Научная статья на тему 'Особенности бизнес-процессов на предприятии'

Особенности бизнес-процессов на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17087
1351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ОСОБЕННОСТИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ПРЕДПРИЯТИЕ / BUSINESS / PECULIARITIES / BUSINESS-PROCESS / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радченко Александр Васильевич

Статья посвящена исследованию бизнес-процессов на предприятии. Даны предложения по пониманию сущности протекания бизнес-процессов на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the peculiarities of the business-processes in the enterprise

The article is about analysis of business-processes in the enterprise. Offers on understanding of essence of business-processes in the enterprise are given.

Текст научной работы на тему «Особенности бизнес-процессов на предприятии»

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Радченко Александр Васильевич, Директор по продукту и продуктовому маркетингу группы компаний «Восток-Сервис»

Аннотация. Статья посвящена исследованию бизнес-процессов на предприятии. Даны предложения по пониманию сущности протекания бизнес-процессов на предприятии.

Ключевые слова: бизнес, особенности, бизнес-процесс, предприятие.

Контакты автора: svraevsky@mail.ru

THE PECULIARITIES OF THE BUSINESS-PROCESSES IN THE ENTERPRISE

Radchenko A.V., Director in product and marketing of group companies “Vostok-Servic”

The summary. The article is about analysis of busi-ness-processes in the enterprise. Offers on understanding of essence of business-processes in the enterprise are given.

Key words: business, peculiarities, business-process, enterprise.

Функционирование любого предприятия можно представить, как набор бизнес-процессов, протекающих внутри организации, от эффективности построения которых зависит дальнейшее развитие предприятия. Любой процесс можно определить как некую очередность потоков работы объекта, приводящих к достижению определенного результата.

В настоящее время существует множество определений понятия бизнес-процесс. Все они описывают бизнес-процесс с различных точек зрения. Можно сказать, что бизнес-процесс - это абстрактное, комплексное, качественное понятие. В силу этого точно его определить представляется затруднительным, но это необходимо сделать, так как использование его в практической деятельности организации в настоящее время очень эффективно.

Прообразом бизнес-процессов в исследованиях и научных работах российских ученых явилось понятие «деловой операции», предложенное А.Г. Рын-диным и Г.А. Шамаевым. Они рассматривали деловую операцию как концептуальную, составляющую управляющей процедуры финансового менеджмента и дали ей следующее определение: «Деловая операция - совокупность взаимосвязанных по некоторым характеристикам сделок, направленных на получение дохода (прибыли)1.

Конечно, вышеприведенное определение «деловая операция» несколько различается с понятием бизнес-процесс, но механизм ее описания (с помо-

1 Рындин А.Г., Шамаев Г.А. Организация финансового менеджмента на предприятии. - М.: Русс. делов. литер., 1997. -С. 27.

щью алгоритмических схем реализации деловой операции), выделение ролей участников деловой операции и наличие других характеристик, свойственных и бизнес-процессам, позволяет проводить аналогию между этими понятиями.

Дж. Мартин, отказавшись от использования понятия бизнес-процесс, предложил именовать его «потоком ценностей», которому дал следующее определение: «Поток ценностей - это множество законченных, состыкованных действий, которые в совокупности создают некоторую продукцию, имеющую потребительскую ценность для клиента»2.

Один из подходов к определению бизнес-процессов в организации - это метод цепочки ценностей, предложенный М. Портером и В. Миллером: «Сущность, определяемая через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг (товаров в которых происходит наращивание стоимости производимой услуги / товара)»3.

Определения бизнес-процессов должны основываться на трех положениях.

1. Сущности. Процессы осуществляются между организационными сущностями. Они могут иметь место между подразделениями организации, могут быть межфункциональными и между отдельными сотрудниками фирмы.

2. Объекты. Процессы сводятся к манипулированию какими-либо объектами. Эти объекты могут быть как физическими, так и информационными.

3. Функции. Процессы могут включать в себя два типа функций: управленческие (например, разработать проект бюджета) или операционные (например, заполнить заказ клиента).

Таким образом, очевидно, что любой процесс представляет собой упорядоченную последовательность выполнения каких-либо действий, функций, операций по преобразованию «входа» (данные, материалы и пр.) в «выход» (продукт, услуга, данные и пр.). Однако отличительной особенностью бизнес-процесса от просто процесса является его бизнес-направленность, то есть он отражает какую-либо хозяйственную деятельность (результатом которой обычно является получение прибыли).

Опираясь на взгляды ученых, мы предлагаем уточнить понятие термина бизнес-процесс. Мы согласны, что бизнес-процесс есть системнозамкнутый процесс (как считают И.И. Мазур, В.Д. Шапиро)4; представляющий собой поток работы (по определению М. Робсона, Ф. Уллаха)5. Этот процесс имеет начало («вход»), определенное количество стадий деятельности и результат работы, получаемый «на выходе» (как считают М. Хаммер, Дж. Чам-пи и др.)6. Вместе с тем в дополнение к точкам зрения О.Д. Евсеева7, И.И. Мазура, В.Д. Шапиро, М.

2 Martin J.H. Enterprise engineering: the key to corporate survival. - Lancashire, England: Savant Institute, 1994.

3 Porter M., Millar V. How Information Gives You Competitive Advantage // Harvard Business Review, 1985, May.

4 Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие. - М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2001.

5 Робсон М., Уллах М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / Под. ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

6 Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпораций: манифест революции в бизнесе. - СПб.: Изд-во С-Петер. ун-та, 1977.

7 Евсеев О.Д. Динамическое моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов // Рынок ценных бумаг. - 1998. - № 2.

Бизнес в законе

3'2009

Робсона, Ф. Уллаха и др. мы считаем, что не всякий процесс можно назвать бизнес-процессом, даже если этот процесс приводит к созданию продукта, представляющего ценность для потребителя (как считают М. Хаммер и Дж. Чампи). Однако, производственную деятельность предприятия, целью которой будет реализация произведенного продукта, следует считать бизнес-процессом, если в результате продажи произведенной продукции предприятие получит прибыль. Следовательно, мы предлагаем считать бизнес-процессами совокупность видов деятельности предприятия, результатом

которых будет получение прибыли.

К тому же следует отметить, что недостатком всех перечисленных выше определений бизнес-процесса является отсутствие рассматривания бизнес-процесса как часть более крупной системы. Отсюда их минус - ограниченность определения (неясно положение бизнес-процесса в системе, включающей его).

Таким образом, под бизнес-процессом мы понимаем системно-замкнутый процесс, имеющий вход и выход и включающий в себя взаимосвязанную последовательность стадий деятельности предприятия, целью осуществления которого будет получение прибыли. Бизнес-процесс пронизывает все функциональные структуры компании. В бизнес-процесс объединяются различные работы и задания, которые должны представлять единую совокупность и носить неразрывный характер. Процессы занимаются обработкой товаров и услуг и должны проектироваться одновременно с самим товаром (услугой).

Бизнес любого предприятия можно представить как совокупность бизнес-процессов производственного и непроизводственного (финансового) характера. Бизнес-процессы производственные - это, прежде всего, деятельность, связанная с производством и реализацией продукции предприятия, а также выполнением работ и оказанием услуг промышленного характера. Финансовые бизнес-процессы включают в себя бизнес-процессы предприятия, не связанные с производственной деятельностью промышленного предприятия.

Бизнес-процессы всегда имеют начало, определенное количество стадий и четко обозначенный конец. Не существует какого-либо стандартного перечня бизнес-процессов; поэтому предприятие должно разрабатывать свои собственные бизнес-процессы, так как это помогает, прежде всего, более глубокому пониманию их собственной ситуации.

Любой процесс - это деятельность, имеющая начало и конец. Отдельно взятый процесс начинается начальными или первичными входами, а заканчивается выходом, который выдает результат процесса. После начала какого-либо процесса, у него может появиться значительное количество вторичных входов, т.е. необходимых предпосылок для продолжения работы. Аналогично у любого процесса могут возникнуть вторичные выходы - побочные продукты процесса, не являющиеся его главной целью. Например, процесс сбыта продукции может начаться получением отделом сбыта заказов на определенную продукцию (первичный вход). Далее в процессе сбыта происходит увеличение спроса на данную продукцию (вторичный вход), в результате реализации товаров предприятие получает прибыль (первичный выход), а также может произойти рост рен-

табельности работы предприятия, повышение доли собственных оборотных средств. В результате

предприятие получает возможность для дальнейшего развития производства (вторичные выходы).

Поскольку бизнес-процесс представляет собой последовательность действий, в конечном итоге приводящих к получению прибыли, то логично предположить, что чем скорее предприятие достигнет желаемой цели, тем более выгодной можно считать его работу. Таким образом, деятельность любого предприятия должна быть направлена на ускорение бизнес-процессов. Ускоренное развитие бизнес-процессов предполагает сокращение сроков оборачиваемости активов предприятия и ускорение получения прибыли, сопровождающиеся интенсификацией работы всех звеньев предприятия.

Однако ориентирование в бизнесе только на получение прибыли может привести в конечном итоге к потере возможностей предприятия конкурировать с другими товаропроизводителями. Снижение конкурентоспособности предприятия будет являться результатом отсутствия совершенствования технологии производства продукции, и недостаточного обновления ассортимента продукции, которое может привести к неполному удовлетворению предпочтении потребителей. Отсутствие расширения производства не позволит предприятию наращивать прибыль, даже при стабильном спросе на данную продукцию; низкий уровень квалификации работников предприятий обеспечит нерациональное принятие адекватных управленческих решений, неправильное планирование финансовой деятельности, низкие показатели производительности труда и т.д. Механизм управления предприятием в этом случае будет сводиться к активизации сбытовых рычагов, позволяющих быстро реализовать произведенную продукцию и получить прибыль.

В целях получения стабильного дохода, обеспечивающего предприятию долгосрочные перспективы функционирования в современных рыночных условиях, необходима реорганизация всей системы управления путем создания на предприятии единого механизма, включающего десять рычагов управления. Следовательно, бизнес-процесс любого промышленного предприятия должен базироваться на внедрении передовых достижений науки и техники. Ускоренное развитие бизнес-процессов должно являться следствием прогрессивности внедряемых инноваций, результатом чего будет стабильный доход и дальнейшее развитие предприятия.

Проведенные нами исследования показали, что функционирование хозяйствующих субъектов в условиях развития бизнеса сопряжено с целым рядом условий. Ускорение бизнес-процессов является фактором развития предприятия в том случае, если рост скорости получения прибыли сопровождается внедрением прогрессивных достижений науки и техники, обновлением фондов и внедрением в производство новых технологий. Поскольку функционирование хозяйствующих субъектов в условиях развития бизнеса сопровождается целым рядом негативных факторов и бизнес-среда как явление многоаспектное имеет неоднозначное влияние на его деятельность, для предприятия представляется целесообразным совершенствование системы управления. Необходим целостный характер деятельности всех бизнес-процессов предприятия на основе организации активного, стабильного и сба-

лансированного механизма управления, обеспечивающего стабильность работы предприятия в условиях развития бизнеса.

Список литературы:

1. Евсеев О.Д. Динамическое моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов // Рынок ценных бумаг. - 1998. - № 2.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие. - М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2001.

3. Робсон М., Уллах М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / Под. ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

4. Рындин А.Г., Шамаев Г.А. Организация финансового менеджмента на предприятии. - М.: Русс. де-лов. литер., 1997.

5. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпораций: манифест революции в бизнесе. - СПб.: Изд-во С-Петер. ун-та, 1977.

6. Martin J.H. Enterprise engineering: the key to corporate survival. - Lancashire, England: Savant Institute, 1994.

7. Porter M., Millar V. How Information Gives You Competitive Advantage // Harvard Business Review, 1985, May.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемая статья посвящена весьма актуальной проблеме - исследованию особенностей протекания бизнес-процессов на предприятии. Управление бизнес-процессами должно обеспечивать перспективность развития бизнеса предприятий. Зачастую, ориентируясь на достижение сиюминутных целей, предприятия недооценивают влияние инновационных процессов. Как показывают теоретические и практические исследования, инновационная деятельность является одним из важнейших условий эффективного функционирования предприятия. В этой связи управление бизнес-процессами должно основываться на внедрении инновационных разработок.

Бизнес любого предприятия можно представить как совокупность бизнес-процессов производственного и непроизводственного (финансового) характера. В настоящее время существует множество определений понятия бизнес-процесс. Однако недостатком всех ранее данных определений бизнес-процесса является отсутствие рассматривания бизнес-процесса как часть более крупной системы. Отсюда их минус - ограниченность определения (неясно положение бизнес-процесса в системе, включающей его).

В данной статье автором рассмотрены существующие подходы к определению понятия «бизнес-процесс» и предлагается собственное понимание бизнес-процесса как совокупности видов деятельности предприятия, результатом которых будет получение прибыли.

Представляется, что данная статья может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».

Научный руководитель д.э.н., профессор

С.В. Раевский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.