Научная статья на тему 'Особенности бизнес-планирования на промышленных предприятиях'

Особенности бизнес-планирования на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес / планирование / бюджет / ценовая политика / прогнозирование / стоимостные показатели / прогноз. / business / planning / budget / pricing policy / forecasting / cost indicators / forecast.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. А. Хутова, М. Х. Абдуев

В условиях жесткой конкурентной борьбы и динамично меняющейся внешней и внутренней среды, субъекты бизнеса должны не только концентрировать внимание на состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит своевременно реагировать на изменения, происходящими в их окружении. Планирование бизнеса на современном этапе деятельности российских предприятий может существенно помочь преодолеть многие препятствия на пути к их развитию. Статья посвящена исследованию бизнес-планирования как инструмента, характеризующего современное развитие экономики в условиях меняющихся факторов внешней среды. Представлена сущностная характеристика бизнес-планирования, рассмотрен ряд практических аспектов, составленных на основе анализа различных подходов, а также опыта отечественных и зарубежных практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BUSINESS PLANNING AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

in a highly competitive environment and a dynamically changing external and internal environment, business entities should not only focus on the state of Affairs, but also develop a long-term strategy of behavior that will allow them to respond in a timely manner to changes occurring in their environment. Business planning at the current stage of activity of Russian enterprises can significantly help to overcome many obstacles to their development. The article is devoted to the study of business planning as a tool that characterizes the modern development of the economy in the conditions of changing environmental factors. The essential characteristic of business planning is presented, a number of practical aspects are considered, based on the analysis of various approaches, as well as the experience of domestic and foreign practitioners.

Текст научной работы на тему «Особенности бизнес-планирования на промышленных предприятиях»

References:

1. Starov, S. A. Brand management: a textbook. - 2nd ed., Rev. - St. Petersburg: Graduate School of Management, St. Petersburg State University, 2008. - 500 p.

2. Ambler, Barrow, The Employer Brand // Journal of Brand Management. 1996. Vol. 4. N 3. P. 185-206.

3. Khromova S.A., Fedotova M.A. The system of early vocational guidance and involvement of schoolchildren as an element of the socio-economic mechanism of brand management of an organization's employer // Moscow Economic Journal, 2018. No. 5, P. 29.

4. Kucherov D. G. Brand of the employer: area of marketing or human resource management? // Bulletin of St. Petersburg University. Management, Series 8. Issue. 3, 2009, p. 98-119.

5. Starov S.A., Landgraf P.A. Corporate branding as a marketing concept // Bulletin of St. Petersburg University. Management, 2013 issue 4, p. 70-99.

6. Kucherov D. G., Zavyalova E. K. The employer brand in the organization's human resources management system // Bulletin of St. Petersburg University. Management, 2012. Issue. 4, p. 22-48.

7. Kotler F., Cartajaya H., Setiavan A. Marketing 4.0. U-turn from traditional to digital. Internet Promotion Technologies - M.: Bombora, 2019 - 224 p.

8. Leo Rayman, The death of the brand onion Opinion// [Электронный ресурс] https://www.warc.com/newsandopinion/opin-ion/the-death-of-the-brand-onion/3172 WARC 30 July 2019.

9. Fedotova M.A., Khromova S.A. Improving the theoretical and methodological tools for research and brand management of the employer: the evolution of ideas and the system of models of organizational and socio-economic management mechanisms // Moscow Economic Journal, 2019, No. 5. P. 20.

10. Nevostrueva A. F. Unified information and communication space: theory and reality // Discussion, 2012, No. 10 (28), pp. 106-109.

11. Tikhonov A.I., Fedotova M.A., Konovalova V.G. University interaction with external partners: trends, experience, industry specifics // Personnel and Intellectual Resources Management in Russia, 2018, Volume 7, No. 6, p. 5-13.

12. Tikhonov A.I. The main tasks of Russian companies solved with the help of HR analytics // Natural-Humanitarian Research. 2020. No. 28 (2). S. 162-166.

13. Morozova I.V., Konovalova O.V., Fedotova M.A. The activities of hr-specialists in the framework of Russian priorities for ensuring safe working conditions // Natural-Humanitarian Studies. 2020. No. 28 (2). S. 153-160.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10295

Л.А. Хутова - к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск, hutova75@mail.ru,

L.A. Khutova - Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Finance and Credit, FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", g. Cherkessk;

М.Х. Абдуев - Старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет, г. Грозный, hutova75@mail.ru,

M. Kh. Abduev -Senior Lecturer, Department of State and Municipal Management, FSBEI HE Chechen State University, Grozny.

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ FEATURES OF BUSINESS PLANNING AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация. В условиях жесткой конкурентной борьбы и динамично меняющейся внешней и внутренней среды, субъекты бизнеса должны не только концентрировать внимание на состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит своевременно реагировать на изменения, происходящими в их окружении. Планирование бизнеса на современном этапе деятельности российских предприятий может существенно помочь преодолеть многие препятствия на пути к их развитию. Статья посвящена исследованию бизнес-планирования как инструмента, характеризующего современное развитие экономики в условиях меняющихся факторов внешней среды. Представлена сущностная характеристика бизнес-планирования, рассмотрен ряд практических аспектов, составленных на основе анализа различных подходов, а также опыта отечественных и зарубежных практиков.

Abstract. in a highly competitive environment and a dynamically changing external and internal environment, business entities should not only focus on the state of Affairs, but also develop a long-term strategy of behavior that will allow them to respond in a timely manner to changes occurring in their environment. Business planning at the current stage of activity of Russian enterprises can significantly help to overcome many obstacles to their development. The article is devoted to the study of business planning as a tool that characterizes the modern development of the economy in the conditions of changing environmental factors. The essential characteristic of business planning is presented, a number of practical aspects are considered, based on the analysis of various approaches, as well as the experience of domestic and foreign practitioners.

Ключевые слова: бизнес, планирование, бюджет, ценовая политика, прогнозирование, стоимостные показатели, прогноз.

Keywords: business, planning, budget, pricing policy, forecasting, cost indicators, forecast.

Планирование и прогнозирование на предприятии начинается блок с основанного хотя на один прогнозах сбыта, отражающего хотя динамику общего хотя оборота есть компании факт в предстоящем бюджетном периоде.

Планирование и прогнозирование формируется блок в натуральных и стоимостных показателях на один год с месячной указ разбивкой указ и определяет план отгрузки семь продукции, а также план осуществляет расчет поступлений учет от продажи.

Планирование и прогнозирование может составляться блок различными явно способами явно в зависимости суть от специфики семь хозяйственной указ деятельности суть компании.

Бюджетные цена показатели, полученные цена при итак составлении факт бюджета есть продаж, являются блок отправной указ точкой указ планирования сеть деятельности суть компании факт и оказывают воздействие счет на один расчет информации факт для итог других операционных бюджетов и формирования сеть финансовых бюджетов, позволяющих установить и оценить достижимость намеченных целей.

Для итог малых и средних предприятий учет не опыт всегда весь можно язык составить подробный бюджет продаж. Поэтому применяется блок упрощённый порядок составления сеть такого хотя бюджета.

Для итог формирования сеть бюджета есть продаж и отчета есть об его хотя исполнении факт используются блок следующие счет виды аналитики:

- Виды (направления) деятельности суть (статьи доходов);

- Продукты (укрупненные цена номенклатурные цена группы товаров, услуг);

- Натуральные цена показатели курс продаж;

- Стоимостные цена показатели курс продаж без НДС по чтоб позициям и контрагентам;

- Стоимостные цена показатели курс продаж с НДС по чтоб позициям и контрагентам;

- НДС по чтоб реализуемым позициям по чтоб позициям и контрагентам;

- Сумма быть скидки семь по чтоб каждой указ позиции факт и контрагенту за период;

- Итоговые цена показатели курс за период.

На предприятии факт разрабатывается блок годовой, квартальный и помесячный бюджеты продаж. Годовой указ бюджет с помесячной указ разбивкой указ формирует отдел сбыта есть во тоже взаимодействии факт с другими явно службами.

Бюджет продаж разрабатывается блок в натуральном и стоимостном выражении факт в разрезе основной указ номенклатуры и потребителей.

Данный бюджет отличает большая база неопределенность его хотя показателей: объемов продаж продукции факт а натуральном и стоимостном выражении. Поэтому на один начальной указ стадии факт разработки семь он по чтоб сути суть является блок прогнозом. Для итог его хотя обоснования сеть используется блок несколько куда методов, а затем на один основе качественного хотя анализа формулируется блок консенсус-прогноз - как наиболее цель вероятное рост предположение счет о будущей дата динамике объемов продаж и цен.

В основе прогноза продаж лежат следующие счет факторы:

- прошлые цена данные цена об объемах продаж;

- перспективы ценовой указ политики;

- задолженность по чтоб выполненным заказам;

- исследование счет рынка;

- общие счет экономические счет условия;

- экономические счет условия сеть в отрасли;

- движение счет таких индикаторов, как валовой указ национальный продукт, занятость, цены и персональные цена доходы;

- реклама быть и условия сеть продвижения сеть продукта;

- отраслевая база конкуренция;

- рынок акций.

Рассмотрим различные цена методы прогнозирования, на примере цена один АО «ЧЗ РТИ», к которым относятся: прогноз на один основе договоров (оценок) с клиентами, прогнозирование счет на один основе трен-довых кривых, прогнозирование счет с учетом сезонности.

Прогнозирование счет на один основе договоров (оценок) с клиентами явно позволяет получить наибольшую достоверность оценок, особенно язык если курс используются блок уже план заключенные цена договора, охватывающие счет значительную часть продукции. Но технически семь данный метод трудно язык применить при итак большом числе клиентов и их нестабильном составе.

Прогнозирование счет на один основе трендовых кривых может быть использовано язык для итог разработки семь прогноза при итак наличии факт устойчивых тенденций учет продаж и при итак отсутствии факт в плановом периоде ясно существенных изменений учет экономических условий учет базового хотя периода.

При итак прогнозировании факт с учетом сезонности суть рассчитываются блок коэффициенты сезонности:

Fi = St / Sср, (1)

где

Fi - коэффициент сезонности;

St - объем продаж в месяце ^

Sср - среднемесячный объем продаж.

Далее цель коэффициенты сезонности суть усредняются блок за 2 года.

На основе усредненного хотя коэффициента есть сезонности суть используются блок два гост метода весь прогнозирования сеть месячных объемов продаж:

1) прогноз по чтоб трендовым моделям месячных объемов продаж с помощью ретроспективных данных с устраненной указ сезонностью. Этот метод эффективен, если курс объемы продаж с устраненной указ сезонностью имеют выраженную динамику (повышательную или курс понижательную). В соответствии факт с ним в объемах продаж каждого хотя месяца ретроспективного хотя периода весь сезонность устраняется блок по чтоб формуле:

S't = St / Ftср, (2)

где

S't - устраненная сезонность; St - объем продаж в месяце ^ Ftср - усредненный коэффициент сезонности.

Затем строится блок динамический учет ряд объемов продаж с устраненной указ сезонностью, который сглаживает наиболее цель подходящей дата трендовой указ кривой. На основе этой указ кривой указ делается блок прогноз на один каждый месяц бюджетного хотя периода. На заключительном этапе расчетов прогнозные цена объемы продаж каждого хотя месяца с устраненной указ сезонностью пересчитываются блок с целью «восстановления» сезонности:

Stp = S'tp'Ftср, (3)

где

Stp - восстановленная сезонность;

S'tp - прогноз объема продаж с устраненной сезонностью для месяца ^

Ftср - усредненный коэффициент сезонности.

2) прогноз по чтоб среднемесячному объему продаж. Используется блок при итак отсутствии факт выраженной указ динамики семь продаж с устраненной указ сезонностью. Первоначально язык планируется блок среднемесячный объем продаж на один бюджетный год, а объем продаж на один соответствующий учет месяц бюджетного хотя года весь определяется блок следующим образом:

Stp = Spср 'Ftср, (4)

где

Sp - объем продаж на соответствующий месяц бюджетного года;

Sрср - среднемесячный плановый объем продаж;

Ftср - усредненный коэффициент сезонности месяца 1

Консенсус-прогноз объема быть продаж - это либо усредненный согласованный прогноз, при итак разработке которого хотя используются блок данные цена прогнозирования сеть различными явно методами. При итак этом прогноз, сформированный с помощью того хотя или курс иного хотя метода, рассматривается блок как самостоятельная база возможная база траектория сеть изменения сеть продаж в бюджетном году. Но каждая база такая база траектория сеть имеет различную вероятность реализации. Поэтому консенсус-прогноз можно язык считать средневзвешенным по чтоб вероятностям реализации факт частных прогнозов.

Вероятности суть реализации факт частных прогнозов определяются блок экспертным путем. В качестве экспертов привлекаются блок сотрудники семь отделов маркетинга, члены бюджетного хотя комитета есть и другие счет работники семь предприятия, а также план специалисты со стороны. Экспертная база группа создается блок приказом генерального хотя директора дело организации.

Для итог расчета есть согласованного хотя значения сеть объема быть продаж используется блок формула:

Я^Т^хРг.

(5)

где

Sс р; - согласованное значение объемов продаж на месяц ^

Sk р - прогноз объемов продаж на месяц ; сделанный методом к;

Ргк - вероятность траектории объема продаж в соответствии с прогнозом, сделанным методом к.

Таким образом, методика этот составления сеть бюджета есть продаж предприятия предполагает применение счет различных методов планирования, которые цена позволяют сформулировать общий, так называемый консенсус-прогноз, на один основе качественного хотя анализа ранее цель разработанных прогнозов.

Следующим этапом процесса бюджетирования сеть является блок составление счет бюджета есть закупок и запасов. Составление счет бюджета есть закупок и запасов начинается блок со сбора дело необходимых данных. К таковым относятся:

- Объёмы продаж (ед.)

- Закупочные цена цены на один период

- Ставки семь НДС

- Нормы запасов товаров и материалов (%)

- План расхода весь материалов (ед.)

- Процент оплаты поставки семь текущего хотя периода весь в этом же план периоде

- Стоимость поставки семь за период

- Оплата есть поставок предыдущего хотя периода весь (%)

- Задолженность к погашению в текущем периоде ясно (%)

Необходимо лишь разбить формат бюджета есть закупок и запасов на один разделы: товары для итог перепродажи и материалы.

В разделе товары для итог перепродажи порядок составления сеть бюджета есть происходит следующим образом: [1]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Шаг. Расчёт стоимости суть закупаемых товаров (без учёта есть запасов). Раздельно язык определяется блок стоимость каждого хотя товара. Далее цель определяется блок суммарная база величина один стоимости суть всех товаров. Итоговая база стоимость закупаемых товаров отражается блок в графе «Итого хотя стоимость закупаемых товаров». Величина один НДС выделяется блок отдельной указ строкой указ в графе «в том числе НДС» в каждой указ стоимости суть товаров, а также план в их суммарном значении.

2 Шаг. Расчёт стоимости суть целевых запасов товаров на один конец периода. По каждому товару устанавливается блок целевой указ норматив запасов на один конец периода весь в натуральном выражении, определяемый как процент от объёма быть продаж (ед.). Далее цель определяется блок целевой указ запас товаров на один конец периода весь в стоимостном выражении факт по чтоб каждому товару. Суммарная база величина один целевого хотя запаса товаров на один конец периода весь в стоимостном выражении факт отражается блок в графе «Итого хотя целевой указ запас товаров на один конец периода». Величина один НДС выделяется блок отдельной указ строкой указ в графе «в том числе НДС» в каждой указ стоимости суть целевых запасов товаров на один конец периода, а также план в их суммарном значении.

3 Шаг. Расчёт стоимости суть целевых запасов товаров на один начало периода. Запас товаров на один начало периода весь равен запасу товаров на один конец предыдущего хотя периода. По каждому товару определяется блок запас на один начало периода весь в стоимостном выражении. Далее цель итоговая база стоимость запасов всех товаров на один начало периода весь отражается блок в графе «Итого хотя запас товаров на один начало периода». Величина один НДС выделяется блок отдельной указ строкой указ в графе «в том числе НДС» в каждой указ стоимости суть целевых запасов товаров на один начало периода, а также план в их суммарном значении.

4 Шаг. Расчёт суммы затрат на один покупку товаров. Определяется блок итоговая база величина один затрат на один покупку товаров по чтоб периодам. Данная база сумма быть отражается блок в графе «Итого хотя сумма быть затрат на один покупку товаров». Величина один НДС выделяется блок отдельной указ строкой указ в графе «в том числе НДС».

В разделе материалы составление счет бюджета есть происходит следующими явно этапами:

1 Шаг. Расчёт стоимости суть закупаемых материалов (без учёта есть запасов). Раздельно язык определяется блок стоимость каждого хотя материала. Далее цель определяется блок суммарная база величина один стоимости суть всех материалов. Итоговая база стоимость закупаемых материалов отражается блок в графе «Итого хотя стоимость закупаемых материалов». Величина один НДС выделяется блок отдельной указ строкой указ в графе «в том числе НДС» в каждой указ стоимости суть материалов, а также план в их суммарном значении.

2 Шаг. Расчёт стоимости суть целевых запасов материалов на один конец периода. По каждому материалу устанавливается блок целевой указ норматив запасов на один конец периода весь в натуральном выражении, определяемый как процент от объёма быть продаж (ед.). Далее цель определяется блок целевой указ запас материалов на один конец периода весь в стоимостном выражении факт по чтоб каждому материалу. Суммарная база величина один целевого хотя запаса материалов на один конец периода весь в стоимостном выражении факт отражается блок в графе «Итого хотя целевой указ запас материалов на один конец периода». Величина один НДС выделяется блок отдельной указ строкой указ в графе «в том числе НДС» в каждой указ стоимости суть целевых запасов материалов на один конец периода, а также план в их суммарном значении.

3 Шаг. Расчёт стоимости суть целевых запасов материалов на один начало периода. Запас материалов на один начало периода весь равен запасу материалов на один конец предыдущего хотя периода. По каждому материалу определяется блок запас на один начало периода весь в стоимостном выражении. Далее цель итоговая база стоимость запасов всех материалов на один начало периода весь отражается блок в графе «Итого хотя запас материалов на один начало периода». Величина один НДС выделяется блок отдельной указ строкой указ в графе «в том числе НДС» в каждой указ стоимости суть целевых запасов материалов на один начало периода, а также план в их суммарном значении.

4 Шаг. Расчёт суммы затрат на один покупку материалов. Определяется блок итоговая база величина один затрат на один покупку материалов по чтоб периодам. Данная база сумма быть отражается блок в графе «Итого хотя сумма быть затрат на один покупку материалов». Величина один НДС выделяется блок отдельной указ строкой указ в графе «в том числе НДС».

Составив разделы Товары для итог перепродажи и Материалы, определяется блок итоговая база сумма быть затрат на один закупки семь за период. Данная база величина один отражается блок в графе «Итого хотя сумма быть затрат на один закупки». Величина один НДС выделяется блок отдельной указ строкой указ в графе «в том числе НДС».

На практике наиболее цель широкое рост распространение счет получил метод технико-экономических расчетов норматива гост товарных запасов. В соответствии факт с ним, объем товарного хотя запаса разбивается блок на один отдельные цена элементы:

Таблица 1 - Бюджет закупок и запасов АО «ЧЗ РТИ»

Показатели Отчетный год Месяцы планируемого периода Всего за год

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Товары для перепродажи

Объём продаж, ед.:

Резиновые смеси 1254 67 87 95 102 142 158 105 106 98 107 92 108 1267

Футеровки 545 37 48 45 55 50 54 50 53 55 58 54 45 545

Патрубки 1485 97 124 125 126 114 105 106 154 120 130 165 130 1496

Покупная цена, руб/ед.

Резиновые смеси 84 81 81 79 89 67 87 89 80 91 87 88 87 85

Футеровки 95 95 98 90 91 92 97 96 91 90 81 98 99 94

Патрубки 29 24 25 29 31 21 20 25 29 25 26 25 26 28

Стоимость закупаемых товаров, руб.

Резиновые смеси 105336 5427 5498 2548 5463 5698 5412 5874 5487 5632 5012 5410 5631 565165

Футеровки 55896 3595 3548 3654 3694 3025 3412 3015 3054 3650 3695 3610 3610 686844

Патрубки 16498 2328 2654 2054 2321 2510 2459 2985 2547 2659 2545 2648 2644 668441

Итого стоимость закупаемых товаров, руб 175950 6518 7654 5486 9865 8464 8764 9164 18454 5412 6964 7684 11684 1648684

Целевой норматив запасов товаров на конец пери-ода,ед.:

Резиновые смеси 21661 5427 5498 2548 5463 5698 5412 5874 5487 5632 5012 5410 5631 649818

Футеровки 46168 3595 3548 3654 3694 3025 3412 3015 3054 3650 3695 3610 3610 686465

Патрубки 84861 2328 2654 2054 2321 2510 2459 2985 2547 2659 2545 2648 2644 848451

Товарный запас, необходимый для итог показа покупателям и ежедневной указ продажи. Размер этого хотя запаса зависит от количества гост наименований учет товаров, реализуемых в магазине, средней дата цены одного хотя наименования сеть и однодневного хотя товарооборота.

Товарный запас, необходимый для итог обеспечения сеть бесперебойной указ продажи между поставками. Его хотя размер зависит от количества гост наименований учет товаров, поступающих в одной указ партии факт и интервала между поставками.

Страховой указ товарный запас, необходимый на один случай риск изменения сеть покупательского хотя спроса или курс нарушения сеть поставщиками явно договорных обязательств. Его хотя размер составляет определенную часть от суммы 1-й и 2-й части суть нормы товарного хотя запаса.

Порядок составления сеть бюджета есть дебиторской указ и кредиторской указ задолженности на предприятии следующий:[2]

1. Главный бухгалтер на один основе данных договоров о продажах, учетных ведомостей дата расчетов по чтоб договорам, бюджета есть продаж рассчитывает коэффициенты инкассации. Коэффициент инкассации факт данного хотя периода весь - доля итог оплаты ранее цель отгруженной указ продукции факт в текущий учет период. Коэффициенты инкассации факт отражают темпы погашения сеть дебиторской указ задолженности суть в текущий учет период времени. Например, в течении факт месяца, в котором произошла отгрузка этот продукции, оплачено язык 60% общей дата суммы, а за следующий учет месяц - 30%. Это либо значит, что либо коэффициент инкассации факт первого хотя месяца равен 0,6, а второго хотя - 0,3. Далее цель на один основании факт коэффициентов инкассации факт и бюджета есть продаж формируется блок план погашения сеть дебиторской указ задолженности.

2. Далее цель на один основе бюджета есть закупок составляется блок график оплаты по чтоб закупкам в следующем порядке.

1 Шаг. Во-первых рассчитывается блок сумма быть кредиторской указ задолженности суть к погашению на один начало периода. Определяется блок сумма быть кредиторской указ задолженности суть на один начало периода весь по чтоб каждому приобретённому товару, а также план суммарная база величина один кредиторской

указ задолженности суть на один начало периода весь по чтоб всем приобретённым товарам. Далее цель определяется блок сумма быть кредиторской указ задолженности суть к погашению на один начало периода весь по чтоб каждому приобретённому материалу, а также план суммарная база величина один кредиторской указ задолженности суть на один начало периода весь по чтоб всем приобретённым материалам. Итоговая база сумма быть кредиторской указ задолженности суть на один начало периода весь по чтоб приобретённым товарам и материалам отражается блок в графе «Итого хотя сумма быть кредиторской указ задолженности суть к погашению на один начало периода».

2 Шаг. Определяется блок сумма быть оплаты по чтоб поставкам по чтоб каждому приобретенному товару, а также план суммарная база величина один оплаты по чтоб всем приобретённым товарам. Далее цель определяется блок сумма быть оплаты по чтоб поставкам по чтоб каждому приобретённому материалу, а также план суммарная база величина один оплаты по чтоб всем приобретённым материалам. Итоговая база сумма быть оплаты по чтоб поставкам текущего хотя периода весь по чтоб приобретённым товарам и материалам отражается блок в графе «Итого хотя оплата есть по чтоб поставкам текущего хотя периода весь по чтоб приобретённым товарам и материалам».

3 Шаг. Определение счет суммы задолженности суть к погашению в текущем периоде ясно по чтоб приобретённым товарам и материалам (распределение счет оплаты задолженности суть прошлого хотя года весь по чтоб периодам текущего хотя года). Определяется блок сумма быть задолженности суть к погашению в текущем периоде ясно по чтоб каждому приобретённому товару, а также план суммарная база величина один задолженности суть по чтоб всем приобретённым товарам. Далее цель определяется блок сумма быть задолженности суть к погашению в текущем периоде ясно по чтоб каждому приобретённому материалу, а также план суммарная база величина один задолженности суть по чтоб всем приобретённым материалам.

4 Шаг. Расчёт остатка этот кредиторской указ задолженности суть на один конец периода. Определяется блок остаток кредиторской указ задолженность на один конец периода весь по чтоб каждому приобретённому товару, а также план суммарная база величина один остатка этот кредиторской указ задолженности суть на один конец периода весь по чтоб всем приобретённым товарам. Далее цель определяется блок остаток кредиторской указ задолженности суть на один конец периода весь по чтоб каждому приобретённому материалу, а также план суммарная база величина один остатка этот кредиторской указ задолженности суть на один конец периода весь по чтоб всем приобретённым материалам. Итоговая база сумма быть остатка этот кредиторской указ задолженности суть на один конец периода весь по чтоб приобретённым товарам и материалам отражается блок в графе «Итого хотя остаток кредиторской указ задолженности суть на один конец периода».

Итоговая база фактическая база сумма быть выплат текущего хотя периода весь по чтоб закупкам отражается блок в графе «Итого хотя выплаты».

На основании факт графика этот оплаты по чтоб закупкам и плана один погашения сеть дебиторской указ задолженности суть формируется блок бюджет расчетов с кредиторами явно и дебиторами. (Таблица 2)

Следующим этапом бюджетирования сеть является блок бюджет движения сеть денежных средств. Данный этап ставит перед собой указ две цели: показывается блок конечное рост сальдо на один счете денежных средств, которое рост необходимо лишь для итог составления сеть прогнозного хотя бухгалтерского хотя баланса; выявляются блок периоды излишка этот или курс нехватки семь денежных средств.

Для итог формирования сеть прогноза движения сеть денежных средств чрезвычайно язык важны данные цена о разнице между временем отгрузки семь и временем оплаты продукции, удельные цена веса поставок продукции факт за предоплату, поставок по чтоб взаимозачетам. Кроме того, необходимо лишь учитывать политику платежей дата и выплат самого хотя хозяйствующего хотя субъекта есть по чтоб приобретению материальных ценностей, оплаты труда весь и других расходов.

На основе информации факт прогноза движения сеть денежных средств составляются блок более цель детальные цена графики семь платежей дата и поступлений учет на один каждый период, входящий учет в срок действия сеть бюджета есть (неделя, месяц, квартал и т. д.):

- разработка этот проектного хотя бухгалтерского хотя баланса и прогноза финансового хотя положения сеть хозяйствующего хотя субъекта;

- предоставление счет бюджета есть на один утверждение счет руководству хозяйствующего хотя субъекта;

- последующий учет контроль, анализ и корректировка этот бюджета есть в соответствии факт с изменившимися блок условиями.

На практике часто либо случается блок ситуация, когда весь происходит задержка этот платежей дата за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой указ ситуации факт фактическая база доходная база часть бюджета есть сокращается блок и в целях ликвидации факт дефицита есть бюджета есть возникает необходимость оперативного хотя пересмотра дело (корректировки) бюджета. [3]

Рекомендуется блок использовать подход к пересмотру расходов бюджета, который будет основан на один выработанной указ системе приоритетов финансирования сеть (оплаты) текущих расходов предприятия.

В качестве приоритетных рекомендуются блок следующие счет затраты (расходы) бюджета:

- заработная база плата есть работников в расчете на один производственную программу

предприятия; платежи во тоже внебюджетные цена фонды;

- затраты на один закупку материалов, комплектующих, необходимых для итог выполнения сеть производственной указ программы предприятия сеть и для итог обеспечения сеть функционирования сеть производственных помещений учет и системы комплектаций учет (инженерных сетей);

- оплата есть потребляемой указ электроэнергии;

- выплата есть налогов в федеральный и бюджеты других уровней.

Таблица2 - Бюджет дебиторской задолженности ДО «ЧЗ РТИ», тыс.руб.

Показатели Отчетный год Месяцы планируемого периода Всего за год

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Остаток задолженности на начало периода

В том числе 5198654 16116 5 3515 3155 13548 65461 3545 551 684 78646 8468 2115 644 35498 46

Задолженность покупателей и заказчиков

В том числе

Авансы выданные

Прочая дебиторская задолженность 6842 3548 540 650 650 700 300 250 101 203 200 103 300 7000

Сумма задолженности прошлых периодов к получению в текущем периоде 6546 654 665 658 8318 684 672 6 546 1548 640 1665 22 6548

В том числе

Задолженность покупателей и заказчиков

Прочая дебиторская задолженность 6451 540 542 600 480 536 545 300 742 670 330 769 3143 6500

Поступление от продаж текущего периода 655 65 1613 648 687 1646 4644 412 4862 5644 64 4646 6484 68617

Поступление прочей задолженности текущего периода 5400 500 400 600 450 550 490 510 500 300 700 555 445 6000

Итого поступлений 119 2256 648 1964 2265 4655 7325 5871 6892 1264 4646 4586 261616

Рассмотрение счет этих вопросов (для итог корректировки семь бюджета есть предприятия) рекомендуется блок осуществлять не опыт реже план одного хотя раза в неделю, так как поступление счет средств на один счета есть бюджета есть предприятия сеть происходит неравномерно.

В целях осуществления сеть контроля итог за исполнением бюджетов предлагается блок использовать двухуровневую систему этого хотя контроля.

Нижний учет уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений учет предприятия, непосредственно язык осуществляемый экономическими явно службами явно этих подразделений, при итак этом контролируются блок как сводный бюджет, так и составляющие счет его хотя функциональные цена бюджеты.

Верхний учет уровень — контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений учет (включая база контроль составляющих их бюджетов по чтоб статьям затрат), осуществляемый непосредственно язык менеджером, ответственным за формирование счет сводного хотя бюджета есть и руководством хозяйствующего хотя субъекта.

Источники:

1. Александров О.А. Методика бюджетирования в торговых организациях / О.А. Александров // Экономический анализ: теория и практика, 2007, № 5. - С.21-24

2. Бюджетированияе: теория и практика: учебное пособие / Л.С. Шаховская, В.В. Хохлов, О.Г. Кулакова [и др.]. - М.: КНОРУС, 2009. - 400 с.

3. Денисова А.С. Бюджетное планирование и бюджетирование на предприятиях / А.С. Денисова // Экономический анализ: теория и практика, 2008, № 5. -С. 31-36

4. Официальный сайт: Федеральная служба государственной статистики: Российская Федерация [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: https://www.gks.ru.

5. Официальный сайт: ГлавБух [Электронный ресурс] / ГлавБух. — Режим доступа: httр://www.glаvbukh.ru.

6. Отчет о финансовых результатах АО «ЧЗ РТИ»

7. Гаджиева Н.Э. Роль маркетингового планирования на этапе становления предприятия / Н.Э. Гаджиева, С.А. Нажму-динова, М.А. Асхабова // Вестник академии знаний. - 2019. - № 6 (35). - С. 92-95.

8. Коршунов С.А. Стратегии ценовой политики / С.А. Коршунов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. -№ 24 (2). - С. 36-39.

9. Пирнаева А.Ю. Значение бизнес-планирования в деятельности фирмы в современных условиях / А.Ю. Пирнаева, З.М. Омарова // Вестник академии знаний. - 2019. - № 6 (35). - С. 237-242.

References:

1. Alexandrov O.A. Methods of budgeting in trade organizations / O.A. Aleksandrov // Economic analysis: theory and practice, 2007, No. 5. - P.21-24

2. Budgeting: theory and practice: a training manual / L.S. Shakhovskaya, V.V. Khokhlov, O.G. Kulakova [et al.]. - M.: KNORUS, 2009 .-- 400 p.

3. Denisova A.S. Budget planning and budgeting at enterprises / A.S. Denisova // Economic analysis: theory and practice, 2008, No. 5. -C. 31-36

4. Official website: Federal State Statistics Service: Russian Federation [Electronic resource] / Federal State Statistics Service. -Access mode: https://www.gks.ru.

5. Official website: GlavBuh [Electronic resource] / GlavBux. - Access mode: http: //www.glavbukh.ru.

6. Report on the financial results of JSC "RZ RTI"

7. Gadzhieva N.E. The role of marketing planning at the stage of enterprise formation / N.E. Gadzhieva, S.A. Nazhmudinova, M.A. Askhabova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 6 (35). - S. 92-95.

8. Korshunov S.A. Strategy pricing policy / S.A. Korshunov // Humanities Studies. - 2019 .-- No. 24 (2). - S. 36-39.

9. Pirnaeva A.Yu. The value of business planning in the activities of the company in modern conditions / A.Yu. Pirnaeva, Z.M. Omarova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 6 (35). - S. 237-242.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10296

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СК. Шардан - д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск, hutova75@mail.ru,

S.K. Shardan - Doctor of Economics, Professor, Department of Finance and Credit, FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk;

В.Ш. Расумов - Старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет, г. Грозный, hutova75@mail.ru,

V.Sh. Rasumov - Senior Lecturer, Department of State and Municipal Management, FSBEI HE Chechen State University, Grozny.

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ FEATURES OF FINANCIAL ANALYSIS AT AGRICULTURAL ENTERPRISES

Аннотация. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей экономики и в настоящее время нуждается в объективной оценке ситуации и разработке путей повышения эффективности производства. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. В настоящее время большинство хозяйств не только не получает прибыль, но и имеет значительные убытки. Организация финансовых потоков и управление ими зависят от многих факторов; в их числе: тип бизнеса, размеры предприятия, его организационная структура управления и др. Вследствие чего управленческий анализ позволит выявить внутренние проблемы в деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Abstract. The development of market relations increases the responsibility and independence of enterprises in the development and adoption of managerial decisions to ensure the effectiveness of their activities. Agriculture is one of the most important sectors of the economy and currently needs an objective assessment of the situation and the development of ways to improve production efficiency. The effectiveness of production, investment and financial activities of the enterprise is expressed in the achieved financial results. Currently, most households not only do not make a profit, but also have significant losses. Organization of financial flows and their management depend on many factors; Among them: the type of business, the size of the enterprise, its organizational structure of management, etc. As a result, management analysis will identify internal problems in the activities of agricultural enterprises.

Ключевые слова: инвестиции, финансы, денежные средства, финансовые потоки, динамика, внеоборотные активы, кредит, займы.

Keywords: investment, finance, cash, financial flows, dynamics, non-current assets, credit, loans.

Анализ динамики и состава денежных средств предусматривает изучение динамики совокупного финансового потока и совокупного отрицательного финансового потока от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, вместе с факторами, которые оказали влияние на те или другие отклонения.[1]

К текущим финансовым потокам относятся выручка от реализации, авансовые платежи, оплата по счетам поставщиков, получение краткосрочных кредитов и займов, оплата заработной платы, расчеты с бюджетом, выплаченные (полученные) проценты по кредитам и займам. [4]

Инвестиционные финансовые потоки включают денежные средства полученные от приобретения или реализации основных средств и нематериальных активов.

Потоки от финансовых операций это получение долгосрочных кредитов и займов, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, оплата задолженности по полученным ранее кредитам, выплата дивидендов.

Результатами проведения анализа являются абсолютные и относительные отклонения по определенным

статьям.

Динамика и состав притока и оттока денежных средств НАО «Меркурий АПК «Прохладненский» представлены в таблицах 1,2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.