ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
83
УДК 820 (882-93) И.Н. Пасечная
ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО НЕОРОМАНТИЗМА В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА РУБЕЖЕ XIX - XX веков
Рассматриваются история возникновения неоромантизма в Англии, традиции, основные темы, идеи, образы наиболее ярких представителей данного направления (Р. Л. Стивенсона, Дж. Конрада, Р. Киплинга), анализируются наиболее актуальные вопросы, в детской литературе на рубеже XIX - XX вв., цитируются известные английские и отечественные исследователи, занимавшиеся изучением личности ребенка и проблемами детства (П. Ариес, А. Кемпелл, Л. И. Скуратовская). Особое внимание уделено тенденциям английского неоромантизма в детской литературе.
Ключевые слова: неоромантизм в Англии, неоромантизм XIX в., детская литература на рубеже XIX - XX вв.
Как известно, 80-е-90-е гг. XIX в. отмечены появлением в английской литературе так называемого неоромантизма (newromanticism). Как считает исследователь Л. Казамьян, «английский неоромантизм - это прежде всего реакция на широкое распространение позитивистских концепций в европейской культуре конца XIX века» [1]. Возникнув как ответная реакция на современную действительность, на бездуховную прозу буржуазного мира, неоромантизм воплотил стремление противопоставить положительное начало будничности и посредственности. Неоромантизм XIX в. во многом возрождал традиции романтизма, одновременно внося серьезные коррективы в романтическую эстетику. Английские исследователи Э. Бато и И. Добре называют этот период в литературе «романтическим возрождением» (romanticrevival) [8].
Согласно мнению А.А. Бельского, в неоромантизме Англии можно выделить два направления: демократическое (Р.Л. Стивенсон, Дж. Конрад, Э.Л. Войнич) и консервативное (Р. Хаггард, А.К. Дойл) [1]. Исследователь считает неоромантизм эстетически многогранным явлением. Признавая в неоромантизме в англоязычных странах наличие демократического направления, по мнению исследователя, следует учитывать его взаимодействие с декадентской литературой.
Неоромантики уже не противопоставляли яркую исключительную личность серой действительности, «утверждая героизм простых людей, воспевая свежесть и новизну мира, внимательно вглядываясь в окружающую их жизнь» [2]. Представители нового направления - Л. Стивенсон, Дж. Конрад, Р. Киплинг и другие - давали своим персонажам возможность найти в окружающем мире то, что сделает их жизнь полной и содержательной, одновременно следя за тем, как их герои воспользуются предоставленной им возможностью.
В целом неоромантизм не столько отрицает действительность, сколько призывает к изменению взглядов на мир. Для неоромантиков важно увидеть необычное в обычном, романтическое в повседневном. Как пишет Д. Стоун в монографии «Романисты в меняющемся мире» [13], неоромантики были убеждены в том, что полнота человеческой жизни зависит от самого человека; отрицая буржуазную действительность, неоромантики отрицают мировоззрение обывателей, приучающее людей довольствоваться малым. В основе социальных противоречий, по мнению неоромантиков, лежит все та же вечная борьба Добра со Злом, причем Зло в их понимании - это не только жестокость, предательство, пошлость, но и обыденность, посредственность. Победа Добра над Злом является неоспоримой, но, в первую очередь, она зависит от того, насколько терпимо будут относиться люди к Добру.
В повести неоромантика Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» (The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1886), в романах «Похищенный» (Kidnapped, 1886) и «Катриона» (Catriona, 1893) ставились нравственно-психологические вопросы, касающиеся «отношений людей в развитии, движении, становлении и противоречивости» [3]. Наиболее актуальными, по мнению исследователя А.А. Бельского, в творчестве Стивенсона «стали проблемы добра и зла в человеческой натуре, которые проявлялись в особой постановке сюжетов, в фантастических элементах, экзотической обстановке» [1].
Романтические тенденции в творчестве Дж. Конрада сочетались с реалистическим изображением жестокости буржуазного мира. В романе «Лорд Джим» (Lord Jim, 1900) писатель поднимал про-
2013. Вып. 4 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
блему совести, а в романе «На взгляд Запада» (Under Western Eyes, 1911) выражал протест против человеческой жестокости и зла несправедливого общества.
По замечанию А.Ф. Любимовой, творчеству Р. Киплинга, крупнейшего представителя школы «литературы действия», входящей в неоромантическое направление, «был чужд декадентский культ слабости и упадка духа и серый мир добросовестной правдивости натуралистов» [5]. Р. Киплинг, подобно Р.Л. Стивенсону, А.К. Дойлу, Л. Буссенару, утверждает, что «окружающий человека мир прекрасен, нужно лишь увидеть эту красоту, суметь найти для себя в нем место. Причем обрести истинное видение действительности способен лишь тот, кто отрешится от обывательских предрассудков, почувствует жажду подвига не ради награды, а во имя полноты существования, осознает свою личную ответственность перед другими людьми» [4].
В этот период активно создавались произведения детской художественной литературы, оказавшиеся областью наибольшей свободы художественного мышления и ставшие классическими, лучшие из которых войдут в общенациональное культурное сознание наряду с классикой «взрослой» [6]. В литературе конца XIX - начала ХХ в., связанной с темой детства, происходит завершение, досказывание некоторых внутренних тем, развивавшихся на протяжении столетия, и в то же время проявляется видоизмененная мотивация творчества.
Литература для детей в Англии проходит свой путь развития. В ней обнаруживаются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе. Так, П. Ариес выделяет средневековый Ренессанс, просветительский классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и т. д. как отдельные этапы становления английской детской литературы, целью которой было создание произведений, отвечающих запросам детей. Прежде чем появились книги, написанные специально для маленьких читателей, «общество осознало, что мир детей - это не мир взрослых в миниатюре, а самостоятельный период развития со своими особенностями, желаниями и интересами» [8].
Наиболее актуальными стали вопросы воспитания подрастающего поколения, художники слова направляли свое внимание в мир детства, являющийся наиболее чистым и ясным в кругу больших социальных противоречий. По замечанию П. Ариеса, детство как своеобразный период жизни со своими эмоциональными и интеллектуальными характерами «открывается» писателям постепенно: процесс осознания начинается в XIII в. и продолжается до конца XVII. Только тогда подростков стали отдавать в учебные заведения, тем самым ограждая от превратностей взрослой жизни. Но такое отделение от семьи не проходило бесследно: ребенок получал множество психологических и даже телесных травм, поскольку в школах того времени детей жестко воспитывали и регулярно били.
Английский исследователь А. Кемпелл, занимавшийся изучением личности ребенка, отметил, что в 1693 г. философ Джон Локк опубликовал «Размышления относительно образования» (Thoughts Concerning Education, 1693) и «открыл» ребенка как самостоятельно мыслящую личность, нуждающуюся в более мягких способах обучения и воспитания, чем те, которые использовались в то время в Англии. Цитируя Локка, Кемпелл полагал, что «уже научившемуся читать ребенку необходимо приятное необременительное чтение, соответствующее его возможностям, которое вознаградит его усердие и в то же время не будет заполнять его голову бесполезной информацией, пороками и легкомыслием» [10].
Однако только в XIX в. детская литература окончательно выделяется из общей, «взрослой» литературы, вступая с нею в сложные отношения взаимодействия и взаимовлияния. К этому времени детской литературой стали называться произведения, созданные поэтами, писателями специально для детей, в которых в обязательном порядке учитывались возрастные особенности ребенка. По мнению Л.И. Скуратовской, «романтическая культура стала одной из первых, которая вывела ребенка с периферии, поместив его в центр - в качестве «образа читателя», в качестве литературного героя. Ребенок стал осознаваться как неисчезнувшее, вечное и лучшее «я» самого художника, то есть образ ребенка становится не объектом, а субъектом искусства» [6].
Детство осмысливалось как драгоценный мир в себе, глубина и прелесть которого притягивает взрослых. Взрослость же трактовалась как пора, утратившая непосредственность и чистоту. Постепенно в литературе утверждался объемный, многогранный образ детства. В нем писатели открывали истоки развития человечества, проникали во внутренний мир ребенка, постигая сложность и глубину характера маленького героя, показывая, как формируется личность в противоборстве светлых и темных начал, как она воспринимает радость и горечь реального мира, его гармонию и противоречия.
Спецификой произведений детской литературы, помимо ее адресованности детям, стал также и объем книг, который должен соответствовать возрасту, и жанровое предпочтение, и наличие в произведениях доли дидактизма, занимательности и доступности содержания и формы, то есть определенный набор идейно-художественных признаков произведения, впоследствии развившийся в черты поэтики. Детская литература становится художественной литературой «по определению», то есть не только по достигнутому ею эстетическому качеству, но и по социальным функциям, по задачам и намерениям авторов [7].
Такой поворот стал одним из самых важных в литературе. Классика английской детской литературы XIX - начала XX в. (Л. Кэрролл, Э. Лир, Р. Стивенсон, Р. Киплинг, Дж. Барри) и классика «малая» (К. Синклер, Ч. Кингсли), по справедливому замечанию Л.И. Скуратовской, готовила почву для классики великой, отражая и развивая новые идейно-художественные принципы.
Рубеж XIX - XX вв. - это время, когда связь детской литературы с миром и литературой для взрослых была усложнена некоторыми социальными проблемами. Большой отпечаток на ее становление наложило общество перед началом Первой мировой войны. Новая нравственно-психологическая мотивация для творчества в области детской литературы - это не только критика отрицательных сторон действительности, но и ребенка в ней, стремившегося уйти из-под давления этого общества. Данный период стал самым значительным в истории английской детской литературы. Созданные в это время произведения оказались областью наибольшей свободы художественного мышления. Творческое начало выходит на первый план, а среди книг для детей вновь появляются сказки, которые до этого распространялись главным образом в устной форме и в виде скромных печатных изданий. Их триумфальное возвращение сопровождалось появлением современных сказочных историй и фантастики. Прежде всего, они проявились в том, что теперь к детям обращаются с философской проблематикой (Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес», 1865, «Алиса в Зазеркалье», 1871; Дж. М. Барри «Питер Пэн в Кенсингтон-ском саду», 1902, «Питер и Венди», 1911). Детская классика XIX в. (в особенности творчество Л. Кэрролла) способствовала новому пониманию художественного психологизма. Одним из таких проявлений стал новый статус «портрета ребенка» в портрете личности.
Английская детская литература 1880-1900-х гг. являет собой послекэрролловский и послелиров-ский этап, когда классические образцы уже созданы. Новые шедевры возникают, прежде всего, в тех жанрах, которые уже были изданы к шестидесятым годам: в жанре повести-фантазии (Дж. М. Барри) и юмористической или лирико-фантастической поэзии для детей (в 70-е гг. - Э. Лир, К. Россетти, на рубеже веков - Р. Киплинг, X. Бэллок и др.). Особенность рубежа XIX - XX вв. - появление в детской литературе сборников народных сказок или их обработок. В круг детского чтения входят английские, ирландские, шотландские сказки, серии сказок народов мира, идет бурное развитие жанра школьной и приключенческой повести для мальчиков и семейной повести для девочек, наблюдается развитие исторического романа, усвоение на английской почве научно-фантастического повествования для детей (Ж. Верн) и «присвоение» детьми «взрослого» научно-фантастического романа (Г. Уэллс).
Основными художественными формами детской литературы этой поры стали «фантазия», сказка и нонсенс, которые были непосредственно связаны с ранней романтической традицией. Особой популярностью пользовалась поэзия У. Блейка, поэма У. Вордсворта «Прогулка» (The Excursion, 1814), его баллады о детях, циклы стихов о состоянии детства, философские притчи и сказки С.Т. Кольриджа, детские книги и эссе Ч. Лэма, поэзия Дж. Г. Байрона. Историки английской литературы называли данный период вторым «золотым веком» [6] литературы для детей.
Уже к середине века сформировались основные темы, «символы» и мотивы детской художественной литературы: символика «потерявшихся детей» У. Блейка, социально-критические мотивы «детских» повестей-фантазий Дж. Макдональда и Ч. Кингсли, мотивы испытания детской души у сестер Ш. и Э. Бронте. Литература для детей вбирает в себя новые сложные философские мотивы, касающиеся проблем свободы, счастья, национальной почвы и корней, культурных традиций.
В XIX в., вплоть до начала XX, в творчестве писателей от У. Блейка и В. Роско и до Э. Лира, Л. Кэрролла, а затем Дж.М. Барри, Р. Киплинга и других, появляются стихотворные и прозаические «фантазии» разных жанровых подвидов. Согласно определению Дж. Таунсенда, «фантазия» - это присутствие чудесного, сознательное несходство мира сказки с первичным миром [14].
По мнению Л.И. Скуратовской, в «литературе для детей» особую роль играет именно фантазия, и не только в виде фантастики. Пережив много изменений, жанр «фантазии» все-таки остается ярким,
2013. Вып. 4 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
динамичным и занимательным, сохраняя выработанную классиками непринужденно-сказовую, юмористическую тональность, но по проблематике он все больше движется в сторону нравственно-философской притчи [6]. «Фантазия» дает возможность выйти за пределы собственного существования, вообразить другое мышление, перевоплотиться (особенно ярко такое движение выражено у Дж.М. Барри, Г. Уэллса, М. Метерлинка и др.).
Разработка мотива «вечного детства» в жанре «фантазии» как для детей, так и для взрослых на рубеже XIX - XX вв. резко контрастирует с трагическим или реальным, печальным освещением темы детства в лучших социальных романах этого периода. В «фантазиях» Л. Кэрролла, Дж. М. Барри, Г. Уэллса, написанных для детей и о детях для взрослых, детство предстает в виде волшебной страны, это своеобразная утопия, легенда о «золотом веке» или «днях», подобных мечтам, снам. Писатели особым образом разрабатывают принцип фантастического «другого» мира, с особыми законами жизни его обитателей, формами мышления и поведения. Их герои хотят жить по собственному «плану», быть свободными и не подчиняться социальным, моральным и материальным законам, установленным несправедливым обществом.
Таким образом, на смену господствующему во «взрослой» литературе технократическому мышлению в произведения для детей вернулись гуманистические идеи. Благодаря неоромантическим тенденциям в английской детской литературе появились новые образы, наполненные признанием и изображением жизни во всей ее многогранности и глубине, противодействующие духовной инерции и нравственным шаблонам, там изображались самостоятельные, самореализующиеся личности, не ограниченные никакими бытовыми условностями. Герои «новых романтиков» отличались целеустремленностью, готовностью к риску и борьбе. Они были полны жажды странствий и приключений, рвали связь с миром однообразного и добропорядочного мещанского благополучия ради моральных обязательств перед страной, ради поисков подвигов и славы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бельский А.А. Неоромантизм и его место в английской литературе конца XIX века // Из истории реализма в литературе Англии: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1980. С. 90-100.
2. Гослуорси Дж. Собр. соч.: в 16 т. / пер. с англ.; под ред. М. Лорне. М.: Просвещение, 1962. Т. 16. 511 с.
3. Дьяконова Н.Я. О романтизме и реализме в эстетике Р.Л. Стивенсона // Дьяконова Н.Я. Из истории английской литературы: статьи разных лет / сост. А.А. Чамеев. СПб.: Алетейя, 2001. 192 с.
4. Ладыгин М.Б. Неоромантический роман Р. Киплинга // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе: сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во Свердловского пед. ин-та, 1982. С. 55-69.
5. Любимова А.Ф. Проблема героя в романе Р. Киплинга «Свет погас» // Проблема метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX-XX веков. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1976. С. 135-143.
6. Скуратовская Л.И. Детская классика в литературном процессе Англии XIX-XX веков. Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1992. 176 с.
7. Токмакова И.П. Некоторые аспекты истории детской литературы в России // Дошкольное воспитание. 1991. № 5. С. 69-71.
8. Aries Ph. Centuries of Childhood: A Social History of Family Life / Transl. From Batho E., Dobree B. The Victorians and after 1830-1914. London: The Gresset press, 1938. 437 р.
9. Baranovsky L.S., Kozikis D.D. Panorama of Great Britain. Minsk: VysheishayaShkola Publishers, 1990. 343 р.
10. Campell A. The School Novel.A Guide to Fiction for Adults with a Background of School. Bristol, 1970. 2 р.
11. Depew O.N. Children's Literature by Gradesand Types. Boston-New York: Ginn, 1938. 706 р.
12. Field E.M. The Child and His Book: Some Account of the History and Progress of Children's Literature in England. 2nd ed. London: Wells Gardner, Darton and Co., 1952. 358 р.
13. Stone D.D. Novelists in Changing World. Cambridge, Massachusetts: Harvavard Univ. Press, 1972. 385 р.
14. Townsend J.R. Written for Children: An Outline of English Children's Literature. Rev. ed. Harmondsworth: Kestrel Books, 1974. 388 р.
Поступила в редакцию 24.09.13
I.N. Pasechnaya
Peculiarities of the English neo-romanticism in children's literature at the turn of XIX - XX centuries
The article is devoted to the estimation of particularities of the English neo-romanticism in children's literature at the turn of XIX - XX centuries. The work deals with the history of the neo-romanticism in England, the traditions, the main themes, ideas, images, the most prominent representatives of this direction (R.L. Stephenson, J. Conrad, R. Kipling), the most topical issues in children's literature of the XIX-XX centuries, was quoted by well-known British and Russian researchers engaged in the study of the personality of the child and the problems of childhood (Ph. Aries, A. Campell, L.I. Scuratovscaya). Special attention is paid to the trends of the English neo-romanticism in children's literature.
Keywords: ended neo-romanticism in England, ended neo-romanticism of the XIX century, the children's literature at the turn of XIX-XX centuries.
Пасечная Ирина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» 462403, Россия, Оренбургская обл., г. Орск, пр. Мира, 15А E-mail: [email protected]
Pasechnaya I.N.,
candidate of philology, associate professor
Orsk Humanitarian&Technology Institute (affiliate) of the Orenburg State University 462403, Russia, Orsk, Mira av., 15a E-mail: [email protected]