УДК 336.12
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ М.У. Базарова1, И.Ц-Д. Доржиева2
Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8.
Как показывает анализ теории и практики, реализации стратегии устойчивого развития предприятия в полной мере способствуют внедрение и использование конкретных финансовых инструментов, одним из которых является механизм бюджетирования. Бюджетирование является комплексным процессом, включающим планирование, учет и контроль не только доходов и расходов, но и формирующих их процессов и величин. Несомненным достоинством механизма бюджетирования является его направленность на достижение максимального результата, на обеспечение возможности дальнейшего роста и развития. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: бюджетирование; устойчивое развитие; финансовая устойчивость; денежные потоки.
BUDGETING AS A TOOL FOR ENTERPRISE SUSTAINABLE DEVELOPMENT M.U. Bazarova, I.Ts-D. Dorzhieva
Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov, 8, Pushkin St., Ulan-Ude, 670024.
The analysis of the theory and practice shows that the implementation of the strategy for enterprise sustainable development is fully promoted by the introduction and use of specific financial instruments, one of which is the mechanism of budgeting. Budgeting is a complex process involving planning, accounting and control of the income and expenditure, as well as processes and values forming them. The apparent advantage of the mechanism of budgeting is its focus on the achievement of maximum results, and ensuring the possibility for further growth and development. 1 figures. 1 table. 6 sources.
Key words: budgeting; sustainable development; financial stability; cash flow.
Обеспечение финансово устойчивого положения организации в большей степени зависит от наличия эффективной системы управления. При этом стратегия организации должна вырабатываться на основе прогнозов состояния рынков выпускаемой продукции, анализа сильных и слабых его сторон. Реализация такой стратегии организации во многом зависит от созданного на предприятии механизма финансового планирования - важнейшей функции управления, основой которой является бюджетирование.
Разработка бюджетов является составной частью финансового менеджмента.
Что же такое бюджетирование? Бюджетирование - это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Современная теория и практика разработала множество определений понятий бюджет и бюджетирование. Так, в экономическом словаре В.К. Скля-ренко [4] бюджетирование определено как процесс формирования общего бюджета предприятия, управления и контроля за выполнением бюджетных показателей. Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуют функции бюджета:
- планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
- координация деятельности различных подразделений предприятия и видов деятельности;
- стимулирование руководителей всех рангов на достижение поставленных целей;
- контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
- обучение менеджеров путем детального изучения деятельности всех подразделений предприятия при составлении бюджета.
По определению Ю. Бригхема и Л. Гапенски, «бюджет - это план, подробно раскрывающий приток и отток средств в течение определенного планируемого периода времени» [1]. Д. Шим и Д. Сигел полагают, что «бюджет - это годовой план компании. Общий (главный) бюджет является формальным положением планов руководства в отношении продаж, расходов, объемов и других финансовых действий на предстоящий период» [6]. Е.С. Стоянова считает, что процесс бюджетирования - это «составная часть финансового планирования, т.е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов» [5].
Самое полное определение понятия бюджетирования предложено, по нашему мнению, профессором В.В. Бурцевым: «бюджетирование - наиболее эффек-
1 Базарова Мария Урбиновна, доцент, тел.: (3012) 440506, e-mail: [email protected] Bazarova Maria, Associate Professor, tel.: (3012) 440506, e-mail: [email protected]
2Доржиева Ирина Цырен-Дашиевна, кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета, тел.: (3012) 440299, e-mail: [email protected]
Dorzhieva Irina, Candidate of Economics, Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics, tel.: (3012) 440299, e-mail: [email protected]
тивный метод финансового управления, предусматривающий технологию составления скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы организации, базирующуюся на комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятия, а также механизмы оперативно-тактического управления, которые обеспечивают решение возникающих проблем и достижение заданных целей (объемов производства, прибыли, инвестиций)» [2].
Экономически эффективная деятельность организации возможна тогда, когда она имеет четко заданные параметры затрат и результатов. Бюджетирование - это процесс определения таких параметров. В каждой организации может быть свое назначение бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что на каждом предприятии в качестве инструмента устойчивого развития оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства.
Прежде всего, бюджетирование на предприятии преследует цель прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей его финансовой устойчивости.
В этой связи для выбора стратегии устойчивого развития предприятия, направленной на достижение оптимальной финансовой устойчивости, нами предлагается построение имитационной модели хозяйственной деятельности, базовым элементом которой служат операционные бюджеты (рисунок).
Кроме того, принято, что 40% продаж оплачиваются в том же месяце, что и поставка (отгрузка) про-
дукции (например, в виде предоплаты или реализации за наличный расчет), а 44,5 и 15% оплачиваются в последующие месяцы бюджетного периода. При этом 0,5% представляют собой безнадежную дебиторскую задолженность, т.е. ту часть отгруженной продукции, которая никогда, ни при каких обстоятельствах не будет оплачена. Планируемый остаток запасов готовой продукции устанавливается на каждый месяц в размере 10% объема продаж в следующем месяце. Запас готовой продукции на начало месяца всегда равен конечному запасу предыдущего месяца, а запасы на конец года будут равны запасам на конец предыдущего года. Оплата поставщику за сырье производится на следующих условиях: доля оплаты за материалы, приобретенные в конкретном месяце, составляет 50% от стоимости приобретенного сырья. На оставшиеся 50% сырья поставщик предоставляет отсрочку платежа, которая должна быть погашена в следующем месяце.
Все перечисленные упрощения не носят принципиальный характер, а служат исключительно целям обеспечения простоты и наглядности.
Также подчеркнем, что в годовом бюджете часть бюджетов (бюджет продаж или себестоимость) составляется на базисе начислений и служит для формирования отчета о прибыли. Для этих бюджетов все расчетные статьи планируются без НДС. Другая часть бюджетов составляется на кассовом базисе (бюджет оплаты поставщикам за сырье). Статьи этих бюджетов планируются с НДС, поскольку это соответствует фактическому денежному потоку.
Для упрощения расчетов примем следующую систему допущений:
- бюджет составляется в целом для предприятия без разделения по центрам ответственности;
Структура операционных бюджетов
- ассортимент ограничен пятью продуктами;
- основные и вспомогательные материалы на единицу продукции планируются одной суммой без разделения по составляющим.
Бюджет продаж с графиком получения денег от потребителя содержит информацию о запланированном объеме продаж, цены и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. От качества составления бюджета продаж зависит непосредственно процесс бюджетирования и успешная работа предприятия в целом.
Для определения планируемого объема продаж и цен на продукцию и прогноза выручки ЗАО «Улан-
Удэнская макаронная фабрика» используем коэффициенты сезонности, исходя из доли продаж каждого месяца в суммарных продажах за предшествующий год и данные прогноза инфляции на прогнозируемый год.
Бюджет производства продукции составляется исходя из бюджета продаж с учетом необходимой для предприятия динамики остатков готовой продукции на складе.
При составлении бюджета производства продукции в нашем примере предполагается, что для обеспечения бесперебойного снабжения готовой продукцией предприятие планирует остаток продукции на
Ппан денежных потоков на перспективу с примером ее заполнения ЗАО вУлан-Удэнская макаронная фабрика
Наименование показателей 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Будет начислено Будет уплачено Задолженность на конец периода Будет начислено Будет уплачено Задолженность на конец периода
Выручка от реализации готовой продукции, материалов, работ, услуг 290971 450000 290000 275000 412000 400000 400000
Прочие доходы 4015 6000 6000 5800 9000 9000 9000
Реализация основных фондов 160714 15000 15000 13500 35000 35000 35000
Итого собственных доходов (1+2+3) 455700 471000 311000 294300 456000 444000 444000
Поступление кредитных средств (обороты) 200800 190000 190000 190000 212000 212000 212000
Целевое финансирование 22059 27500 27500 27500 46000 46000 46000
ВСЕГО ПОСТУПЛЕНИЙ (4+5+6) 678559 688500 528500 511800 714000 702000 702000
Сырьё и материалы 375714 412000 390000 270000 430000 400000 400000
Оплата труда 33665 32000 29900 28000 34000 31500 31500
Выплата дивидендов 45996 34000 34000 30000 49250 45000 45000
Налоги и сборы 21265 23000 21650 20650 25600 24000 24000
Приобретение основных средств 22032 18000 18000 15000 21500 18000 18000
Кредиты и займы 170314 160000 140000 135000 180000 170500 170500
Финансовая аренда 12118 10500 10500 10500 10500 10500 10500
ВСЕГО РАСХОД 681104 689500 664050 509150 750850 699500 699500
ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК (остаток + доходы -расходы) +365 +3015 +5515
каждый месяц в размере 10% объема продаж в следующем месяце. Запас готовой продукции на начало месяца всегда равен конечному запасу предыдущего месяца, а запасы на конец года будут равны запасам на конец предыдущего года.
Итого в бюджетном периоде планируется объем производства продукции в размере 22003,85 тонны, в том числе 9030,25 тонн короткорезанных макаронных изделий, длиннорезанных макаронных изделий -3986,6 тонн, муки 1 сорта - 3467,69 тонн, отрубей -5224,28 тонн и зерноотходов - 295,03 тонн.
Бюджет затрат на основные материалы с графиком выплат состоит из двух частей: расчета объемов потребного для производства сырья и графика оплаты этих покупок.
Данный бюджет базируется на бюджете производства, а не на бюджете продаж. Бюджет затрат на материалы составляется на основании суммарного расхода сырья и материалов на всю продукцию в денежном выражении. Значения стоимости сырья и материалов являются прогнозными. С целью проведения расчетов мы предположили, что на все виды изделий идет один вид сырья. Нормативный (переходящий) запас сырья и материалов на конец каждого месяца бюджетного периода составляет 40% потребности в этих материалах в следующем месяце. Соответственно запас материалов на начало месяца равен запасу на конец предшествующего месяца.
График платежей за материалы строится аналогично графику получения денег. В первом месяце предприятие планирует погасить кредиторскую задолженность, имевшую место на конец года, которая составляет 53848 тыс. руб. Кроме того, 50% приобретенных сырья и материалов оплачиваются в том же месяце (покупка и поставка по времени совпадают с оплатой), а 50% оставшейся задолженности погашается в следующем месяце. На конец года у предприятия остается кредиторская задолженность в размере 50% стоимости сырья в размере 5476,5 тыс. руб. Эта сумма будет зафиксирована в итоговом прогнозном балансе предприятия на конец года.
Сформированные основные бюджеты позволили выявить потребность в основных и оборотных средствах, а следовательно, и в необходимых инвестициях.
С целью сбалансированности финансовых потоков нами предлагается усовершенствованная форма плана денежных потоков (табл.).
В стандартную форму расчёта денежных потоков предлагается внести дополнительно графы «будет начислено» и «задолженность на конец периода». Это позволит оценить результат планирования, не используя дополнительные расчёты. Появится возможность проследить и проанализировать, за счёт чего запланирован баланс доходов и расходов и как он оперативно исполняется.
В разделе «Поступления денежных средств» можно проследить формирование (по графе «Будет начислено») и уплату (по графе «Будет уплачено») дебиторской задолженности, в разделе «Расход денежных средств» - кредиторской задолженности, а также кредитов. В графе «Задолженность на начало периода» отражается вся задолженность организации на начало периода.
Усовершенствованная форма плана денежных потоков может иметь итеративный характер процедур её составления, когда первоначальные прогнозы денежных потоков необходимо корректировать в целях обеспечения достаточного количества денежных средств для функционирования предприятия. Поэтому, составив один вариант и обнаружив отрицательное конечное сальдо за определённый период, используя усовершенствованную сводную форму вместо двух: сметы доходов и расходов и графика денежных поступлений, можно своевременно найти неиспользованные внутренние резервы, запланировать получение и погашение заёмных ресурсов, не применяя дополнительных расчётов.
Кроме того, такая форма будет полезна для предприятий, только вводящих или уже использующих систему бюджетирования, т.к. бюджетный контроль упрощается и становится прозрачным.
Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что внедрение системы бюджетирования на предприятии способствует обеспечению лучшей координации хозяйственной деятельности, повышает управляемость и адаптивность к изменениям во внутренней (организационная структура, ресурсы, потенциал предприятия) и внешней среде (рыночной конъюнктуре), и, в конечном счете, способствует достижению определенного результата, выражающегося в повышении прозрачности результатов деятельности для руководства и работников предприятия, и улучшении финансовых показателей в кратчайшие сроки, а также обеспечении возможности дальнейшего роста и развития.
Библиографический список
1. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент / пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1997. С. 208.
2. Бурцев В.В. Бюджетирование в управлении коммерческой организации // Аудитор, 2006. № 3. С. 32-37.
3. Камалян А.К., Щедрин И.С. Механизм обеспечения финансовой устойчивости функционирования сельскохозяй-
ственных предприятий. Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2006. С. 101.
4. Скляренко В.К. Экономика фирмы. М.: Питер, 2006.
5. Стоянова Е.С., Быкова Е.В., Бланк И.А. Управление оборотным капиталом. М.: Перспектива, 1998. С. 65.
6. Шим Д., Сигел Д. Финансовый менеджмент / пер. с англ. М.: Филинъ, 1996. С. 87.
УДК 621:339.137.22
СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ОСНОВАННАЯ НА ПРЕИМУЩЕСТВАХ ПО ИЗДЕРЖКАМ
Г.А. Баяскаланова1, О.Г. Кабакова2, Т.А. Баяскаланова3
1 3
, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2Филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», 672030, г. Чита, ул. Анохина, 7.
Предложены направления повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия с учетом результатов оценки в соответствии с выбранной стратегией повышения конкурентоспособности, основанной на преимуществах по издержкам. Табл. 2. Библиогр. 1 назв.
Ключевые слова: конкурентоспособность; стратегия; рынок; технологическая продукция; издержки.
THE STRATEGY TO IMPROVE ENTERPRISE COMPETITIVENESS IN THE MARKET OF TECHNOLOGICAL PRODUCTS BASED ON COST ADVANTAGES G.A. Bayaskalanova, O.G. Kabakova, T.A. Bayaskalanova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Branch of pic "Interregional Distribution Company of Siberia" - "Chitaenergo", 7, Anokhin St., Chita. 672030.
The article proposes directions to improve the competitiveness of a machine-building enterprise taking into account the assessment results in accordance with the chosen strategy to improve competitiveness that is based on cost advantages.
2 tables. 1 source.
Key words: competitiveness; strategy; market; technological products; costs.
Современное состояние российской экономики характеризуется низким уровнем объемов производства и диспропорциями в развитии промышленности. Основное внимание по-прежнему уделяется экспортно-ориентированным факторам и в гораздо меньшей степени - машиностроению, переживающему сегодня далеко не лучшие времена. Между тем, машины, оборудование, приборы, транспортные средства и другие виды продукции машиностроения - это не только наиболее законченный вид готовых изделий, но и тот товар, который характеризует научно-технический потенциал и уровень промышленного развития производящей его страны.
С развитием рыночных отношений (в частности, с предстоящим вступлением России в ВТО) на первый план все более выдвигается проблема повышения конкурентоспособности продукции машиностроительных предприятий, как на международной арене, так и на региональных рынках страны. В настоящее время продукция отечественного машиностроения не пользуется спросом из-за ее низкой конкурентоспособно-
сти (техническому уровню зарубежных аналогов соответствует не более 12-14% экспортируемой продукции).
Для преодоления имеющегося отставания, как показывает зарубежный опыт, требуется разработка не отдельных мероприятий по выводу отрасли из кризиса, а научно проработанная долгосрочная стратегия развития машиностроительного комплекса на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающая завоевание определенных рынков конкретных видов продукции на твердых позициях. Это в свою очередь предполагает разработку соответствующего инструментария для анализа факторов, определения реального положения и оценки конкурентоспособности предприятий машиностроения на рынке.
Поэтому актуальными задачами для дальнейшего развития предприятий являются: определение величины изменений интегрального показателя конкурентоспособности при любых изменениях во внешней и внутренней средах, а также выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Реализация
1 Баяскаланова Галина Александровна, технический редактор отдела ЭИР УНПЦ СМИ, тел.: 8964653Q191, 89647322773, е-mail: [email protected]
Bayaskalanova Galina, tel.: 89646530191, 89647322773, e-mail: [email protected]
2Кабакова Ольга Геннадьевна, кандидат экономических наук, тел.: (3Q22) 395Q25, 89245743862,
е-mail: [email protected]
Kabakova Olga, Candidate of Economics, tel.: (3022) 395025, 89245743862, e-mail: [email protected]
3Баяскаланова Туяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89646530191, 89647322773, е-mail: [email protected]
Bayaskalanova Tuyana, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89646530191, 89647322773, e-mail: [email protected]