Научная статья на тему 'Методика проведения анализа бизнес-процессов в системе АПК'

Методика проведения анализа бизнес-процессов в системе АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / BUSINESS PROCESS / AGRICULTURE / EFFECT OF ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергуткина Г.А.

В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, представляет собой взаимосвязанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As part of the process approach any enterprise is regarded as a business system is an integrated set of business processes, the ultimate objectives of which is the production of a product or service.

Текст научной работы на тему «Методика проведения анализа бизнес-процессов в системе АПК»

УДК 338.12.117

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

В СИСТЕМЕ АПК

Сергуткина Г.А.

Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и статистики ФГБОУВО "Красноярский государственный аграрный университет " Россия, г. Красноярск

Аннотация: В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, представляет собой взаимосвязанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.

Ключевые слова: бизнес-процесс, сельское хозяйство, экономический эффект

ANALYSIS TECHNIQUES OF BUSINESS PROCESSES IN AGRICULTURE SYSTEM

Sergutkina Galina A.

FSBEIHE "Krasnoyarsk state agrarian university" Russia,Krasnoyarsk

Abstract: As part of the process approach any enterprise is regarded as a business system is an integrated set of business processes, the ultimate objectives of which is the production of a product or service.

Keywords: business process, agriculture, effect of economics.

В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, представляет собой взаимосвязанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.

Единственной целью бизнес-процесса является удовлетворение требований клиентов. Всех клиентов можно разделить на пять различных типов, которые не обязательно присутствуют каждый отдельно (могут быть случаи, когда они пересекаются):

- первичные клиенты - те, которые получают первичный выход;

- вторичные клиенты, находящиеся вне процесса и получают вторичные выходы;

- косвенные клиенты, которые не получают первичного выхода, но являются следующими в цепочке, поэтому поздний по времени выход отображается на них;

- внешние клиенты (за пределами предприятия), которые получают выход процесса: дистрибьюторы, агенты, розничные продавцы, другие организации и т.д.

- внешние косвенные клиенты, потребители.

Для оценки эффективности функционирования бизнес-процесса существуют различные аналитические методы, которые могут быть представлены в виде нижеприведенной схемы:

Рисунок 1 - Классификация видов анализа бизнес-процессов

Можно выделить несколько методик субъективной оценки процессов. Во многом такие методики были разработаны в трудах основоположников и последователей методологии реинжиниринга бизнес- процессов, например у Хаммера и Чампи, Робсона и Уллаха и т. д. Кроме того, для качественного анализа процессов могут быть использованы общеизвестные методы анализа: SWOT-анализ, анализ при помощи Бостонской матрицы и другие.

Методы графического анализа процессов менее проработаны.

В настоящее время широкое распространение получили такие методы количественного анализа, как имитационное моделирование бизнес-процессов и АВС-анализ бизнес-процессов (операционный анализ затрат). Их использование на практике предполагает большие затраты и длительное время выполнения проектов в организациях. Использование данных методов в организациях, не имеющих четкой регламентации бизнес-процессов и средств измерения их показателей, является

нецелесообразным. Поскольку большинство российских предприятий находится именно в таком состоянии, то применение имитационного моделирования и АВС-анализа для них преждевременно.

Выделение проблемных областей - простейшее средство качественного анализа бизнес-процесса. Основное назначение этого способа анализа состоит в том, чтобы определить направления дальнейшего более углубленного анализа. Для выявления проблемных областей следует сформировать укрупненную схему процесса, отобразив на ней основные группы выполняемых функций и их исполнителей. После этого на схеме нужно указать проблемные области и дать их краткую характеристику.

Выявление проблемных областей осуществляется путем интервьюирования руководителей и сотрудников, участвующих в рассматриваемом бизнес-процессе.

В сфере производства и переработки продукции зерного подкомплекса можно выделить основных пять проблемных области. Первая из них связана с технологическим состоянием средств производства, вторая - с закупкой сырья, третья - с производством сырья, четвертая - с переработкой сырья, пятая - с осуществлением расчетов за выполненные работы. Приводятся краткие

формулировки проблем для каждой проблемной области.

Полученная таким образом схема бизнес-процесса может служить предметом для обсуждения и анализа при выполнении проекта реорганизации бизнес-процессов. Так, например, информация о наличии проблем по выполнению переработки сырья может быть рассмотрена более детально: каков порядок переработки сырья, как и кем отпускаются готовая продукция, как ведется учет, кто отвечает за контроль смет, кто оперативно управляет процессом и т. д. Выделение проблемных областей, таким образом, является средством акцентирования внимания руководителей и экспертов на определенных фрагментах процесса.

Практически величина стоимости процесса в целом с трудом поддается определению. Однако для улучшения процесса важны не абсолютные, а удельные и относительные показатели и динамика их изменения, отражающая ход улучшений. На рисунке 2 показан пример изменения стоимостных

показателей при улучшении процесса.

Рисунок 2 - Изменение стоимостных показателей при улучшении

процесса

При анализе каждого процесса следует определить ограниченный набор стоимостных показателей, которые будут служить индикаторами его улучшения/ухудшения. Например, к числу таких показателей можно отнести:

• фонд заработной платы (при улучшении процесса может происходить сокращение персонала и/или увеличение производительности труда);

• затраты на энергоносители (не технологическая энергия, экономия энергоресурсов);

• затраты на ремонт и техническое обслуживание (более качественное и своевременное обслуживание оборудования приводит к сокращению общей стоимости ремонтов);

• потери от брака;

• прочие.

Как систематизировать задачу подбора стоимостных показателей процесса? Необходимо внимательно проанализировать его составляющие и затраты, связанные с каждой составляющей. Рисунок 3 иллюстрирует данный подход.

Рисунок 3 - Выявление стоимостных показателей процесса Для измерения показателей должны быть разработаны соответствующие методики, включающие описания работ по сбору фактической информации о затратах на процесс, ее обработке и использованию.

Библиографический список:

1. Евдокимова Е.Г. Понятие бизнес-процесса. Основные концепции улучшения бизнес-процессов.// Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 21. № 4. С. 71-74.

2. Зайцева Н.О. О необходимости создания нового стандарта описания и исполнения бизнес-процессов //Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 5. № 1. С. 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.