ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ личности
шм
Ц) Check for updates Научная статья
УДК 159.923.2
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-27-34
Особенности ассертивности юношей и девушек с различными копинг-стратегиями
Елена Ю. Кольчик
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Российская Федерация, г. Симферополь, пер. Учебный, 8 И [email protected]
Аннотация
Введение. Актуальность выявления особенностей ассертивного поведения современной молодежи с различными копинг-стратегиями в условиях современного общества заключается в эффективном межличностном взаимодействии с социумом. Обзор исследований по данной проблеме показал, что ассертивное поведение является «зрелым» поведением, направленным на противостояние манипулятивному поведению. Копинг-стратегии в рамках теоретического анализа представляются важным элементом ассертивного поведения. Цель. Выявить особенности ассертивного поведения юношей и девушек с различными копинг-стратегиями. Материалы и методы. В данном исследовании применялись такие методы, как анализ научной литературы, наблюдение, беседа, использование стандартизированных методик (методика диагностики уровня ассертивности В. Капони и Т. Новак, методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности Е. П. Ильина и П. А. Ковалёва) и методы статистической обработки данных (описательная статистика и математический критерий Крускала-Уоллеса).
Результаты исследования. Разработана теоретическая модель исследования, согласно которой ассертивное поведение включает в себя когнитивно-смысловой, аффективный и поведенческий компоненты, детально поясняющие особенности взаимодействия личности с социумом через ассертивное и совпадающее поведение. Выборка была разделена на три группы по критерию преобладающего типа копинга. В результате статистической обработки данных было выявлено, что уровень ассертивности респондентов, ориентированных на поиск социальной поддержки, ситуативен. Респонденты, использующие стратегии разрешения проблем, характеризуются высоким уровнем ассертивности, а респонденты, ориентированные на уход от проблемы, обладают средним уровнем ассертивности.
Обсуждение результатов. Ассертивное поведение молодежи как самоутверждающее поведение взаимосвязано с используемыми стратегиями совладающего поведения. Результаты проведенного исследования показали, что для людей с различным уровнем ассертивности характерными являются копинг-стратегии различной направленности. Это указывает на высокую практическую значимость полученных результатов в любой практической деятельности, направленной на адаптацию личности к социуму.
Ключевые слова: юноши и девушки, ассертивность, совпадающее поведение, копинг-стратегии, конфликтность, агрессивность
Для цитирования. Кольчик, Е. Ю. (2023). Особенности ассертивности юношей и девушек с различными копинг-стратегиями. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(6), 27—34. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-27-34
© Кольчик Е. Ю„ 2023
Original article
Features of Assertiveness of Boys and Girls with Different Coping Strategies
Elena Yu. Kolchik
Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, 8, Uchebniy lane, Simferopol, Russian Federation
Abstract
Introduction. The relevance of identifying the features of assertive behavior of modern young people with various coping strategies in modern society lies in effective interpersonal interaction with society. A review of research on this issue has shown that assertive behavior is a "mature" behavior aimed at countering manipulative behavior. Coping strategies in the framework of theoretical analysis seem to be an important element of assertive behavior. Purpose. To identify the features of assertive behavior of boys and girls with different coping strategies. Materials and Methods. In this study, methods such as analysis of scientific literature, observation, conversation, the use of standardized techniques (methods for diagnosing the level of assertiveness by V. Kaponi and T. Novak, methods for diagnosing personal aggressiveness and conflict by E. P. Ilyin and P. A. Kovalev) and methods of statistical data processing (descriptive statistics and the Kruskal-Wallace mathematical criterion) were used.
Results. A theoretical research model has been developed, according to which assertive behavior includes cognitive-semantic, affective and behavioral components that explain in detail the features of personality interaction with society through assertive and coping behavior. The sample was divided into three groups according to the criterion of the predominant type of coping. As a result of statistical data processing, it was revealed that the level of assertiveness of respondents focused on finding social support is situational. Respondents using problem-solving strategies are characterized by a high level of assertiveness, while respondents focused on avoiding the problem have an average level of assertiveness.
Discussion. The assertive behavior of young people as self-affirming behavior is interrelated with the strategies of coping behavior used. The results of the study showed that coping strategies of various orientations are typical for people with different levels of assertiveness. This indicates the high practical significance of the results obtained in any practical activity aimed at adapting a person to society.
Keywords: boys and girls, assertiveness, coping behavior, coping strategies, conflict, aggressiveness
For citation. Kolchik, E. Yu. (2023) Features of assertiveness of boys and girls with different coping strategies. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 6(6), 27-34. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-27-34
Введение
Основной особенностью современного мира является его динамичность и огромный поток информации, что предъявляет повышенные требования к уровню социально-психологической адаптации личности. В связи с этим, особую актуальность имеет процесс взаимодействия личности в социуме, где большое значение приобретает ассертивное поведение как умение сохранять устойчивость при столкновении с многочисленными проблемами и трудностями, находить оптимальные решения для их преодоления, а также копинг-стратегии как сознательно выбираемые способы поведения в стрессовых ситуациях. Согласно Д. А. Леонтьеву и Е. А. Троицкой, выбор копинг-стратегий определяется внутренними ресурсами личности, которые оказывают влияние на мобилизацию личности при адаптации к стрессу. Условно их можно разделить на физиологические, психологические и социальные (Леонтьев, 2011; Троицкая, 2017). Понимая под внутренними ресурсами индивидуальные особенности личности, стоит отметить, что они очень разнообразны и варьируются от особенностей нервной системы человека до степени выраженности коммуникативных способностей (Троицкая, 2017). Именно внутренние ресурсы являются важным фактором, определяющим субъективную оценку происходящих событий, которая, согласно когнитивно-феноменологической концепции, и составляет основу совладеющего поведения. Представителями данной концепции являются Р. Лазарус, С. Фолкман, Дж. Амирхан, Т. Л. Крюкова, Ю. А. Рокицкая, И. В. Пономарёва, Е. В. Лапкина и др.
Р. Лазарус и С. Фолкман в зависимости от субъективной оценки происходящего выделяют две группы ко-пинг-стратегий: проблемно-ориентированный копинг и эмоционально-ориентированный копинг (Lazarus, 1966). Дж. Амирхан, опираясь на тот же критерий, выделил три группы копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание (Lazarus, 1966). Т. Л. Крюкова в своих работах акцентировала внимание на различия между копингом и механизмами психологической защиты, указывая на то, что механизмы психологической защиты практически всегда являются неосознанными, тогда как копинг выбирается сознательно (Крюкова, 2007). Продолжая данную точку зрения, И. В. Пономарёва говорит о том, что проблемно-ориентированные стратегии разрешения проблемных ситуаций противопоставляются защитному механизму регрессии (Пономарёва, 2021).
Ю. А. Рокицкая в своих работах говорит о том, что для современных подростков и юношей ведущими являются активные копинг-стратегии, направленные, преимущественно, на решение проблем (Рокицкая, 2018). Е. В. Панкина указывает на неоднозначность выбора копинг-стратегий у данной возрастной категории и говорит о том, что имеет место динамика защитно-совладающего поведения личности, в процессе которой минимизируется присутствие незрелых защитных механизмов в поведении человека (Лапкина, 2020). Таким образом, мы понимаем, что выбор стратегий разрешения стрессовых ситуаций связан с индивидуально-психологическими и поведенческими особенностями личности, однако большое значение в этом вопросе имеет также ассертивность.
Проблема ассертивности рассматривалась И. В. Лебедевой, Э. Бёрном, И. А. Красильниковым, Е. Г. Трошихиной, Г. В. Навдушевич. Само понятие «ассертивность» на основе анализа позиций данных авторов можно определять как качество зрелой личности, подразумевающее умение правильно управлять своим поведением, направляя его в позитивное русло, а также умение брать на себя ответственность за свое поведение и деятельность (Бёрн, 2006; Красильников, 2017; Навдушевич, 2021). Наравне с ответственностью, значимым показателем ассертивности является умение говорить «нет» (Pourjali, & Zarnaghash, 2010). И. В. Лебедева в своих работах противопоставляет ассертивное поведение манипулятивному, пассивному и агрессивному, понимая под ним удовлетворение своих потребностей при одновременном уважении таковых у других (Лебедева, 2010). При этом основными атрибутами ассертивного поведения являются логичная аргументация, умение принимать помощь и давать ее другим, активная жизненная позиция и самостоятельность (Лебедева, 2010). Э. Бёрн указывал на то, что ассертивность является признаком позиции Взрослого, который уверен в себе и обладает независимостью от других (Бёрн, 2006). Поскольку формирование позиции Взрослого сопряжено с процессом личностного становления и развития, пролонгированного во времени, то оно неизменно связано с внутренними конфликтами личности. Наконец, Е. Г. Трошихина и Г. В. Навдушевич представляют в своей работе ассертивность как самостоятельную копинг-стратегию личности в подростково-юношеском возрасте (Трошихина и Навдушевич, 2021). В работах зарубежных исследователей ассертивность рассматривается как одним из главных условий успешного академического обучения (Blegur, Haq & Barida, 2023; Di Consiglio, Burrai, Mari et al., 2023), а также ресурсом, имеющим значение при лечении депрессивных расстройств (Rabiei, Masoudi & Eslami, 2012).
Таким образом, ассертивность представляется интегральным личностным свойством, которое проявляется в наборе таких характеристик, как целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, настойчивость, навыки бесконфликтного взаимодействия. Исходя из этого определения, а также опираясь на анализ теоретических и практических исследований по данному вопросу, нами была разработана теоретическая модель ассертивного поведения, включающая в себя три основных компонента: когнитивно-смысловой, аффективный и поведенческий (рис. 1).
Рисунок 1
Теоретическая модель ассертивного поведения личности
При разработке теоретической модели ассертивного поведения мы опирались на тот факт, что оно имеет большое значение в кризисных, стрессовых, а не повседневных ситуациях. Исходя из этого, была выдвинута гипотеза о существовании взаимосвязи между особенностями ассертивного поведения личности и используемыми ею копинг-стратегиями. А именно: девушки и юноши, характеризующиеся низким уровнем ассертивности (низкая независимость, неуверенность в себе и своих силах), используют преимущественно те копинг-стратегии, которые направлены на избегание проблем, а их сверстники с более выраженным уровнем ассертивности (самостоятельность, независимость, опора на себя) используют копинг-стратегии, направленные на разрешение проблем и на поиск социальной поддержки. В связи с этим, целью работы является изучение особенностей ассертивного
поведения юношей и девушек с различными копинг-стратегиями. Основной задачей исследования являлось выявление ведущих копинг-стратегий юношей и девушек, а также определение особенностей их поведения, а именно - уровня ассертивности.
Материалы и методы
В основу работы легли такие теоретико-методологические подходы как деятельностный подход Д. А. Леонтьева и когнитивно-феноменологический подход Р. Лазаруса и С. Фолкмана. В соответствии с поставленными целями и задачами, в исследовании были использованы следующие методики:
1) диагностика уровня ассертивности В. Каппони, Т. Новак, направленная на определение уровня выраженности ассертивности как модели поведения;
2) методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева, направленная на склонности респондентов к проявлениям агрессивности и конфликтности, как качествам, являющимся противоположными ассертивности;
3) методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, используемая для диагностики ведущих групп ко-пинг-стратегий, направленных на разрешение проблем, поиска социальной поддержки или избегание проблем.
Для статистического подтверждения значимости полученных различий между группами был использован критерий согласия Краскела-Уоллиса.
Исследование проводилось на базе инженерно-педагогического колледжа КИПУ имени Февзи Якубова.
Результаты исследования
В исследовании приняли участие 70 студентов факультета психологии 2 курса в возрасте от 16-18 лет, из них 52 девушки и 18 юношей. В ходе исследования все испытуемые были разделены на три неравные группы по результатам диагностики методики «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана. В первую группу вошли 17 испытуемых, которые предпочитают использовать стратегию разрешения проблем в стрессовых ситуациях; во вторую группу вошли 23 испытуемых с преобладающей стратегией избегания и в третью группу вошли 30 испытуемых с преобладающей стратегией поиска социальной поддержки. В результате диагностики доминирующих копинг-стратегий при помощи опросника Д. Амирхана, все испытуемые были разделены на три группы. Более детально результаты отражены на рисунке 2.
Рисунок 2
Результаты диагностики ведущих копинг-стратегий у юношей и девушек
45,0 % 40,0 % 35,0 % 30,0 % 25,0 % 20,0 % 15,0 % 10,0 % 0,0 %
Таким образом, большая часть испытуемых выбирают поиск социальной поддержки в стрессовых ситуациях, которые, в большинстве случаев, предполагают развитые коммуникативные навыки. Наименьшее количество респондентов стараются разрешить возникшие проблемы самостоятельно, остальные предпочитают уход от про-
Дапее респондентам трех групп была предложена методика диагностики уровня ассертивности В. Каппони, Т. Новак. Результаты проведения данной методики всеми респондентами представлены на рисунке 3.
42,9 %
Разрешение Избегание Поиск социальной
проблем проблем поддержки
Рисунок 3
Результаты диагностики уровня ассертивного поведения юношей и девушек с различными копинг-стратегиями
Независимость, автономность
Уверенность, решительность, опора на свои силы
Социальная желательность
Поиск социальной поддержки
Избегание проблем
Разрешение проблем
Исходя из сравнительного графика, представленного на рисунке 3, те юноши и девушки, копинг-стратегии которых направлены на разрешение проблем, характеризуются наибольшими показателями независимости и автономности и самыми низкими показателями социальной желательности.
В то же время респонденты, предпочитающие избегать проблем, больше всего ориентированы на мнение общества. Респонденты, ориентированные на поиск социальной поддержки, характеризуются усредненными показателями по всем шкалам, что может указывать на высокую ситуативную зависимость.
Затем, участникам исследования была предложена методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности Е. П. Ильина и П. А. Ковалёва. Результаты по каждой группе представлены на рисунке 4.
Рисунок 4
Результаты диагностики склонности к агрессивности и конфликтности у юношей и девушек с различными копинг-стратегиями
34,7
Вспыльчивость Настойчивость Обидчивость Неуступчивость Компромиссность Мстительность Нетерпимость к мнению других
37,1
7
35,0 34,3 34,1
■ -36,5 1 37,6
43,0
42,0
40,0 43,3
41,
35,5
40,0
46,0
43,7
0
10
20
30
37,6 40
50
60,0
. 59,6
63,5
-1 64,8
60 70
Поиск социальной поддержки Избегание проблем ■ Разрешение проблем
1
2
3
4
5
6
Данные, представленные на рисунке 4, говорят о том, что для респондентов, которые чаще других используют стратегию избегания конфликтов, характерны выраженные показатели вспыльчивости, неуступчивости и нетерпимости к мнению других. Умеренные показатели характерны для респондентов, использующих преимущественно поиск социальной поддержки, за исключением довольно выраженной обидчивости. Возможно, это связано с тем, что для этой выборки испытуемых особенно важно мнение других и их уязвляет, когда окружающие не отвечают на их просьбы. Для испытуемых, использующих стратегии разрешения проблем, характерна компромиссность, что указывает на их готовность идти на диалог (рис. 4).
Различия, полученные в результате исследования и отраженные на рисунках 2—4, подтверждены статистически (табл. 1, 2).
Таблица 1
Статистически значимые различия уровня ассертивности юношей и девушек с различными копинг-стратегиями
Шкала Разрешение Избегание Поиск социальной Критерий Краскела-Уоллиса
проблем проблем поддержки н р
Независимость,
автономность
Уверенность
в себе, решительность,
опора на свои силы
Социальная
желательность
6,06±2,11
4,53±1,91
3,47±0,51
3,7±1,15
3,96±1,26
6,17±1,97
3,7±1,21
4,07±1,26
3,83±1,05
15,8366
0,41430
21,7611
.0036
.81292
.00002
Примечание: ** - результат значим при р < 0,05.
Таким образом, статистически значимые различия были выявлены по шкалам независимости и социальной желательности: респонденты, ориентированные на разрешение проблем, характеризуются выраженной автономностью в поведении и независимостью суждений (6,06±2,11). Респонденты, ориентированные на избегание проблем, характеризуются высоким уровнем социальной желательности (6,17±1,97).
Таблица 2
Статистически значимые различия склонности к агрессивности и конфликтности у юношей и девушек с различными копинг-стратегиями
Шкала Разрешение Избегание Поиск социальной Критерий Краскела-Уоллиса
проблем проблем поддержки н Р
Вспыльчивость 3,71±0,59 6±1,93 3,47±0,57 1,5278 .46584
Настойчивость 3,41±0,51 3,43±0,59 3,50±0,51 0,2504 .8823
Обидчивость 3,76±1,39 3,65±1,11 4,30±1,70 1,9156 .38374
Неуступчивость 4,00±1,12 5,96±1,77 4,20±1,77 13,5932 .00002"
Компромиссность 6,35±1,97 4,13±1,71 4,33±1,81 13,6214 .00002"
Мстительность 3,53±1,62 4,00±1,24 4,60±1,85 1,9782 .37191
Нетерпимость 3,76±1,09 6,48±2,5 4,37±1,73 12,5739 .0036"
к мнению других
Примечание: ** - результат значим при р < 0,05.
Статистически подтвердились различия по шкалам неуступчивости, компромиссности и нетерпимости к мнению других: респонденты, ориентированные на разрешение проблем, характеризуются выраженной компромисс-ностью (6,35±1,97); респонденты, ориентированные на избегание проблем - неуступчивостью (5,96±1,77) и нетерпимостью к мнению других (6,48±2,5).
Обсуждение результатов
Опираясь на предложенную нами теоретическую модель исследования и его результаты можно отметить, что юноши и девушки, активно использующие стратегии разрешения проблем, характеризуются выраженной автономностью, независимостью, уверенностью в себе и во взаимодействии с другими людьми; склонны к проявлению компромиссности, что соответствует высокому уровню ассертивного поведения. Те юноши и девушки,
которые чаще всего используют копинг, направленный на уход от проблемы, демонстрируют низкий уровень автономности, решительности и склонны к проявлению вспыльчивости и нетерпимости к мнению других в процессе межличностного взаимодействия. Те респонденты, которые предпочитают ориентироваться на поиск социальной поддержки, не показали однозначных результатов, что указывает на их ситуативную зависимость и наличие других факторов, влияющих на их поведение и не учтенных в данном исследовании. Отсутствие очевидной связи может также указывать на то, что полученные результаты перекликаются с точкой зрения Е. Г. Трошихиной и Г. В. Навдушевич о том, что ассертивность является самостоятельной копинг-стратегией личности (Трошихина и Навдушевич, 2021). Кроме этого, уместным будет отметить тот факт, что полученные результаты так же подтверждают концепцию Крюковой (2007) о сознательном выборе копинг-стратегий. Вместе с тем, результаты исследования противоречат результатам исследования Рокицкой (2018) о том, что среди современной молодёжи преобладают копинг-стратегии, направленные на решение проблем — напротив, большинство респондентов используют копинг-стратегии, направленные на поиск социальной поддержки. Это указывает на то, что ассертив-ное поведение является сложным феноменом, требующим не только сравнительного, но и лонгиподного подхода к его изучению, со смещением приоритетов в сторону более детального изучения социальных факторов.
Таким образом, копинг-стратегии, которые личность использует в стрессовых ситуациях, связана с ассертив-ным поведением. В частности, активная направленность на решение проблем характерна для людей с высоким уровнем ассертивности, а направленность на избегание проблем — для людей с низким уровнем ассертивности. Это дает основание предположить, что психологическая и психокоррекционная работа, направленная на формирование правильных копинг-стратегий, будет способствовать становлению ассертивного поведения личности. В то же время, не было выявлено однозначной связи копинг-стратегий, направленных на поиск социальной поддержки, с ассертивным поведением, что обусловливает необходимость проведения дальнейших исследований в данном направлении.
Список литературы
Бёрн, Э. (2006). Трансакционный анализ и психотерапия: монография. Эксмо.
Красильников, И. А. (2017). К вопросу о понимании ассертивного поведения с позиции внутренних конфликтов личности. Пензенский психологический вестник PSYCHOLOGY-NEWS.RU, 2, 2—15. https://doi.Org/10.17689/psv-2017.2.l
Крюкова, Т. Л. (2007). Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы: монография. Авантитул.
Лапкина, Е. В. (2020). Об организованности и возрастной изменяемости защитно-совладающего поведения личности. Казанский педагогический журнал, 5,217-223. https://doi.Org/10.34772/KPJ.2020.142.5.032
Лебедева, И. В. (2010). Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, 5, 127-132. Леонтьев, Д. А. (2011). Личностный потенциал: Структура и диагностика. Смысл.
Пономарёва, И. В. (2021). Защитно-совладающее поведение в подростковом и юношеском возрасте. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2, 150-157. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021 -10-2-15Q-157
Рокицкая, Ю. А. (2018). Факторная структура копинг-поведения подростков. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 3,220-233. https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.Q3.23 Троицкая, Е. А. (2017). Стили совладающего поведения в юношеском возрасте. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 6(785), 170-184.
Трошихина, Е. Г., и Навдушевич, Г. В. (2021). Ассертивность как копинг-стратегия и личностная характеристика в подростково-юношенском возрасте. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 27(4), 221-227. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2Q21-27-4-221-227
Blegur, J., Haq, А. Н, & Barida, М. (2023). Assertiveness as a new strategy for physical education students to maintain academic performance. The Qualitative Report, 28(3), 865-885. http://dx.doi.org/10.46743/2160-3715/2Q23.5659
Di Consiglio, M., Burrai, J., Mari, E., Giannini, A. M., & Couyoumdjian, A. (2023). Imagine all the people: a guided internet-based imagery training to increase assertiveness among university students-study protocol for a randomized controlled trial. Healthcare, 11,1874. https://doi.org/10.3390/healtfacare 11131874 Lazarus, R. S. (1966). Psychological stress and the coping process. McGraw-Hill.
Pouijali, F., & Zarnaghash, M. (2010). Relationships between assertiveness and the power of saying no with mental health among undergraduate student. Procedía - Social and Behavioral Sciences, 9, 137-141. http://dx.doi.Org/10.1016/j.sbspro.2010.12.126
Rabiei, L., Eslami, A. A., & Masoudi, R. (2012). Assessing the effectiveness of assertiveness program on depression, anxiety and stress among high school students. Salahshoori, 5(8), 844—856.
References
Berne, Е. (2006). Transactional analysis and psychotherapy: a monograph. Eksmo.
Blegur, J., Haq, A. H., & Barida, M. (2023). Assertiveness as a new strategy for physical education students to maintain academic performance. The Qualitative Report, 28(3), 865-885. http://dx.doi.org/10.46743/2160-3715/2Q23.5659
Di Consiglio, M., Burrai, J., Mari, E., Giannini, A. M., & Couyoumdjian, A. (2023). Imagine all the people: a guided internet-based imagery training to increase assertiveness among university students-study protocol for a randomized controlled trial. Healthcare, 11, 1874. https://doi.org/10.3390/healthcare 11131874
Krasilnikov, I. A. (2017). To the question of understanding assertive behavior from the perspective of internal conflicts ofpersonality. Penza psychological newsletter PSYCHOLOGY-NEWS.RU, 2,2-15. https://doi.org/10.17689/psv-2017.2.1 Kryukova, T. L. (2007). Methods of studying coping behavior: three coping scales: monograph. The avantile. Lapkina, E. V. (2020). About the organization and age variability of the protective and coping behavior of the individual. Kazan Pedagogical Journal, 5,217-223. https://doi.Org/10.34772/KPJ.2020.142.5.032 Lazarus, R. S. (1966). Psychological stress and the coping process. McGraw-Hill.
Lebedeva, I. V. (2010). The development of assertiveness and assertive personality behavior. BSU bulletin. Education. Personality. Society, 5, 127-132.
Leontiev, D. A. (2011). Personal potential: Structure and diagnosis. Meaning.
Ponomareva, I. V. (2021). Protective and coping behavior in adolescence and young adulthood. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2, 150-157. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021 -10-2-150-157
Pouijali, F., & Zarnaghash, M. (2010). Relationships between assertiveness and the power of saying no with mental health among undergraduate student. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 9, 137-141. http://dx.doi.Org/10.1016/j.sbspro.2010.12.126
Rabiei, L., Eslami, A. A., & Masoudi, R. (2012). Assessing the effectiveness of assertiveness program on depression, anxiety and stress among high school students. Salahshoori, 5(8), 844—856.
Rokitskaya, Yu. A. (2018). The factor structure of coping behavior of adolescents. Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, 3, 220-233. https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.Q3.23
Troitskaya, E. A. (2017). Coping behavior styles in adolescence. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching, 5(785), 170-184.
Troshikhina, E. G., and Navdushevich, G. V. (2021). Assertiveness as a coping strategy and personal characteristic in a young-adolescence. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 27(4), 221-227. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-221-227
Об авторе:
Елена Юрьевна Кольчнк, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова (295015, Российская Федерация, г. Симферополь, пер. Учебный, 8), ORCID. [email protected]
Поступила в редакцию 16.09.2023 Поступила после рецензирования 12.11.2023 Принята к публикации 18.11.2023
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
About the Author:
Elena Yuryevna Kolchik, Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor of the Department of Psychology, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov (8, Uchebny Lane, Simferopol, 295015, Russian Federation), ORCID. [email protected]
Received 16.09.2023 Revised 12.11.2023 Accepted 18.11.2023
Conflict of interest statement
The author do not have any conflict of interest.
The author have read and approved the final manuscript.