Научная статья на тему 'БИЗНЕС-АНАЛИЗ - СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ'

БИЗНЕС-АНАЛИЗ - СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-АНАЛИЗ / БИЗНЕС-ТРЕБОВАНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА / СВОД ЗНАНИЙ BABOK / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз Н.Ю., Болотнова Е.А., Ковалева К.Р., Брантова А.Х.

Бизнес-анализ является одним из современных направлений анализа организаций. Это мультидисциплинарная область знаний, которая находится на стыке различных дисциплин и информационных технологий. Она включает различные алгоритмы интеллектуальной обработки информации, использует методы математической статистики и визуализации данных. Благодаря современным аналитическим техникам, руководители организаций могут своевременно принимать управленческие решения В статье описана необходимость применения бизнес-анализа в организации и охарактеризованы требования, предъявляемые к продукту. В статье рассматриваются причины и этапы становления нового направления анализа - бизнес-анализ. Проводится сравнительная бизнес-анализа и экономического анализа деятельности организации. Дается характеристика классификации требований в соответствии со сводом знаний по бизнес-анализу Business Analysis Body of Knowledge, ВАВОК, а также заинтересованных лиц или стейкхолдеров и их требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ANALYSIS - MODERN CONCEPT ANALYTICAL PRACTICE

Business analysis is one of the modern trends in the analysis of organizations. It is a multidisciplinary field of knowledge that sits at the intersection of various disciplines and information technology. It includes various algorithms for intelligent information processing, uses methods of mathematical statistics and data visualization. Thanks to modern analytical techniques, leaders of organizations can make management decisions in a timely manner. The article describes the need to apply business analysis in an organization and describes the requirements for the product. The article discusses the reasons and stages of the formation of a new direction of analysis - business analysis. A comparative business analysis and economic analysis of the organization's activities is carried out. The characteristics of the classification of requirements in accordance with the Business Analysis Body of Knowledge, BABOK, as well as interested persons or stakeholders and their requirements are given.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-АНАЛИЗ - СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ»

EDN: UERXTU

Н.Ю. Мороз - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, avodigis@mail.ru,

N.Yu. Moroz - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Analysis, FSBEI HE Kuban SAU;

Е.А. Болотнова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, shangrila20051@rambler.ru,

E.A. Bolotnova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Analysis, FSBEI HE Kuban SAU;

К.Р. Ковалева - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, kseniak38@mail.ru,

K.R. Kovaleva - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SA U;

А.Х. Брантова - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, arina.brantova16@gmail.com,

A.H. Brantova - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU.

БИЗНЕС-АНАЛИЗ - СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ BUSINESS ANALYSIS - MODERN CONCEPT ANALYTICAL PRACTICE

Аннотация. Бизнес-анализ является одним из современных направлений анализа организаций. Это мультидисци-плинарная область знаний, которая находится на стыке различных дисциплин и информационных технологий. Она включает различные алгоритмы интеллектуальной обработки информации, использует методы математической статистики и визуализации данных. Благодаря современным аналитическим техникам, руководители организаций могут своевременно принимать управленческие решения

В статье описана необходимость применения бизнес-анализа в организации и охарактеризованы требования, предъявляемые к продукту. В статье рассматриваются причины и этапы становления нового направления анализа - бизнес-анализ. Проводится сравнительная бизнес-анализа и экономического анализа деятельности организации. Дается характеристика классификации требований в соответствии со сводом знаний по бизнес-анализу Business Analysis Body of Knowledge, BABOK, а также заинтересованных лиц или стейкхолдеров и их требований.

Abstract. Business analysis is one of the modern trends in the analysis of organizations. It is a multidisciplinary field of knowledge that sits at the intersection of various disciplines and information technology. It includes various algorithms for intelligent information processing, uses methods of mathematical statistics and data visualization. Thanks to modern analytical techniques, leaders of organizations can make management decisions in a timely manner.

The article describes the need to apply business analysis in an organization and describes the requirements for the product. The article discusses the reasons and stages of the formation of a new direction of analysis - business analysis. A comparative business analysis and economic analysis of the organization's activities is carried out. The characteristics of the classification of requirements in accordance with the Business Analysis Body of Knowledge, BABOK, as well as interested persons or stakeholders and their requirements are given.

Ключевые слова: бизнес-анализ, бизнес-требования, требования, заинтересованные лица, свод знаний BABOK,

анализ.

Keywords: business analysis, business requirements, requirements, stakeholders, BABOK body of knowledge, analysis.

Современное развитие рыночных отношений, а именно, растущая конкретность, предполагает постоянное развитие организации, ориентирование на ее внешнюю и внутреннею среду, проведение качественного анализа деятельности с целью выявления основных факторов, оказывающих на нее воздействие.

Для проведения качественного анализа, важным фактором является качественный отбор имеющейся информации. Ориентируясь на опыт зарубежных стран, можно сделать вывод, что обработка информации является важным и обязательным стратегическим фактором, обеспечивающий успешность деятельности организации.

В основе современного искусства управления бизнесом лежит применение внутреннего потенциала организации, а также экономически грамотное обоснование управленческих решений, которые проводятся в организации, что требует использования современных техник обработки информации.

Важно отметить, что в основе новой аналитической концепции бизнес-анализа лежит необходимость решать достаточно широкий круг задач для обеспечения успешного ведения бизнеса в условиях рыночной экономики.

Аналитическая практика зарубежных стран имеет существенные отличия от российской практики (рисунок 1):

Отличия зарубежной аналитической практики от российской:

широта применения анализа при

ПРИНЯЛО!

управленческого решения.

Рисунок 1 - Ключевые отличия зарубежной и российской аналитических практик

В соответствии с зарубежной практикой, анализ выступает обязательной составляющей для определения возможных изменений в организации. В Российской Федерации не придается такое большое внимание значению анализа для деятельности организаций, что связано с отсутствием квалифицированных аналитиков, которые обладали бы необходимыми навыками, умениями и знаниями в потребностях современного бизнеса. Также недооценка анализа в российской практике может быть связана с тем, что действующая на сегодняшний день методика анализа не соответствует актуальным потребностям управления. Так, например, для эффективного комплексного анализа хозяйственной деятельности организаций, в условиях рыночной экономики, появились новые цели и задачи, которых не было в условиях плановой экономики. Организации теперь должны быть конкурентоспособны, экономически устойчивые, а также прибыльные. При этом, не смотря на появление новых задач для анализа деятельности организаций, не появились новые методики проведения анализа. То есть, данная методика, которая использовалась в условиях плановой экономики и была создана для решения иных задач, действует и в настоящее время, практически не позволяя выявить конкретные причины возникновения проблем в деятельности организаций и находить альтернативные варианты их решения. Также, данная методика не является уникальной и не может быть нацелена на решение конкретных проблем индивидуального случая, не нацелена на удовлетворение интересов, как внутренних, так и внешних пользователей, а также не предусматривает оценку эффективности решения с позиций удовлетворения потребностей.

В России до 2018 г. не было нормативного документа, который бы определял содержание и границы профессии аналитика, давал характеристику их трудовых функций, знаний и навыков. Принятый в 2018 г. профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.09.2018 № 592н) позволил определить содержание данной профессии и требования к ней.

Руководство к своду знаний по бизнес-анализу (Business Analysis Body of Knowledge, BABOK) определяет требования следующим образом:

Требование - это пригодное для использования представление потребности.

BABOK подчеркивает, что требование любого уровня должно фокусироваться на понимании приносимой пользы: зачем оно нужно.

BABOK уточняет, что форма представления может значительно варьироваться в зависимости от обстоятельств (не предписывает какую-либо форму представления или шаблон).

Формулировки потребностей как таковых звучат обычно очень тривиально. Потребность обычно проявляется в чем-то обобщенном. Например, потребность в пище, потребность в питье. Требования являются конкретным проявлением потребности. Если существует потребность в еде, то требованием будет выступать конкретная пища. Способы выполнения требований называются решениями.

Требования - это спецификация того, что должно быть реализовано. Классификация требований в соответствии с BABOK представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Классификация требований

В целом бизнес-требования - это высокоуровневые формулировки целей, задач и потребностей предприятия, причины, по которым был инициирован проект, задачи, которые будут достигнуты в ходе проекта, метрики, которые будут использоваться для измерения его успешности.

Бизнес-требования описывают потребности организации в целом, а не группы или заинтересованных в нем сторон. Они разработаны и определены на основе анализа деятельности предприятия.

Требования заинтересованных сторон - это потребности заинтересованной стороны, которые должны быть удовлетворены, чтобы соответствующие бизнес-требования также были удовлетворены, требования конкретной заинтересованной стороны, требования группы заинтересованных сторон.

У каждого стейкхолдера имеются собственные потребности и интересы. Они формируются, исходя из их участия в бизнесе и влияния на его процесс. Иногда потребности состоят в том, чтобы целевые показатели деятельности стейкхолдеров достигли желаемого ими уровня, а иногда - в том, чтобы иметь необходимую стейкхолдерам информацию о каких -либо показателях деятельности бизнеса.

Для анализа взаимодействия стейкхолдера с продуктом представим луковичную диаграмму (рисунок 3).

Рисунок 3 - Луковичная диаграмма для анализа стейкхолдеров

На данном рисунке в виде луковичной диаграммы представлены различные заинтересованные лица, расположенные в зависимости от степени вовлеченности в проект. Внутри, в самом центре диаграммы расположены те стейкхолдеры, которые имеют наибольшее влия-

ние на проект. В следующих слоях располагаются заинтересованные лица, которые не взаимодействуют с продуктом напрямую. Чем дальше удаляются стейкхолдеры от середины, тем менее они оказывают влияние на решение.

Каждый стейкхолдер по-своему оказывает влияние или взаимодействует с конечным продуктом. Влияние - это своего рода сила воздействия стейкхолдера на проект, например, возможность менять объем и характер инвестирования или бюджетирования, способность менять поведение людей, принимающих решения по ключевым вопросам и т. д. Воздействие на стейкхолдера означает степень изменения полномочий и обязанностей заинтересованной стороны в контексте будущего изменения.

Таблица 1 - Влияние стейкхолдера на изменение

Влияние стейкхолдера на изменение Воздействие изменения на стейкхолдера

сильное слабое

Сильное Ключевые игроки изменения: спонсор проекта, руководитель непосредственно задей-ствованого подразделения, которых нужно регулярно вовлекать в задачи бизнес-анализа, стараясь получить из поддрежку Топ-менеджмент предприятия, иногда регулятор и поставщик, которых необходимо вовлекать в задачи бизнес-анализа и учитывать их мнение, стараясь повысить уровень их заинтересованности в изменении

Слабое Операционная поддержка, кнечные пользователи и клиенты, от которых бизнес-аналитик получает важную информацию и должен показывать интерес к их потребностям, предлагая возможности их удовлетворения через иземение Эксперты предметной области, поставщики, специалисты по реализации, которых достаточно периодически информировать о ходе проекта через общие или заранее определенные коммуникации и стараться переместить их в группу

Для анализа уровня влияния стейкхолдера на изменение по аналогии с техникой SWOT-анализа, можно представить карту или матрицу стейкхолдеров, которая выделяет четыре квадранта, по которым располагаются различные стейкхолдеры (рисунок 4).

Функцшэиальные требования Не функциональные требования

Что именно должно быть реализовано Как должно быть реализовано

Рисунок 5 - Функциональные и нефункциональные требования

Требования заинтересованных сторон являются «мостиком» между бизнес-требованиями и другими классами требований к решению.

Требования к решению - это возможности и качественные характеристики решения, они разработаны и определены на основе анализа требований заинтересованных сторон, уровень детализации приемлем для последующей работы.

Требования к решению разделяются на две подкатегории: функциональные и нефункциональные требования. Отличие этих двух подкатегорий в вопросе, который необходимо задать при выявлении данных требований (рисунок 5).

Переходные требования - это возможности решения для перехода из текущего состояния предприятия к желаемому (требуемому) состоянию в будущем, промежуточные требования, становятся не нужны после завершения перехода. Примером переходных требований может быть: миграция данных, непрерывность деятельности.

На примере компании, занимающейся каршерингом, представим требования, описанные в своде знаний. Допустим, данная компания заинтересована в непрерывности деятельности и своевременном выявлении неисправных автомобилей. В зависимости от этого требования будут классифицироваться следующим образом:

1) потребность: обеспечение непрерывности деятельности компании;

2) бизнес-требование: исправное состояние автотранспорта (не менее 95 %);

3) требование заинтересованных сторон: мне, как начальнику гаража, необходимо наличие актуальной информации по автомобильному парку, чтобы обеспечить исправное состояние автотранспорта;

4) функциональное требование: решение должно поддерживать ведение справочника автомобилей с указанным перечнем атрибутов;

5) нефункциональное требование: решение должно быть доступно не менее 360 дней в году;

6) переходное требование: решение должно содержать средства первоначальной загрузки перечня имеющихся автомобилей из Excel.

Источники:

1. Анализ финансовой отчетности: учебник / Ю. И. Сигидов, Н. Ю. Мороз, Е. А. Оксанич, Г. Н. Ясменко. - Краснодар: КубГАУ, 2020. - 358 с.

2. Васильева Н. К, Олейник А Н. Комплексный анализ хозяйственной деятельности : Часть 2. Финансовый анализ : практикум / Н. К. Васильева, А. Н. Олейник. - Краснодар : КубГАУ, 2019. - 95 c.

3. Яцишина К. С. И др. Анализ и основные направления повышения деловой активности санаторно-курортных организаций Краснодарского края / К. С. Яцишина, А. Н. Олейник. В. В. Шоль.- Курск, «Университетская книга», 2017.- 167 с.

4. Бизнес-анализ деятельности организации: учебник / Л. Н. Усенко, Ю. Г. Чернышева, Л. В. Гончарова [и др.] ; под ред. проф. Л. Н. Усенко. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2019. - 560 с. : ил. + доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - (Магистратура). - ISBN 978-5-98281-358-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1003063

5. Вигерс Карл И., Разработка требований к программному обеспечению / И. Карл Вигерс, Джой Битти. пер. с англ. - 3-е изд-е, доп. - СПб. : БХВ- Петербург, 2019. - 736 с.

6. Основы бизнес-анализа : учеб. пособие / коллектив авторов; под ред. В. И. Бариленко. - 2-е изд., испр. - М. : КНОРУС, 2018. - 270 с.

References:

1. Analysis of financial statements: textbook / Yu. I. Sigidov, N. Yu. Moroz, EA Oksanich, GN Yasmenko. - Krasnodar: KubGAU, 2020 .-- 358 p.

2. Vasilyeva N. K, Oleinik A. N. Complex analysis of economic activity: Part 2. Financial analysis: workshop / N. K. Vasilyeva, A. N. Oleinik. - Krasnodar: KubGAU, 2019 .-- 95 p.

3. Yatsishina KS et al. Analysis and main directions of increasing the business activity of sanatorium-resort organizations of the Krasnodar Territory / KS Yatsishina, AN Oleinik. V. V. Shol. - Kursk, "University book", 2017. - 167 p.

4. Business analysis of the organization's activities: textbook / LN Usenko, Yu. G. Chernysheva, LV Goncharova [and others]; ed. prof. L. N. Usenko. - M.: Alpha-M: INFRA-M, 2019 .-- 560 p. : ill. + add. materials [Electronic resource; Access mode http://www.znanium.com]. - (Master's degree). - ISBN 978-5-98281-358-9. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/ cata-log/product/1003063.

5. Wigers Karl I., Development of software requirements / I. Karl Wigers, Joy Beatty. per. from English - 3rd ed., Add. - SPb. : BHV-Petersburg, 2019. - 736 p.

10. Fundamentals of business analysis: textbook. manual / team of authors; ed. V. I. Barilenko. - 2nd ed., Rev. - M.: KNORUS, 2018. - 270 p.

EDN: XQCTGL

Е.П. Огородникова - к.э.н., доцент кафедры финансов и менеджмента, Оренбургского филиала им. Г. В. Плеханова, ogorodnikova.e.p.orenrea@mail.ru,

E.P. Ogorodnikova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Management, Orenburg Branch named after G. V. Plekhanov;

А.В. Кузьмичева - аспирант, направление 38.06.01 Экономика, направленность Бухгал-терскийучет, статистика, ФГБОУ ВО ОГУ, aleksandra.kuzmicheva.97@mail.ru,

A.V. Kuzmicheva - postgraduate student, direction 38.06.01 Economics, direction Accounting, statistics, OSU.

ИСТОРИЯ И БУДУЩЕЕ АУДИТА В РОССИИ THE HISTORY AND FUTURE OF AUDITING IN RUSSIA

Аннотация. В данной статье рассматривается история и будущее аудита в России, а также рассмотрена взаимосвязь аудита и развития мировых финансовых рынков. Проведен анализ подходов различных авторов к понятию аудит и истории развития аудита в российских условиях. Исходя из развития законодательной и нормативной базы, а так же этапов экономического развития Российской Федерации, были выделены четыре этапа в новейшей истории аудита в России: пред история и становления аудита в России; государственное регулирование и лицензирование; саморегулирование аудиторской деятельности. В исследовании проанализирована концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации. Рассмотрены и сформулирован перечень задач для повышения качества аудиторских услуг. Рассмотрены проблемы применения перспективных технологий в области аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.