Научная статья на тему 'Особенности биологических свойств штаммов грибов рода Candida, выделенных из кишечника детей с реактивным артритом'

Особенности биологических свойств штаммов грибов рода Candida, выделенных из кишечника детей с реактивным артритом Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
74
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Данилова Е. И., Федотова Л. П., Челпаченко О. Е., Бондаренко Т. А., Сидорова О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности биологических свойств штаммов грибов рода Candida, выделенных из кишечника детей с реактивным артритом»

Раздел 12. Разное

А, В, С), VI типа (синдром Марото—Лами легкой, умеренной и тяжелой формы), VII типа (синдром Слая легкой, умеренной и тяжелой формы). Их формализация осуществлялась путем обработки данных, извлекаемых из литературных источников, с последующей оценкой врачами-экспертами в процессе извлечения знаний в диалоге с когнитологом (с применением коммуникативных методов).

Результатом работы явилась таблица формализованных оценок диагностически значимых признаков. Представленные в ней значения признаков были соотнесены с их динамикой в разные возрастные периоды с использованием лингвистической шкалы весовых характеристик. В основу был положен подход, предложенный в работе А.В. Воинова, Н.С. Демиковой и Б.А. Кобринского (2010), где весовые коэффициенты были установлены для 4-х возрастных периодов: при рождении, на 1-м году жизни ребенка, с 1 года до 3 лет, старше 3 лет. Шкала имела градуировку от 0 до 5 по степени выраженности проявления признака.

Полученные в процессе работы данные, отражающие современные знания в области дифференциальной диагностики мукополисахаридозов, представляют собой базу знаний будущей интеллектуальной диагностической системы.

К ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Гордиенко Л.М., Любимова О.К., Барсукова С.В.., Галактионова Д. М.

ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России, г. Оренбург

Образование имеет огромное значение, его потенциал является правом для каждого человека. На базе образования строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития. Инклюзивное образование в системе высшей школы определяется как процесс совместного обучения, развития и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и учащихся без ограничения здоровья.

Наш опыт работы в системе инклюзивного образования на базе дополнительного дошкольного образования ППРЦ «Орион» г. Оренбурга в течение более 10 лет убеждает, что для внедрения инклюзивного образования необходимым является: изменение образовательных условий в учреждениях и ориентированность на нужды каждого студента: адаптированная учебная программа, составленная с учетом их особенностей и возможностей, индивидуальные учебные планы, увеличение сроков обучения, оптимизация учебной нагрузки, а также использование различных форм обучения (дистанционного образования, экстерната), что является эффективным для студентов-инвалидов. Необходимо обеспечить соответствующее техническое оснащение с использованием визуальных, аудио и информационно-коммуникативных

технических средств, которые являются источником информации, повышают степень наглядности, наиболее полно отвечают учебным запросам обучающихся, делают доступным материал для всех категорий студентов. Для работы с методической и учебной литературой важна организация доступной сети электронных ресурсов, создание электронной библиотеки, работа на компьютере с учебными книгами, что позволяет более глубоко воспринимать и обрабатывать большой объем необходимой информации. Инклюзивное образование крайне важно для всех членов общества — как для людей с ограниченными возможностями, так и тех, у которых нет проблем со здоровьем. Инклюзивное образование в законе «Об образовании в РФ» (№273-Ф3 от 29.12.2012) определено как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

В современных условиях системы высшего образования: «официально закрепленный статус инвалида в условиях ВУЗа дает право на использование льготы при зачислении на бюджетные места, выплату социальных стипендий, поддержку со стороны структур ВУЗа, причем в этом случае учитываются специфические потребности данной категории» (Е.В. Воеводина, 2014 г). Однако создание этих условий не способствует значительному привлечению лиц с ОВЗ и инвалидностью, так как отсутствует в большинстве ВУЗов специальные физические и образовательные условия, методические пособия и подготовленные кадры, владеющие основами специальной психологии и коррекционной педагогики, что являются барьером для внедрения инклюзивного образования.

Для эффективного внедрения инклюзивного образования в ВУЗах необходимо формирование единой системы, образовательной политики и создание единых образовательных стандартов.

ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ШТАММОВ ГРИБОВ РОДА CANDIDA, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ КИШЕЧНИКА ДЕТЕЙ С РЕАКТИВНЫМ АРТРИТОМ

Данилова Е.И., Федотова Л.П., Челпаченко О.Е., Бондаренко Т.А., Сидорова О.И., Суменко В.В., Трусова О.Ю., Игнатова Т.Н.

ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург

ГАУЗ городская клиническая больница №6, г. Оренбург

ФБГУН Институт клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН, г. Оренбург

Кишечный микробиом играет особое значение в этиопатогенезе реактивных артритов (РеА). Важная

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 4, 2016

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

роль в развитии РеА принадлежит биологическим свойствам микроорганизмов, в том числе, перистент-ному потенциалу кишечной микробиоты, в частности, способности к биопленкообразованию и антили-зоцимной активности микроорганизмов.

Цель исследования — определить антилизоцим-ную активность (АЛА) и способность к биоплёнкоо-бразованию (БПО) фекальных штаммов грибов рода Candida, выделенных у детей с реактивным артритом.

Материалы и методы. В работе использованы 26 штаммов грибов Candida albicans, выделенных у пациентов 4—16 лет с реактивным артритом, обследованных на дисбиоз кишечника. Биохимический профиль определяли с помощью коммерческой тест-системы «API20CAUX» («BioMereux», Франция). АЛА дрожжевых грибов определяли фотометрическим методом по методике Бухарина О.В. с соавт. (1999), БПО — по методике O'Toole G. с соавт., (2000) и выражали в условных единицах (у.е.).

Результаты. Грибы рода Candida выделены у 60±9,8% пациентов с реактивным артритом против 1,2% у здоровых детей. У больных реактивным артритом выявлена тенденция к повышению уровня анти-лизоцимной активности грибов рода Candida, который определялся в пределах от 0,64 до 1,67 мкг/мл*ОП (среднее значение — 1,14±0,3 мкг/мл*ОП), в то время как у здоровых детей показатели АЛА варьировали от 0,52 до 1,1 мкг/мл*ОП (в среднем -0,72±0,15 мкг/мл*ОП), p>0,05. Способность к БПО оказалась достоверно выше у грибов рода Candida, выделенных от детей с РеА (от 0,35 до 4,16 у.е., среднее значение — 1,33±0,2 у.е), p<0,05, в сравнении с уровнем данного показателя в группе здоровых детей, который определялся в пределах от 0,09 до 0,96 у.е., в среднем — 0,59±0,15 у.е.

Заключение. Таким образом, установлено, что у детей с РеА чаще встречаются грибы рода Candida, обладающие более высоким персистент-ным потенциалом (БПО и АЛА), что свидетельствует о возможном участии дрожжевых грибов в патогенезе реактивных артритов и необходимости соответствующей коррекции кишечной микробиоты у детей с РеА.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ АТРЕЗИИ ПИЩЕВОДА

Демикова Н.С.1, Подольная М.А.1, Лапина А.С.1, Выдрыч Ю.Ю.2, Асанов А.Ю.2

'НИКИ педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова, г. Москва 2ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва

Введение. Атрезия пищевода (АП) с трахеопище-водным свищем (ТПС) или без него — наиболее частая форма пороков в группе врожденных аномалий пищевода, которая встречается как в изолированном виде, так и в сочетании с другими пороками.

Цель исследования состояла в определении оценок частот АП в регионах РФ и относительного риска АП для различных демографических факторов.

Материалы и методы. Мы проанализировали данные 24 региональных регистров врожденных пороков развития России за период с 2000 по 2013 годы. Общее число рождений составило 6478706. Среди данного числа родившихся детей было зарегистрировано 1317 случаев атрезии пищевода. Частота порока определялась как отношение общего числа случаев среди живорожденных и мертворожденных к числу всех рождений.

Результаты. Обобщенная оценка частоты АП за весь период наблюдения составила 2,03 (95% С1 1,92—2,15) на 10000 рождений или 1 случай на 4926 рождений. Отмечаются различия в частоте порока между регионами, диапазон колебаний частот составляет от 1.26 (95% С1 0.68—2.35) в Сахалинской области до 2.81 (95% С1 2.29—3.45) в Иркутской области. Частота порока в течение всего периода наблюдений оставалась стабильной. Соотношение полов составляло 1,3М:1Ж. Определены относительные риски АП. Показано, что риск АП выше для потомства женщин старше 35 лет: RR=1,47 (95%С1 1,24— 1,75); для новорожденных мужского пола — RR=1,09 (95%С1 1,03—1,17), для новорожденных с массой тела ниже 3000 г — RR=2,58 (95% С1 2,36-2,82) и для первых родов — RR=1,17 (95% С1 1,09-1,25).

Заключение. Анализ частот АП в регионах РФ выявил межрегиональные колебания частот порока, в то же время за весь период исследования уровень частоты АП оставался стабильным. Относительные риски для АП выше в группе матери старшей возрастной группы, для низкой массы тела при рождении, мужского пола и первых родов. Таким образом, регулярный контроль врожденных пороков позволяет оценивать популяционные частоты в регионах, контролировать их динамику во времени, а также определять эпидемиологические характеристики пороков.

ЦИТОХИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРАЛЬНОГО СЕКРЕТА У ШКОЛЬНИЦ

Зиновьев С.В., Романцова Е.Б., Целуйко С.С.

Амурская государственная медицинская академия. ГБОУ ВПО Минздрава России, г. Благовещенск

Актуальность исследования заключалась в поиске эффективных цитохимических маркеров, которые отражают кальций зависимые процессы в организме. Целью работы являлось цитохимическое исследование ротовой полости школьниц.

Метод исследования: изучался гипотонический смыв из оральной полости школьницы старших классов (возраст 15-17 лет). Из полученного материала изготавливались цитологические мазки. В целях выявления катионов кальция, мазки орального секрета

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 4, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.