Научная статья на тему 'Особенности архитектурно-планировочного решения экстерьеров и интерьеров зданий для проживания и обучения гиперактивных детей'

Особенности архитектурно-планировочного решения экстерьеров и интерьеров зданий для проживания и обучения гиперактивных детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
500
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ / СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКСТЕРЬЕР / ИНТЕРЬЕР / ЦВЕТОТЕРАПИЯ / ЦВЕТОВАЯ ГАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ребежа К. В., Мельникова О. Г.

Данная статья посвящена особенностям поведенческого характера детей с диагнозом СДВГ и влияние на них окружающей среды. Это касается как объемно-планировочного, так и цветового решения интерьеров, экстерьеров и окружающей территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности архитектурно-планировочного решения экстерьеров и интерьеров зданий для проживания и обучения гиперактивных детей»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

появление новых материалов - высокопрочного железобетона, стали - открыли перед архитектурой новые возможности. Теперь в ее развитии в качестве решающего фактора выступает логичное распределение усилий в зависимости от свойств используемого материала и рациональность. Так появились простые, но эффективные конструкции - железобетонные складки, которые характеризуется тем, что могут выдерживать нагрузку, многократно превышающую вес самой конструкции.

Использование свойств стали не только на сжатие и изгиб, но и на растяжение позволило создать новые лёгкие подвесные конструкции, позволяющие перекрывать огромные пространства при минимальном количестве опор - вантовые конструкции - покрытия, мосты. Висячее вантовое покрытие является одним из наиболее экономичных, поскольку в нем полностью используется несущая способность конструкции. Для стабилизации данных систем часто устраиваются распоры, контрфорсы, как и в готических соборах - в этом и находит свое выражение тектоничность.

В настоящее время конструктивные системы занимают все большее место в процессе формообразования архитектуры. Однако пока нельзя говорить о возникновении новой тектонической системы. Выявление новых форм, их пластики, пропорций, соотношение их с внутренней структурой, рационализация новых пространственных конструкций - вот задача, которая стоит перед современным архитектором.

Список использованной литературы:

1. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/

2. Дыховичный Ю.А. Архитектурные конструкции. Архитектура-С, 2006.-248 с.

© Коптева А.С., 2015

УДК 725.56.011.1

К.В. Ребежа

Студент О.Г. Мельникова

доцент

Институт архитектуры и градостроительного развития Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

Г. Волгоград, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОГО РЕШЕНИЯ ЭКСТЕРЬЕРОВ И ИНТЕРЬЕРОВ ЗДАНИЙ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Аннатация

Данная статья посвящена особенностям поведенческого характера детей с диагнозом СДВГ и влияние на них окружающей среды. Это касается как объемно-планировочного, так и цветового решения интерьеров, экстерьеров и окружающей территории.

Ключевые слова

Гиперактивность, синдром дефицита внимания, симптоматическое поведение, экстерьер, интерьер,

цветотерапия, цветовая гамма.

Keywords

Hyperactivity, attention deficit disorder, symptomatic behavior, exterior, interior, color therapy, colors. СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) - это самое распространенное нервно-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

психическое расстройство, выявляемое у детей различного возраста. Этот синдром проявляется в трудности концентрации внимания, сверх активности, неуправляемости, импульсивности.

Статистика*1 говорит о том, что в России таких детей 4-18%, в США - 4-20%, в Китае - 1-13%, в Италии - 3-10%, в Великобритании - 1-3%. Мальчиков среди них в 9 раз больше чем девочек.

Симптомами дефицита внимания и гиперактивности являются:

• Неусидчивость

• Трудности с последовательным выполнением заданий

• Неорганизованность

• Легкая отвлекаемость

• Легкая раздражимость

• Забывчивость

• Импульсивность

• Чрезмерная подвижность

• «Феномен разбитого зеркала» (ребенок пишет буквы зеркально перевернутыми)

• Кратковременные выключения внимания (пробелы в восприятии)

В зависимости от возраста симптомы выглядят по-разному :

Дети 1-4 класс: неусидчивость, которая мешает учиться в школе, забывчивость, способностью заниматься одним делом не дольше 10 минут. Ребенок не может спокойно сидеть на уроке, перебивает других учеников, не дослушивает учителя. Подростки: неусидчивый (около 30 минут), беспокойный, суетливый. Ребенок не обращает внимания на детали и не всегда может себя контролировать. Взрослые: забывчив, не может планировать свое время, появление беспричинного беспокойства, порой совершает незрелые поступки.

Также наблюдается гиперактивность, проявляемая в одной ситуации, например в школе. Может наблюдаться в случае несоответствия требований предъявляемых ребенку к его возможностям, его не понимаю объяснений учителя. Такой ребенок теряет интерес к уроку, в результате - замечания по поведению.

*1 - © медицинский центр неврологии и ортопедии "европед"

Решением проблемы является выявление причины неспособности справиться со школьной программой и корректировка в соответствии с возможностями ребенка.

Зачастую симптом дефицита внимания и гиперактивности путают с детской живостью, подвижностью, любознательностью, впечатлительностью ребенка. Но для того, чтобы поставить точный диагноз, необходимы следующие условия:

1. Проявление симптомов в раннем возрасте (до 7 лет);

2. Регулярное повторение данного симптоматического поведения не менее 6 месяцев;

3. Проявление симптомов более, чем в одном социальном окружении

4. Плохая успеваемость в детском саду, школе;

5. Отсутствие другого психического заболевания (аутизм, шизофрения, депрессивное расстройство)

Известно, что лечение СДВГ основывается на сочетании профилактических процедур, активных и

пассивных мероприятий, игр, проведении психотерапевтических занятий. Но этого недостаточно. Ведь на человека, а особенно на ребенка с проблемами поведенческого характера, огромное значение имеет окружающая среда, где бы он не находился (детский сад, школа, улица, дом и т. д.). Это касается как объемно-планировочного, так и цветового решения интерьеров, экстерьеров и окружающей территории. Помимо стандартных требований, предъявляемых к данным объектам, есть и особые, специфические. С одной стороны, они направлены на усиление мер безопасности и устранение мотивации агрессивного, взбалмошного поведения, а с другой - на активизацию внимания, сосредоточенности и спокойного поведения. Нельзя не сказать и еще об одном моменте. Это количество детей, одновременно находящихся в одном помещении. Существуют варианты взаимодействия гиперактивных детей в процессе отдыха, обучения и лечебно-профилактических мероприятий в системе общественных пространств:

• С друзьями (1-2 человека);

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

• С людьми старшего возраста (педагоги, вожатые, врачи);

• В коллективе (от 10 и более человек. Рекомендуемый максимум - 15 человек).

Помещения должны различаться по площади и строго соответствовать СНиП и Санпин. Оборудование, организация предметно-пространственной среды, меблировка всех без исключения данных помещений должно соответствовать требованиям техники безопасности. Ведь даже самый минимальный выступ на лестничном марше может причинить вред детям, а особенно детям с проблемами поведенческого характера.

При формировании планировочных элементов прилегающей к зданию территории учитывается процентное соотношение открытых и закрытых пространств, солнечных и теневых мест, уютных уголков отдыха и площадок для подвижных игр.

Формирование открытых и закрытых территорий организуется с помощью живой изгороди, крупномеров и тд. Использование элементов малых архитектурных форм на территориях детских оздоровительных лагерей.

Подбор ассортимента растений - это также один из важнейших моментов (отсутствие травмоопасных колючек, ядовитых и аллергических растений, опасных для здоровья).

Тип покрытий:

• Спортивные площадки (НВ-1 или В-1, естественный травяной покров)

• Тротуары (прорезиненный материал, тротуарная плитка, асфальт)

Таким образом прослеживается взаимосвязь между особенностями поведенческого характера людей и проектируемой окружающей средой. Это касается как объемно-планировочного, так и цветового решения интерьеров, экстерьеров и окружающей территории.

Цветотерапия - это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря влиянию определенного цвета на ребенка, можно успокоить гиперактивного ребенка или акцентировать внимание на объектах, связанных с образовательным или воспитательным процессом.

Дети более чувствительны к цвету, чем взрослые. Поэтому чаще всего при оформлении внутренних помещений для детей дизайнеры используют три основных цвета - красный, синий и желтый. Именно на эти цвета реагирует ребенок больше всего, с помощью оттенков этих цветов можно привлечь внимание гиперактивного ребенка. При помощи какой цветовой гаммы повысить успеваемость или снизить агрессию? Давайте разберемся.

Красный - сильный раздражитель, если использовать этот цвет в больших количествах. Вызывает через мерную активность, агрессию, мешает сну. Акцентирует внимание на деталях. Желательно использовать в малых количествах в помещении постоянного пребывания ребенка.

Оранжевый - создает ощущение уверенности и комфорта. Помогает ребенку стать более общительным. Выбирать оранжевые оттенки лучше для той комнаты, где обычно собирается вся семья вместе. Это может быть столовая или зал. Так ребенку будет проще научиться общаться с окружающими людьми. Так же этот цвет влияет на возбуждение аппетита, поэтому прекрасно подойдёт для оформления кухни.

Желтый - ассоциируется с солнцем, вызывая чувства гармонии. Повышает настроение, содействует умственной работе, улучшает внимание. Однако придется снизить интенсивность этого цвета, если ребенок слишком активен и беспокоен.

Зелёный - ассоциируется с природой и спокойствием. Этот цвет поможет ребенку расслабиться, повлияет на развитие ребенка (давление, сердцебиение, улучшает зрение). Оттенки зеленого внушают ребенку смелость, формируют уверенность в себе. Успокаивает, но не тормозит жизненные процессы организма.

Голубой - это всегда свежесть, невесомость и легкость. Голубые оттенки оказывают расслабляющее влияние на детский организм в целом, они успокаивают. Голубые оттенки помогают ребенку снять напряжение в конце дня. Но если не хотите чтобы школьник летал в облаках, вместо учебы, лучше ограничить использование этого цвета.

Синий - цвет глубины и чистоты. Оттенки синего в силах даже у самого пассивного ребенка пробудить воображение и вызвать интерес к «мирам далёким». Улучшает сон, но основным цветом комнаты синий быть

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

не может. Он подавляет настроение и мешает сосредоточиться.

Фиолетовый - не однозначный цвет. Он может быть отличным символом духовного совершенства и чистоты, изобилия и просветления. Он вызывает у ребенка ощущение внутренней гармонии и покоя. Но вместе с тем большое количество этого цвета может рассеивать внимание, вызывать чувство одиночества. Этот цвет психологи рекомендуют использовать в очень светлых разбеленных тонах. Список использованной литературы:

1. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с украинского. — М.: Генезис, 2010.

2. http://europed.ru/diagnosis/СДВГ

3. http://ped-kopilka.ru/psihologija/vlijanie-cvetovogo-spektra-na-cns-cheloveka.html

© Ребежа К.В., Мельникова О.Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.