А.А. Бабич
доцент кафедры экономического анализа и аудита, Северо-Кавказский федеральный университет
A.A. Babich
Associate Professor, Department of Economic Analysis and Audit,
North-Caucasian Federal University А.П. Несущева студентка 2 курса магистратуры, институт Экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет
A.P. Nesuscheva 2nd year student of Magistracy, Institute of economics and management, North-Caucasian Federal University (a.p.nesushheva@mail.ru, 89197554529)
ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В КОНТЕКСТЕ ОПТИМИЗАЦИИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности проведения анализа денежных потоков предприятий, осуществляющих оптовую торговлю. Представлены наиболее эффективные методы анализа с возможными результатами. Предложены мероприятия по управлению денежными потоками в оптовой торговле и способы оптимизации оборотных активов.
Annotation. The article describes the main features of the analysis of the cash flows of enterprises engaged in the wholesale trade. It provides the most effective methods for the analysis of the possible results. The methods for the management of cash flows in the wholesale trade and measures to optimize current assets.
Ключевые слова: денежные потоки, оптовая торговля, сегментация потребителей, сегментация товара, операционные модели, имитационное моделирование, управление денежным потоком.
Key words: cash flows, wholesale, consumer segmentation, segmentation of the product, operating models, simulation modeling, cash flow management.
Современная экономика представлена разнообразием хозяйственных субъектов, значительную роль в которой играют торговые предприятия. Оптовая торговля имеет особое значение в экономике любой страны, выполняя социально значимую функцию, заключающуюся в продвижении товара от производителя к потребителю через организации, занимающиеся розничной продажей. Способствуя осуществлению постоянного обмена товарами между предприятиями, оптовая торговля ускоряет процесс создания новой стоимости и является эффективным продуцентом закономерной цепочки Д - Т - Д' (деньги - товар - деньги).
Анализ движения денежных потоков в общем виде представляет собой определение моментов и величин притоков и оттоков денежной наличности. Процесс данного вида анализа строится так, чтобы сформировать мнение о том, насколько предприятие способно управлять денежными по-
токами, а также умение организовать управление так, чтобы в любой момент в распоряжении фирмы было достаточное количество наличных денежных средств.
Организации оптовой торговли имеют ряд особенностей, которые следует учитывать при проведении финансового анализа в целом и анализа денежных потоков в частности. Здесь следует отметить:
- низкое значение величины основных фондов по сравнению с величиной торгового оборота (торговой выручки);
- уставный и собственный капитал имеет достаточно низкие показатели;
- высокий уровень краткосрочных займов и кредитов, наличие значительной краткосрочной кредиторской задолженности;
- закупка реализуемой продукции осуществляется с помощью заемных средств и, часто, с отсрочкой платежа поставщикам;
- средства от реализации товара поступают с некоторой задержкой, иногда существенной (оптовые компании нередко отдают товар «на реализацию» с получением средств после продажи товара);
- низкое значение величины свободных денежных средств, что обусловлено задачей получения максимального значения выручки (денежные средства должны постоянно находиться в обороте).
Традиционный анализ движения денежных средств предприятия оптовой торговли позволяет установить, где у предприятия генерируется и расходуется денежная наличность. С учётом вышеизложенных особенностей, представим некоторые общие утверждения, характеризующие денежные потоки при осуществлении деятельности оптовых предприятий.
Так, в структуре притоков от операционной деятельности, основную часть (до 100%) составляют поступления от основной деятельности (от продажи продукции, товаров, работ и услуг). В структуре оттоков значительную долю занимают платежи поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги, а также заработная плата [2].
Притоки от инвестиционной деятельности представлены в основном процентами по долговым финансовым вложениям, а оттоки суммами по предоставлению займов другим лицам, и платежами в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов (в основном торговых помещений, складов) [2].
Притоки от финансовой деятельности составляют полученные кредиты и займы, а оттоки - возврат полученных кредитов и займов.
В современной действительности российским торговым предприятиям необходимо проводить постоянную оценку уровня рентабельности и скрытых резервов повышения уровня продаж. Это целесообразно осуществлять с помощью углублённого анализа денежных потоков. Денежные потоки, тесно связанные с управленческими решениями, способны показать картину деятельности предприятия реальнее, чем индикаторы прибыли, которые являются более субъективным измерением доходности.
К числу важных стратегических показателей относится совокупный денежный поток. Он определяется как сумма денежных потоков от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Однако, учитывая
тот факт, что оптовая торговля предполагает наличие большого количества контрагентов, а также операций покупки и продажи ежедневно, целесообразно изучать денежные потоки через призму сегментации рынков сбыта, клиентов, товаров.
Высокое значение величины дебиторской задолженности, часто перерастающей из краткосрочной в долгосрочную, а затем и безнадежную, активизирует руководителей торговых предприятий искать методы сокращения недобросовестных клиентов, срока погашения задолженности.
В то же время, потребитель - важный и неотъемлемый актив бизнеса. Денежные потоки потерянных клиентов являются упущенной выгодой предприятия. Поэтому необходимо делать упор на сохранение «старой» клиентской базы, но с учётом переориентации платёжных календарей на более интенсивный уровень с ужесточением контроля за неплательщиками, не соблюдающими график выплат.
Анализ денежных потоков в системе управления отношениями с клиентами должен строиться на основе сегментации потребителей и их денежных потоков. Здесь целесообразно разделять клиентов, например, по стадиям взаимоотношений. Таким образом, можно выделить: постоянных клиентов; периодических клиентов; разовых клиентов; потерянных клиентов. Критерии распределения могут базироваться на периодичности покупок, объёмах закупок, а также количества закупок.
Ещё одной немаловажной проблемой фирм оптовой торговли является застой товара на складе. Используя тот же метод сегментации, необходимо ранжировать товар по группам, соотносящимся с категорией целевых потребителей. Иными словами, исследовать денежные потоки, продуцируемые движением товара, и найти такие, которые провоцируют замедление оборачиваемости и формируются в отрицательные денежные потоки.
Оптимизация оборотных активов является основной задачей торговых предприятий. Наиболее эффективным способом является изучение поведения денежных потоков и рациональное использование полученных данных.
На сегодняшний день существует большое количество моделей управления денежными потоками компании. Но ввиду вышеперечисленных особенностей предприятий оптовой торговли применимы далеко не все. Наиболее подходящими являются операционные модели, а также имитационная модель Монте-Карло.
Оптимальным вариантом является синергия модели кассового плана и модели бюджета движения денежных средств. Данные модели включают в себя планирование, балансировку, синхронизацию платежей и расчёта оптимального остатка денежных средств.
Планирование денежных потоков помогает определить источники денежных средств и оценить их использование. Главная задача составления плана - проверить реальность поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определение возможной потребности в заёмных средствах [3].
Платежный календарь является основным инструментом осуществления данной модели. Он может составляться на основании договоров с контрагентами, актов сверки расчётов, счетов на оплату, банковских доку-
ментах о поступлении на счета, графиков отгрузки товара, законодательно установленных сроков платежей по финансовым обязательствам перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Имитационное моделирование также может быть использовано для определения целевого остатка [1]. Здесь необходимо проводить процедуру расчета размеров чистых денежных потоков (излишков или недостатков) при различных уровнях вероятностей, что они не превысят заданных значений. Данный процесс трудоёмкий, но позволяет предугадать необходимый размер наличности в вероятных ситуациях развития событий хозяйственной жизни компании, в том числе при разном уровне реализации, наличии товарно-материальных запасов и т.п.
Модель тотального управления денежными средствами направлена на определение ценности отдельных отделов, подразделений компании с точки зрения их производительности и рентабельности (позволяет отследить эффективность работы менеджеров по продажам, торговых представителей). Модель показывает связь каждого отдела с его окупаемостью с точки зрения денежного потока, которой создаёт или поглощает компания [1].
Рассмотренные модели различаются по своему назначению. Операционные модели имеют статичный характер и предназначены для наиболее точного планирования движения денежного потока в будущем, но они не отвечают на вопросы относительно рациональности потенциальных сделок.
Имитационное моделирование Монте-Карло применимо для определения рациональных нормативов потребности в чистом оборотном капитале и незаменимо в тактическом финансовом менеджменте. С его помощью менеджер может минимизировать риски неплатежеспособности и недопустимого снижения рентабельности операций.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, традиционные методы анализа денежных потоков являются наименее результативными и позволяют сделать лишь общие выводы о направлениях основных денежных потоков.
Во-вторых, учитывая специфику организации работы предприятий оптовой торговли, при осуществлении финансового анализа необходимо брать во внимание ряд особенностей. При анализе денежных потоков наиболее эффективными являются применение методов сегментации групп оборотных активов, ориентация на потребителя.
В-третьих, применение операционных моделей в совокупности с имитационным моделированием и тотальным управлением денежным потоком является оптимальным вариантом регулирования и оптимизации оборотных активов компании. Источники:
1. Мельников Е.Н. Сравнительный анализ существующих моделей управления денежных потоков [Текст] / Е.Н. Мельников // Аудит и финансовый анализ. -4/11.
2. Пакулина О.В. Особенности анализа денежных потоков торговой организации на примере ЗАО «АВС» [Текст] / О.В. Пакулина // Режим доступа: www.fa.ru/pшjects/mnsk/mnsk4/4/.../Пакулина%20О.В.pdf
3. Панюкова И.В. Управление денежными потоками [Текст] / И.В. Панюкова// Вестник Таганрогского института управления и экономики. - №1/2011.