Научная статья на тему 'Особенности автоматизации работы приемной кампании на примере Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств'

Особенности автоматизации работы приемной кампании на примере Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
386
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / ПРИЕМНАЯ КАМПАНИЯ / ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ласточкин П. В., Романов Д. Д., Истратова Е. Е., Трофимов В. И.

В статье представлен опыт выбора и внедрения системы автоматизации управления для реализации приемной кампании в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств. Предварительным этапом стало формирование информационной и функциональной моделей работы приемной комиссии университета, позволившее определить ключевые технические и организационные требования по отношению к системе автоматизации. Следующим шагом стало проведение сравнительного анализа отечественных и зарубежных программных продуктов, на основании которого был сделан выбор в пользу системы «1С: Университет». Заключительным этапом работы стали процессы внедрения и тестирования готового программного решения. В результате внедрения проекта были определены базовые и уникальные особенности автоматизации работы приемной кампании вуза, что позволяет использовать данный опыт в практике оптимизации работы приемных комиссий вузов данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ласточкин П. В., Романов Д. Д., Истратова Е. Е., Трофимов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RECEPTION CAMPAIGN AUTOMATION ON THE EXAMPLE OF THE NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE, DESIGN AND ARTS

The article presents the experience of choosing and implementing a control automation system for the implementation of the reception campaign at the Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts. The first stage was the formation of information and functional models of the university admissions committee work, which made it possible to determine the key technical and organizational requirements for the automation system. The next step was to conduct a comparative analysis of domestic and foreign software products, on the basis of which was choosed the «1C: University» system. The final stage of the work was the process of implementing and testing a complete software solution. As a result of the project implementation, the basic and unique features of the automation of the university admission campaign were identified, which allows this experience to be used in the practice of optimizing the work of the university admissions committees in this area.

Текст научной работы на тему «Особенности автоматизации работы приемной кампании на примере Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств»

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

УДК 004.4

ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА

И ИСКУССТВ

Ласточкин П.В., начальник отдела технического обеспечения Романов Д.Д., техник-программист отдела технического обеспечения Истратова Е.Е., кандидат технических наук Трофимов В.И., преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация. В статье представлен опыт выбора и внедрения системы автоматизации управления для реализации приемной кампании в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств. Предварительным этапом стало формирование информационной и функциональной моделей работы приемной комиссии университета, позволившее определить ключевые технические и организационные требования по отношению к системе автоматизации. Следующим шагом стало проведение сравнительного анализа отечественных и зарубежных программных продуктов, на основании которого был сделан выбор в пользу системы «1С: Университет». Заключительным этапом работы стали процессы внедрения и тестирования готового программного решения. В результате внедрения проекта были определены базовые и уникальные особенности автоматизации работы приемной кампании вуза, что позволяет использовать данный опыт в практике оптимизации работы приемных комиссий вузов данного направления.

Ключевые слова: автоматизация, приемная кампания, внедрение информационной системы, системы автоматизации управления.

Автоматизация деятельности приемной комиссии в любом высшем учебном заведении на сегодняшний день является не только актуальной задачей, но и насущной необходимостью, поскольку напрямую влияет на оперативность обработки информации и на положительный имидж вуза в целом. Это особенно актуально в условиях острой конкуренции и борьбы за каждого абитуриента.

Цель выполненной работы заключалась во внедрении системы для автоматизации деятельности приемной комиссии вуза.

Для достижения поставленной цели был выполнен обзор рынка отечественных и зарубежных систем автоматизации управления в вузах, в результате которого было установлено, что на сегодняшний день большинство университетов, имеющих собственные службы информационного обеспечения и факультеты, связанные с информационными технологиями, создают самостоятельно разработанные версии автоматизированных систем управления высшим учебным заведением. Чаще всего такие системы носят характер «лоскутной» автоматизации. Это связано с тем, что рабочие места различных служб и структурных подразделений выполняются различными разработчиками, в том числе в рамках подготовки студенческих курсовых и дипломных работ. По требованию управляющих министерств (Министерство образования и науки, Министерство труда, Министерство финансов и др.) отдельные приложения («Бухгалтерия», «Приемная комиссия»), с целью унификации, покупаются у коммерческих фирм.

Очевидной альтернативой к такому подходу является построение электронной среды университета на основе единой информационной платформы.

В результате проведенного обзора различных зарубежных и отечественных систем для автоматизации приемной кампании были сделаны следующие выводы. Во-первых, отечественные университеты, как и большинство зарубежных, обладают достаточным потенциалом для самостоятельной разработки традиционных систем автоматизации процесса управления вузом, в результате чего было создано множество систем подобного типа со слабой способностью к интеграции, но адаптированных при этом к конкретным информационным потребностям вузов. Такие системы могут быть хорошей практической школой для студентов, специализирующихся в области информационных технологий.

Во-вторых, предложения современных российских интеграторов связаны с внедрением комплексных решений. Однако их универсальность приводит к некоторым затруднениям у конечных пользователей, так как не учитывает специфику, «тонкую настройку» конкретного вуза. Адаптация готовых решений к требованиям заказчика оказывается достаточно долговременной и, что особенно важно, весьма дорогостоящей задачей. Помимо этого, вуз, внедривший у себя комплексную информационную систему управления, оказывается зависимым от разработчика и в дальнейшем будет вынужден регулярно оплачивать техническое сопровождение, настройки и обновления.

В-третьих, несмотря на то, что некоторые зарубежные свободно распространяемые ИТ-решения в сфере автоматизации управленческой

функции вузов достойны серьезного изучения и применения, предложения зарубежных компаний в области информатизации образовательного процесса, как правило, не учитывают специфики российской системы высшего образования. Кроме того, в настоящее время внедрение иностранных разработок противоречит политике российского правительства (с 01.01.2016 запрещены государственные закупки зарубежного программного обеспечения при наличии отечественных аналогов).

Таким образом, с учетом всех требований при выборе системы для автоматизации приемной кампании Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имеет смысл использовать качественно новую, гибкую, комплексную систему информационного обеспечения вуза, учитывающую новейшие тенденции в области образовательных и информационных технологий. В качестве подобной системы целесообразно использовать систему «1С: Университет».

Внедрение системы «1С: Университет» включало выполнение следующих мероприятий:

1. Настройка модуля «Приемная кампания».

2. Заполнение раздела «Конкурсные группы».

3. Формирование плана набора.

4. Вступительные испытания.

5. Составление списка документов поступающих.

6. Формирование порядка зачисления.

7. Учет олимпиад.

8. Тестирование раздела «Приемная кампания».

9. Информационная безопасность.

При проектировании и внедрении программной среды, основанной на использовании 1С, необходимо учитывать тот факт, что файловые базы 1С являются наиболее уязвимыми по отношению к физическому воздействию. Это объясняется необходимостью держать открытыми все файлы конфигурации и самих файловых баз для всех пользователей операционной системы. В результате любой пользователь, имеющий право работать в файловой базе 1С, теоретически может скопировать или даже удалить информационную базу 1С двумя кликами мышки [1].

Обеспечение информационной безопасности может быть реализовано на следующих уровнях с помощью различных средств:

- на уровне операционной системы;

- на уровне серверного оборудования;

- на уровне СУБД.

Реализация принципов информационной безопасности на уровне операционной системы при работе с файловыми базами 1С осуществляется при соблюдении следующих условий:

- для предотвращения несанкционированного доступа к информации, находящейся в базах данных 1С, необходимо применение политики разграничения прав пользователей за счет использования NTFS;

- для входа на рабочие станции пользователей и для доступа к сетевым ресурсам необходимо использовать авторизацию со стороны операционной системы средствами самой системы;

- для обеспечения достаточного уровня информационной безопасности необходимо использовать криптографические методы и средства для шифрования дисков, папок, информации.

При наличии несанкционированного доступа к серверному оборудованию сотрудники компании или третьи лица могут использовать этот доступ для кражи или порчи информации. Для предотвращения утечек информации и возможностей несанкционированного доступа необходимо соблюдение следующих требований:

- доступ к зонам, где обрабатывается или хранится важная информация, должен управляться и быть ограничен только уполномоченными лицами;

- средства управления аутентификацией, например карточка управления доступом либо персональный идентификационный номер, должны использоваться для подтверждения доступа;

- права доступа в зоны безопасности должны регулярно анализироваться, обновляться, отменяться по мере необходимости.

При подключении к информационной базе пользователь указывает свой логин и пароль. Если в системе существует учетная запись с соответствующими параметрами, то доступ разрешается. Учетная запись создается для каждой информационной базы, используемой пользователем. При этом выполняется запрос к рабочему процессу кластера, расположенному на сервере 1С. Информация, передаваемая по сети на данном участке, может быть зашифрована полностью или частично. Безопасность работы кластера обеспечивается исполнением приложения от имени учетной записи 1С. Контроль доступа к общим настройкам кластера осуществляется от имени учетной записи администраторов кластера 1С.

Защита данных, передаваемых между кластером серверов 1С и сервером СУБД, осуществляется средствами самой СУБД. MS SQL Server позволяет организовать шифрование передаваемых данных с помощью соответствующих сертификатов [1].

Готовое решение для оптимизации деятельности приемной комиссии позволяет автоматизировать учет, хранение, обработку и анализ информации об основных процессах высшего учебного заведения. К подобной информации относятся данные о поступлении в вуз, об обучении и его стоимости, о трудоустройстве выпускников, расчете и распределении нагрузки профессорско-преподавательского состава, деятельности учебно-методических подразделений и деканатов, формировании отчетности, об управлении научной работой и инновациями. Таким образом, система автоматизации деятельности приемной кампании университета обеспечивает выполнение таких функций, как: составление перечня вступительных испытаний; настройка балльной системы оценивания знаний; формирование плана набора абитуриентов по направлениям подготовки и формам обучения; определение перечней документов, которые должны предоставить поступающие, а также индивидуальных достижений, принимаемых во внимание; формирование порядка зачисления с учетом льгот, оснований поступления, призовых мест в олимпиадах.

С помощью системы осуществляется возможность гибкой настройки параметров проведения приемной кампании за счет возможности пакетной подачи документов, автоматического формирования ведомостей, контроля корректности предоставляемых документов, возможности внесения ограничений на редактирование и состав документов, настройки правил участия и исключения из участия абитуриентов из конкурса.

В результате автоматизации работы приемной кампании университета были пройдены три основных организационных этапа, которые позволили в полной мере реализовать заявленную в работе цель - внедрить систему для автоматизации деятельности приемной комиссии Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств.

В рамках реализации первого этапа были сформулированы требования к автоматизированной системе, включая создание информационной и функциональной моделей.

Второй этап заключался в сравнительном анализе и выборе оптимальной автоматизированной системы для работы приемной кампании вуза. В качестве наиболее рационального решения, соответствующего всем требованиям, была выбрана система «1С: Университет».

Третий этап работы заключался в настройке модуля «Приемная компания», а также справочников «Конкурсные группы», «План набора». Помимо этого, были заданы «Вступительные испытания» для абитуриентов, настроено создание печатной формы «Порядок

зачисления», настроен раздел «Документы, предоставляемые поступающими», заполнен справочник «Олимпиады» и проведено тестовое зачисление абитуриента.

Библиографический список

1. Сакаро Г.А. Защита персональных данных в решениях «1С: Предприятие» // Материалы VII Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. - URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015008960.

FEATURES OF THE RECEPTION CAMPAIGN AUTOMATION ON THE EXAMPLE OF THE NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE, DESIGN AND ARTS

Romanov D.D., Technician Programmer of Technical Support Department Lastochkin P.V., Head of Technical Support Department Istratova E.E., Candidate of Technical Sciences Trophimov V.I., Senior Lecturer

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Abstract. The article presents the experience of choosing and implementing a control automation system for the implementation of the reception campaign at the Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts. The first stage was the formation of information and functional models of the university admissions committee work, which made it possible to determine the key technical and organizational requirements for the automation system. The next step was to conduct a comparative analysis of domestic and foreign software products, on the basis of which was choosed the «1C: University» system. The final stage of the work was the process of implementing and testing a complete software solution. As a result of the project implementation, the basic and unique features of the automation of the university admission campaign were identified, which allows this experience to be used in the practice of optimizing the work of the university admissions committees in this area.

Keywords: automation, university admissions campaign, implementation of information system, management automation system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.