ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Т. И. Особенности базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242015.htm
ART 242015 DOI 10.24412/2304-120X-2024-12015 УДК 159.9.072.43
Куликова Татьяна Ивановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула [email protected]
Особенности базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма
Аннотация. Феномен перфекционизма весьма распространен в современном обществе, которое задает в качестве эталонов нереалистично высокие стандарты, в то время как базисные убеждения оказывают влияние и на поведение, и на деятельность человека, составляя основу его мировоззрения. Цель статьи -выявление особенностей базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей базисных убеждений студентов с различными уровнями перфекционизма. Установлено, что студенты с высоким уровнем перфекционизма отличаются существенной недооценкой собственной значимости и возможности контроля происходящего, то есть перфекционизм выполняет защитную функцию базисных убеждений. Ключевые слова: базисные убеждения, личность, перфекционизм, уровень перфекционизма, студенты-психологи. Раздел: 5.3. Психология
Введение
В настоящее время в практической психологии, в психологии личности, в социальной психологии, в медицинской психологии и т. д. наибольшую популярность приобретает когнитивный подход, являющийся относительно современным методом исследования человеческого поведения. Именно этот факт и актуализирует обращение исследователей к вопросу о личностных убеждениях. Д. В. Меркурьев считает, что убеждения формируют понимание человеком мира, выступают своеобразным стимулом в ситуациях принятия/непринятия решений, определяют отношение человека к определенным событиям и составляют основу для выбора способов поведения [1]. На современном этапе изучения проблемы психологии убеждений в большей степени исследователей привлекают базисные убеждения человека. Базисные убеждения, как утверждают М. А. Падун и Н. В. Тарабрина, трактуются как неизменные и устоявшиеся представления человека об окружающем мире, о себе самом, которые влияют на мыслительные процессы, эмоциональное состояние и поведение человека [2].
В «Большом психологическом словаре» под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко убеждения определяются как «представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности; компоненты мировоззрения личности» [3]. Такая трактовка данного понятия уже включает в себя движущую функцию убеждений, которая указывает на связь с потребностями и мотивами личности, вторую функцию убеждения можно назвать мировоззренческой, отражающей отношение человека к окружающей действительности.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Т. И. Особенности базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242015.htm
По мнению С. Л. Рубинштейна, убеждения, равно как и интересы, и склонности человека, включаются в структуру направленности личности [4]. Совокупность убеждений человека формируется в процессе жизни и развития личности и обретения опыта взаимодействия с окружающей средой. В качестве предпосылок становления системы убеждений выступают в первую очередь типологические характеристики личности, эмоционально-волевые свойства, а также особенности мотивационно-потреб-ностной сферы.
Рассматривая убеждения как личностные образования, Б. Э. Чудновский утверждает, что они имеют двухкомпонентную структуру. Эта структура включает в себя логический анализ определенных знаний, суждений и мнений (когнитивный компонент), а также переживание своего отношения к этим знаниям (эмоционально-личностный компонент). При этом, по мнению ученого, убеждения представляют собой динамическую структуру, а их содержание и ценность для человека могут меняться. Во многом это зависит от того, каким способом человек впитал знания об окружающем мире, его личностных качеств и самосознания [5].
Значительный вклад в изучение вопросов убеждений личности внес Г. Е. Залес-ский. На основе анализа научных трудов своих предшественников и современников по проблематике формирования убеждений и мировоззрения автор предпринял попытку отнести убеждения к набору личностных характеристик, описать их различия, определить их роль и функцию в жизни человека. По мнению Г. Е. Залесского, убеждение является не только единицей мировоззрения человека, но и основой выбора мотивов, поступков и ценностей [6]. Таким образом, убеждение выполняет следующие функции: мотивирующую, как побуждение для отбора знаний и способов их применения на практике, и когнитивную, как основа для выбора определенной системы правил, норм и ценностей в качестве жизненных ориентиров.
Концепция базисных убеждений, созданная Р. Янофф-Бульманом, является своеобразной попыткой объяснить влияние психологической травмы на человека. В структуре базисных убеждений личности автор выделил убеждения о доброжелательности/враждебности окружающего мира, о справедливости, о ценности и значимости собственного Я [7]. В исследовании Н. П. Благенковой установлено, что на протяжении всей жизни убеждения человека достаточно стабильны, однако они сильно подвержены изменениям под влиянием психической травмы [8].
Анализ отдельных исследований личностных качеств и системы убеждений студенческой молодежи, в частности Г. С. Кожухарь и А. В. Шаталовой, позволяют констатировать, что в процессе формирования убеждений важную роль играют индивидуально-типологические особенности и личностные качества студентов, а также опыт взаимодействия с окружающим миром [9]. Они оказывают влияние и на поведение, и на деятельность человека, составляя основу его мировоззрения.
В период обучения в вузе жизнь студентов часто наполнена различными событиями. Изменения, происходящие в студенческом возрасте, характеризуются тем, что молодые люди обретают самостоятельность, формируют собственное мировоззрение, ориентированы на будущее и осознание высших ценностей, стремятся к самореализации и развитию в учебно-профессиональной и межличностной сферах. При этом стремление к самоутверждению может способствовать появлению перфекционист-ских тенденций. Перфекционизм представляет собой устойчивый стиль личности, для которого, по мнению Е. А. Соколович, характерны чрезмерно высокие требования, направленные на себя и окружающих, и нетерпимость к ошибкам [10].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Т. И. Особенности базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242015.htm
Степень выраженности перфекционизма может сильно варьироваться в зависимости от базисных убеждений человека. Именно они становятся стимулами поведения человека и определяют его отношение ко всем сферам жизни и деятельности. В картине мира студентов эти убеждения реализуются с целью ухода от ответственности за результаты учебной деятельности, снятия психического напряжения в процессе обучения и поддержания оптимального уровня самооценки.
Методология и результаты исследования
Проведенный обзор научных работ и эмпирических исследований проблемы базисных убеждений актуализирует целесообразность эмпирического исследования взаимосвязи базисных убеждений и уровня перфекционизма у студентов. Мы предположили, что студенты с высоким уровнем перфекционизма сильнее убеждены во враждебности окружающего мира и в собственной незначимости, чем студенты с менее выраженным перфекционизмом.
Цель нашей статьи - выявить особенности базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
- установить уровень базисных убеждений студентов;
- определить выраженность перфекционизма у студентов;
- выявить различия в базисных убеждениях студентов с различной выраженностью перфекционизма;
- охарактеризовать взаимосвязь базисных убеждений и перфекционизма у студентов.
В качестве респондентов нашего исследования выступили студенты-психологи Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в возрасте 18-21 года (n = 61). В эмпирической части исследования использовались следующие методики: шкала базисных убеждений личности (WAS) Р. Янофф-Бульман в адаптации М. А. Падун и А. В. Котельниковой (позволяет измерять глубинные представления личности об окружающем мире и о собственном «Я»); трехфакторный опросник перфекционизма Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогоровой (предназначен для выявления общего уровня перфекционизма и оценки его структурных компонентов); краткий дифференциальный тест перфекционизма (КДТП) А. Золотаревой (предназначен для оценки уровней нормального перфекционизма и патологического перфекционизма).
Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics v. 23 с применением описательных статистик и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Для получения обобщенной информации о данных эмпирического исследования, распределении и однородности данных был проведен первичный описательный анализ результатов всей выборки (см. табл. 1).
В первую очередь были определены показатели базисных убеждений студентов. Анализ средних значений базисных убеждений студентов (см. рис. 1) свидетельствует, что наиболее выраженными оказались убеждения в удаче и позитивном образе «Я», наименее выражены убеждения в справедливости. Студенты зачастую полагаются более на удачу, не веря в справедливость, хотя это несколько диссонирует с убежденностью в позитивном образе «Я». Студенты считают мир скорее недоброжелательным, что согласуется с выводами В. С. Шаповаловой [11].
issn 2304-120X Куликова Т. И. Особенности базисных убеждений студентов с разным уров-
I II | ^"Ч III нем перфекционизма // Научно-методический электронный журнал «Кон-
1—1 I 11—' I I I цепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -
I II—LV_I I I URL: http://e-koncept.ru/2024/242015.htm
научно-методический электронный журнал
Таблица 1
Описательные статистики показателей по выборке
Показатели Min Max Mean SD
Возраст 18 21 18,75 0,809
Перфекционизм 7 64 36,05 12,976
Озабоченность оценками 0 26 13,34 7,434
Высокие стандарты 1 20 11,54 4,735
Негативное селектирование 1 21 11,16 5,168
Доброжелательность мира 1 10 5,84 2,471
Справедливость 1 10 4,36 2,415
Образ «Я» 1 10 6,90 2,885
Удача 1 10 7,74 2,601
Убеждение о контроле 1 10 6,43 2,305
Нормальный перфекционизм 11 49 34,57 7,219
Патологический перфекционизм 11 44 27,90 7,890
Рис. 1. Средние значения шкал базисных убеждений студентов
При анализе выраженности перфекционизма установлено, что почти у половины респондентов (44,2%) отмечен средний уровень перфекционизма, удельный вес высокого и низкого уровней перфекционизма составил по 27,9%.
Выявлены статистически значимые различия между студентами с различным уровнем перфекционизма в выраженности убеждения в позитивном образе «Я» (р = 0,001) и убеждения о возможности контроля (р = 0,023) (рис. 2).
Это обусловлено защитной функцией перфекционизма. Неуверенный в себе студент имплицитно находит решение в абсолютно идеальном выполнении всего, чтобы слабость не смогла помешать.
10 8,5 8,7
| 7 7,3 7,5 7,6
__Й11 и
Доброжелательность Справедливость Образ "Я" Удача Убеждение о контроле
Рис. 2. Средние значения шкал базисных убеждений при различных уровнях перфекционизма
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Т. И. Особенности базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242015.htm
В группах студентов с различным уровнем нормального перфекционизма (рис. 3) выявлено значимое различие в убеждении о контроле (р = 0,036).
10
72 74 7,9 7,8 7,9
8 6,3 6 __ _ ^^ 63-и—
-4,3 4,4 4,3--■ ■-
II üü щ III щ
Доброжелательность Справедливость Образ "Я" Удача Убеждение о контроле
Рис. 3. Средние значения шкал базисных убеждений при различных уровнях нормального перфекционизма
Студентов с чрезмерным проявлением нормального перфекционизма отличает устойчивая уверенность в собственных возможностях контроля ситуации, так как такие люди устанавливают себе высокие, но достижимые стандарты.
У студентов с различной выраженностью патологического перфекционизма достоверно отличаются средние значения убежденности во враждебности окружающего мира (р = 0,023) (рис. 4).
10 8,7
8,1
8 7,1 ■ 7,6 7,3
6,3 6,4 5 g 6,5 6,5 6,2
81 IIliügl
Доброжелательность Справедливость Образ "Я" Удача Убеждение о
контроле
Рис. 4. Средние значения шкал базисных убеждений при различных уровнях патологического перфекционизма
Для студентов с высоким уровнем патологического перфекционизма характерно сильное убеждение во враждебности мира, который, по их субъективному мнению, может причинить вред.
Таким образом, у студентов наиболее выражено убеждение об удаче и наименее - о справедливости. В целом студенты обладают средним уровнем перфекционизма, его проявление можно считать здоровым. Выявлены статистически значимые различия между студентами с различным уровнем перфекционизма в выраженности убеждения в позитивном образе «Я» (р = 0,001) и убеждения о контроле (р = 0,023), т. е. студенты-перфекционисты достоверно сильнее убеждены в собственной незначимости и возможности контролировать происходящее, чем студенты с менее выраженным перфекционизмом.
ниегп
issN 2304-i20x Куликова Т. И. Особенности базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242015.htm
научно-методический электронный журнал
В ходе корреляционного анализа рассчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициенты корреляции Спирмена между шкалами базисных убеждений и перфекционизма по выборке в целом
(М = 61)
Шкалы Доброжелательность мира Справедливость Образ «Я» Удача Убеждение о контроле
Перфекционизм -0,264* -0,003 -0,349** -0,124 -0,339**
Озабоченность оценками -0,134 0,033 -0,402* -0,124 -0,374**
Высокие стандарты -0,147 -0,002 0,163 0,044 0,043
Негативное селектирование -0,203 0,050 -0,366** -0,125 -0,333**
Нормальный перфекционизм -0,078 0,098 0,226 0,246 0,355**
Патологический перфекционизм -0,342** -0,132 -0,331** -0,177 -0,036
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Выявлены статистически значимые обратные связи перфекционизма и убеждения в доброжелательности мира (р = -0,264 при р < 0,05), а также убеждения о ценности собственного «Я» (р = -0,349 при р < 0,01). Студенты-перфекционисты, стремясь к совершенству как способу защиты от враждебно настроенного к ним мира, существенно недооценивают собственную значимость и собственную возможность контроля над происходящим. Перфекционизм не позволяет трансформировать имеющиеся базисные убеждения, а придает им чувство определенности и стабильности. Даже неуверенные в себе и собственных возможностях студенты компенсируют свою неуверенность, смещая фокус внимания на убежденность в собственной правоте о своей незначимости и бессилии контролировать насущную ситуацию и справляться с ней. Эти студенты подсознательно находят решение в идеальном выполнении деятельности и поддержании иллюзии контроля над жизненными событиями.
Зафиксирована значимая обратная взаимосвязь озабоченности оценками с позитивным восприятием образа «Я» (р = -0,402 при р < 0,01) и убеждением о контроле (р = -0,374 при р < 0,01). Студенты, озабоченные оценками, имеют более негативное понятие о своем «Я» и его ценности. Они теряют веру в способность предотвратить несчастья на фоне озабоченности мнениями окружающих.
Негативное селектирование имеет значимую умеренную обратную взаимосвязь с убеждениями о позитивном образе «Я» (р = -0,366 при р < 0,01) и убеждением о контроле (р = -0,333 при р < 0,01). Студенты склонны акцентировать внимание только на негативных аспектах ситуации: занижать ценность собственного «Я», а также свою способность контролировать жизнь.
И если нормальный перфекционизм напрямую связан с базисным убеждением о контроле (р = 0,355 при р < 0,01), позволяя студентам здраво оценивать то, что они объективно могут контролировать, а что неподвластно их контролю; то с патологическим перфекционизмом достоверно обратно связаны убеждения о доброжелательности мира (р = -0,342 при р < 0,01) и о позитивном образе «Я» (р = -0,331 при р < 0,01).
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Т. И. Особенности базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242015.htm
Такие студенты стремятся к нездоровой идеальности во всем, однако их взгляды о доброжелательности мира и собственном образе скорее нереалистичны.
При анализе связей между шкалами трехфакторного опросника перфекционизма и краткого дифференциального теста перфекционизма получены следующие данные (табл. 3).
Таблица 3
Коэффициенты корреляции Спирмена между шкалами перфекционизма по опросникам ТОП и ДТП по выборке в целом (М = 61)
Шкалы Нормальный перфекционизм Патологический перфекционизм
Перфекционизм -0,283* 0,449**
Озабоченность оценками -0,359** 0,439**
Высокие стандарты 0,117 -0,006
Негативное селектирование 0,291* 0,431**
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Шкала «Перфекционизм» имеет значимую слабую обратную взаимосвязь со шкалой «Нормальный перфекционизм» (р = -0,283 при р < 0,05), а также умеренную прямую взаимосвязь со шкалой «Патологический перфекционизм» (р = 0,449 при р < 0,01). Это свидетельствует о том, что чем выше общий уровень перфекционизма, тем выше вероятность его патологического характера.
Шкала «Озабоченность оценками» обратно связана со шкалой «Нормальный перфекционизм» (р = -0,359 при р < 0,01) и прямо связана со шкалой «Патологический перфекционизм» (р = 0,439 при р < 0,01). Студенты, обладающие нормальным уровнем перфекционизма, скорее действуют исходя из собственных взглядов, не задумываясь о мнении окружающих, тогда как при патологическом проявлении перфекцио-низма студенты не могут полноценно функционировать из-за концентрации на интересах других.
По шкале «Негативное селектирование» выявлены значимые прямые взаимосвязи со шкалами «Нормальный перфекционизм» (р = 0,291 при р < 0,05) и «Патологический перфекционизм» (р = 0,431 при р < 0,01). Из этого следует, что студенты-перфекционисты, независимо от фиксируемого типа перфекционизма, склонны автоматически искажать реальную ситуацию в худшую сторону.
Таким образом, студенты-перфекционисты достоверно сильнее убеждены во враждебности окружающего мира (р = -0,264 при р < 0,05) и в собственной незначимости (р = -0,349 при р < 0,01), чем студенты с менее выраженным перфекциониз-мом.
Заключение
В целом базисные убеждения личности устойчивы, однако под воздействием определенных стрессоров они могут претерпевать изменения, которые происходят долго и болезненно. Поэтому индивидом могут использоваться неосознанные способы защиты своих убеждений.
Для обеспечения безопасного существования в мире индивид выстраивает представление об окружающем мире и о себе, т. е. создает базисные убеждения. В картине мира студентов последние имеют цель ухода от ответственности за результаты учебной
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Т. И. Особенности базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242015.htm
деятельности (убеждение о доброжелательности мира), снятия психического напряжения (убеждение о контроле и удаче) и поддержания оптимального уровня самооценки (убеждение о ценности собственного «Я»). Высокие уровни перфекционизма можно рассматривать как психологическую защиту от враждебности мира и угрозы собственному позитивному образу индивида, сохраняющего тем самым субъективное ощущение контроля за происходящим.
Установлено, что у студентов наиболее выражены базисные убеждения об удаче и позитивном образе «Я», а наименее - о справедливости. Большинство студентов обладают средним уровнем перфекционизма, его проявление можно считать здоровым. Выявлены статистически значимые различия между студентами в разрезе уровня перфекционизма в выраженности убеждения в позитивном образе «Я» (р = 0,001) и убеждения о контроле (р = 0,023). Студенты с высоким уровнем перфек-ционизма отличаются существенной недооценкой собственной значимости и возможности контроля происходящего, т. е. перфекционизм выполняет защитную функцию базисных убеждений.
Студенты-перфекционисты достоверно сильнее убеждены во враждебности окружающего мира (р = -0,264 при р < 0,05) и в собственной незначимости (р = -0,349 при р < 0,01), чем студенты с менее выраженным перфекционизмом. Помимо этого студенты-перфекционисты сильнее убеждены в способности контролировать происходящее вокруг, но в случае патологического перфекционизма отмечается нереалистичность и необоснованность критериев в понимании доброжелательности мира и собственной ценности.
Ссылки на источники
1. Меркурьев Д. В. Феномен базисных убеждений личности: обзор исследований // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. - 2022. - № 1 (17). - С. 71-78.
2. Падун М. А., Тарабрина Н. В. Когнитивно-личностные аспекты переживания посттравматического стресса // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 5. - С. 5-15.
3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.: Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 501.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 720 с.
5. Чудновский В. Э. Актуальные вопросы психологии становления убеждений // Вопросы психологии. - 1990. - № 5 (90). - С. 40-48.
6. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 28-30.
7. Жемчугова А. А. Временная перспектива как фактор базисных убеждений личности // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. - 2020. - № 4. - С. 156-160.
8. Благенкова Н. П. Взаимосвязь базисных убеждений с ценностями и страхами студентов с различным уровнем психологической безопасности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. - 2021. - № 3. - С. 92-102.
9. Кожухарь Г. С., Шаталова А. В. Личностные качества и система убеждений студенческой молодежи // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования: монография. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.), 2023. - С. 233-249.
10. Соколович Е. А. Личностные детерминанты перфекционизма в период ранней взрослости: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. - М., 2021. - 29 с.
11. Шаповалова В. С. Роль базисных убеждений в интенсивности проявления студенческих страхов // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2015. - № 2. - С. 35-41.
Tatyana I. Kulikova,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula
State Pedagogical University named after L. Tolstoy, Tula, Russian Federation
Characteristics of basic beliefs of students with different levels of perfectionism
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Т. И. Особенности базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242015.htm
Abstract. The phenomenon of perfectionism is very common in modern society, which sets unrealistically high standards as benchmarks, while basic beliefs influence both behavior and activity of a person, forming the basis of his/her worldview. The aim of the article is to identify the peculiarities of the basic beliefs of students with different levels of perfectionism. The results of the empirical study of the characteristics of the basic beliefs of students with different levels of perfectionism are presented in the article. It is found that students with a high level of perfectionism are characterized by a significant underestimation of their own importance and the ability of controlling what happens, i. e. perfectionism fulfils the protective function of basic beliefs. Key words: basic beliefs, personality, perfectionism, perfectionism level, psychology students. References
1. Merkur"ev, D. V. (2022). "Fenomen bazisnyh ubezhdenij lichnosti: obzor issledovanij", Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravoohranenie, № 1 (17), pp. 71-78 (in Russian).
2. Padun, M. A., & Tarabrina, N. V. (2004). "Kognitivno-lichnostnye aspekty perezhivaniya posttravmatich-eskogo stressa", Psihologicheskijzhurnal, t. 25, № 5, pp. 5-15 (in Russian).
3. Meshcheryakov, B. G., & Zinchenko, V. P. (eds.) (2003). Bol'shojpsihologicheskij slovar', Prajm-EVROZ-NAK, St. Petersburg, p. 501 (in Russian).
4. Rubinshtejn, S. L. (2010). Osnovy obshchej psihologii: ucheb. posobie, Piter, St. Petersburg, 720 p. (in Russian).
5. Chudnovskij, V. E. (1990). "Aktual'nye voprosy psihologii stanovleniya ubezhdenij", Voprosy psihologii, № 5 (90), pp. 40-48 (in Russian).
6. Zalesskij, G. E. (1994). Psihologiya mirovozzreniya i ubezhdenij lichnosti, Izd-vo MGU, Moscow, pp. 2830 (in Russian).
7. Zhemchugova, A. A. (2020). "Vremennaya perspektiva kak faktor bazisnyh ubezhdenij lichnosti", Novye impul'sy razvitiya: voprosy nauchnyh issledovanij, № 4, pp. 156-160 (in Russian).
8. Blagenkova, N. P. (2021). "Vzaimosvyaz' bazisnyh ubezhdenij s cennostyami i strahami studentov s razlichnym urovnem psihologicheskoj bezopasnosti", Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya, № 3, pp. 92-102 (in Russian).
9. Kozhuhar', G. S., & Shatalova, A. V. (2023). "Lichnostnye kachestva i sistema ubezhdenij studencheskoj molodezhi", Sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya: monografiya, Mezhdunarodnyj centr nauchnogo partnerstva "Novaya Nauka" (IP Ivanovskaya I. I.), Petrozavodsk, pp. 233-249 (in Russian).
10. Sokolovich, E. A. (2021). Lichnostnye determinanty perfekcionizma v period rannej vzroslosti: avtoref. dis.... kand. psihol. nauk: 19.00.01, Moscow, 29 p. (in Russian).
11. Shapovalova, V. S. (2015). "Rol' bazisnyh ubezhdenij v intensivnosti proyavleniya studencheskih strahov", Nauchnyjrezul'tat. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya, № 2, pp. 35-41 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 14.06.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.07.24
Принята к публикации Accepted for publication 18.07.24 Опубликована Published 30.09.24
ISSN 2304-120Х
3 772304 120241
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Куликова Т. И., 2024
9772304120241