Научная статья на тему 'Бизнес-процессы промышленного предприятия: понятие и классификация'

Бизнес-процессы промышленного предприятия: понятие и классификация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5570
667
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-процессы промышленного предприятия: понятие и классификация»

Амирханов К.Г.

Бизнес-процессы промышленного предприятия: понятие и классификация

Повышенный интерес к процессному подходу в теории и практике зарубежного и российского менеджмента с одной стороны, его относительная новизна вкупе с практическими корнями - с другой, («явление называемое бизнес-процесс реинжинирингом не придумано учеными, а выявлено из практики преуспевающих компаний и формализовано учеными»1) привели к образованию разрозненного информационного поля, существующего в виде наборов статей, публикаций, методических материалов, посвященных данным проблемам. По образному выражению одного из экспертов в области управленческого консультирования: «Сколько консалтинговых компаний, столько и интерпретаций процессного подхода».

Первоочередную роль при процессном подходе к управлению играет идентификация бизнес-процессов, которая представляет собой начальный этап системы мероприятий по реализации процессного подхода к управлению, состоящий в систематическом выявлении бизнес-процессов, характерных для определенного вида деятельности. Вместе с тем, несмотря на необходимость и важность данного этапа управленческой деятельности, вопросы определения и описания бизнес-процессов остаются недостаточно проработанными. В теории и практике управления отсутствует единый методологический взгляд на бизнес-процесс, как на объект исследования, что затрудняет проведение их идентификации на промышленном предприятии. Сложность выявления бизнес-процессов усугубляется большим разнообразием последних в рамках любого промышленного предприятия.

Эффективность процедуры идентификации можно существенно повысить путем решения следующих задач:

1) уточнения понятия «бизнес-процесс»,

2) определения признаков бизнес-процесса

3) разработки классификационной структуры бизнес-процессов промышленного предприятия.

Анализ информационных источников по процессному подходу в управлении показывает, что понятие «бизнес-процесс» многозначно, и не существует устоявшегося определения. Можно лишь говорить о единообразном подходе к его определению. Формализовано - это некий ограниченный комплекс деятельности, который характеризуется такими понятиями, как «вход», «процесс», «выход», «управление», «поставщик процесса», «клиент процесса».

Рассмотрим различные, но схожие по смыслу определения бизнес-процесса, которые в совокупности описывают это понятие (табл. 1).

1 Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг организации и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика. - 1997. - 336 с.

ИННОВАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ 141

Таблица 1 Информационное поле понятия бизнес-процесс

Определение Источн.

Бизнес-процесс - это иерархия внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее компонентов. п

Под бизнес-процессом в широком смысле понимается структурированная последовательность действий по выполнению определенного вида деятельности на всех этапах жизненного цикла предмета деятельности - от создания концептуальной идеи через проектирование до реализации и результата (сдача в эксплуатацию объекта, поставка продукции, оказание услуг, окончание определенной фазы деятельности), т.е. системно-замкнутый процесс. п

Бизнес-процессами еще называют операции по изменению состояния нематериальных активов, материальных ценностей и финансовых потоков. п

Бизнес-процесс - совокупность взаимосвязанных работ по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. [4]

Бизнес-процесс представляет собой набор взаимосвязанных бизнес-процедур (видов деятельности), которые потребляют ресурсы (и материальные, и интеллектуальные, и пр.) и в результате которых производится определенная группа продукции (промышленная продукция, построенный объект, информационная продукция, управленческое решение и др.), товаров и услуг, ценная для потребителей. Все бизнес-процессы существуют для выполнения функций бизнеса/организации и должны соответствовать установленной иерархии целей и стратегий. и

Бизнес-процесс - совокупность бизнес-операций, множество внутренних видов деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту (клиент - не обязательно внешний по отно- и

1 Тельнов Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов МЭСИ-М., 1999

2 Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов / И.И.Мазур, В.Д.Шапиро; Под общ. Ред. И.И.Мазура. - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2001.-456 с.

3 Deming W.E. The new economics. For Industry, Government and Education. -2nd ed. - Cambridge, MA: MIT, Center for Advance Engineering Study, 1995.-247 P-

4 Родкина T.A. Информационная логистика. - M.: Экзамен, 2001. -287с.

5 Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов / И.И.Мазур, В.Д.Шапиро; Под общ. Ред. И.И.Мазура. - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2001.-456 с.

6 Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг организации и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика. - 1997. - 336 е.; Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. / Пер. с англ. - СПб.: Издательство Санкт,- Петербургского университета. - 1997. - 332 е.; Hammer М. Beyond Reengi-neering. Harper Business Division of HarperCollins Publishers. New York, NY, 1996.

шению к организации, это может быть подразделение организации, конкретный сотрудник). Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар или услугу, т.е. продукцию, удовлетворяющую его по стоимости, долговечности, сервису и качеству.

Бизнес-процесс - устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. п

Процесс-логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат потребителю. и

Бизнес-процесс - это поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для больших процессов, вероятно, от одного отдела к другому. и

Процессы - это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами. [4]

Процесс - это серия действий, приводящая к результату. [51

Т.Давенпорт определяет процесс как «структурированный, измеряемый набор действий, созданный, чтобы произвести определенный выход для конкретного клиента или рынка», «процесс - это специфически упорядоченная совокупность работ, заданий (activities) во времени и в пространстве, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов». и

Интересное определение процесса связано с понятием «потока ценностей» (value п

1 Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг организации и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика. - 1997. - 336 с.

2 Уткин Э.Б. Бизнес-реинжиниринг. -М.: Изд-во ЭКМОС, 1998.-224с.; Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. / Пер. с англ. - М.: Экономика. -1990. - 272 е.; Харрингтон X., Янг Э. Прорыв в совершенствовании деятельности. Избранные труды. 40-й ежегодный конгресс ЕОК. Сб. переводов. - Берлин: 1996. М.: ГП - Редакция журнала «Стандарты и качество». - 1997. - С. 133 - 147.

3 Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. / Пер. с англ, под ред. Н. Д. Эриашвили. - М.: Аудит, ЮНИТИ. -1997.-227с.

4 Шеер А. В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - ОАО «Весть», ООО «Метатехнология». - 1999.-152 с.

5 Деминг Э. Выход из кризиса. - Тверь: Изд-во «Альба», 1994 - 498 е.; Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - Изд. 2-е, испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 е.; International standard ISO 9000(E). Second edition (2000-12-15).- ISO 2000,- 29p.; Jacobson I. The Object Advantage: Business Process Reengineering with Object Technology. ACM Press, N-Y: 1995.

6 Davenport Т. H. Business Innovation, Reengineering Work through Information Technology. - Boston: Harvard Business School Press, 1993.

stream), введенным Дж Мартином Поток ценностей - это «множество законченных

(end-to-end) состыкованных действий (action), которые в совокупности создают

некоторую продукцию, имеющую потребительскую ценность для клиента» Дж.

Мартин отказался от термина «процесс», поскольку последний, по его мнению,

имеет слишком много различных значений, что может приводить к недоразумениям__

Данные определения позволяют сформулировать признаки бизнес-процессов. Каждый из признаков является необходимым, то есть атрибутом.

1. Комплексность (структурированность). Бизнес-процесс - это структурированный набор действий, приводящий к результату. Каждый бизнес-процесс представляет собой совокупность бизнес-операций. Бизнес-операция - это совокупность действий, процедур, составляющих содержание одного завершенного цикла, акта бизнес-деятельности.

2. Устойчивость (цикличность). Любой бизнес-процесс представляет собой повторяющуюся во времени и пространстве последовательность действий, осуществляемую на промышленном предприятии по определенным правилам. Эти правила должны быть формализованы и документированы.

3. Системная замкнутость. Бизнес-процесс охватывает все этапы жизненного цикла предмета деятельности - от создания концептуальной идеи через проектирование до реализации и результата.

4. Целенаправленность. Все бизнес-процессы существуют для реализации целей и стратегий промышленного предприятия и должны им соответствовать.

5. Кроссфункциональность. В отличие от существующей ранее декомпозиции, принятой в управлении предприятием в виде: функции - процессы-операции, в современных исследованиях основной акцент переносится на процессы, которые в свою очередь состоят из функций, с дальнейшим делением на процедуры и действия (процессы - функции - операции)2.

6. Измеримость. Для каждого бизнес-процесса должна быть разработана система параметров, позволяющих следить за ходом его выполнения и оценивать результаты.

7. Границы. Границами процесса являются его входы и выходы. Под ресур-

1 Martin J. Enterprise Engineering - The Key to Corporate Survival. - V. I-V. - UK: Savant Institute, 1994

2 Например, процесс сбыта может начинаться с заполнения формы заказа сотрудником отдела сбыта, продолжаться планированием производства, подтверждением доставки от дистрибьюторов, формированием счета-фактуры в финансовой бухгалтерии, контролем за предоставленным товарным кредитом и зачислением денег на счет. Завершиться он может передачей информации в управленческую бухгалтерию. В данном случае очевидно, что здесь было вовлечено множество функций, и это является ключевой характеристикой в определении работы процессов.

сами (входами) понимается все, что необходимо для выполнения бизнес-процесса. Ресурсы, или входы, процесса могут быть материально-техническими, энергетическими, человеческими, информационными. Бизнес-процессы преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт. При этом первичные входы образуют начальную границу процесса, вторичные входы - верхнюю границу, первичные выходы - конечную границу и вторичные выходы - нижнюю границу процесса. Первичные входы поступают на начало процесса. Вторичные входы появляются в ходе реализации процесса на составляющих его подпроцессах1.

Результатом (выходом) бизнес-процесса является создание продукта, необходимого клиенту (клиент - не обязательно внешний по отношению к организации, это может быть подразделение организации, конкретный сотрудник). Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар или услугу, т.е. продукцию, удовлетворяющую его по стоимости, долговечности, сервису и качеству. Выходы также могут быть первичные и вторичные. Первичный выход - это прямой, запланированный результат реализации процесса. Вторичный выход - это побочный продукт процесса, не являющийся его главной целью.

8. Регулируемость (управляемость). Любым бизнес-процессом необходимо управлять. Поэтому бизнес-процесс должен иметь экономический механизм регулирования - совокупность инструментов и методик, способов и действий, позволяющих осуществлять управление и развитие бизнес-процессом предприятия с целью обеспечения эффективного достижения целей организации.

В нашем понимании бизнес-процесс - это целенаправленная, устойчивая, структурированная, регулируемая, последовательность действий, которая преобразует ресурсы в результаты, востребованные потребителем.

В графическом виде бизнес-процесс представлен на рис. 1.

Управление

Вход

Выход

Исполнители

Рис. 1. Графическое представление бизнес-процесса

1 Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов / И.И.Мазур, В. Д. Шапиро; Под общ. Ред. И.И.Мазура. - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2001.-456 с.

Помимо признаков, для идентификации бизнес-процессов необходимо разработать их классификацию, которая обеспечит систематичность изучения и полноту охвата исследуемой предметной области. Бизнес-процессы могут различаться в зависимости от разных признаков классификационного деления (табл. 2).

Возможна классификация бизнес-процессов по масштабу. Они могут быть разделены на:

бизнес-процессы масштаба предприятия - в него вовлечены работники нескольких подразделений (например, снабжение предприятия материалами и комплектующими);

Таблица 2

Классификации бизнес-процессов_

Критерий Виды бизнес-процессов Источ

По наличию свя-зей с внеш средой Внутренние Внешние п

По масштабу Масштаба предприятия Масштаба отдела Вложенный п

В зависимости от предметной области Технологические Организационно-деловые п

По отношению к основной продукции Основные Вспомогательные Бизнес-процессы управления Бизнес-процессы сети [4]

Производственные Вспомогательные Административные [5]

1 Martin J. Enterprise Engineering - The Key to Corporate Survival. - V. i-V. - UK: Savant Institute, 1994

2 Норенков И.П., Кузьмин П.К. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии. - М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. - 320с.

3 Норенков И.П., Кузьмин П.К. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии. - М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. - 320с.

4 Шеер А. В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - ОАО «Весть», 000 «Метатехнология». -1999.-152 е.; Шеер А. В. Моделирование бизнес-процессов. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - ОАО «Весть», 000 «Метатехнология». - 2000. - 205 с.

5 Харрингтон Дж.Управление качеством в американских корпорациях. / Пер. с англ. - М.: Экономика. - 1990. - 272 е.; Харрингтон Дж., Эсселинг К.С., Харм Ван Нимвеген. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация. - Спб., Азбука 2002.; Харрингтон X., Янг Э. Прорыв в совершенствовании деятельности. Избранные труды. 40-й ежегодный конгресс ЕОК. Сб. переводов. - Берлин: 1996. М.: ГП -Редакция журнала «Стандарты и качество». - 1997. - С. 133 - 147.

По стадиям производственного цикла товара Процессы товародвижения Процессы подготовки производства Процессы инфраструктуры п

По видам деятельности Процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции Процессы планирования и управления Ресурсные процессы Процессы преобразования Мета-про-цессы и

,-, Процессы ориентированные на Процессы управления г 4 r г r ^ ' г продукт п

бизнес-процессы масштаба предприятия - в него вовлечены работники нескольких подразделений (например, снабжение предприятия материалами и комплектующими);

бизнес-процесс масштаба одного структурного подразделения (внутрицеховой, внутрилабораторный и т.п., например, по изготовлению детали).

вложенные бизнес-процессы (внутри одного бизнес-процесса часть составляющих его технологических и организационно-деловых процессов может быть организована в отдельный вложенный бизнес-процесс меньшего масштаба).

Отдельные технологические и организационно-деловые процессы могут раскладываться на операции (законченные части процесса, выполняемые на одном рабочем месте - выписать накладную, составить договор), которые в свою очередь делятся на переходы (законченные части операции, выполняемые одними и теми же средствами - позвонить, записать, фрезеровать).

В научной литературе4, бизнес-процессы чаще всего подразделяются на:

основные бизнес-процессы определяют основное направление деятельности предприятия в соответствии со способами достижения цели создания предприятия (предприятие производит продукцию, осуществляет сервисное обслуживание, перепродает товар, оказывает услуги и т.п.) Основными процессами организации будут те виды деятельности, которые непосредственно производят основные «выходы», получаемые внешними клиентами. В производственных организациях

1 Тельнов Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов МЭСИ-М., 1999.

2 Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов / И.И.Мазур, В.Д. Шапиро; Под общ. Ред. И.И. Мазура. - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2001.-456 с.

3 Маклаков C.B. Моделирование бизнес-процессов. - М.: ДИАЛОГМИФИ, 2002. - 225 е.; Уткин Э.Б. Бизнес-реинжиниринг. -М.: Изд-во ЭКМОС, 1998.-224с.

4 Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов / И.И.Мазур, В. Д. Шапиро; Под общ. Ред. И.И.Мазура. - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2001. -456 е.; Харрингтон Дж., Эсселинг К.С., Харм Ван Нимвеген. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация. - Спб., Азбука 2002.; Шеер А. В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - ОАО «Весть», 000 «Метатехнология». - 1999.-152 с.

это будут процессы, непосредственно затрагивающие производство продукции. А в организациях, оказывающих услуги - процессы, которые непосредственно приводят к оказанию услуг;

вспомогательные бизнес-процессы (процессы, связанные с решением внутренних задач предприятия по обслуживанию центральных бизнес-процессов). Вспомогательными считаются те процессы, у которых главный выход получается другими подразделениями в организации. Это скорее всего будут процессы администрирования, относящиеся к таким областям, как финансы, управленческая деятельность или обучение персонала;

бизнес-процессы управления (планирование деятельности предприятия, организация производства, контроль). Также их называют административными.

И. Якобсон1 предлагает делить процессы на внешние, называемые им прецедентами, и внутренние. Внешним называется процесс, имеющий вход и/или выход вне фирмы. Внутренним называется процесс, находящийся целиком в рамках одной организации. Такое деление тоже имеет свои преимущества. Концентрация на процессах, производящих ценности (продукцию) для клиентов, а не на каких-либо других частях бизнеса, позволяет наилучшим образом выполнить то, что должно быть сделано фирмой в конечном итоге. Приняв этот способ фокусирования внимания, можно увидеть, что значительная часть работы, выполняющаяся в рамках старой компании, не связана с созданием потребительских ценностей и решает некоторые внутренние проблемы компании.

Отдельные авторы помимо приведенных выше классификаций выделяют также метапроцессы. Метапроцессы (бизнес-процессы бизнес-процессов) наиболее часто выпадают из поля зрения тех руководителей, которые, сосредоточившись на конечной цели развития организации, забывают о процессе его осуществления2. В любой организации существуют два основных взаимосвязанных метапроцесса:

1.Метапроцесс управления бизнес-процессами отчетливо проявляется в организациях, которые осознали необходимость и перешли к целенаправленному управлению своими бизнес-процессами. Этот метапроцесс направлен на достижение режима отказоустойчивой работы организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Метапроцесс совершенствования бизнес-процессов в большинстве организаций хотя и существует под давлением внешних обстоятельств, но осуществляется неорганизованно (стихийно). Лишь те организации, которые включают совершенствование бизнес-процессов в свою стратегию, разрабатывают методологию и технику осуществления изменений, отслеживают их внедрение и успешно преодо-

1 Jacobson I. The Object Advantage: Business Process Reengineering with Object Technology. ACM Press, N-Y: 1995.

2 Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов / И.И.Мазур, В.Д.Шапиро; Под общ. Ред. И.И.Мазура. - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2001.-456 с.

левают барьеры организационных изменений.

В общем виде классификационная структура бизнес-процессов представлена на рис.2.

БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

По наличию связей с внешней средой

В зависимости от предметной области

Я

По отношению к основной продукции

По масштабу

По стадиям производственного цикла товара

Внутренние | Внешние | [Технологические] Организационно-деловые | —| Основные| —| Вспомогательные | —| Бизнес-процессы управления [ —| Бизнес-процессы сети | —I Производственные | —| Административные |

I—[Масштаба организации [

—] Масштаба отдела")

—| Процессы товародвижения]

Процессы подготовки производства] —| Процессы инфраструктуры [

По видам деятельности

—| Процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции) —¡Процессы планирования и управления) Ресурсные процессы \ ТТроцессы преобразования| —| Метапроцессы|

—¡Процессы ориентированные на продукт|

Рис. 2. Классификационная структура бизнес-процессов

Предлагаемые в диссертационном исследовании признаки и классификационная структура бизнес-процессов могут существенно повысить эффективность процедуры их идентификации, которая в настоящее время остается недостаточно изученной. Сложность идентификации бизнес-процессов усугубляется большим разнообразием последних в рамках любого промышленного предприятия. Считается, что бизнес-процесс идентифицирован если определены: ценность этой деятельности для компании в целом; ценность результатов деятельности для клиентов (внешних и внутренних); руководитель, отвечающий за результативность и эффективность; ресурсы, необходимые для его выполнения.

В самом общем виде можно выделить два варианта проведения процедуры идентификации бизнес-процессов. Первый вариант основывается на существующей организационной структуре промышленного предприятия, границы процесса обусловлены сферой компетентности подразделения. Второй вариант предполагает выстраивание организационной структуры вокруг «сквозных» бизнес-процессов -последовательности работ, выполняемых поочередно в различных подразделениях предприятия, результат которой востребован внешним потребителем. Рассмотрим каждый из подходов в отдельности.

Результатом идентификации по первому варианту является сеть бизнес-процессов, которая охватывает всю деятельность предприятия. Бизнес-процессы выделяются на основании уже существующей функциональной организационной структуры - границами бизнес-процессов являются границы функциональных подразделений, руководитель подразделения является владельцем процесса, взаимодействие между процессами определяется существующим порядком. Таким образом, первый вариант предполагает доминирование организационной структуры предприятия над процессами.

Несмотря на принципиальные различия, рассматриваемые варианты идентификации бизнес-процессов не противоречат друг другу в эволюционном контексте. Первый вариант - является приемлемым для реализации процессного подхода на уже существующем промышленном предприятии, которое построено по функционально-ориентированному принципу. Второй вариант идентификации - скорее является прототипом промышленного предприятия будущего. Действительно, количество предприятий, основанных на «сквозных» бизнес-процессах, в мировой практике исчисляется единицами. Как показывает опыт, рассматриваемые компании прошли долгий эволюционный путь от управления дискретными функциональными отделами, призванными выполнять однотипные функции, к управлению неразрывным производственным процессом, координируемым функциями менеджмента.

Минкаилов Г. К.

Теоретические аспекты диагностики экономического состояния предприятия

Диагностика направлена на оценку состояния исследуемых объектов в условиях неполной информации с целью выявления проблем в функционировании систем и причин их возникновения. И если надежность - критерий функционирования организации, которым нужно управлять, то диагностика - средство, с помощью которого управление осуществляется. Именно диагностика позволяет оценить надежность предприятия.

Теоретические основы диагностики достаточно широко представлены в работах отечественных и зарубежных экономистов: Баканова М.И., Бахрамова Ю.М., Вартанова A.C., Воронина М.И., Глухова В.В. Дмитриевой О.Г., Короткова Э.М., Муравьева А.И., Рапопорта В.Ш., Шеремета А.Д., Коласса Б. и др. Они определили природу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.