УДК 005.511(083.92)
Имяреков С.М., доктор экономических наук
доцент, профессор кафедра экономики Бушева А.Ю., к.э.н.
доцент кафедра экономики Левцова Е.А. студент магистратуры 3 курса направление «Экономика» Саранский кооперативный институт (филиал) Российский университет кооперации
Россия, г. Саранск ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-АНАЛИЗА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В статье обозначена актуальность бизнес-анализа в сравнении с комплексным анализом. Кратко охарактеризованы обобщенные трудовые действия и трудовые действия, представляющие собой основные направления деятельности бизнес-аналитиков при принятии стратегических целей, управленческих решений в современных экономических условиях в рамках деятельности хозяйствующего субъекта.
Ключевые слова: аналитика, бизнес-анализ, ВАВОК, профессиональный стандарт, комплексный анализ.
Imyarekov S.M., doctor of Economics, associate Professor
Professor of Economics Department Saransk Cooperative Institute (branch) of Russian University of
Cooperation Russia, Saransk
Bushueva А. Yu, candidate of economic Sciences, associate Professor
associate Professor of Economics Russia, Saransk Levtsova E. A. master student 3year course "Economics" Saransk Cooperative Institute (branch) of Russian University of
Cooperation Russia, Saransk
FEATURES OF BUSINESS ANALYSIS IN THE ECONOMIC ACTIVITIES OF THE ORGANIZATION
Abstract: The article describes the relevance of business analysis in comparison with complex analysis. The generalized labor actions and labor actions representing the main activities of business analysts in making strategic goals, management decisions in modern economic conditions within the framework of the
economic entity are briefly characterized.
Keywords: Analytics, business analysis, professional standard, complex analysis.
В современных экономических условиях аналитика, необходимая для формирования как стратегических, так и тактических целей в бизнесе, выступает эффективным звеном в успешной деятельности крупных хозяйствующих субъектов. Известно, что выживание любой крупной компании, коммерческой организации зависит от того, как быстро и рационально данные субъекты отреагируют на происходящие изменения во внешней среде, и какие вследствие этого будут приняты меры для адаптации и дальнейшего развития.
Существующий анализ хозяйственной деятельности предприятий в большей степени ориентирован на обоснование решений по поддержанию устойчивого развития и функционирования этих предприятий, в задачи которого не входило аналитическое обеспечение управления изменениями. Также комплексный анализ хозяйственной деятельности в полном объеме не удовлетворяет управленческим потребностям предприятия, его методика в некоторой степени считается устаревшей, не отвечающей современным условиям экономики, поэтому сейчас развитие получило такое новое аналитическое направление в российской и зарубежной практике, как бизнес -анализ [2].
Бизнес-анализ возник в ходе естественного развития общества, ставший необходимым элементом для характеристики текущего положения, прогноза будущего развития, перспектив организации, стремящейся достичь высоких целей и желаемых результатов. Его сущность заключается в ориентации на диагностику состояния организации, выявлении закономерностей и процессов, а также правильности ведения бизнес-задач при осуществлении стратегических целей данной организацией для дальнейшего её роста и развития. Общепринятые практики и знания по бизнес-анализу содержатся в BABOK - Свод знаний по Бизнес-анализу, где представлены задачи бизнес-анализа, которые должны быть выполнены для того, чтобы понять, как организация следует поставленным целям, принимает решения, приносящие ей пользу и как она будет выживать и функционировать в определенных экономически сложившихся условиях. BABOK представляет собой сумму знаний, накопленных в рамках профессионального бизнес-анализа, и подробно описывает принятые сегодня практические аспекты деятельности бизнес-аналитиков [3].
Бизнес-анализ представляет собой деятельность, которая на основе выявления потребностей, позволяет организации обосновать и внедрить изменения, разработать и описать решения, которые будут иметь ценность для заинтересованных лиц - стейкхолдеров. Данный анализ может совершаться как в рамках конкретного проекта, так и в процессе всего существования организации. Он необходим для характеристики текущего состояния,
прогноза будущего развития и для определения действий, которые должна совершить организация, чтобы достичь желаемых результатов [1].
Таким образом, необходимость внедрения системы управления изменениями для адаптации функционирующих предприятий привела к созданию нового направления аналитической работы - бизнес-анализа, который позволяет управлять изменениями, основанными на потребностях организации с учетом требований стейкхолдеров.
Главной целью бизнес-анализа является обеспечение изменений в организации на основе обработанной информации с учётом заинтересованных сторон, приносящих им пользу. Согласно BABOK бизнес-анализ, как вид профессиональной деятельности, включает в себя такие обобщенные трудовые функции, как:
1. Управление бизнес-анализом - предполагает разработку подходов к бизнес-анализу, руководство проведением бизнес-анализа в Организации, анализ эффективности бизнес-анализа, корректировку работы по бизнес-анализу.
2. Анализ Заинтересованных сторон - предполагает сбор информации о Заинтересованных сторонах, анализ и классификацию представителей Заинтересованных сторон, разработку стратегий вовлечения Заинтересованных сторон и сотрудничества, разработку планов коммуникации.
3. Сотрудничество с Заинтересованными Сторонами - предполагает определение Заинтересованных сторон, которые должны быть вовлечены в работу в интересах решаемых задач бизнес-анализа, подготовку Заинтересованных сторон к сотрудничеству (разъяснение, обучение), мониторинг Заинтересованных сторон с точки зрения их участия и степени вовлеченности в инициативу, осуществление коммуникаций с Заинтересованными сторонами в соответствии с разработанным планом коммуникации.
4. Управление информацией бизнес-анализа - предполагает определение подходов к разработке, хранению и получению доступа к информации, подготовку к выявлению информации, поддержку качества информации бизнес-анализа.
5. Разработка Стратегии реализации Изменений - предполагает определение будущего состояния организации, оценку текущего состояния организации, оценку готовности организации к изменениям, анализ рисков, разработку Стратегии управления Изменениями (для каждой разрабатываемой стратегии), разработку Плана управления Изменениями.
6. Разработка Требований к Решению - предполагает моделирование требований к решению, формализацию требований к решению, верификацию требований, валидацию требований, представление и согласование требований к решению.
7. Управление жизненным циклом требований - предполагает управление требованиями, создание и анализ запросов на изменение.
8. Разработка и реализация Решения.
9. Завершение реализации Изменений.
На наш взгляд, данные функции помогают в полной мере раскрыть сущность бизнес-анализа, его структуру и этапы проведения анализа в конкретной организации.
Если учесть, что бизнес-анализ ориентирован на выявление причинно-следственных связей и зависимостей как основы ситуационного анализа и диагностики состояния организации, планирования и прогнозирования на основе структурирования бизнес-процессов анализируемой системы, то главной задачей такого анализа является структурирование бизнес-системы (бизнес-процесса) для выявления закономерностей и противоречий с целью улучшения функционирования деятельности предприятия, а при необходимости - для корректировки бизнес-процессов и/ или бизнес-структуры Важно отметить то, что бизнес-анализ также определяет текущее состояние организации, информационно обеспечивает эффективное корпоративное управления, выявляя основные факторы, обусловливающие успех бизнеса, изучая бизнес-процессы, конкурентные преимущества, показатели риска, инвестиционной привлекательности и других ключевых областей бизнеса.
Использованные источники:
1. Бариленко, В.И. Особенности методологии бизнес-анализа / В.И. Бариленко // Бизнес: анализ и аудит. 2014. - № 3. - С. 25-27.
2. Зрожевская, Ю.А. Сущностный аспект бизнес-анализа в хозяйственной деятельности предприятия / Ю, А. Зрожевская. Режим доступа: https://Ыog.busmess-analystmfo/2014/05Л7^hto-mi-znaem-о-babok-
3. Чернышева, Ю.Г. Новая профессия и новый стандарт бизнес-анализ. / Ю. Г. Чернышева // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные направления развития учета, анализа и аудита в современной экономике», г. Ростов-на-Дону, 2017 г.