Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ (COVID-19) / КОАП РФ / ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ УГРОЗЕ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Cоседова М.В.

В статье рассматриваются современные проблемы административной ответственности за нарушение санитарно эпидемиологического законодательства. Исследуются нормы и федерального права, и нормативные акты субъектов РФ. Автор анализирует практику рассмотрения дел по ст. 20.6.1,6.3 КоАП РФ. Особое внимание уделяется проблемам совершенствования законодательства и практики его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Cоседова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL LEGISLATION

The article deals with modern problems of administrative responsibility for violation of the sanitary and epidemiological legislation. The norms of both federal law and normative acts of the constituent entities of the Russian Federation are studied. The author analyzes the practice of considering cases under Art. 20.6.1, 6.3 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. Particular attention is paid to the problems of improving the legislation and the practice of its application.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 342.9

DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-3-12

Соседова Марина Васильевна,

судья, Елецкий городской суд Липецкой области (г. Елец), 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 38А, email: sosedova1965@gmail.com

Sosedova, Marina V.,

Judge, Yelets City Court of Lipetsk Region (Yelets), 38A Kommunarov Str., Yelets, 399770, Russian Federation, email: sosedova1965@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

SPECIFIC FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL LEGISLATION

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются современные проблемы административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Исследуются нормы и федерального права, и нормативные акты субъектов РФ. Автор анализирует практику рассмотрения дел по ст. 20.6.1, 6.3 КоАП РФ. Особое внимание уделяется проблемам совершенствования законодательства и практики его применения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коронавирусная инфекция (СОУШ-19); КоАП РФ; правила поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения; региональные нормативные акты.

ABSTRACT. The article deals with modern problems of administrative responsibility for violation of the sanitary and epidemiological legislation. The norms of both federal law and normative acts of the constituent entities of the Russian Federation are studied. The author analyzes the practice of considering cases under Art. 20.6.1, 6.3 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. Particular attention is paid to the problems of improving the legislation and the practice of its application.

KEYWORDS: coronavirus infection (COVID-19); Code of Administrative Offenses of the Russian Federation; rules of conduct in case of emergency or threat of its occurrence; regional regulations.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Соседова, М. В. Особенности административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства [Текст] / М. В. Соседова // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. - 2022. - Т. 9, № 3. - С. 83-87. - БОТ: 10.18522/2313-6138-2022-9-3-12.

FOR CITATION:

Sosedova, M. V. Specific Features of Administrative Responsibility for Violation of the Sanitary and Epidemiological Legislation [Text] / M. V. Sosedova. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. - 2022. - Vol. 9, No. 3. - P. 83-87 (in Russian). - DOI: 10.18522/23136138-2022-9-3-12.

© М. В. Соседова, 2022

84

М. В. СОСЕДОВА. ВЕСТНИК ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЮФУ 2022. Т. 9, № 3. С. 83-87

Опасность коронавирусной инфекции (СОУГО-19) и необходимость защиты жизни и здоровья населения обусловили усиление административной ответственности за нарушения в этой сфере.

Так, Федеральным законом от 1 апреля 2020 № 98-ФЗ [1] статья 6.3 КоАП РФ была дополнена частями 2 и 3. Была также введена новая статья 20.6.1 КоАП РФ. Указанные нормы, получившие в юридических кругах название название «пандемийного» права, и практика их применения требуют подробного изучения.

Статья 6.3 КоАП «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и статья ст. 20.6.1 «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения» находятся в разных главах КоАП РФ. Между тем, многие судьи считают, что ст. 20.6.1 КоАП является общей по отношению к ст. 6.3. Верховный Суд РФ подчеркивает, что с учетом конкретных обстоятельств дела возможна переквалификация ст. 6.3 КоАП на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП [2]. Во всяком случае нахождение этих двух статей в разных главах КоАП может стать предметом научной дискуссии.

В настоящее время статья 20.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение не только федеральных правил поведения, утвержденных, например, постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 [3], но и за нарушение региональных нормативных актов, содержащих нормы при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В Липецкой области, в частности, такими актами являются: Распоряжение Главы администрации Липецкой области от 27 марта 2020 г. № 169-р «О некоторых вопросах организации и осуществления государственного контроля (надзора) в период режима повышенной готовности на территории Липецкой области» [4]; Постановление Администрации Липецкой области от 26 марта 2020 г. № 159 [5]; акты Главного ГСВ по Липецкой области [6], в том числе Постановление от 8 февраля 2022 г. № 28.

Как следует из диспозиции статьи 20.6.1 КоАП, объективная сторона может быть выражена как в форме бездействия, так и в форме действия.

В частности, наиболее распространено нарушение ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в форме без-

действия - нахождение без маски, если это предусмотрено федеральными правилами.

Можно также назвать случаи, когда гражданин передвигался по автодороге без специального пропуска и нарушил региональный акт (например, п. 1.10.3 Постановления Правительства Саратовской области от 26.03.2020 № 208-П [7]).

Санкция ч. 1 ст. 20.6.1 предусматривает предупреждение или штраф. В практике возник вопрос, можно ли применить предупреждение в отношении должностного лица, ИП, юридического лица? Верховный Суд РФ в своем Обзоре [8] дал разъяснения и по этому вопросу. Исходя из содержания нормы, предупреждение может быть назначено любому нарушителю, в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Какие же это обстоятельства? К ним отнесены: характер и объем нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства; отношение виновного к совершенному правонарушению; желание и конкретные меры по исправлению ситуации; минимизация последствий правонарушения и др.

Приведу пример из личной практики. В 2021 г. сотрудник Управления дорог и транспорта Липецкой области составил протокол, согласно которому ИП А. не обеспечил в принадлежащей ему маршрутке нахождение водителя в маске. Тем самым была нарушена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП. На фотографиях, приложенных к протоколу, было четко видно, что водитель находился в маске, не закрывающей нос. В судебном заседании А. вину признал, раскаялся, предоставил приказ о наложении дисциплинарного взыскания на водителя, протокол собрания коллектива, которое было проведено по факту недопустимости нарушения санитарного законодательства, обязался в дальнейшем не допускать подобных нарушений. Судья посчитал, что в данном случае предупреждение будет отвечать целям наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов [9].

Полагаю, что применение предупреждения в отношении ИП и юридических лиц возможно, если они устранили последствия нарушения и предоставили доказательства в судебное заседание. Однако в Обзоре данный вопрос не разъяснялся. В настоящее время обстановка в РФ стабилизируется. Думается, что в санкцию

ч. 2 ст. 20.6.1 нужно внести изменения, предусмотрев наказание в виде предупреждения.

На практике многие судьи считают, что имеет место конкуренция норм статей 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ. Интересно отметить, что сходного мнения придерживается и ВС РФ. Так, ответственность за приближение к другому гражданину ближе чем на 1,5 м (п. 12.1 Указа Мэра Москвы № 12-УМ [10]) должна наступать по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Однако постановлением Главного государственного санврача РФ от 30.03.2020 № 9 [11] гражданам вменено в обязанность соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 м. По логике вещей ответственность по ст. 20.6.1 КоАП РФ должна наступать, если расстояние больше метра, но меньше полутора. Если же нарушитель приблизился к другому гражданину вплотную, -квалификация, согласно разъяснениям ВС РФ, должна уже состояться по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (Обзор Президиума Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.).

Приведу пример по ст. 6.3 КоАП РФ из собственной практики. Так, в 2021 г. Главным специалистом Управления Роспотребнадзора по Липецкой области был составлен протокол в отношении ООО «Кари», где в одном из магазинов нарушалось законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В частности, в магазине не осуществлялись:

1) организация ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением бесконтактного контроля температура тела работника. Также отсутствовало средство для обработки рук антисептиками для персонала;

2) контроль за использованием масок сотрудниками, отсутствовала емкость для сбора использованных масок с соответствующей надписью;

3) ежедневные влажные уборки с применением дезинфицирующих средств. Кроме того, в помещении с постоянным нахождением работников не были установлены бактерицидные облучатели воздуха рециркулярного типа.

В судебное заседание представитель ООО «Кари» ходатайствовал о признании нарушений малозначительными. Суд установил, что ООО «Кари» нарушило требования ч. 1 ст. 2, ст. 11, ст. 29 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 2.4 Постановления Главного ГСВ РФ № 31 от 16.10.2020 [12]; п. 1.1, 1.10, 1.11, 1.12, 1.14

Постановления ГСВ по Липецкой области от 14.08.2020 [13]; п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции» [14]. ООО «Кари» было признано виновным в совершении правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Было назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей, а в признании правонарушения малозначительным отказано. Вышестоящие инстанции оставили решение в силе.

Полагаю, что ст. 6.3 КоАП РФ имеет оправданно высокие штрафные санкции, поскольку устанавливает ответственность за более тяжкие нарушения законодательства в области соблюдения санитарных мер, чем ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Надеюсь, что когда-нибудь нормы «панде-мийного» права уйдут в прошлое, однако пока реальность требует их применения в интересах здоровья населения.

Литература

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349080.

2. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 года [Электронный ресурс] // Верховный суд Российской Федерации : официальный сайт. -URL: https://www.vsrf.ru/documents/all/29689.

3. Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации : Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_349314.

4. О некоторых вопросах организации и осуществления государственного контроля (надзора) в период режима повышенной готовности на территории Липецкой области : Распоряжение Главы администрации Липецкой области от 27 марта 2020 г. № 169-р [Электронный ресурс] // Архив документов Липецкой области. - URL: https://lipetsk-gov.ru/ doc/85256.

5. О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области : Постановление администрации Липецкой области от 26.03.2020 № 159 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/4800202003270004.

86

М. В. СОСЕДОВА. ВЕСТНИК ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЮФУ 2022. Т. 9, № 3. С. 83-87

6. Об организации противоэпидемических мероприятий в трудовых коллективах в условиях ухудшения эпидемической ситуации, связанного с подъемом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) : Постановление ГСВ Липецкой области от 24 января 2022 года № 18 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации - docs.cntd.ru. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/578065838.

7. О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) : Постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 г. № 208-П [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации - docs.cntd.ru. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/467725096.

8. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 : Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года [Электронный ресурс] // Верховный суд Российской Федерации : официальный сайт. - URL: https://www.vsrf.ru/files/28856.

9. Архив Елецкого городского суда, дело № 5-915/2021.

10. О введении режима повышенной готовности : Указ Мэра Москвы № 12-УМ (ред. от 10.04.2020) [Электронный ресурс] // URL: https://mknc.ru/contents/ posts/3282000/3282752/document3282752.pdf.

11. О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 : Постановление Главного государственного санврача РФ от 30.03.2020 № 9 (ред. от 27.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_348972.

12. О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом : Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 31 от 16.10.2020 (ред. от 15.11.2021) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202010270001.

13. О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции в Липецкой области : Постановление ГСВ по Липецкой области от 14.08.2020 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/law/ review/reg/rlaw/rlaw2202020-08-27.html.

14. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой корона-вирусной инфекции» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации - docs.cntd.ru. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/564979137.

References

1. On Amendments to Certain Legislative Acts ofthe Russian Federation on the Prevention and Elimination of Emergencies: Federal Law No. 98-FZ of April 1, 2020 [Electronic resource] // Legal reference system "ConsultantPlus". - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349080 [in Russian].

2. Review of certain issues of judicial practice related to the application of legislation and measures to counter the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) in the Russian Federation No. 3: approved. Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on February 17, 2021 [Electronic resource] // The Supreme Court of the Russian Federation : official website. - URL: https://www.vsrf.ru/documents/all/29689 [in Russian].

3. On the approval of the Rules of Conduct, binding on citizens and organizations, in the event of the introduction of a high alert regime or an emergency : Decree of the Government of the Russian Federation of 02.04.2020 No. 417 [Electronic resource] // Legal reference system "ConsultantPlus". - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_349314 [in Russian].

4. On some issues of organizing and exercising state control (supervision) during the period of high alert on the territory of the Lipetsk Region : Order of the Head of Administration of the Lipetsk Region dated March 27, 2020 No. 169-r [Electronic resource] // Archive of documents of the Lipetsk region. -URL: https://lipetsk-gov.ru/ doc/85256 [in Russian].

5. On additional measures to protect the population in connection with the threat of the spread of a new coronavirus infection (2019-nCoV) in the Lipetsk Region : Decree of the Administration of the Lipetsk Region dated March 26, 2020 No. 159 [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document /View/4800202003270004 [in Russian].

6. On the organization of anti-epidemic measures in labor collectives in the context of a worsening epidemic situation associated with an increase in the incidence of a new coronavirus infection (COVID-19) : Resolution of the FGP of the Lipetsk Region dated January 24, 2022 No. 18 [Electronic resource] // Electronic Fund of Legal and regulatory and technical Information - docs.cntd.ru. - URL: https://docs. cntd.ru/ document/578065838 [in Russian].

7. On the introduction of restrictive measures in connection with the threat of the spread of coronavirus infection (2019-nCoV) : Decree of the Government of the Saratov Region of March 26, 2020 No. 208-P [Electronic resource] // Electronic Fund of Legal and regulatory and technical Information - docs.cntd.ru . - URL: https://docs. cntd.ru/document/467725096 [in Russian].

8. Review of certain issues of judicial practice related to the application of legislation and measures to counteract the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) in the Russian Federation No. 1: Approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on April 21, 2020 [Electronic resource] // The Supreme Court of the Russian Federation : official website. - URL: https://www. vsrf.ru/ files/28856 [in Russian].

9. Archive of the Yelets City Court, case No. 5-915/2021 [in Russian].

10. On the introduction of the high alert mode : Decree of the Mayor of Moscow No. 12-UM (as amended on 10.04.2020) [Electronic resource] // URL: https://mknc.ru/ contents/posts/3282000/3282752/document3282752.pdf [in Russian].

11. On additional measures to prevent the spread of COVID-2019 : Decree of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation dated March 30, 2020 No. 9 (as amended on July 27, 2020) [Electronic resource] // Legal reference system "ConsultantPlus". - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_348972 [in Russian].

12. On additional measures to reduce the risks of the spread of COVID-19 during the seasonal rise in the incidence of acute respiratory viral infections and influenza : Decree of the Chief

State Sanitary Doctor of the Russian Federation No. 31 dated 16.10.2020 (as amended on 15.11.2021) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. - URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010270001 [in Russian].

13. On additional measures to prevent the spread of a new coronavirus infection in the Lipetsk region : Resolution of the FGP in the Lipetsk region of 14.08.2020 [Electronic resource] // Legal reference system "ConsultantPlus". - URL: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw2202020-08-27.html [in Russian].

14. SP 3.1.3597-20 "Prevention of a new coronavirus infection" [Electronic resource] // Electronic Fund of Legal and regulatory and technical Information - docs.cntd. ru. - URL: https://docs.cntd.ru/document/564979137 [in Russian].

Поступила в редакцию 18.04.2022 Received April 18, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.