Научная статья на тему 'Особенности автобиографизма в прозе А. Рубанова'

Особенности автобиографизма в прозе А. Рубанова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
403
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН / AUTOBIOGRAPHICAL STYLE / ARTISTIC IMAGE / AUTOBIOGRAPHICAL CHARACTER / AUTOBIOGRAPHICAL NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тюленева Ю. О.

В данной статье рассматривается проблема специфики создания автобиографического героя в творчестве современного прозаика Андрея Рубанова. Основное содержание исследования составляет анализ следующих произведений писателя: романов «Сажайте, и вырастет» и «Великая мечта», а также рассказов из сборника «Стыдные подвиги». На основе изучения указанных текстов установлено, что ключевой характеристикой автобиографического героя Рубанова является его максимальное сходство с автором и что сюжеты автобиографических произведений писателя основаны на событиях, происходивших в жизни самого прозаика. Это обусловлено творческой концепцией Рубанова: литературные произведения должны создаваться только на том материале, который хорошо известен писателю. Автор приходит к выводу, что автобиографический герой Рубанова также является своеобразной попыткой прозаика нарисовать портрет «потерянного поколения», то есть русской молодежи, чьё мировоззрение формировалась в период смены политического строя в России конца XX века: от социализма к капитализму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AUTOBIOGRAPHY IN THE PROSE OF ANDREY RUBANOV

The research paper discusses the problem of specificity of creation of an autobiographical character in works by a contemporary novelist Andrey Rubanov. The main contents of the research is an analysis of the following novels: “Plant and It’ll Grow” and “The Great Dream”, as well as the stories from a collection book “Shameful Deeds”. The work is based on the study of these texts and shows that a key characteristic of an autobiographical character by Rubanov is the maximum similarity with the author himself and that the stories by Rubanov are actually autobiographical novels, which are based on the events from the life of the writer. This conclusion of the article’s author reveals the creative concept of Rubanov: literary works should be created only on the material, which is well known to the writer. The author believes that the autobiographical character of Rubanov is also an attempt of the writer to draw a portrait of “the lost generation”, i.e., the Russian youth, whose worldview was formed in the period of change of the political system in Russia in the late twentieth century: from socialism to capitalism.

Текст научной работы на тему «Особенности автобиографизма в прозе А. Рубанова»

3. Королькова А.В. Русская афористика в контексте фразеологии: диссертация... доктора филологических наук. Смоленск, 2005.

4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Москва, 2004.

5. Степанова Ю.В. К вопросу об индивидуально-авторских лексико-семантических полях как способах репрезентации понятия «образ автора» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2015; Ч. I, №1 (43): 156-166.

6. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. Москва, 1999. References

1. Schenkel E. Ichverspätungen. Notizen und Aphorismen. Kogda «Ya» opazdyvaet. Zametkii aforizmy. Kazan', 2006.

2. Zemskaya E.A. Aktivnye processy sovremennogo slovoproizvodstva. Russkijyazyk konca XXstoletiya (1985 - 1995). Moskva,2000.

3. Korol'kova A.V. Russkaya aforistika v kontekste frazeologii: dissertaciya... doktora filologicheskih nauk. Smolensk, 2005.

4. Ahmanova O.S. Slovar'lingvisticheskih terminov. Moskva, 2004.

5. Stepanova Yu.V. K voprosu ob individual'no-avtorskih leksiko-semanticheskih polyah kak sposobah reprezentacii ponyatiya «obraz avtora» v romane M.A. Bulgakova «Master i Margarita». Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. Tambov, 2015; Ch. I, №1 (43): 156-166.

6. Sovremennyj russkij yazyk. Pod red. V.A. Beloshapkovoj. Moskva, 1999.

Статья поступила в редакцию 11.02.15

УДК 82-3

Tyuleneva Yu. O., postgraduate (third year), specialty code: 10.01.01 "Russian literature", Department of History of Literature and Folklore, Kurgan State University; teacher of Russian language and literature, Kurgan Secondary and High School No.50 (Kurgan, Russia), E-mail: heil38@mail.ru

FEATURES OF AUTOBIOGRAPHY IN THE PROSE OF ANDREY RUBANOV. The research paper discusses the problem of specificity of creation of an autobiographical character in works by a contemporary novelist Andrey Rubanov. The main contents of the research is an analysis of the following novels: "Plant and It'll Grow" and "The Great Dream", as well as the stories from a collection book "Shameful Deeds". The work is based on the study of these texts and shows that a key characteristic of an autobiographical character by Rubanov is the maximum similarity with the author himself and that the stories by Rubanov are actually autobiographical novels, which are based on the events from the life of the writer. This conclusion of the article's author reveals the creative concept of Rubanov: literary works should be created only on the material, which is well known to the writer. The author believes that the autobiographical character of Rubanov is also an attempt of the writer to draw a portrait of "the lost generation", i.e., the Russian youth, whose worldview was formed in the period of change of the political system in Russia in the late twentieth century: from socialism to capitalism.

Key words: autobiographical style, artistic image, autobiographical character, autobiographical novel.

Ю.О. Тюленева, аспирант третьего года обучения по специальности 10.01.01 «Русская литература» кафедры истории литературы и фольклора ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»; МБОУ г. Кургана «СОШ № 50», учитель русского языка и литературы, E-mail: heil38@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ АВТОБИОГРАФИЗМА В ПРОЗЕ А. РУБАНОВА

В данной статье рассматривается проблема специфики создания автобиографического героя в творчестве современного прозаика Андрея Рубанова. Основное содержание исследования составляет анализ следующих произведений писателя: романов «Сажайте, и вырастет» и «Великая мечта», а также рассказов из сборника «Стыдные подвиги». На основе изучения указанных текстов установлено, что ключевой характеристикой автобиографического героя Рубанова является его максимальное сходство с автором и что сюжеты автобиографических произведений писателя основаны на событиях, происходивших в жизни самого прозаика. Это обусловлено творческой концепцией Рубанова: литературные произведения должны создаваться только на том материале, который хорошо известен писателю. Автор приходит к выводу, что автобиографический герой Рубанова также является своеобразной попыткой прозаика нарисовать портрет «потерянного поколения», то есть русской молодежи, чьё мировоззрение формировалась в период смены политического строя в России конца XX века: от социализма к капитализму.

Ключевые слова: автобиографизм, художественный образ, автобиографический герой, автобиографический ро-

Одной из проблем исследования современной прозы является проблема поиска героя. Литературоведы и критики постоянно пытаются найти произведение, главный герой которого станет знаковым для современности, или писателя, чьё творчество всесторонне передаст специфику русской действительности первых десятилетий XXI века [1]. В этом отношении автобиографический герой Андрея Рубанова занимает свою нишу в системе современных героев.

Автобиографические произведения характеризуются рядом общих признаков: установкой на воссоздание истории индивидуальной жизни, идентичностью автора и повествователя, или повествователя и главного героя [2]. Понятие «автобиографический герой», на наш взгляд, имеет синтетический характер. Мы в него включаем: образ автора (автор, по М.М. Бахтину, - «носитель напряженно-активного единства завершённого целого, целого героя и целого произведения, трансгредиентного каждому отдельному моменту его» [3, с. 16]), собственно героя текста и писателя как реально существующей личности. Таким образом,

автобиографический герой находится на границе собственно художественного пространства текста и реальной действительности.

Одной из ключевых черт творчества современного прозаика Андрея Рубанова является автобиографизм. По мнению Андрея Викторовича, писать книги нужно только о том, что хорошо известно автору. «Я работаю только на собственном материале, ни в коем случае не с чужих слов. <...> Либо я использую то, что со мной уже происходило раньше, а если ещё нет, то я делаю так, чтобы это произошло, и только потом перекладываю это на бумажку» [4].

По словам Рубанова, его творчество о человеке: «Пишешь всё время о человеке, и только о нём» [5]. В своих книгах писатель исследует в первую очередь внутренний мир героя нового типа, который является воплощением эпохи 1990-х гг., отражённой в мировоззрении человека.

Вместе с тем реалистические книги Рубанова содержат описание российской действительности 1990-2010-х гг. Одни из

них основаны на реальной биографии писателя - «Сажайте, и вырастет», «Великая мечта», «Йод», сборники рассказов «Тоже Родина», «Стыдные подвиги» и описывают события, которые происходили в жизни самого прозаика. Имя героя данных книг созвучно имени автора, повествование ведётся от первого лица. Другие же не имеют связи с событиями из жизни автора, - романы «Жизнь удалась», «Готовься к войне», «Психодел». Повествование в них ведётся от третьего лица, а главным героем является не Андрей Рубанов, т. е. образ, максимально приближенный к автору, а иные персонажи.

Два первых романа писателя «Сажайте, и вырастет» и «Великая мечта», а также сборник рассказов «Стыдные подвиги» с разных сторон описывают три основных периода из жизни ру-бановского героя: поиск себя в «лихие» 90-е, занятие бизнесом, заключение в тюрьме. Именно эти события стали ключевыми в формировании личности прозаика и главного персонажа его автобиографических произведений.

По словам Рубанова, он воплотился в герое этих произведений на девяносто процентов из ста: «Если говорить об автобиографических книгах, то меня в них на девять десятых» [5]. Сходство Рубанова-прозаика и его автобиографического героя проявляется в следующем:

1. Герой носит полное имя автора - Рубанов Андрей Викторович.

2. Рубанов-персонаж во многом дублирует биографию Рубанова-писателя. Он также родился на юге Московской области в семье сельских учителей, детство провёл в деревне. В подростковом возрасте Андрей переехал в город Электросталь. После окончания школы перебрался в столицу, чтобы поступить в Московский государственный университет на факультет журналистики, мечтал сделать карьеру. Учёбе помешала служба в армии (по набранным на вступительных экзаменах баллам Андрей прошёл только на вечернее отделение), после возвращения из которой герой попадает в совершенно другую страну, где, в отличие от Советского Союза, стать успешным журналистом без связей и материальной поддержки было практически невозможно. Рубанов-персонаж бросает учёбу и решает заняться бизнесом, но это получается у него не сразу. Несколько лет проходят в мучительных поисках «золотой жилы», с помощью которой можно разбогатеть. В итоге герой создает собственный банк, деятельность которого незаконна. По этой причине юноша-бизнесмен в итоге оказывается в тюрьме, где проводит три года.

3. Автобиографический герой Рубанова перенимает даже внешность писателя. Хотя полного портрета Рубанова-персонажа нет ни в одном из исследуемых нами произведений, но по отдельным описаниям мы можем легко узнать в герое самого писателя. Например, герой-подросток в рассказе «Брусли» так описывает свои уши: «Да, они большие и торчат...» [6, с. 11].

4. Автобиографическому герою свойственны многие черты характера Рубанова-прозаика:

A) По типу темперамента Рубанов-герой, как и сам писатель, - холерик: «Сам я родился и вырос типичным холериком -такая психика, ничего не поделаешь» [7, с. 15].

Б) Своим главным грехом автобиографический герой Рубанова считает гордыню: «Знаю доподлинно: я смертный грешник, обуянный гордыней, и меня следует наказать.» [7, с. 158]; «Её мир, сильный и цветной, сейчас пытался вылечить меня от самого главного моего порока, застарелого, хронического: от гордыни» [6, с. 164-165].

B) Герой Рубанова очень самолюбив. Именно неудовлетворённое самолюбие всё время заставляет его двигаться вперёд. Благодаря этой черте характера Рубанов-герой смог разбогатеть, решиться на обман государства в 1990-е гг., создать свой банк. Прокладывая путь к своему первому миллиону, он так выражал собственные желания: «Хотелось прогреметь. Осчастливить человечество. Усовершенствовать Вселенную. Конвертировать личный гений в его доказательства. Вычислить секретную формулу, гарантирующую счастье всех людей. Получить за это Нобеля, Оскара, Букера, Пулитцера. И денег.

Хотелось женщин, автомобилей, коньяков. Хотелось приключений, драк, путешествий по краю. Риска. Хитрого манёвра. Удачи. И денег.

Хотелось положить всю планету перед собой, словно горячий кровавый бифштекс, разъять и сожрать» [7, с. 27].

Г) Рубанову-герою, как и автору, присущ «неудовлетворённый комплекс миллиона» [8]. Он всё время в окружении денег.

Д) Рубановский герой непрерывно исследует свой внутренний мир, при этом постоянно критикует собственные суждения,

причём с огромной долей иронии: «.проклинаешь себя -беспонтового, бестолкового, безмазового лузера, недальновидного кретина, легкомысленного придурка, легковесного чмыря, глупца и неврастеника» [7, с. 319]. Герой постоянно копается внутри себя, оценивает каждый собственный поступок, что выражено в обширных внутренних монологах. «Перед сильными прогибаешься, а слабых жалеешь» [7, с. 251], - к такому выводу о самом себе приходит Андрей в романе «Великая мечта».

Е) Вместе с тем, Рубанов-герой - личность деятельная. Для него главное в жизни - это движение вперёд. Андрей никогда не стоит на месте, всё время двигается, экспериментирует, ищет себя в различных амплуа: журналист - бандит - бизнесмен и т.д.

5. Герой Рубанова, как и сам писатель, занимается творчеством. Причём в книгах он подробно повествует о том, как пришёл к решению стать писателем, как учился писать прозу: «К шестнадцати годам я полностью сформировался как писатель: я знал, что буду делать лёгкую и злую сюжетную прозу. Смешную и горькую. Точную и отвязную. Я решил, что от моих книг чуваки и чувихи будут балдеть, как восьмиклассница от первой сигареты. Я поклялся себе, что буду работать без сна и отдыха, до обмороков, до темноты в глазах, - но превзойду всех. Стану самым лучшим. Великим. Неподражаемым» [9, с. 48-49].

6. В этих словах прослеживается ещё одна черта рубанов-ского героя - безграничная целеустремленность и напористость во всём. Андрей уверен в своих силах, для него нет ничего невозможного: «.если Гварнери и Страдивари смогли - значит, и я смогу» [6, с. 11] - так рассуждает герой в рассказе «Брусли», пытаясь собственноручно изобрести скрипку.

7. По своим идеалистическим взглядам Рубанов-герой - «совок». Этим термином себя определяет и сам писатель: «Я - «совок». Я в красном галстуке ходил, я был комсорг класса, а потом, в армии, комсорг роты. И я во многом разделял эту идеологию» [8]. Воспитанный в Советском союзе, герой привык видеть перед собой чёткую картину своего будущего, моделировать его. Отсутствие такой модели вызывает у Андрея страх. Например, в рассказе «В бегах» юноша-банкир боится не самой тюрьмы, а неизвестности, того, что он не сможет планировать свою жизнь, что теперь за него это будут делать другие люди: «Я слишком привык твёрдо знать, что со мной будет завтра и послезавтра. Но моё завтра конфисковано и опечатано, моим завтра распоряжаются чужие люди»; «Мне моя судьба нужна упорядоченная, расчерченная и размеченная; я хочу видеть своё будущее, проницать его волей и фантазией.» [6, с. 138; 137 - 138].

8. Рубановский герой - хронический трудоголик, причём Андрею не чужд как умственный, так и физический труд. Он способен трудиться по четырнадцать часов в сутки: «Рабочий день длиной в четырнадцать часов измотал нас до последней степени» [9, с. 80].

9. У героя Рубанова очень интересные отношения с законом. На первом месте для него закон не государственный, а моральный. В любой, даже самой сложной ситуации он старается оставаться человеком. Например, в романе «Великая мечта» Андрей задолжал своему старому знакомому, Сергею Знаеву, приличную сумму денег, но не смог погасить долг полностью. Для того, чтобы вернуть оставшиеся деньги, Знаев предпринимает попытку отнять машину у Рубанова с помощью судебных приставов. Однако герой отдаёт ключи не служителям закона, а самому Сергею лично в руки, потому что так поступить велит ему совесть.

Именно моральный стержень мешает герою разбогатеть, ведь для того, чтобы быть состоятельным человеком и сохранить своё богатство, нужно уметь переступать через интересы других людей, а Рубанов-герой не может быть эгоистом. Он любит людей, думает в первую очередь не о себе, а об окружающих: «Всё предусмотрел, просчитал и обдумал - а о людях забыл. Точнее и честнее сказать: забыл не о людях, а о себе, с детства приученном думать в первую очередь именно о людях. Ничего не поделаешь, не вырос я в толстокожего жлоба, которому на всех наплевать» [7, с. 166].

10. Рубанов-писатель называет себя представителем «потерянного поколения»: «Таких людей, как я, много. Перестройка, резкое разочарование в ценностях, совпадает по времени с возвращением из армии. Возвращаешься, а всё, к чему ты себя готовил, теперь ничего не стоит. Что делает тогда человек пассионарный? Он начинает весь мир презирать, уходит в жёсткий андеграунд. Делает деньги, даже идёт на преступления.» [8].

Личность прозаика формировалась на сломе двух эпох, когда буквально рухнула вся заложенная в нём, в его социалистическом счастливом детстве система ценностей, и Рубанов был

вынужден выживать в новом для себя государстве. Таким же является и его герой. Он не смог простить своей стране обманутых надежд и ожиданий, смены идеологии, поэтому «ушел в андеграунд» - стал заниматься незаконным денежным оборотом: «Я бы хотел простить государству, но не смог. Мою маму и моего папу кидать нельзя, - я сразу приду и уничтожу тех, кто это сделал. А будет меня потом искать милиция или не будет - неважно» [6, с. 124].

11. Герой автобиографических произведений Рубанова находится не на своем месте, занимается не тем, чем бы ему хотелось заниматься. Он постоянно вращается в мире бизнеса, пытается подчинить себе деньги, заставить их работать на себя, общается с влиятельными людьми (банкирами, бизнесменами, криминальными авторитетами), которые готовы поступиться моральными принципами ради денег, пойти против воли окружающих и близких. Сам герой не такой - он чище и добрее окружающих: «На самом деле я есть классический интеллигент из династии сельских учителей, человеколюбивый и добрый малый, правдолюбец и среброненавистник» [7, с. 178], поэтому ему

Библиографический список

и не удается занять свою нишу в мире бизнеса. Рубанов-исатель также признается, что он «плохой бизнесмен» [10], что ему по душе заниматься литературой, но он вынужден существовать в мире бизнеса, чтобы заработать себе на жизнь. «Литература для меня - страсть, ей подчинена вся моя жизнь, но деньги на хлеб я зарабатывал и зарабатываю самыми разными путями» [11].

Таким образом, герой автобиографических произведений Андрея Рубанова - это отражение личности самого автора: его внешности, характера, мировоззрения, образа жизни. В своих книгах писатель не просто изображает череду событий, которые происходили в его жизни в тот или иной период, но и рисует две разные эпохи, социалистическую и капиталистическую, сформировавшие его жизненную идеологию. Его автобиографический герой, по нашему мнению, - это оригинальная попытка Рубанова-прозаика исследовать, с одной стороны, самого себя, разобраться в своём внутреннем мире. С другой - написать портрет человека переходной эпохи, какой и увиделась писателю историческая реальность конца минувшего столетия.

1. Буслакова Т.Н. Современная русская литература: тенденции последнего десятилетия: Учеб пособие. Москва: Высшая школа, 2008.

2. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX века: Л.Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»: автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Волгоград, 2002. Available at: http://31f.ru/author-abstract/page,9,147-avtoreferat-problematika-i-poetika-avto-biograficheskix-povestej-o-detstve-vtoroj-poloviny-x1x-v html

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986.

4. Интервью (2008). Available at: http://www.timeout.ru/msk/feature/2468

5. Масленников Р. Я бы хотел прочитать книгу Брюса Ли: [интервью с А. Рубановым]. Available at: http://pr-maslennikov.livejournal. com/292809.html#cutid1

6. Рубанов А. Стыдные подвиги: рассказы. Москва: Астрель, 2012.

7. Рубанов А. Великая мечта: Роман. Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина».

8. Старобинец А. Человек из Общей Хаты: [интервью с А. Рубановым]. Русский репортер. 2010; 3 (131). Available at: http://expert.ru/ russian_reporter/2010/03/andrey_rubanov

9. Рубанов А. Сажайте, и вырастет: Роман. Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, 2006.

10. Масленников Р. Я бы хотел прочитать книгу Брюса Ли: [интервью с А. Рубановым] Available at: http://pr-maslennikov.livejournal. com/292809.html#cutid1

11. Интервью (2006). Available at: http://www.km.ru/glavnoe/2006/12/12/intervyu/andrei-rubanov References

1. Buslakova T.N. Sovremennaya russkaya literatura: tendenciiposlednego desyatiletiya: Ucheb posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 2008.

2. Savina L.N. Problematika i po'etika avtobiograficheskih povestej o detstve vtoroj poloviny XIX veka: L.N. Tolstoj «Detstvo», S.T. Aksakov «Detskie gody Bagrova-vnuka», N.G. Garin-Mihajlovskij «Detstvo Temy»: avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Volgograd, 2002. Available at: http://31f.ru/author-abstract/page,9,147-avtoreferat-problematika-i-poetika-avtobiograficheskix-povestej-o-det-stve-vtoroj-poloviny-x1x-v html

3. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1986.

4. Interv'yu (2008). Available at: http://www.timeout.ru/msk/feature/2468

5. Maslennikov R. Ya by hotelprochitat'knigu Bryusa Li: [interv'yu s A. Rubanovym]. Available at: http://pr-maslennikov.livejournal.com/292809. html#cutid1

6. Rubanov A. Stydnye podvigi: rasskazy. Moskva: Astrel', 2012.

7. Rubanov A. Velikaya mechta: Roman. Sankt-Peterburg: Limbus Press, OOO «Izdatel'stvo K. Tublina».

8. Starobinec A. Chelovek iz Obschej Haty: [interv'yu s A. Rubanovym]. Russkijreporter. 2010; 3 (131). Available at: http://expert.ru/russian_re-porter/2010/03/andrey_rubanov

9. Rubanov A. Sazhajte, i vyrastet: Roman. Sankt-Peterburg: Limbus Press, 2006.

10. Maslennikov R. Ya by hotel prochitat' knigu Bryusa Li: [interv'yu s A. Rubanovym] Available at: http://pr-maslennikov.livejournal.com/292809. html#cutid1

11. Interv'yu (2006). Available at: http://www.km.ru/glavnoe/2006/12/12/intervyu/andrei-rubanov

Статья поступила в редакцию 09.02.15

УДК 801

Ulianova N. N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin

(Biysk, Russia), E-mail: natascha297@rambler.ru

Pankina Ye. V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin

(Biysk, Russia), E-mail: gololobovaev@mail.ru

Hlystunova Yu. Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin

(Biysk, Russia), E-mail: pivovarova_julia@mail.ru

EMOTIONALLY DETERMINED REALISATION OF LOW VOCABULARY IN GERMAN DISCOURSE. The article is dedicated to differentiation of low vocabulary through individually defined sphere from the point of view of its emotional coloring. Dealing with the emotional part is determined by its permanent quality, which often prevails over the intellectual part. Emotionally determined realization of the choice of low words is represented by the positions "chief - employee". The speaker in the position of "a chief' uses low lexical units to establish relations and in the position of "an employee" - to overcome a conflict. The detailed analysis is fulfilled on the basis of fiction and publicistic discourse due to their significant ability of reflecting and expressing the linguistic phenomenon

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.