Научная статья на тему 'Особенности антимонопольного регулирования в сфере теплоснабжения'

Особенности антимонопольного регулирования в сфере теплоснабжения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / ТЕПЛОСЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ / ANTIMONOPOLY REGULATION / NATURAL MONOPOLY / HEATNETWORK ORGANIZATIONS / THERMAL ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Груничев Александр Станиславович

В статье рассмотрены основные схемы взаимоотношений хозяйствующих субъектов при предоставлении услуг по теплоснабжению конечным потребителям. Определены критерии создания эффективной системы теплоснабжения. Выявлены направления дальнейшего совершенствования регулирования в сфере теплоснабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Antimonopoly Regulation in the Sphere of Heat Supply

In the article the main schemes of relationship of economic entities at rendering of services on heat supply to end users are considered. Criteria of creation of effective system of heat supply are defined. The directions of further improvement of regulation in the sphere of heat supply are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности антимонопольного регулирования в сфере теплоснабжения»

Груничев А. С.

i Особенности антимонопольного регулирования § в сфере теплоснабжения

CD

^ Груничев Александр Станиславович

о Казанский (Приволжский) федеральный университет ^ Институт управления, экономики и финансов m Доцент кафедры управления человеческими ресурсами

Соискатель кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета Кандидат экономических наук, доцент Aleksandr. Grunichev@tatar.ru

РЕФЕРАТ

В статье рассмотрены основные схемы взаимоотношений хозяйствующих субъектов при предоставлении услуг по теплоснабжению конечным потребителям. Определены критерии создания эффективной системы теплоснабжения. Выявлены направления дальнейшего совершенствования регулирования в сфере теплоснабжения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

антимонопольное регулирование, естественная монополия, теплосетевые организации, тепловая энергия

Grunichev A. S.

Features of Antimonopoly Regulation in the Sphere of Heat Supply Grunichev Alexander Stanislavovich

Kazan Federal University (Kazan, Russian Federation)

Institute of management, economy and finance

Associate Professor of the Chair of Human resources management

Competitor of the Chair of the Economic Theory and Economic Policy

of the St. Petersburg State University of Economics

PhD in Economy, Associate Professor

Aleksandr. Grunichev @tatar. ru

ABSTRACT

In the article the main schemes of relationship of economic entities at rendering of services on heat supply to end users are considered. Criteria of creation of effective system of heat supply are defined. The directions of further improvement of regulation in the sphere of heat supply are revealed.

KEYWORDS

antimonopoly regulation, natural monopoly, heatnetwork organizations, thermal energy

Климатические условия России, высокая доля расходов граждан на отопление в структуре платежа за жилищно-коммунальные услуги обусловливают повышенную социальную значимость рынка услуг по теплоснабжению. Актуальность вопросов антимонопольного регулирования в сфере теплоснабжения определена спецификой рынка данного вида услуг, состоящей в естественно-монопольном положении поставщиков тепла. Это связано с тем, что оказание данных услуг потребителям зависит от расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций.

Потребитель приобретает и потребляет тепловую энергию только от того поставщика, к сетям которого присоединены его теплопотребляющие установки. При этом зачастую в системе теплоснабжения присутствует один источник тепловой энергии (локальные системы теплоснабжения), реже — небольшое количество ис-

точников, эксплуатируемых разными хозяйствующими субъектами. Присоединение 2 теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения дру- | гого поставщика не всегда технически возможно и требует значительных расходов. о

В последние годы наметилась тенденция строительства новых источников тепла, о в том числе модульных крышных котельных с использованием внутридомовых ин- т женерных систем и автономной системы отопления, являющихся общей долевой х собственностью собственников помещений в многоквартирных домах. Однако до- н ля таких котельных незначительна. К тому же Закон о теплоснабжении1 деклари- «с рует приоритет централизованного теплоснабжения и запрещает переход на ото- т пление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Теоретический анализ позволяет утверждать, что рынки услуг по теплоснабжению относятся к высококонцентрированным рынкам с неразвитой конкуренцией. Каждый из хозяйствующих субъектов в локальных системах теплоснабжения в границах территорий расположения инфраструктуры занимает доминирующее положение с долей, равной 100%. При этом в границах муниципального образования, как правило, присутствует хозяйствующий субъект, оказывающий услуги с использованием централизованной системы теплоснабжения потребителям, доля которых составляет примерно 80-90% от общего числа потребителей в муниципальном образовании2. Остальные участники рынка услуг по теплоснабжению, как правило, являются промышленными предприятиями. Основную часть произведенной на собственной котельной тепловой энергии они используют на нужды предприятия, а остаток реализуют либо перепродавцу, либо конечным потребителям, расположенным вблизи предприятия.

Вход на рынок услуг по теплоснабжению затруднен необходимостью значительных первоначальных инвестиций: строительство либо приобретение существующих объектов в собственность требует серьезных капитальных вложений при длительных сроках их окупаемости, что является экономическим ограничением. Однако возможность эксплуатации имущественных объектов теплоснабжения на основании договоров аренды, концессии, доверительного управления делает данный барьер входа на товарный рынок преодолимым.

Передача прав на объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, осуществляется по результатам торгов. Торги проводятся в соответствии со ст. 17.1 Закона о защите конкуренции3 и Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества4. Ключевой задачей государствен-

1 О теплоснабжении: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 27.09.2014).

2 Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению [Электронный ресурс]. URL: http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_30647.html (дата обращения: 27.09.2014).

3 О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 27.09.2014).

4 О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса: Приказ ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 27.09.2014).

2 ного регулирования в сфере развития конкуренции на рассматриваемом рынке, по ^ нашему мнению, должен стать конкурентный механизм распределения нагрузок в о централизованных системах теплоснабжения.

о Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание сетевой го инфраструктурой путем создания условий для выбора контрагента, предлагающе-х го наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и н- муниципальному имуществу всем заинтересованным лицам, а также выбор наи-< более эффективного правообладателя [2; 3]. Привлечение на рынок новых участок ников, их инвестиций будет способствовать решению проблемы, связанной с высокой степенью износа основных фондов в сфере теплоснабжения.

Государственное регулирование также является барьером входа на товарный рынок [1]. Снижение его влияния возможно за счет установления долгосрочных тарифов. Законом о теплоснабжении предусмотрены долгосрочные методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе метод индексации установленных тарифов, обеспечения доходности инвестированного капитала. Вместе с тем, государственное регулирование — это единственный способ защиты интересов потребителей в системах теплоснабжения, имеющих один источник тепла. Ключевой задачей государственного регулирования в сфере развития конкуренции на рассматриваемом рынке должен стать конкурентный механизм распределения нагрузок в централизованных системах теплоснабжения.

Теплоснабжение представляет собой процесс, включающий несколько стадий: производство, передачу, сбыт тепловой энергии. При этом участники рынка могут самостоятельно осуществлять как весь цикл (производство, передачу и сбыт тепловой энергии), так и отдельные действия по теплоснабжению. В настоящее время существуют две основные схемы взаимоотношений хозяйствующих субъектов при предоставлении услуг по теплоснабжению конечным потребителям.

1. Производитель продает тепловую энергию перепродавцу, который поставляет ее конечному потребителю по своей тепловой сети или опосредованно через сети других организаций. К разновидностям данной схемы относятся следующие случаи:

• производители предоставляют услуги теплоснабжения непосредственно конечным потребителям с использованием объектов теплоснабжения, находящихся у продавца на праве собственности или ином законном основании. Данная схема подразумевает отсутствие каких-либо посредников между производителями и потребителями тепловой энергии;

• производители предоставляют услуги по теплоснабжению потребителям, присоединенным опосредованно через сети иного хозяйствующего субъекта. В данном случае производитель заключает договоры с конечными потребителями на теплоснабжение и договоры с сетевой организацией на передачу тепловой энергии;

• услуги по теплоснабжению предоставляются потребителям, присоединенным опосредованно через сети иного хозяйствующего субъекта. При этом производитель поставляет тепловую энергию сетевой организации, которая заключает договоры с конечными потребителями.

В целях дальнейшего совершенствования регулирования в сфере теплоснабжения необходимо законодательно разделить между собой потенциально конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности теплоснабжающих организаций.

2. Производитель продает тепловую энергию потребителю, присоединенному опосредованно через сети сетевой организации. При этом потребитель самостоятельно заключает договор на передачу тепловой энергии с сетевой организацией.

Взаимоотношения между участниками рынков, сложившиеся в настоящее время в сфере теплоснабжения, формируют непрозрачные условия осуществления деятельности на данном рынке, что позволяет хозяйствующим субъектам злоупотреблять

своим положением. К основным видам нарушений со стороны теплоснабжающих 2 организаций относятся следующие:

• необоснованное прекращение оказания услуг теплоснабжения; о

• нарушение порядка ограничения или приостановления предоставления услуг о теплоснабжения; го

• навязывание невыгодных условий договора теплоснабжения; х

• нарушение порядка ценообразования на тепловую энергию. н В целях устранения спорных моментов, оптимизации процессов теплоснабжения «с

ведется активная работа по совершенствованию законодательства в данной сфере. т В 2010 г. принят Закон о теплоснабжении1, направленный на регулирование вопросов, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, с созданием, функционированием и развитием таких систем. Этим же законодательным актом определяются полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих и теплосетевых организаций. Законом о теплоснабжении предусмотрены особенности регулирования договорных отношений между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии, изменяющие сложившиеся отношения.

В настоящее время, в целях реализации положений Закона о теплоснабжении, федеральными органами исполнительной власти разрабатываются нормативные правовые акты, направленные на создание эффективной системы теплоснабжения, в том числе на:

• упорядочение отношений между участниками рынка;

• создание равных условий доступа на товарный рынок, в том числе при формировании схем теплоснабжения;

• обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре при подключении к системам теплоснабжения;

• повышение прозрачности деятельности как регулируемых организаций, так и органов регулирования.

Кроме того, в Законе о теплоснабжении заложены предпосылки для перехода в пределах отдельной системы теплоснабжения из состояния рынка с отсутствием конкуренции в состояние конкурентного товарного рынка: в случае возможности осуществления в пределах отдельной системы теплоснабжения экономически оправданного перехода из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка регулирование тарифов в сфере теплоснабжения в такой системе может быть отменено; появится возможность конкуренции между источниками теплоснабжения при распределении тепловой нагрузки по эффективности источников.

В целях дальнейшего совершенствования регулирования в сфере теплоснабжения необходимо законодательно разделить между собой потенциально конкурентные (генерация тепловой энергии, ее сбыт) и естественно-монопольный (передача тепловой энергии по сетям) виды деятельности теплоснабжающих организаций [4]. Указанная мера будет способствовать повышению качества оказываемых услуг в данной сфере, снижению количества споров и созданию условий для развития конкуренции между участниками рынка, осуществляющими потенциально конкурентные виды деятельности (в первую очередь — генерацию) в границах одной централизованной системы.

1 О теплоснабжении: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 27.09.2014).

2 Литература

X

2 1. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Управление воспроизводственным процессом региона ° на основе гармонической пропорции // Известия Иркутской государственной экономиче-

о ской академии. 2010. № 5. С. 89-93.

го 2. Дворцова У. Н. Управление инфраструктурой в медицинских организациях // Известия ^ Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2. С. 58-61.

^ 3. Рыбцев В. В., Миэринь Л. А. Государственное регулирование развития инфраструктуры // ^ Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2011. № 2(56). С. 19-20.

^ 4. Чернышев А. В. Стимулирование использования возобновляемых источников энергии и факторы, препятствующие развитию нетрадиционной энергетики в России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 5(83). С. 157-160.

References

1. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Management of reproduction process of the region on the basis of a harmonious proportion [Upravlenie vosproizvodstvennym protsessom regiona na osnove garmonicheskoi proportsii ] // News of Irkutsk State Economics Academy [Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii]. 2010. N 5. P. 89-93.

2. Dvortsova U. N. Management of infrastructure in the medical organizations [Upravlenie infra-strukturoi v meditsinskikh organizatsiyakh] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2012. N 2. P. 58-61.

3. Rybtsev V. V., Mieryin L. A. State regulation of development of infrastructure [Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya infrastruktury] // Journal of scientific publications of graduate students and doctoral candidates [Zhurnal nauchnykh publikatsii aspirantov i doktorantov]. 2011. N (56). P. 19-20.

4. Chernyshev A. V. The stimulation of use of renewables and factors interfering development of nonconventional power in Russia [Stimulirovanie ispol'zovaniya vozobnovlyaemykh istochnikov energii i faktory, prepyatstvuyushchie razvitiyu netraditsionnoi energetiki v Rossii] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2013. N 5(83). P. 157-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.