Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ'

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
корпоративные клиенты / банк / анализ кредитоспособности корпоративных клиентов / кредитные риски

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оруджова Мальвина Новрузовна

Данная статья посвящена особенностям анализа кредитоспособности корпоративных клиентов. Особое внимание уделено проблемам сбора и рассмотрения коммерческими банками информации, предоставляемой клиентами, в рамках осуществления кредитного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ»

1 SCIENCE TIME ■

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ Оруджоеа Малъеина Ноерузоена, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону E-mail: malvink@bk.ru

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям анализа кредитоспособности корпоративных клиентов. Особое внимание уделено проблемам сбора и рассмотрения коммерческими банками информации, предоставляемой клиентами, в рамках осуществления кредитного процесса.

Ключевые слова: корпоративные клиенты, банк, анализ кредитоспособности корпоративных клиентов, кредитные риски.

Тенденции развития российской экономики существенно влияют на взаимоотношения банков и их клиентов. На сегодняшний день большое значение имеет банковское кредитование, которое позволяет компаниям использовать ресурсы для расширения своей деятельности, используя при этом значительные банковские средства.

Кредитование, как для банка, так и для его клиентов является важным источником инвестиций, оно способствует упрочению экономического потенциала субъектов хозяйствования, непрерывности и ускорению процесса воспроизводства ресурсов. Но стоит заметить, что коммерческие банки, также как федеральные, региональные, основной операцией которых является кредитование, несут при ее проведении самые разнообразные риски: невозврат выданного кредита, неуплату процентов по ссуде, риски расчетные и т.п. Условия работы клиентов и их результаты напрямую влияют на уровень рискованности банковских операций.

В современных реалиях проблема увеличения кредитных рисков приобрела особую актуальность. На организацию работы с корпоративными клиентами всё больше влияют такие факторы как растущий уровень инфляции, ослабление

| SCIENCE TIME |

курса рубля относительно мировых валют, продление санкций против России. За 2016 год по сравнению с 2015 годом число банкротств бизнеса в России выросло на 17%, а прирост просроченной задолженности по выданным кредитам составил 58,77% [6]. В связи с ужесточением требований Центрального Банка РФ к резервированию, а также из-за определенного недостатка ликвидности, вопрос сокращения объема проблемных активов довольно остро стоит перед кредиторами [4] .

Так, у многих коммерческих банков отсутствует проработанная методика оценки кредитоспособности, недостаточно информационной базы для полного анализа финансового состояния клиента. Также не имеется связи со специальными информационными и консалтинговыми службами, которые предоставляют сведения для реализации точной оценки кредитоспособности заемщиков [1].

Одним из главных принципов анализа кредитоспособности клиента-это принцип системности. Принцип системности обозначает анализ кредитоспособности и является элементом системы высокого уровня - системы комплексного экономического анализа, при этом он имеет взаимосвязи с другими подсистемами. Также имеет место быть, анализ кредитоспособности, который является элементом подсистемы более низкого уровня, включая в себя некоторые подсистемы - этапы анализа.

Необходимо заметить, что существующие методики анализа кредитоспособности существенно базируются на анализе финансовой отчетности, а именно на оценке бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках заемщика. На базе данной информации производится анализ в динамике основных показателей деятельности корпоративного клиента. К таким показателям относят выручку, чистую прибыль, дебиторская и кредиторская задолженность организации. Тем не менее, совокупность всей предоставленной информации не всегда отражает действительную ситуацию финансового положения организации [2].

Даже, несмотря на старания банков тщательно проверить предоставляемую клиентом информацию в налоговых органах, Пенсионном фонде и Фонде социального страхования о наличии задолженностей по налогам или социальным взносам, весьма часто и актуально поднимается проблема недостоверности информации, которую предоставляют заемщики кредитным организациям.

Данная проблема, возможно, вызвана объективными и субъективными причинами. Так, в число объективных причин, вызывающих отклонение предоставленной информации от настоящей, можно отнести - невозможность определения уровня риска, снижения стоимости портфеля ценных бумаг, основных средств, обесценения имущества вследствие инфляции и многое

I

SCIENCE TIME

I

другое. Субъективными причинами получения недостоверной информации могут быть низкая квалификация персонала предприятия, который делает ошибки в оформлении первичной правовой, учетной и технической документации, в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности и расчетах налогов и сборов. Также нельзя исключать сознательное искажение составителями внутренней и внешней информации. В таком случае целью организации является обман пользователей данной информации в отношении финансовой устойчивости и доходности деятельности компании [3].

Кроме того, для анализа кредитоспособности корпоративного клиента необходима не только бухгалтерская отчетность, но и бизнес-план, и технико-экономическое обоснование использования кредитных средств организацией.

В настоящее время на многих предприятиях, особенно это касается малый и средний бизнес, не хватает специалистов, имеющих достаточный уровень квалификации и подготовки, которые способны качественно составить и разработать такие документы. Данная проблема впоследствии может привести к отказу кредитной организации в выдаче кредита и внесении клиента в нежелательный список заемщиков. Однако балансовых сведений для обоснованного заключения о кредитоспособности заемщика банку недостаточно. Необходим полноценный расчет качественных показателей, которые могут в полной мере показать на каком уровне функционирования находиться организация и ее перспективы развития на будущее [5].

Данную проблему в зарубежных государствах, например, помогает решить широкая сеть независимых аудиторских фирм. Заключение аудиторских фирм о финансовом состоянии потенциальных заемщиков облегчает работу банков. Также существует зарубежный опыт сбора и анализа сведений о репутации и прочих компонентах кредитоспособности. Примером может послужить государственная картотека предприятий, которая доступна только профессиональным участникам банковской деятельности [3].

Таким образом, в заключении можно сказать, что проблемы анализа кредитоспособности корпоративного клиента первостепенны для коммерческого банка. Особенности анализа клиента, его платежеспособности и ликвидности для кредитной организации довольно остро стоят, так как корпоративный клиент -это долгосрочный клиент, которого нужно удерживать и развивать. Правильная и эффективная методика анализа заемщика, понимание ее особенностей, с точки зрения защиты коммерческого банка от кредитного риска, позволит банку в дальнейшем не столкнуться с убытками в случаи его кредитования, а также позволит сформировать качественный кредитный портфель с позиции наибольшей безопасности для банка.

I

SCIENCE TIME

I

Литература:

1. Жариков В.В. Управление кредитными рисками: учебное пособие / В.В. Жариков, М.В. Жарикова, А.И. Евсейчев. - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2009.- С. 244.

2. Кемаева С.А., Козлова Е.Е. Анализ методик оценки кредитоспособности малого бизнеса в российской и зарубежной практике // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 8. - С. 189.

3. Чижов Н.А. Управление клиентской базой банка: Практическое пособие. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2015.- С. 200.

4. Консультант Плюс: Положение о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности [Электронный ресурс]: указ банка России от 26.03.2004 г. N 254-П // Консультант Плюс: справочная правовая система. - URL: http://base.consultant.ru

5. Маковецкий М.Ю. Методы оценки кредитоспособности заемщика // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 11.

6. Общая сумма просроченной задолженности по кредитам юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в рублях по видам экономической деятельности и отдельным направлениям использования средств [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации. 2000-2016. - URL: http://www.cbr.ru/statistics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.