Мамаева У.З.1, Шафиева А.М.2 ©
:К.э.н., доцент; 2магистрант, каф. «Аудит», Дагестанский государственный университет
ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ ОТГРУЖЕННЫХ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Аннотация
Планирование объемов производства является важным элементом деятельности предприятия, недовыполнение плана по различным причинам вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, уплату штрафных санкций, что в свою очередь, приводит к ухудшению финансового положения предприятия. В связи с этим целью данного исследования является рассмотрение порядка учета и контроля выпуска и продаж готовой продукции и товаров отгруженных. В работе рассматриваются проблемы совершенствования аудита готовой продукции и товаров отгруженных в современных условиях экономики России посредством оперативного аудита.
Ключевые слова: Аудит, учет, готовая продукция, товары, экономика России, оперативный аудит.
Keywords: auditing, accounting, finished products, goods, Russia's economy, the operational audit.
Важное значение для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией, необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства, своевременное оформление хозяйственных операций.
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета выпуска и продажи готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения.
В настоящих условиях основное значение придается объему продаж продукции как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность и стабильность деятельности предприятия на долгосрочную перспективу. Таким образом, процесс продажи завершает кругооборот хозяйственных средств, что позволяет предприятию выполнять свои обязательства перед кредиторами (перед поставщиками за сырье и материалы для хозяйственных нужд; перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам; перед персоналом по оплате труда; и т.п.) и возмещать различные производственные затраты.
На сегодняшний день экономика России - одиннадцатая по абсолютной величине и шестая экономика среди стран мира по объему производства готовой продукции номинальный валовой внутренний продукт России за 2010г. составил 44,5 трлн. рублей (рис.1) [1].
©© Мамаева У.З., Шафиева А.М., 2012 г.
1989 1992 1995 1998 2001 2004 Ж17 2010 годы
Рис. 1. Темпы роста реального ВВП России за 1991-2009 гг (очищено от инфляции)
20 апреля 2011 году Владимир Путин на выступлении перед Госдумой с отчетом о работе правительства за 2010 год заявил, что по объёму ВВП Россия должна войти в число пяти ведущих мировых экономик мира, а по ВВП на душу населения — на уровень более $35 тысяч на человека [2]. Следовательно, планирование объемов производства является важным элементом деятельности предприятия и осуществляется в натуральных и стоимостных измерителях. Недовыполнение плана по различным причинам вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, уплату штрафных санкций за нарушение договоров поставки, задержки собственных платежей, что, в свою очередь, приводит к ухудшению финансового положения предприятия.
Как известно, экономическим условием существования современного российского общества является повторение процесса производства и складывается оно из четырех взаимосвязанных моментов - производства, распределения, обмена и потребления.
На сегодняшний день эффективность работы производственного предприятия зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения.
Специалист в области в финансов, научный деятель Балабанов И.Т. [3] отметил, что конечным продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция; изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции.
Экономисты Врублевский Н.Д. и Рендухов И.М. [4] утверждают, что в процессе реализации продукции предприятия получают денежные средства, за счет которых возмещаются производственные затраты, осуществляются расчеты с бюджетом по налогам; с работающими по оплате труда; с поставщиками и подрядчиками, с прочими кредиторами. Укрепление финансового положения предприятия зависит от своевременного выпуска и реализации продукции.
При постановке бухгалтерского учета в предприятиях особое место занимает учет готовой продукции, ее выпуска и реализации. Необходимость и роль учета выпуска и реализации готовой продукции обеспечивается следующим. Предприятия изготовляют продукцию, исходя из условий, заключенных с покупателями и заказчиками договоров, разрабатываемых плановых заданий по ассортименту, количеству и объему подлежащей выпуску продукции, постоянно уделяя большое внимание вопросам изучения спроса и конкурентоспособности продукции, расширения ее ассортимента, равняясь на потребности рынка, утверждают Бужинский А.И. и Шеремет А.Д. [5]
Целью учета готовой продукции является своевременное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета информации о выпуске и отгрузке продукции в организации.
Рассмотрим схему учета готовой продукции
Рис. 1 Схема учета готовой продукции
Основными элементами системы управления готовой продукцией являются планирование, прогнозирование и нормирование затрат, учет и контроль выпуска и реализации готовой продукции.
Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять финансовую отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля - аудита.
Роль аудиторской проверки выпуска и реализации готовой продукции определяется необходимостью подтверждения достоверности финансовой отчетности предприятия в области правильности исчисления фактической себестоимости произведенной готовой продукции и себестоимости реализованной продукции. Недостоверность одного из видов себестоимости в этой цепи приводит к искажению величины дохода предприятия, отраженного в финансовой отчетности, и как следствие, к сокрытию налогооблагаемой базы. Также необъективное и недостоверное повышение величины фактической производственной себестоимости готовой продукции грозит уменьшением объема выпуска готовой продукции.
Роль аудита готовой продукции в области повышения ее объема характеризуется другими факторами, например, обнаружением фактов выпуска и реализации неучтенной продукции. Неучтенная продукция - фактически выпущенная и реализованная продукция, которая по бухгалтерским документам не значится выпущенной и реализованной. Для изготовления неучтенной продукции создаются излишки сырья.
Отгруженной продукцией считают продукцию и услуги, которые переданы покупателю, платежные документы на которые сданы в банк, но не оплачены покупателем. Положением о составе затрат установлено, что выручку от реализации произведенной продукции, выполненного объема работ и оказанных услуг можно определить одним из следующих двух способов: по мере ее оплаты (при безналичных расчетах при поступлении средств на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными по поступлении средств в кассу). Способ выбирается в зависимости от условий хозяйствования и заключаемых договоров, устанавливается на длительный период и отражается в учетной политике. При проверке организации учета отгрузки и реализации продукции необходимо установить и проверить: наличие договоров на поставку готовой продукции и правильность их оформления; правильность оформления документов и применяемых цен; соблюдение способа определения выручки по счетам 46, 47, 48; ведение синтетического и аналитического учета по счетам 45, 46, 47, 48,62,64 и др.;
ведение ведомостей № 16, 16/1 и журнала-ордера № 11 (при применении журнально-ордерной формы учета).
При аудите операций по отгрузке и реализации продукции необходимо обратить внимание на учет расходов, связанных со сбытом продукции. Такие расходы называются коммерческими (внепроизводственными) и учитываются на счете 43 "Коммерческие расходы". Коммерческие расходы включают: затраты на тару и упаковку; транспортные расходы по сбыту продукции; комиссионные сборы и отчисления; затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты; стоимость образцов товаров; прочие расходы по сбыту. При контроле ведения учета по счету 43 необходимо проверить: обоснованность включения затрат в состав коммерческих расходов; соблюдение нормативных расходов на рекламу; соблюдение основных положений по учету тары; правильность составления бухгалтерских проводок.
Важное значение для качественного проведения аудита на предприятии имеет ознакомление с порядком оперативного аудита за выпуском продукции, что обеспечивает своевременность исполнения обязательств предприятия по договорам [6]. В этих целях на предприятии должны проводиться систематические проверки соблюдения технологических процессов, контроль выполнения плана по объему, ассортименту, качеству выпускаемой продукции, а также ритмичности производства. Одним из важнейших направлений аудита готовой продукции является разработка методики оперативного аудита готовой продукции.
Оперативный аудит осуществляется путем сравнения фактических данных, содержащихся в накладных и ежедневных сводках, с плановыми. При этом устанавливается не только степень выполнения плана производства продукции, но и причины, оказавшие влияние на отклонение от него, для устранения недостатков выявляются конкретные виновники, допустившие эти отклонения.
Оперативный аудит за объемом выпуска продукции целесообразно проводить с использованием в основном натуральных показателей. Стоимостные показатели не всегда объективно отражают результаты производственной деятельности, поскольку на стоимость выпущенной продукции влияет ряд не зависящих от производителя факторов, например цена сырья.
Интересы рынка требуют, чтобы предприятия выполняли договоры не только по объему, но и по ассортименту выпускаемой продукции. Большое значение для обеспечения намеченных предприятием показателей финансово-хозяйственной деятельности имеет оперативный аудит отгрузки и реализации продукции.
Выполнение плана реализации готовой продукции полностью зависит от выполнения плановых заданий по ее отгрузке. Своевременная отгрузка готовой продукции — это в большой степени гарантия своевременного получения платежей от покупателей. Поэтому выполнение этого показателя контролируется ежедневно.
Важную роль в контроле за отгрузкой готовой продукции играют службы материально-технического снабжения и сбыта продукции, которые занимаются заключением договоров, ведут учет и оперативный контроль за их выполнением.
Особое внимание уделяется выполнению плана поставок по потребителям. Он считается выполненным, если удовлетворены все потребители без исключения. Выполнение плана отгрузки готовой продукции по потребителям — гарантия того, что к предприятию не будут применяться штрафные санкции с их стороны за необеспечение договорных обязательств по поставкам продукции.
При оперативном аудите дается оценка выполнения плана реализации продукции за каждый день, выявляются причины, обусловившие отклонения от плановых заданий, рассчитываются резервы увеличения объема реализации и разрабатываются мероприятия по их использованию. Важным моментом, стимулирующим выполнение плана по объему
реализуемой продукции, является то, что многие покупатели оплачивают продукцию авансовыми платежами.
Оперативный аудит проводится на основании выписок банка о поступлении выручки от реализации продукции и планового объема реализации. Отклонения фактической выручки от планируемой обусловливаются отсутствием заказанной продукции и отказами (полными или частичными) покупателей от оплаты.
Учитывая выше сказанное, можно сказать, что данная методика дает возможность предприятию оперативно влиять на полноту оприходования готовой продукции и объективно отражать ее в учете и отчетности, а также выявлять неучтенную продукции, то есть вскрывать неучтенные доходы и налоги.
Литература
1. Статистический сборник «Международные сопоставления валового внутреннего продукта» на сайте Росстата
2. Владимир Путин: «Россия должна войти в число пяти ведущих экономик мира». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
3. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М: Финансы и статистика, 2009г.
4. Врублевский Н.Д., Рендухов И.М. Учет выпуска и продаж продукции в промышленности. - Бухгалтерский учет, 2009г.
5. Бужинский А.И, Шеремет А.Д. Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия - М.: Финансы и статистика, 2010г.
6. Калестратов Л. М. Аудит: Уч. пособие. - М.: 2010 г.