Б01: 10.24412/с1-37131-2023-1-390-394
Особенности анализа бухгалтерского баланса бюджетного учреждения
Гоголева Ольга Леонидовна, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Широкова Мария Владиславовна,
студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Тебенькова Мария Александровна,
студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный агротехнологический университет»,
г. Киров
Аннотация: первостепенным условием эффективного развития экономики страны и регионов становится рациональное, экономное и оптимальное использование государственных бюджетных средств, за счет которых функционируют различные организации государственного сектора, выполняются задачи государства. Выделяемые из бюджета любого уровня средства в форме субсидий на выполнение государственного задания для бюджетных учреждений являются основным источником покрытия текущих расходов, формирования имущественной базы. Ключевые слова: анализ, баланс, бюджетное учреждение.
В отличие от казенных учреждений бюджетные учреждения для выполнения функций, возложенных на них учредителем - вышестоящим государственным органом, могут заниматься деятельностью, приносящей доход. Именно доход, а не прибыль. В аспекте этого полученный доход бюджетное учреждение направляет на финансирование уставной деятельности, и он становиться вторым
Студент. Наука. Регион
основным источником существования бюджетного учреждения, пополнения активов - имущественной базы.
С переходом системы высшего образования к рыночным механизмам функционирования деятельность вуза следует оценивать в ином формате: образовательное учреждения в настоящее время представляет собой аналог компании, которая может предложить рынку «продукцию» собственного производства и при успешной ее реализации получить доход и прибыль.
Оценить эффективность деятельность бюджетного учреждения, вложения субсидий, дохода по деятельности, приносящей доход, позволяет оценка результатов анализа бухгалтерского баланса, финансовой устойчивости, платежеспособности учреждения.
Как отмечает Пахомова Е. А. «современное состояние проблем эффективности российского образования отражает усиливающееся противоречие между возрастающими требованиями к нравственности и интеллекту человека и фактическим уровнем образования и развития выпускников вуза. Однако в условиях современного рынка образовательным учреждениям трудно сохранять и повышать качество своих услуг и одновременно иметь нормальную финансовую устойчивость» [2].
Анализ бухгалтерского баланса позволяет оценить обеспеченность учреждения имуществом для выполнения уставных видов деятельности, оценить обязательства, уровень превышения доходов над расходами.
Главная цель анализа бухгалтерского баланса - получение информации, характеризующей финансовое положение учреждения. Данная информация в первую очередь призвана снизить уровень неопределенности относительно перспектив развития учреждения [3].
Для оценки деятельности бюджетного учреждения с позиции качества оказываемых услуг при эффективном использовании бюджетных средств необходима система показателей для анализа эффективности финансово-экономической деятельности бюджетного учреждения. Башарова О. Г. [1] предлагает следующую систему показателей для образовательного учреждения (рисунок 1).
Предложенные блоки анализа позволяют решить задачи оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений с учетом целевой направленности исследуемого объекта.
Рисунок 1. Система показателей эффективности деятельности бюджетного учреждения
Центральное место в предложенной системе показателей занимает анализ бухгалтерского баланса, как основной формы отчетности, позволяющей оценить имущественный потенциал учреждения.
При анализе бухгалтерского баланса бюджетного учреждения рекомендуется формировать аналитический баланс и применить метод балансовой увязки (таблица 1).
Содержание аналитического баланса образовательного учреждения показывает, что за анализируемый период имущество учреждения увеличилось на 16,6 п.п., при росте нефинансовых активов на 25,12 п.п. Отрицательный результат деятельности в пассиве баланса перекрывается обязательствами учреждения на конец отчетного период. Структура активов 2022 г. фактически соответствует уровню 2020 г.
Таблица 1
Состав и структура аналитического баланса образовательного учреждения
(на конец года)
Актив 2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп роста,%
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
Нефинансовые активы 453808 45,23 547309 82,00 567811 48,54 125,12
Финансовые активы 549573 54,77 120162 18,00 602082 51,46 109,55
Баланс 1003381 100 667471 100 1169893 100 116,60
Пассив
Обязательства 1243892 123,97 889849 133,32 1377705 117,76 110,76
Финансовый результат -240511 -23,97 -222378 -33,32 -207812 -17,76 86,40
Баланс 1003381 100 667471 100,00 1169893 100,00 116,60
Оценка финансовой устойчивости бюджетного учреждения требует особого подхода и применения специфичных данных и показателей в отличие от оценки финансовой устойчивости коммерческой организации (таблица 2).
Таблица 2
Коэффициенты финансовой устойчивости образовательного учреждения
(на конец года)
Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. Абсолютное откл., +
Доля собственных источников в пассивах (Коэффициент автономии) -23,97 -33,32 -17,76 6,21
Доля обязательств в пассивах (Коэффициент финансовой зависимости) 123,97 133,32 117,76 -6,21
Отношение обязательств к собственным источникам (Коэффициент финансового рычага) -517,19 -400,15 -662,96 -145,77
Отрицательные значения коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость бюджетного учреждения, показывают полную его зависимость от внешних кредиторов и учредителя. Образовательное учреждение в настоящее время полностью зависит от субсидий бюджета и средств кредиторов.
Проведем проверку обеспеченности активов учреждения источниками формирования (таблица 3).
Таблица 3
Обеспеченность нефинансовых активов учреждения долгосрочными источниками финансирования (на конец года)
Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. Абсолютное откл., +
Остаточная стоимость основных средств, тыс. руб. 232538 221231 229190 -3348
Остаточная стоимость нематериальных активов, тыс. руб. 217 200 178 -39
Балансовая стоимость непроизведен-ных активов, тыс. руб. 91789 179063 193613 101824
Вложения в нефинансовые активы, тыс. руб. 112645 131181 112549 -96
Итого нефинансовых внеоборотные активов, тыс. руб. 437189 531675 535530 98341
Обязательства перед учредителем, тыс. руб. 672367 737890 741307 68940
Финансовый результат (собственные средства), тыс. руб. -240511 -222378 -207812 32699
Общая величина источников формирования нефинансовых активов, тыс. руб. 431856 515512 533495 101639
Коэффициент обеспеченности нефинансовых активов долгосрочными источниками финансирования 0,99 0,97 1,00 0,01
Нефинансовые внеоборотные активы учреждения на 100% сформированы за счет обязательств перед учредителем.
Проведение анализа бухгалтерского баланса, позволяет оценить, куда направлены полученные средства, за счет каких источников сформированы. Эффективность бюджетных средств разумно оценивать не через получение прибыли, а с помощью оценки материальной базы учреждения и как успешно выполняются задачи, поставленные перед бюджетным учреждением.
Библиографический список
1. Башарова О.Г. Разработка системы экономических показателей для оценки эффективности деятельности учреждений образования // Экономический анализ: теория и практика, 2009. - № 28.
2. Пахомова Е.А., Иванчина В.В. Анализ финансовой устойчивости вуза с использованием методов теории нечетких множеств (на примере университета «Дубна») // Экономический анализ: теория и практика, 2009. - № 14.
3. Кривошеев А.В. Концептуальные положения систематизации информации для анализа финансовой устойчивости вуза // Международный бухгалтерский учет, 2021. - № 6.