ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) В СФЕРЕ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ
Телевидение (от греч. Tele «далеко» и лат.
viseo «видение») — одно из наиболее массовых средств распространения информации, характеризующееся передачей на расстоянии изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств.
Деятельность организации в области телевещания должна быть лицензирована согласно постановлению Правительства РФ «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» от 7 декабря 1994 г. № 1359 (в ред. Постановления Правительства от 3 октября 2002 г. № 371).
В настоящее время в сетке телепрограммы существует 2 вида каналов — метровые и дециметровые. Первые передают сигнал в метровом частотном диапазоне, вторые — соответственно в дециметровом. Условно каналы можно разделить на 2 вида: государственные (связанные с государством посредством доли или принадлежащие государству полностью) или негосударственные (частные, коммерческие). Разница в этих каналах небольшая, и у тех и других источником дохода является выручка за оказание рекламных услуг, спонсорские взносы либо абонентская плата за пользование; единственное отличие — у государственных каналов есть субсидии на некоммерческие проекты. В этой статье речь пойдет о коммерческих каналах с организационной формой ОАО и ЗАО, которые подпадают под ежегодный обязательный аудит.
Цель аудита затрат на производство такая же, что и у комплексного аудита в целом, однако общие задачи последнего модифицируются и детализируются в соответствии с особенностями затрат. Основная цель аудита затрат заключается в объективной оценке достоверности, законности и реальности отражения в бухгалтерском и налоговом учете показате-
М.В. ГОЛУБОЧКИНА
лей данного аспекта в учете и отчетности. Важность расходов регламентируется тем, что они уменьшают прибыль, определяемую как доход организации за вычетом производственных расходов. Определение расходов дано в ПБУ10/99 «Расходы организации» и в ст. 252 Налогового кодекса РФ.
Обратим внимание на основные задачи аудита затрат на производство:
❖ проверить на соответствие применяемой методики учета затрат на производство с требованиями нормативных актов;
❖ установить правильность калькуляции продукции и отнесения на себестоимость затрат в соответствии с нормативными документами.
Этапы аудиторской проверки можно разделить на:
❖ ознакомительный;
❖ основной;
❖ заключительный.
На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достичь цели и решить поставленные задачи.
Этапы проверки 1. Ознакомительный этап. Перед тем как приступить к аудиторской проверке, необходимо внимательно изучить все основные моменты отражения затрат в бухгалтерском и налоговом учете организации, которые прописаны в учетной политике.
В учетной политике стоит обратить внимание на:
объект учета затрат и его соответствие нормативным документам; объект калькулирования его соответствие нормативным документам; метод учета затрат на производство и его неизменность в течение проверяемого периода (учетного года), а также его соответствие нормативным документам;
❖ правильность разграничения и отнесения затрат по отчетным периодам;
❖ способ начисления амортизации по основным средствам и отнесения на счета затрат;
❖ способ начисления амортизации и правильность определения срока полезного использования нематериальных активов, а также отнесения на счета затрат;
❖ калькулирования себестоимости.
А также в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету должны быть утверждены и другие обязательные положения:
❖ способы оценки материальных ресурсов;
❖ порядок списания расходов;
❖ база распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, порядок списания общехозяйственных расходов;
❖ особенности учета расходов будущих периодов и т.д.
Если в ходе проверки установлены какие-либо отклонения или несоответствия с учетной политикой организации, то аудиторы должны зафиксировать данные отклонения в рабочих документах.
2. Основной этап.
На следующем этапе аудиторской проверки необходимо оценить систему внутреннего контроля бухгалтерского учета затрат на производство. Одним из эффективных способов оценки средств внутреннего контроля является тест, который позволит выяснить слабые участки учета и спланировать основные процедуры проверки. Аудиторская организация самостоятельно определяет состав и содержание тестов средств контроля в соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». На основание ответов по тесту всех сотрудников бухгалтерии и заинтересованных лиц можно определить, какие участки более слабые, и проверить эти участки более досконально. После этого составляется общий план и программа проверки, и аудиторская проверка идет в соответствии с планом и программой проверки.
Следующем этапом аудиторской проверки является проверка правильности распределения и отражения затрат на прямые и косвенные. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском эфира, должны отражаться по дебету счета 20 «Основное производство», а косвенные — предварительно учитываться на
ш I
V
счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» для дальнейшего распределения пропорционально какому-либо показателю, закрепленному в приказе об учетной политике.
В соответствии с действующими нормативными документами на счетах учета затрат может формироваться либо полная фактическая себестоимость продукции, либо фактическая производственная себестоимость. Выбор того или иного метода должен быть отражен в учетной политике организации. Учитывая особенность телевидения, нет незавершенного производства. В связи с этим сформированные затраты полностью списываются на себестоимость, что и формирует фактическую производственную себестоимость.
В связи со спецификой отрасли необходимо также проверить расходы на рекламу. Расходы на рекламу отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». Телекомпания не только сама размещает рекламу в эфире, но также рекламируется на других каналах, в газетах и на рекламных щитах. Аудитору необходимо проверить документальное подтверждение этих расходов. Если реклама прошла в печатном издании, то помимо бухгалтерских документов должна быть ксерокопия рекламы из этого журнала. Если же на телевидении — должен быть отчет, когда и сколько минут шел рекламный ролик и сколько раз его повторяли. Без этих дополнительных документов нельзя признать расходы рекламного характера. А также если идет расклейка рекламных платов, то необходим список мест, где они находятся.
При проверке правильности формирования себестоимости продукции следует руководствоваться документами нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности (нормативные документы приведены в начале статьи). Какими-либо сведениями о нормативных или разъясняющих документах, регулирующих особенности формирования себестоимости продукции телерадиокомпаний и передающих центров, мы не располагаем.
Аудитор должен обязательно проверить на соответствие данных расчета фактической себестоимости с показателями отчета о прибылях и убытках (форма № 2).
3. Заключительный этап.
Данный этап аудита затрат на производство включает в себя проверку своевременности проведения инвентаризации, выявление
ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета. Если аудитор производит лишь проверку результатов инвентаризации, то этот факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. Однако для формирования более достоверного вывода о качественной инвентаризации затрат на производство целесообразно провести ее самостоятельно.
После проверки всех данных составляется сначала рабочая документация, в которой указываются все расхождения. Затем аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки. Руководитель проверки на основании всех вышеперечисленных документов составляет аудиторское заключение по результатам аудита.
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МИРОВЫХ МОНОПОЛИЙ
Монополия — исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Монополии — крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала в целях установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» — один, «полио» — продаю. В реальной действительности невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна-единственная фирма — производитель товаров, не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина «монополия», а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Не случайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П. Саму-эльсон), «ценоискатель» (П. Хейне).
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяй-
С.И. ГОРБАНЬ
ственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия — это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Как писал В.И. Ленин, «монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции...».
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов способствуют ускорению технического прогресса. Однако это возможно лишь в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Й. Шум-Пе-тер и другие экономисты утверждали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, — это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения. Фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды и себе и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особую роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу