахстане и введению миротворческих сил ОДКБ в Казахстан

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

7 07.01.2022 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Отсутствует

Тема О событиях в Казахстане

Цель О миссии миротворческих сил ОДКБ в Казахстане

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

8 13.01.2022 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Отсутствует

Тема О политической ситуации в Армении

Цель О внешнеполитической ситуации в Армении

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

9 18.01.2022 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Отсутствует

Тема О внутриполитическом кризисе в Армении

Цель Пост посвящен партийному расколу в Армении

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

5. Саркис Цатурян

Не имеет профессионального образования

(окончил РУДН по направлению «Международные отношения», канд. ист. наук) Опыт работы в журналистике: главный редактор в информационном издании «Реалист» Ссылка: https://www.facebook.com/sarkis.tsaturyan

Количество подписчиков в ЕасгЬоок*: 52 000

Периодичность выхода контента (в месяц): от 5 до 10 публикаций

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

1 16.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О строительстве железной дороги «Ерасх - Джульфа - Ордубанд - Мегри - Горадиз»

Цель О внешнеполитических арене вокруг строительства железной дороги «Ерасх -Джульфа - Ордубанд - Мегри - Горадиз»

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

2 18.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О делимитации границы Армении и Азербайджана

Цель Историческая хронология разделения границы между Арменией и Азербайджаном

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

3 21.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О возобновлении железнодорожного сообщения между Арменией и Азербайджаном

Цель О заявлении премьер-министра Армении Никола Пашиняна о возможном возобновлении железнодорожного сообщения между Арменией и Азербайджаном

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

4 24.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О пресс-конференции президента РФ Владимира Путина

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

Цель Комментарий Владимира Путина об угрозе расширения НАТО на Восток

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

5 13.01.2022 Жанр Пост в социальной сети РаееЪоок* Отсутствует

Тема Об очередном военном инциденте на северо-восточной границе между Арменией и Азербайджаном

Цель О невозможности перемен в отношениях между Арменией, Турцией и Азербайджаном

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

6. Наири Нохикян

Имеет профессиональное образование

(окончил Ереванский государственный университет по направлению «Журналистика»)

Опыт работы в журналистике: работал журналистом на телеканале «Шант», корреспондент в издании «Iammedia», эксперт «Radio Sputnik Armenia», преподаватель факультета журналистики Ереванского государственного университета Ссылка: https://www.facebook.com/nhokhikyan

Количество подписчиков в Facebook*: 36 000

Периодичность выхода контента (в месяц): от 10 до 20 публикаций

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

1 06.12.2021 Жанр Пост в социальной сети РаееЪоок* Ссылка на сайт правительства Армении, где была размещена новость о совете

Тема Об участии лидеров политических партий Армении а заседании совещательного совета

Цель Пост посвящен внутрипартийному кризису в Армении

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

2 14.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема О внешнеполитическом курсе Армении

Цель О дипломатическом курсе Турции в регионе Южного Кавказа

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

3 16.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О заявлении президента Азербайджана Ильхама Алиева

Цель Комментарий к заявлению президента Азербайджана Ильхама Алиева относительно Арцаха

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

4 22.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема Об участии Армении в конкурсе «Евровидение»

Цель Комментарий относительно победы Армении в конкурсе «Евровидение»

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

5 23.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О Председателе Национального собрания Армении Алене Симоняне

Цель О заявлении Председателя Национального собрания Армении Алена Симоняна относительно отставки мэра Еревана Айка Марутяна

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

№ Дата Контент Указание на источник

п/п публикации информации

Жанр Пост в социальной сети Facebook*

Тема О вакцинации Ссылка на официальное письмо от Министерства здравоохранения РА

6 24.12.2021 Цель Комментарий к официальному письму от Министерства здравоохранения РА о непринудительном характере вакцинации в Армении

Соотнесенность

с новостной Соотносится с повесткой дня

повесткой

Жанр Пост в социальной сети Facebook*

Тема О заседании Парламента РА

О заявлении вице-спикера Национального собрании РА Рубена Рубиняна относитель-

7 18.01.2022 Цель но встречи с турецкими коллегами в Москве по вопросу нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном Отсутствует

Соотнесенность

с новостной Соотносится с повесткой дня

повесткой

7. Арам Абрамян

Не имеет профессионального образования

(окончил Ереванскую государственную консерваторию)

Опыт работы в журналистике: главный редактор газеты «Аравот» Ссылка: https://www.facebook.com/aram.abrahamyan Количество подписчиков в ЕасгЬоок*: 16 000

Периодичность выхода контента (в месяц): от 10 до 20 публикаций

№ Дата Контент Указание на источник

п/п публикации информации

Жанр Пост в социальной сети Facebook*

1 03.12.2021 Тема О заявлении бывшего Президента РА Сержа Саргсяна Ссылка на публикации

Цель Комментарий к заявлению бывшего Президента РА Сержа Саргсяна относительно участия внешних сил в организации «Бархатной революции» а Армении в 2018 г. в газете «Аравот»

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

2 11.12.2021 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Ссылка на публикации в газете «Аравот»

Тема О решении Главного прокурора РА

Цель Комментарий к решению Главного прокурора РА относительно лишения депутата неприкосновенности

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

3 16.12.2021 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Ссылка на публикации в газете «Аравот»

Тема О встрече в Брюсселе Премьер-министра Армении Никола Пашиняна и Президента Азербайджана Ильхама Алиева

Цель Комментарий относительно встречи в Брюсселе Премьер-министра Армении Никола Пашиняна и Президента Азербайджана Ильхама Алиева

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

4 22.12.2021 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Ссылка на публикации в газете «Аравот»

Тема О политической ситуации в Армении

Цель О внутрипартийном и политическом кризисе в Армении

Соотнесенность с новостной повесткой Подобные темы периодически затрагиваются в публикациях официальных СМИ

5 23.12.2021 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Ссылка на публикации в газете «Аравот»

Тема Об отставке мэра Еревана Айка Марутяна

Цель О выступлении мэра Еревана Айка Марутяна после подачи в отставку

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

6 25.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Ссылка на публикации в газете «Аравот»

Тема О миграции

Цель Об армянстве, вопросах миграции и желании оставаться жить в Армении

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

7 16.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Ссылка на публикации в газете «Аравот»

Тема О внешнеполитической ситуации в регионе Южного Кавказа

Цель О ситуации в Казахстане, внешнеполитической ситуации в регионе Южного Кавказа

Соотнесенность с новостной повесткой Подобные темы периодически затрагиваются в публикациях официальных СМИ

8. Айк Халатян

Не имеет профессионального образования

(окончил Ереванский филиал МЭСИ по направлению «Юриспруденция»)

Опыт работы в журналистике: журналист в изданиях «Verelq.am», «Dalma News», «EADaily»

Ссылка: https://www.facebook.com/khalatyan78

Количество подписчиков в Facebook*: 5 000

Периодичность выхода контента (в месяц): от 2 до 5 публикаций

№ Дата Контент Указание на источник

п/п публикации информации

Жанр Пост в социальной сети Facebook*

1 02.12.2021 Тема О включении Азербайджана в Комитет ЮНЕСКО Ссылка на публикации

Цель Комментарий к сообщению о том, что Азербайджан был избран членом Комитета ЮНЕСКО по защите культурных ценностей в издании «Verelq.am»

Окончание таблицы

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

2 27.12.2021 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Ссылка на публикации в издании «УегеЦ.аш»

Тема О заявлении Премьер-министра Армении Никола Пашиняна по Арцаху

Цель О заявлении Парламента Арцаха относительно заявления Премьер-министра Армении Никола Пашиняна

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

3 11.01.2022 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Ссылка на публикации в издании «УегеЦ.аш»

Тема О докладе МГИМО «Международные угрозы 2022»

Цель Комментарий относительно прогнозов экспертов МГИМО по ситуации вокруг Арцаха

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

4 14.01.2022 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Отсутствует

Тема О встрече спецпредставителей Армении и Турции

Цель Комментарий относительно встречи спецпредставителей Армении и Турции

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

9. Эдгар Элбакян

Не имеет профессионального образования

(окончил Ереванский государственный университет по направлению «Международные отношения»)

Опыт работы в журналистике: эксперт в различных армянских СМИ, исследователь в «Center for Strategic Research», журналист в «Artsakh Public tv» Ссылка: https://www.facebook.com/ElbakeanEdgar

Количество подписчиков в Facebook*: 15 000

Периодичность выхода контента (в месяц): от 10 до 20 публикаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

1 10.12.2021 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Отсутствует

Тема О публикации в БасеЪоок* Аспрам Крпян

Цель Пост в поддержку Аспрам Крпян

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

2 13.12.2021 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Отсутствует

Тема О политической ситуации в Армении

Цель О внутриполитическом кризисе в Армении

Соотнесенность с новостной повесткой Подобные темы периодически затрагиваются в публикациях официальных СМИ

3 25.12.2021 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Отсутствует

Тема О внешнеполитическом курсе Армении

Цель О внешнеполитической ситуации в регионе Южного Кавказа

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

4 26.12.2021 Жанр Пост в социальной сети БасеЪоок* Отсутствует

Тема Об Арцахе

Цель О последствиях войны в Арцахе

Соотнесенность с новостной повесткой Подобные темы периодически затрагиваются в публикациях официальных СМИ

№ Дата Контент Указание на источник

п/п публикации информации

Жанр Пост в социальной сети Facebook*

Тема О ситуации в Арцахе

5 06.01.2022 Цель О социально-экономических последствиях войны в Арцахе Отсутствует

Соотнесенность с новостной повесткой Подобные темы периодически затрагиваются в публикациях официальных СМИ

Жанр Пост в социальной сети Facebook*

Тема О публикации в Facebook* Закара Ходжабагяна

6 18.01.2022 Цель Об общественной реакции на публикацию в Facebook* Закара Ходжабагяна Отсутствует

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

10. Изабелла Абгарян

Не имеет профессионального образования

(окончила Ереванский государственный университет по направлению «Лингвистика»)

Опыт работы в журналистике отсутствует (преподаватель в Армянском государственном экономическом университете, член Совета старейшин Еревана) Ссылка: https://www.facebook.com/izabelle.abgaryan

Количество подписчиков в ЕасгЬоок*: 12 000

Периодичность выхода контента (в месяц): от 5 до 10 публикаций

№ Дата Контент Указание на источник

п/п публикации информации

Жанр Пост в социальной сети Facebook*

Тема О ситуации вокруг Муниципального Совета Еревана

1 22.12.2021 Цель Комментарий относительно отставки мэра Еревана Айка Марутяна Отсутствует

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

Окончание таблицы

№ п/п Дата публикации Контент Указание на источник информации

2 23.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О дальнейшей деятельности в Совете старейшин Еревана Изабеллы Абгарян

Цель Комментарий относительно того, собирается ли Изабелла Абгарян занять должность старейшины

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

3 25.12.2021 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О ситуации вокруг мэрии Еревана

Цель Комментарий относительно избрания нового мэра Еревана

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

4 11.01.2022 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О политической ситуации в Армении

Цель О внутриполитическом кризисе в Армении

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

5 18.12.2022 Жанр Пост в социальной сети Facebook* Отсутствует

Тема О заявлении нового мэра Еревана Грачьи Саргсяна

Цель Комментарий относительно новой должности Грачьи Саргсяна

Соотнесенность с новостной повесткой Соотносится с повесткой дня

Информация об авторе

Мери Рафиковна Тадевосян, кандидат филологических наук WoS Researcher ID HCI-0587-2022 RSCI Author ID 1019789

Information about the Author

Mary R. Tadevosyan, Candidate of Sciences (Philology) WoS Researcher ID HCI-0587-2022 RSCI Author ID 1019789

Статья поступила в редакцию 02.08.2022; одобрена после рецензирования 24.01.2023; принята к публикации 05.02.2023

The article was submitted on 02.08.2022; approved after reviewing on 24.01.2023; accepted for publication on 05.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.