Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 3 (49). C. 122-129 Pedagógica! Review. 2023, vol. 3 (49), pp. 122-129
Научная статья УДК 159.923.2
https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-122-129
Ассертивное поведение студентов управленческого профиля
София Александровна Гапонова1, Наталья Сергеевна Корнилова2
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Россия, sagap@mail ru
2 Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС, Нижний Новгород, Россия, nskorn@mail. ru
Аннотация
В статье показана необходимость формирования ассертивного поведения студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» с целью повышения уверенности, профессионализма и конкурентоспособности личности. Ассертивным поведением многие авторы считают прямое, открытое поведение, не имеющее целью нанести вред другим людям. Несмотря на разные подходы к его пониманию и определению, исследователи выделяют такие ключевые характеристики, как уверенность в себе, достижение своих целей, принятие самостоятельных решений, уважение к окружающим и к себе, независимое поведение, открытость в общении, соблюдение прав, равноправное открытое общение и др. На основании анализа результатов исследования, полученных по следующим методикам: «Исследование уровня ас-сертивности» (В. Каппони, Т. Новак), опросник «Автономность - зависимость» (Г. С. Прыгин), «Диагностика уверенности в себе» (Б. Д. Карвасарский), - были сделаны выводы о том, что во время обучения в вузе студенты не приобретают необходимых знаний, навыков и умений, которые способствуют формированию достаточно высокого уровня автономности, уверенности и в конечном итоге ассертивного поведения для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности. Негативная динамика исследуемых показателей свидетельствует о необходимости внедрения в процесс обучения в вузе программы, направленной на формирование ассертивного поведения, которая позволит преломить ситуацию в лучшую сторону и подготовить государственных и муниципальных служащих, умеющих управлять своим эмоциональным поведением, спокойно и взвешенно принимать решения, эффективно взаимодействовать с гражданами и коллегами, достигать поставленных целей, демонстрировать уверенность и независимость поведения.
Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, уверенность, автономность, студенты, специальность «государственное и муниципальное управление»
Для цитирования: Гапонова С. А., Корнилова Н. С. Ассертивное поведение студентов управленческого профиля // Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 3 (49). С. 122-129. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-122-129
Original article
Assertive behavior of students of managerial profile
Sofiya A. Gaponova1, Natal'ya S. Kornilova2
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russian Federation, [email protected]
2 Nizhny Novgorod Institute of Management - Branch of RANEPA, Nizhny Novgorod, Russian Federation, [email protected]
© С. А. Гапонова, Н. С. Корнилова, 2023
Abstract
The article shows the need for the formation of assertive behavior of students in the direction of training "State and municipal management" in order to increase confidence, professionalism and competitiveness of the individual. Assertive behavior is considered by many authors to be direct, open behavior that is not intended to harm other people. Despite different approaches to its understanding and definition, researchers identify its key characteristics, such as self-confidence, achieving their goals, making independent decisions, respect for others and for themselves, independent behavior, openness in communication, respect for rights, equal open communication, etc. Based on the analysis of the results of the study obtained according to the methods: "Study of the level of assertiveness" by V. Kapponi, T. Novak, Questionnaire "Autonomy-dependence" G. S. Prygin, "Diagnosis of self-confidence" B. D. Karvasarsky, it was concluded that during training at the university students do not acquire the necessary knowledge, skills and abilities that contribute to the formation of a sufficiently high level of autonomy, confidence, and, ultimately, assertive behavior for the successful implementation of future professional activities. The negative dynamics of the studied indicators indicates the need to introduce into the learning process at the university a program aimed at the formation of assertive behavior, which will allow to refract the situation for the better and prepare state and municipal employees who are able to manage their emotional behavior, calmly and carefully make decisions, effectively interact with citizens and colleagues, achieve their goals, demonstrate confidence and independence of conduct.
Keywords: assertiveness, assertive behavior, confidence, autonomy, students, studying in the specialty of state and municipal management
For citation: Gaponova S. A., Kornilova N. S. Assertivnoye povedeniye studentov upravlenchesk-ogo profilya [Assertive behavior of students of managerial profile]. Nauchno-pedagogicheskoye oboz-reniye - Pedagogical Review, 2023, vol. 3 (49), pp. 122-129. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-122-129
В современных условиях повышения требований к профессионализму и конкурентоспособности личности возрастает значимость проблемы формирования таких поведенческих навыков, которые способствуют достижению успеха, активности, эмоциональной устойчивости при встрече с различными трудностями и проблемами, нахождению оптимальных решений для их преодоления. Кроме того, актуальна необходимость развития личности, которая умеет создавать благоприятный психологический климат в коллективе, способна проявлять аналитическое мышление, умеет слушать и выстраивать эффективное взаимодействие, отвечать за свои поступки и быть уверенной в себе, проявлять стойкость и твердость в трудных неоднозначных ситуациях и, таким образом, демонстрировать ассертивное поведение - прямое, открытое, не наносящее вред другим людям [1].
В научной литературе имеются различные определения ассертивности и ассертивного поведения. Ассертивность - это способность к настойчивому достижению своих целей, способность добиваться своего; образ жизни человека; характерное поведение в типичных социальных ситуациях; отношение к другим и себе самому; примирение или несогласие с критикой; примирение с собственными ошибками [2].
Ассертивность, по мнению некоторых авторов, помогает личности адаптироваться, социализироваться и осуществлять акмеологизацию. Это связано со спецификой структуры данного понятия, в которую входят уверенность в себе, целеустремленность, сотрудничество и коммуникабельность [3].
В исследовании ассертивности выделяется два направления: Т. Каппони и Г. Новак считают ассертивность поведенческой моделью человека, успешного в разных областях. Альберти и М. Эм-монс, Э. Берн, Дж. Вольп, У. Джеймс, Ф. Зимбардо, А. Маслоу, Р. Ульрихов, Э. Шостром и др. рассматривают ассертивность как составляющую внутреннего мира человека.
В отечественной психологии тема ассертивности поднималась в работах Б. Г. Ананьева, Ф. Е. Ва-силюка, И. В. Дубровиной, С. В. Ковалева, Е. П. Никитина и Н. Е. Харламенковой, В. Г. Ромека и др. По мнению И. В. Лебедевой, ассертивное поведение представляет собой некий способ действий,
при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих [4]. Основой ассертивного поведения является базисное чувство уверенности, уважения к себе и другим, внимательность и отзывчивость, умение отстаивать свои границы и принимать решения, ориентируясь на себя, внимательно относиться к своим чувствам и мнению [5].
Некоторые авторы рассматривают ассертивное поведение с позиции вариантов копинг-поведе-ния, направленного на повышение уровня психологической адаптации личности в условиях динамичных социальных изменений, преодоление стрессового напряжения, самостоятельного решения трудных проблем [6].
Изучением развития личности в студенческом возрасте занимались многие авторы (Д. М. Абду-разакова, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалёв, Л. Ф. Беликова, О. И. Карпухин, Н. М. Пейсахов, В. А. Петровский, О. А. Максимова, А. А. Реан, В. И. Слободчиков и др.), проанализировав работы которых можно выделить особенности, способствующие формированию в этом возрасте ассертивного поведения. Так, в студенческий период идет активное становление зрелой личности, усвоение норм и навыков, дающих возможность проявлять социальную ответственность, определение ценностных ориентаций и мировоззрения, развивается способность к восприятию персонального я, саморегуляции своего поведения и эмоций, появляется потребность к пониманию роли профессиональной коммуникации, желание быть независимым, самостоятельным.
Для студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» формирование ассертивного поведения представляется особенно актуальным. Эта актуальность определяется специфическими особенностями личности чиновника, к которой современное общество предъявляет такие требования, как способность ставить стратегические цели, мотивировать сотрудников, самостоятельно принимать решения, гибкость мышления, умение анализировать проблемы, самоконтроль, уравновешенность, конструктивное взаимодействие и учет мнения оппонента, социальная направленность, внимательное отношение к гражданам и т. д. [7]. Кроме того, по словам руководителя Академии управления ДВФУ Михаила Кривопала, современный госслужащий должен быть неравнодушным к своей работе и к гражданам, уметь продуктивно выстраивать взаимодействие с людьми, быть клиентоориентированным и нести в себе компетенции системного мышления [8].
Целью нашей экспериментальной работы является исследование уровней сформированности ассертивного поведения у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Нами была сформулирована следующая гипотеза: в условиях традиционно организованного обучения в вузе уровень сформированности ассертивного поведения не достигает высоких значений.
Исследование проводилось в Нижегородском институте управления - филиале РАНХиГС. Выборку составили студенты первого, третьего и четвертого (выпускного) курсов очной формы обучения в количестве 240 человек: 150 девушек и 90 юношей.
Для исследования применялись следующие методики, раскрывающие различные стороны ас-сертивности: «Исследование уровня ассертивности» (В. Каппони, Т. Новак), где определяется уровень ассертивности личности в целом [9]; опросник «Автономность - зависимость» (Г. С. Прыгин). Методика диагностирует основные типы студентов: автономных, зависимых и неопределенных [10]; «Диагностика уверенности в себе» (Б. Д. Карвасарский), представляющая шкалу, на которой с одной стороны находится неуверенный в себе человек, на другом конце - человек агрессивный, а между этими крайностями - уверенная в себе личность, которая в первую очередь умеет правильно общаться [11].
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью ¿-критерия Стьюдента и критерия однородности х2 [12].
Сравнение результатов исследования ассертивного поведения у студентов в динамике от первого до четвертого курса представлено в таблице и на рис. 1.
Динамика показателей ассертивного поведения у студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление»
Показатель 1-й курс (М ± m) 3-й курс (М ± m) 4-й курс (М ± m) Р (1-3-й курс) Р (1-4-й курс) Р (3-4-й курс)
Ассертивность 5,58 ± 0,2 5,14 ± 0,25 5,23 ± 0,2 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Автономность 10,2 ± 0,23 9,95 ± 0,28 8,35 ± 0,22 > 0,05 < 0,01 < 0,01
Уверенность в себе 22,8 ± 0,7 19,84 ± 0,82 18,83 ± 0,57 < 0,01 < 0,01 > 0,05
Примечание. М - среднее арифметическое; т - ошибка среднего; р - вероятность ошибки.
Ассертивность Автономность Уверенность в
себе
1 курс 3 курс ■ 4 курс Рис. 1. Показатели ассертивности, автономности и уверенности в себе у студентов 1, 3 и 4-го курсов (средние данные)
Из таблицы и рис. 1 видно, что по ассертивности у студентов всех курсов показатели находятся на среднем уровне - 4-6 баллов, который трактуется авторами методики как проявление ассертивности только в типичных ситуациях. Любое изменение ситуации ведет к ее снижению. Достоверных различий средних показателей ассертивности по критерию Стьюдента не выявлено.
На рис. 2 представлены результаты исследования ассертивности по уровням развития у студентов 1, 3 и 4-го курсов в процентах.
60
50
40
30
Низкий
Средний
Высокий
20 10 0
1 курс 3 курс 4 курс
Рис. 2. Распределение студентов 1, 3 и 4-го курсов по уровню показателя ассертивности, %
Как можно видеть, процент студентов с показателем ассертивности высокого уровня снижается от 1-го к 4-му курсу: от 34,5 % на 1-м курсе до 25,8 % - на 4-м. Количество студентов с низким уровнем ассертивности увеличивается, особенно много (30 %) таких студентов на 3-м курсе. Средний уровень ассертивности преобладает у студентов всех курсов, а на 4-м курсе их больше половины (51,7 %).
Несмотря на указанные различия между курсами, обработка результатов с помощью критерия однородности х2 не дала достоверных данных об их наличии, т. е. можно считать, что ассертив-ность студентов не претерпевает значимых изменений во время их обучения в вузе и занятий по дисциплинам основной и вариативной частей учебного плана.
По средним показателям автономности - зависимости (таблица, рис. 1) отмечается достоверное снижение показателя от 1-го к 4-му курсу (р < 0,01), наиболее заметное от 3-го к 4-му курсу (р < 0,01). При этом у студентов 1-го и 3-го курсов проявляется смешанное (неопределенное) поведение (уровень средних показателей - от 9 до 11 баллов). Их трудно отнести к автономным или к зависимым, так как у них можно встретить черты обоих типов поведения. Студенты 4-го курса -ближе к зависимым (уровень средних показателей до 8 баллов), у которых настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, самостоятельность в учебной деятельности практически не проявляются, они опираются на указания, советы, подсказки других людей. Следует подчеркнуть, что низкий уровень автономности (зависимый тип поведения) крайне нежелателен в работе будущего государственного служащего в силу нерешительности действий, зависимости от чужих мнений, настроения, выполнения профессиональных обязанностей, ориентированных на похвалу или наказание, что непременно сказывается на его личностном и профессиональном росте.
На рис. 3 представлены результаты исследования автономности - зависимости по уровням развития у студентов 1, 3 и 4-го курсов в процентах, где можно видеть достаточную однородность в распределении студентов по уровням автономности на 1-м и 4-м курсах: средний уровень преобладает и составляет 39,5 и 38,2 % соответственно.
60
50
40
30
20
10
0
Низкий
Средний
Высокий
1 курс 3 курс 4 курс
Рис. 3. Распределение студентов 1, 3 и 4-го курсов по уровню показателя автономности - зависимости, %
Исключение составляет третий курс, у большинства студентов которого преобладает низкий уровень автономности (51,4 %) и меньше всего студентов с высоким уровнем (18,6 %). Обработка результатов с помощью критерия однородности %2 показала достоверные различия по данному показателю между 3-м и 4-м курсом (р < 0,01) и тенденцию между 1-м и 3-м курсами (р < 0,1).
Средний показатель уверенности в себе (таблица, рис. 1) у студентов 1-го курса достоверно выше, чем у студентов 3-го и 4-го курсов (р < 0,01). Студенты 4-го курса чаще других отмечают у себя характеристики неуверенного и скорее неуверенного поведения. Значительное количество студентов - будущих госслужащих выпускного курса либо пасуют перед трудностями и стараются не принимать важных решений, либо демонстрируют агрессивный тип поведения, что, вероятно, обусловлено их стремлением скрыть свою неуверенность и зависимость и самоутвердиться за счет других.
На рис. 4 представлены результаты исследования уверенности в себе по уровням развития у студентов 1, 3 и 4-го курсов в процентах.
Как видно из рис. 4, на всех курсах больше всего студентов со средним уровнем уверенности в себе. В то же время выражена динамика по снижению числа студентов с высокими показателями уверенности (от 39,5 % - на 1-м курсе до 22,9 % - на 3-м и 14,5 % - на 4-м курсе) и повышению
числа студентов с низкими показателями (от 13,6 % на 1-м курсе до 24,3 % - на 3-м и 28 % - на 4-м курсе). Критерий однородности %2 выявил статистически значимые различия в распределении студентов по данному показателю между 1-м и 3-м курсом (р < 0,05) и 1-м и 4-м курсом (р < 0,01), между 3-ми 4-м курсом достоверных различий не обнаружено.
60 50 40 30 20 10 о
1 курс 3 курс 4 курс
Рис. 4. Распределение студентов 1, 3 и 4-го курсов по уровню показателя уверенности в себе, %
Такая динамика как по средним значениям исследуемых показателей ассертивного поведения, так и по распределению студентов по уровню их выраженности может быть связана с тем, что на 1-м курсе студенты испытывают некоторую эйфорию от поступления в вуз и начала новой жизни, в которой они чувствуют себя более независимыми от родителей и учителей, свободными и уверенными в своих силах. Отрицательная динамика показателей автономности и уверенности в себе на старших курсах объясняется, по-видимому, ощущением приближения окончания обучения, неопределенностью в связи с трудоустройством и страхом перед самостоятельной профессиональной деятельностью, которая накладывает ответственность, необходимость следовать законам государственной гражданской службы и четко выполнять стоящие задачи.
Таким образом, полученные в исследовании результаты подтверждают высказанную нами гипотезу и показывают, что во время обучения в вузе студенты не приобретают тех необходимых знаний, навыков и умений, которые способствуют формированию достаточно высокого уровня автономности, уверенности и в конечном итоге ассертивного поведения для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности. Отсутствие позитивной динамики по исследуемым показателям, более того, негативная динамика свидетельствуют о том, что во время обучения в вузе на занятиях по дисциплинам основной и вариативной частей учебного плана направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», заложенных в стандартных образовательных программах, ассертивное поведение не формируется.
Перспективным направлением развития ассертивного поведения у студентов является, на наш взгляд, включение в образовательный процесс специальной формирующей программы, которая позволит преломить ситуацию в лучшую сторону и подготовить государственных и муниципальных служащих, умеющих управлять своим эмоциональным поведением, спокойно и взвешенно принимать решения, эффективно взаимодействовать с гражданами и коллегами, достигать поставленных целей, демонстрировать уверенность и независимость в сложных ситуациях.
Список источников
1. Баранова А. С. Формирование культуры ассертивного поведения личности // Вестник МГЛУ. Сер. 2. 2020. № 1 (37). С. 7-12.
2. Бойкова К. В., Маврина И. А. Ассертивное поведение: история и современные подходы к проблеме // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации: сб. ст. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. Т. 1, ч. 2. Уфа: Вестник науки, 2019. С. 67-77.
3. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта: Мос. психол.-соц. ун-т, 2014. 336 с.
4. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность - в жизнь! СПб.: Питер, 1995. 188 с.
5. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2011. 861 с.
6. Корнилова Н. С. Личностные и профессиональные ресурсы государственных и муниципальных служащих в современной ситуации управления // Ученые записки. 2018. Т. 16. С. 151-154.
7. Кривопал М. Госслужащий новой формации, какой он? // Информационно-аналитическое агентство «Восток России». URL: https://www.eastrussia.ru/material/gossluzhashchiy-novogo-obraztsa-kakoy-on/ (дата обращения: 05.12.2022).
8. Лебедева И. В. Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности // Вестник Бурятского госуниверситета. 2010. № 5. С. 127-132.
9. Молодиченко Т. А. Ассертивность как фактор социально-психологической адаптации субъектов образования // Страховские чтения. 2019. № 27. С. 255-261.
10. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности. Ижевск; Набережные Челны: Изд-во Ин-та управления, 2009. 565 с.
11. Родина А. И., Тузова О. Н. Ассертивность и ассертивное поведение как проблема в социально-психологических исследованиях // Актуальные проблемы психологии в образовании: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / науч. ред. А. В. Прялухина. Мурманск: Изд-во Мурманск. арктич. гос. ун-та, 2019. С. 95-100.
12. Трошихина Е. Г., Навдушевич Г. В. Ассертивность как копинг-стратегия и личностная характеристика в подростково-юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 221-227.
References
1. Baranova A. S. Formirovaniye kul'tury assertivnogo povedeniya lichnosti [Formation of a culture of assertive behavior of a person]. VestnikMGLU, 2020, ser. 2, no. 1 (37), pp. 7-12 (in Russian).
2. Boykova K. V, Mavrina I. A. Assertivnoye povedeniye: istoriya i sovremennyye podkhody k probleme [Assertive behavior: history and modern approaches to the problem]. In: Fundamental'nyye iprikladnyye nauchnyye issledo-vaniya: aktual'nyye voprosy sovremennoy nauki, dostizheniya i innovatsii: sbornik statey po materialam I Mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tom 1, chast' 2 [Fundamental and applied scientific research: topical issues of modern science, achievements and innovations: Collection of articles based on the materials of the I International Scientific and Practical Conference. Vol. 1, part 2]. Ufa, Vestnik nauki Publ., 2019. Рр. 67-77 (in Russian).
3. Ermolayev O. Yu. Matematicheskaya statistika dlyapsikhologov [Mathematical statistics for psychologists]. Moscow, Flinta, Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy universitet Publ., 2014. 336 р. (in Russian).
4. Kapponi V, Novak T. Kakdelat'vsyopo-svoyemu, iliAssertivnost'-vzhizn'! [How to do everything your way, or Assertiveness - in life!]. Saint Petersburg, Piter Publ., 1995. 188 р. (in Russian).
5. Karvasarskiy B. D. Klinicheskayapsikhologiya [Clinical psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2011. 861 р. (in Russian).
6. Kornilova N. S. Lichnostnyye i professional'nyye resursy gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh v sovremennoy situatsii upravleniya [Personal and professional resources of state and municipal employees in the modern management situation]. Uchyonyye zapiski, 2018, vol. 16, рр. 151-154 (in Russian).
7. Krivopal M. Gossluzhashchiy novoy formatsii, kakoy on? [Civil servant of the new formation, what is he like?]. Informatsionno-analiticheskoye agentstvo "VostokRossii" (in Russian). URL: https://www.eastrussia.ru/material/ gossluzhashchiy-novogo-obraztsa-kakoy-on/ (accessed 5 December 2022).
8. Lebedeva I. V. Razvitiye assertivnosti i assertivnogo povedeniya lichnosti [Development of assertiveness and assertive personality behavior]. VestnikBuryatskogo gosuniversiteta, 2010, no. 5, рр. 127-132 (in Russian).
9. Molodichenko T. A. Assertivnost' kak faktor sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii sub''yektov obrazovaniya [Assertiveness as a factor of socio-psychological adaptation of subjects of education]. Strakhovskiye chteniya, 2019, no. 27, рр. 255-261 (in Russian).
10. Prygin G. S. Psikhologiya samostoyatel'nosti [Psychology of independence]. Izhevsk, Naberezhnyye Chelny, Institut upravleniya Publ., 2009. 565 р. (in Russian).
11. Rodina A. I., Tuzova O. N. Assertivnost' i assertivnoye povedeniye kak problema v sotsial'no-psikhologicheskikh issledovaniyakh [Assertiveness and assertive behavior as a problem in socio-psychological research]. In: Sbornik
nauchnykh statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of psychology in education: Collection of scientific articles of the All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Murmansk, Murmanskiy arkticheskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2019. Рр. 95-100 (in Russian).
12. Troshikhina E. G., Navdushevich G. V. Assertivnost' kak koping-strategiya i lichnostnaya kharakteristika v podro-stkovo-yunosheskom vozraste [Assertiveness as a coping strategy and personal characteristics in adolescence and youth]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 2021, vol. 27, no. 4, рр. 221-227 (in Russian).
Информация об авторах
Гапонова С. А., доктор психологических паук, профессор, ведущий научный сотрудник, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603000).
Корнилова Н. С., старший преподаватель, Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС (пр. Гагарина, 46, Нижний Новгород, Россия, 603950).
Information about the authors
Gaponova S. A., Doctor of Psychological Sciences, Professor, Leading Researcher, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (ul. Ul'yanova, 1, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603000).
Kornilova N. S., Senior Lecturer, Nizhny Novgorod Institute of Management - Branch of RANEPA (ul. Gagarina, 46, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950).
Статья поступила в редакцию 27.12.2022; принята к публикации 26.04.2023 The article was submitted 27.12.2022; accepted for publication 26.04.2023