УДК 338.12.117
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
В СИСТЕМЕ АПК
Сергуткина Г.А.
Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и статистики ФГБОУВО "Красноярский государственный аграрный университет " Россия, г. Красноярск
Аннотация: В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, представляет собой взаимосвязанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.
Ключевые слова: бизнес-процесс, сельское хозяйство, экономический эффект
ANALYSIS TECHNIQUES OF BUSINESS PROCESSES IN AGRICULTURE SYSTEM
Sergutkina Galina A.
FSBEIHE "Krasnoyarsk state agrarian university" Russia,Krasnoyarsk
Abstract: As part of the process approach any enterprise is regarded as a business system is an integrated set of business processes, the ultimate objectives of which is the production of a product or service.
Keywords: business process, agriculture, effect of economics.
В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, представляет собой взаимосвязанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.
Единственной целью бизнес-процесса является удовлетворение требований клиентов. Всех клиентов можно разделить на пять различных типов, которые не обязательно присутствуют каждый отдельно (могут быть случаи, когда они пересекаются):
- первичные клиенты - те, которые получают первичный выход;
- вторичные клиенты, находящиеся вне процесса и получают вторичные выходы;
- косвенные клиенты, которые не получают первичного выхода, но являются следующими в цепочке, поэтому поздний по времени выход отображается на них;
- внешние клиенты (за пределами предприятия), которые получают выход процесса: дистрибьюторы, агенты, розничные продавцы, другие организации и т.д.
- внешние косвенные клиенты, потребители.
Для оценки эффективности функционирования бизнес-процесса существуют различные аналитические методы, которые могут быть представлены в виде нижеприведенной схемы:
Рисунок 1 - Классификация видов анализа бизнес-процессов
Можно выделить несколько методик субъективной оценки процессов. Во многом такие методики были разработаны в трудах основоположников и последователей методологии реинжиниринга бизнес- процессов, например у Хаммера и Чампи, Робсона и Уллаха и т. д. Кроме того, для качественного анализа процессов могут быть использованы общеизвестные методы анализа: SWOT-анализ, анализ при помощи Бостонской матрицы и другие.
Методы графического анализа процессов менее проработаны.
В настоящее время широкое распространение получили такие методы количественного анализа, как имитационное моделирование бизнес-процессов и АВС-анализ бизнес-процессов (операционный анализ затрат). Их использование на практике предполагает большие затраты и длительное время выполнения проектов в организациях. Использование данных методов в организациях, не имеющих четкой регламентации бизнес-процессов и средств измерения их показателей, является
нецелесообразным. Поскольку большинство российских предприятий находится именно в таком состоянии, то применение имитационного моделирования и АВС-анализа для них преждевременно.
Выделение проблемных областей - простейшее средство качественного анализа бизнес-процесса. Основное назначение этого способа анализа состоит в том, чтобы определить направления дальнейшего более углубленного анализа. Для выявления проблемных областей следует сформировать укрупненную схему процесса, отобразив на ней основные группы выполняемых функций и их исполнителей. После этого на схеме нужно указать проблемные области и дать их краткую характеристику.
Выявление проблемных областей осуществляется путем интервьюирования руководителей и сотрудников, участвующих в рассматриваемом бизнес-процессе.
В сфере производства и переработки продукции зерного подкомплекса можно выделить основных пять проблемных области. Первая из них связана с технологическим состоянием средств производства, вторая - с закупкой сырья, третья - с производством сырья, четвертая - с переработкой сырья, пятая - с осуществлением расчетов за выполненные работы. Приводятся краткие
формулировки проблем для каждой проблемной области.
Полученная таким образом схема бизнес-процесса может служить предметом для обсуждения и анализа при выполнении проекта реорганизации бизнес-процессов. Так, например, информация о наличии проблем по выполнению переработки сырья может быть рассмотрена более детально: каков порядок переработки сырья, как и кем отпускаются готовая продукция, как ведется учет, кто отвечает за контроль смет, кто оперативно управляет процессом и т. д. Выделение проблемных областей, таким образом, является средством акцентирования внимания руководителей и экспертов на определенных фрагментах процесса.
Практически величина стоимости процесса в целом с трудом поддается определению. Однако для улучшения процесса важны не абсолютные, а удельные и относительные показатели и динамика их изменения, отражающая ход улучшений. На рисунке 2 показан пример изменения стоимостных
показателей при улучшении процесса.
Рисунок 2 - Изменение стоимостных показателей при улучшении
процесса
При анализе каждого процесса следует определить ограниченный набор стоимостных показателей, которые будут служить индикаторами его улучшения/ухудшения. Например, к числу таких показателей можно отнести:
• фонд заработной платы (при улучшении процесса может происходить сокращение персонала и/или увеличение производительности труда);
• затраты на энергоносители (не технологическая энергия, экономия энергоресурсов);
• затраты на ремонт и техническое обслуживание (более качественное и своевременное обслуживание оборудования приводит к сокращению общей стоимости ремонтов);
• потери от брака;
• прочие.
Как систематизировать задачу подбора стоимостных показателей процесса? Необходимо внимательно проанализировать его составляющие и затраты, связанные с каждой составляющей. Рисунок 3 иллюстрирует данный подход.
Рисунок 3 - Выявление стоимостных показателей процесса Для измерения показателей должны быть разработаны соответствующие методики, включающие описания работ по сбору фактической информации о затратах на процесс, ее обработке и использованию.
Библиографический список:
1. Евдокимова Е.Г. Понятие бизнес-процесса. Основные концепции улучшения бизнес-процессов.// Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 21. № 4. С. 71-74.
2. Зайцева Н.О. О необходимости создания нового стандарта описания и исполнения бизнес-процессов //Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 5. № 1. С. 3-4.