Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ ВОДИТЕЛЕМ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ ВОДИТЕЛЕМ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
оставление места дорожно-транспортного происшествия / безопасность дорожного движения / административное правонарушение

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернов Александр Валерьевич

В статье поднимается вопрос о необходимости внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия. Автором отмечается увеличение числа прекращенных производств, несмотря на рост количества правонарушений, связанных с оставлением места ДТП, за последние три года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чернов Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ ВОДИТЕЛЕМ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ»



ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ ВОДИТЕЛЕМ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Чернов Александр Валерьевич, Курганский государственный университет, г. Курган

E-mail: pobedadima86@mail.ru

Аннотация. В статье поднимается вопрос о необходимости внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия. Автором отмечается увеличение числа прекращенных производств, несмотря на рост количества правонарушений, связанных с оставлением места ДТП, за последние три года.

Ключевые слова: оставление места дорожно-транспортного происшествия, безопасность дорожного движения, административное правонарушение.

Согласно данным официальной статистики в 2021 году в каждом одиннадцатом дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП), совершенном по вине водителя, виновное лицо скрылось с места происшествия, из них в 31% случаев транспортное средство установлено не было, что свидетельствует об относительно высоком уровне распространенности рассматриваемых деяний, об их типичности, а также низкой эффективности административно-правовых мер [4, с. 16].

Рассматриваемый запрет закреплен в п. 2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ). По справедливому утверждению Волошина А.И. и Деревянкиной С.А., оставление места ДТП - это «удаление причастного к нему водителя с места аварии на значительное расстояние и время» [3, с. 112]. В узком смысле данное понятие можно рассматривать как отсутствие водителя, причастного к ДТП, на месте происшествия к моменту прибытия сотрудников ГИБДД, за исключением случаев, признанных законом уважительными причинами. К таковым относятся перемещение транспортного средства на обочину с целью освобождения проезжей части, а также самостоятельное доставление экстренных пострадавших в ближайшую медицинскую организацию, с последующим возвращением на место аварии.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Интересным видится вопрос назначения административной ответственности за данное правонарушение в рамках ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ. Необходимость детального изучения данной нормы обосновывается наличием двух альтернативных санкций, применяемых судьями: с одной стороны, - это административный арест на срок до пятнадцати суток, а с другой, - лишение специального права на управление транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет [1].

Оба вида административного воздействия сопряжены с существенными правоограничениями, а их применение обусловлено необходимостью противодействия нарушителям, допускающим совершение деяния. Предусмотренная строгость указанных мер ответственности обусловлена необходимыми для административного наказания свойствами -предупредительной и профилактической направленностью административного наказания [6, с. 24].

Причинами оставления места ДТП водителями транспортных средств являются:

а) нежелание нести административную ответственностью за нарушение

ПДД;

б) нахождение водителя в состоянии опьянения;

в) отсутствие необходимого времени для процессуального оформления

ДТП;

г) управление автомобилем водителем, лишенным права управления транспортными средствами;

д) нежелание возмещать материальный ущерб [2, с. 43].

Вместе с тем, при анализе судебной практики назначения обозначенных санкций за правонарушение, закрепленное в рассматриваемой статье, наблюдается увеличение числа прекращенных производств, несмотря на рост количества правонарушений, связанных с оставлением места ДТП, за последние три года.

Примером может послужить постановление по делу об административном нарушении от 05 августа 2022 года № 5-472/2022. Так, гражданка Ф. 14.07.2022 года в г. Т. по ул. Р., д. 11, управляя автомобилем марки М. (гос. рег. знак), при движении в прямом направлении не справилась с управлением и допустила наезд на здание, расположенное по адресу г. Т., ул. Р., д. 11, в результате чего произошло ДТП, в котором было повреждено здание по адресу г. Т., ул. Р., д. 11 и причинен ущерб гражданину С. и гражданке С., после чего в нарушение п. 2.5 ПДД РФ гражданка Ф. с места ДТП скрылась.

Вместе с тем, мировым судьей установлено, что права на управление транспортными средствами гражданка Ф. не имеет. Кроме того, у гражданки Ф. имеется сын, не достигший четырнадцатилетнего возраста.

Кроме того, в отношении гражданки Ф. по настоящему факту уже возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.7 КОАП РФ.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, а также руководствуясь Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» мировой судья постановил: производство по административному делу в отношении гражданки Ф., привлекаемой за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ, -прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Обращаясь к ч. 2 ст. 3.9 КОАП РФ, можно констатировать, что административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов [5, с. 58].

Соответственно, к указанным категориям граждан может быть применена санкция лишь в виде лишения права управления транспортными средствами. Таким образом, в ситуации, когда лицо относится к одной из указанных выше категорий, и, в дополнение к этому, не имеет права управления транспортными средствами, в отношении него невозможно избрать ни одну из данных санкций. Наказание лицо понесет в виде штрафа в размере одной тысячи рублей по ч. 1 ст. 12.27 КОАП РФ. Такая правовая ситуация носит повсеместный характер и является следствием отсутствия всестороннего правового регулирования рассматриваемой сферы.

В связи с этим видится целесообразным внести изменения в ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ и изложить ее в следующей редакции:

«2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет на лиц, имеющих права управления транспортными средствами; административного ареста на срок до пятнадцати суток на лиц, лишенных или не имеющих права управления транспортными средствами; административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей на лиц, в

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест или если лицо не достигло восемнадцатилетнего возраста».

Внесение указанных изменений будет способствовать более эффективной судебной практике, а также снижению количества правонарушений, связанных с оставлением места ДТП, поскольку такая санкция станет действенным методом борьбы с рассматриваемыми нарушениями закона.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.05.2023).

2. Аюпова Г.Ш., Любушкин С.Ю. Особенности юридической ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия // Полицейская деятельность. - 2020. - № 3. - С. 41-48.

3. Волошин А.И. Ответственность за оставление места ДТП: административная или уголовная? / А.И. Волошин, С.А. Деревянкина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского // Юридические науки. - 2019. - № 3. - С. 110-115.

4. Помогалова Ю.В. Административная ответственность: практикум / Ю.В. Помогалова. - Воронеж: Научная книга, 2022. - 80 с.

5. Сергеев В.В., Канов А.А. О некоторых проблемах установления лиц, скрывшихся с мест совершения дорожно-транспортных преступлений // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2015. - С. 57-62.

6. Федорова Т.В. Административная ответственность и административные правонарушения: учебное пособие / Т.В. Федорова. - Москва: РГУП, 2020. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.