Научная статья на тему 'Особенности архитектурной композиции при формировании типов зданий общеобразовательных школ Великого Новгорода'

Особенности архитектурной композиции при формировании типов зданий общеобразовательных школ Великого Новгорода Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1415
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Славинский С. П.

Рассматривается эстетический аспект формирования типов зданий общеобразовательных школ. Указаны основные средства формирования художественного образа школ: выявление пластических свойств объема школьного здания; выявление конструктивных особенностей и тектоники сооружения; выявление пластики и декора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности архитектурной композиции при формировании типов зданий общеобразовательных школ Великого Новгорода»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 727.1

С.П.Славинский

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТИПОВ ЗДАНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

The aesthetic aspect of the comprehensive school building type formation is considered. Fundamental means of the school artistic image formation including school building volume plastic properties, design features, plastic and decor and a construction tectonics are shown in the article.

Композиция школьных зданий в пространственной среде города должна складываться в особую гармоничную систему, основанную на использовании художественных свойств объемной и пространственной формы этих сооружений. Они должны помогать ориентироваться и адаптироваться в искусственной среде, созданной с их помощью.

Архитектура школьных зданий должна быть соизмерима с ребенком и естественной природой. Это художественное качество определяется понятием масштабность сооружения. В формировании масштаба участвуют ритм и пропорции.

В различные исторические периоды в зависимости от социальных, эстетических и философских представлений, определяющих место школы в обществе и в структуре города, отдавалось предпочтение той или иной системе пропорций, масштабной соразмерности, тем или иным композиционным приемам. Эти свойства школьной архитектуры в свою очередь зависят от уровня социальных условий, техники и науки, достигнутых в данное время обществом.

Современный этап развития школы продолжает политические и социально-экономические преобразованиями начала 1990-х гг., которые явилась переворотом в акцентуации социальной функции школы. За короткий период времени в нашей стране произошли значительные изменения в социальной, технической и идеологической сферах. Эти изменения оказали и продолжают оказывать сильнейшее влияние на эстетические взгляды, в частности на архитектуру современного города. Социальная система нашего общества определила и социальный заказ. В области школьного строительства он выражается в требовании постоянного совершенствования состава помещений школьных зданий и повышении качества материальнопространственной среды школ при соблюдении определенных экономических ограничений [1].

Наряду с социально-педагогическими и гигиеническими требованиями, предъявляемыми к современным школам, актуальны требования, связанные с необходимостью повышения художественного качества школьных зданий и застройки в целом. Последние предполагают гармоничное построение матери-

ально-пространственной среды школы, создание богатства зрительных образов в архитектуре отдельных объемов и в их группировке и др. Для решения этих задач необходимо использовать пластические свойства объемов школьного здания, отражающие его планировочную структуру; а также выявлять конструктивные особенности, при помощи которых можно показать тектонику сооружения.

Так, художественное решение школьного здания должно формироваться исходя из основных условий, определяющих его специфику, а именно:

— функциональной структуры школы: учебной секции, принципа взаимосвязи групп ячеистых и зальных помещений, этажности (типологические особенности);

— конструктивных и строительных особенностей, свойственных материалам и методам возведения зданий;

— композиционных и образных представлений о современной школе и пространственных связей с окружающей средой.

Функциональная структура — необходимая предпосылка создания архитектурного образа

Каждый тип здания выполняет присущую ему функциональную задачу, которой соответствует определенное пространственное решение. Для школьного здания прежде всего характерно разнообразие функциональных групп помещений, отличающихся между собой размерами и формой: классные помещения для учащихся младшего возраста, учебные кабинеты, лаборатории для среднего и старшего звена школы, учебные мастерские и практикумы, помещения для организации продленного дня и кружковой работы, библиотека с техническим центром, рекреационные залы, лекторий и актовый зал, спортивные залы и бассейн, столовая, вестибюль, спальные комнаты. Функционально дифференцирован и участок школы: площадки отдыха для различных возрастных групп детей, учебно-опытные участки с теплицей и оранжереей, спортивная зона, эспланада, зона озеленения [2-4].

Многообразие функциональных групп помещений, составляющих архитектурный комплекс школы,

предоставляет обилие средств для создания архитектурно-художественного образа школьного здания, позволяет получить различную объемно-пространственную трактовку и способствует пластической выразительности здания. Чередование и группировка ячеистых, аудиторных и зальных помещений создает основные типологические различия объемно-планировочных схем школьных зданий и позволяет достичь определенного архитектурного эффекта. Например, классификация по этому признаку существующих типов школьных зданий Великого Новгорода позволила выделить шесть типологически обособленных групп:

1) с линейной схемой расположения учебных помещений без зальных пространств;

2) с линейной схемой расположения помещений и зальными пространствами, размещенными в верхнем этаже здания;

3) с линейной схемой расположения учебных помещений и зальными пространствами, которые примыкают к учебному корпусу в виде пристроек;

4) с блокированной схемой из двух параллельных корпусов учебного и общешкольного назначения, которые соединяются третьим на общей композиционной оси;

5) с периметральной схемой учебных помещений в зданиях с внутренним двором, один из корпусов которого имеет зальную объемно-планировочную структуру;

6) с компактной схемой расположения основных зон школы, когда зальные помещения размещаются между двумя учебными блоками линейного типа, образуя корпус большой ширины.

Использование структуры, заложенной в основе каждого типа школьного здания, отличающегося группировкой помещений, позволяет показать в его объеме и на фасаде присущие каждой структуре форму и систему пропорций. Комплексное решение отдельных групп помещений с соответствующими зонами участка дает основу для синтеза природной среды и здания школы. Как писал известный русский педагог К.Д.Ушинский: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [2].

Таким образом, выбор типа школьного здания — важнейший шаг для принятия композиционного решения, поскольку тип школы определяет его объемную характеристику.

Конструктивная система здания — средство создания его художественного образа

Логика работы конструктивных и строительных элементов сооружения часто становилась источником новых приемов композиции и новых архитектурных образов и характеристик. Этот процесс особенно заметен в периоды открытий в области техники, появления новых материалов или новых конструкций. В современной архитектуре таким открытием явилось изобретение в начале прошлого столетия конструкций тонкостенных оболочек, открывших возможность перекрывать огромные пролеты стадионов и выставочных за-

лов. Применение совершенно новых материалов и конструкций требует совершенно новых методов, которые не имеют прототипов в прошлой строительной практике. Естественно, что таким методам должен соответствовать и новый подход при выборе архитектурных и композиционных приемов.

Современные строительные материалы и конструктивные системы тесно связаны с художественными возможностями решения школьных зданий, оказывая влияние на архитектурные возможности и до некоторой степени определяя приемы осуществления композиционного замысла.

Пластика и декор — важное средство

формирования художественного образа

Приемы композиции школьных зданий, обусловленные типологическими и конструктивными особенностями этих сооружений, не исчерпывают архитектурных и художественных возможностей, которые влияют на формирование образа сооружения.

Выразительность объема или плоскости сооружения достигается благодаря тому, что они расчленены в определенной гармонизованной системе. Эта система может иметь различную масштабную характеристику, построена на близких или контрастных отношениях, но ее присутствие необходимо для того, чтобы сооружение приобрело качество художественного образа. Основными средствами для получения зрительного расчленения плоскости или объема в архитектуре служат светотень, цвет или фактура материала.

Таким образом, источниками повышения художественной выразительности школьного здания могут быть: объем школьного здания с его типологической характеристикой, особенности конструктивного решения и архитектурные детали, создающие пластическое или графическое решение фасада. В архитектурной композиции используются различные средства, выражающие основную художественную идею, но главная особенность решения школьного здания заключается в том, что здание всегда составляет только часть городской застройки и рассматривается зрителем как один из объектов, составляющих ансамбль. Каждый объект ансамбля должен быть наделен определенной ролью — главного или второстепенного, акцента или фона, необходимой для каждого конкретного жилого образования, что особенно важно при строительстве и реконструкции школ в условиях исторической части Великого Новгорода.

1. Славинский С.П. // Архитектон: Известия вузов. 2006. №16. http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006_04/template_article? аг=ТА/а31

2. Степанов В.И. Школьные здания. М.: Стройиздат, 1975. 239 с.

3. Смирнов В.В. Школьное строительство. Опыт Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1982. 198 с.

4. Смирнов В.В. Петербургские школы и школьные здания. История школьного строительства в Санкт-Петербурге — Ленинграде — Санкт-Петербурге 1703 — 2003 гг. Науч.-поп. изд. к 300-летию С.-Петербурга. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2003. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.