Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
423
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / местное самоуправление / ответственность администрации / Administrative responsibility / local self-government / responsibility of administration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко Владислав Сергеевич

Статья посвящена актуальным вопросам административной ответственности органов и должностных лиц органов местного самоуправления. Рассмотрены вопросы административной ответственности за невыполнение обязанностей, возложенных на них обществом. Подчеркнута актуальность этого вида ответственности на современном этапе развития государства и необходимость ее совершенствования, поиска новых подходов для повышения эффективности применения административной ответственности к органам и должностным лицам органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF LOCAL GOVERNMENT BODIES AND THEIR OFFICERS

The article is devoted to the main issues of administrative responsibility of administration and officials of local authority. The questions of administrative responsibility for non-fulfillment of duties imposed on them by society are considered. The topicality of this kind of responsibility at the modern stage of the state development and the necessity of its improvement, the search of new approaches to increase the efficiency of application of administrative responsibility to organs and officials of local authority is emphasized.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

FEATURES OF THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF LOCAL GOVERNMENT BODIES AND THEIR OFFICERS

Бондаренко Владислав Сергеевич, Студент Крымского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»

Bondarenko Vladislav Sergeevich, Student Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice" (the Crimean branch)

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам административной ответственности органов и должностных лиц органов местного самоуправления. Рассмотрены вопросы административной ответственности за невыполнение обязанностей, возложенных на них обществом. Подчеркнута актуальность этого вида ответственности на современном этапе развития государства и необходимость ее совершенствования, поиска новых подходов для повышения эффективности применения административной ответственности к органам и должностным лицам органов местного самоуправления.

Abstract. The article is devoted to the main issues of administrative responsibility of administration and officials of local authority. The questions of

1890

administrative responsibility for non-fulfillment of duties imposed on them by society are considered. The topicality of this kind of responsibility at the modern stage of the state development and the necessity of its improvement, the search of new approaches to increase the efficiency of application of administrative responsibility to organs and officials of local authority is emphasized.

Ключевые слова: административная ответственность, местное самоуправление, ответственность администрации.

Key words. Administrative responsibility, local self-government, responsibility of administration.

В современный период гарантированное Конституцией РФ местное самоуправление необходимо для развития государства, это одна из базовых частей публичной власти, которая находится ближе к населению. Местное самоуправления является неотъемлемым элементом гражданского общества. Достижение эффективного, значимого результата деятельности местного самоуправления является одной из самых актуальных задач для государства.

Но достижение указанного результата - это не только выполнение органами и должностными лицами органов местного самоуправления поставленных перед ними задач путем использования предоставленных им полномочий, но и ответственность этих органов и лиц перед населением за решения, которые ими принимаются, и невыполнение обязанностей перед обществом. Ответственность - это одна из гарантий местного самоуправления.

Итак, местное самоуправление предполагает ответственность своих органов и должностных лиц за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий. Ответственность в муниципальном праве - это наступление неблагоприятных правовых последствий для субъектов муниципальных правоотношений в результате принятия ими противоправных решений или ненадлежащего исполнения своих обязанностей [2].

1891

Отметим, что законодательством предусмотрено несколько видов юридической ответственности органов и должностных лиц органов местного самоуправления. Однако, использование средств именно административной ответственности в сфере местного самоуправления регулируется недостаточно, что приводит к росту числа нарушений.

Как отмечает А.М. Хмара, административная ответственность - это ответственность за совершение административного проступка (правонарушения). Административная ответственность характеризуется отрицательной реакцией государства на противоправное поведение отдельных физических (а в некоторых случаях и юридических) лиц путем установления соответствующих правил, запретов адекватных нарушениям санкций в отношении нарушителей [5, с.79].

В.А. Селезнев отмечает, что административная ответственность представляет собой особый вид юридической ответственности, а также является специфической формой адекватного реагирования государства на противоправные действия со стороны отдельных граждан и юридических лиц. Меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителю и которые он обязан исполнить, приводят последнего к обременительным имущественным, нравственным или иным ограничениям. Таким образом, правонарушитель отвечает перед государством и обществом за неправомерное поведение [4, с.121].

Следовательно, административная ответственность - это урегулированные нормами административного права правоотношения, включающие в себя отношения между компетентными государственными органами и физическими и юридическими лицами, предметом которых является нормативно урегулированное властное осуждение виновного субъекта в процессе предупреждения и пресечения административных правонарушений. Под административной ответственностью следует понимать применение уполномоченным органом или должностным лицом

1892

административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение, которое по своему характеру не предусматривает в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административная ответственность устанавливается законами и подзаконными актами или их нормами об административных правонарушениях. В этих актах определяются составы административных правонарушений и санкции, а в некоторых случаях - и порядок их применения

Применение к органам и должностным лицам органов местного самоуправления именно административной ответственности является наиболее действенным средством заставить орган или должностное лицо выполнять свои обязанности надлежащим образом. Для привлечения органа или должностного лица к административной ответственности достаточно совершения им каких-либо действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных требований, невыполнение своих обязанностей.

Достаточно много составов административных правонарушений, которые совершаются органами и должностными лицами местного самоуправления, непосредственно ущемляют права граждан. Так, согласно ст. 5.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц, в том числе и органов местного самоуправления.

В сфере защиты права собственности также достаточно много административных правонарушений, совершаемых местными органами власти и их должностными лицами. Например, предоставление, публикация

1893

или размещение недостоверной информации о размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также отправку недостоверных сведений или их включение в реестр государственных или муниципальных договоров, заключенных в результате размещения заказов, в реестр недобросовестных поставщиков (статья 7.31 Кодекса); нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (статья 7.32 Кодекса) и ряд других.

Достаточно часто к административной ответственности органы местного самоуправления и должностные лица привлекаются по гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», «Административные правонарушения в области дорожного движения» и др.

Например, Администрация города Белогорск Белогорского района Республики Крым была привлечена к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей. В ходе проверки ОГИБДД ОМВД России по Белогорскому району были выявлены недостатки в содержании дороги, что относится к компетенции органов местного самоуправления. Отметим, что Верховный Суд Республики Крым согласился с мнением суда первой инстанции и посчитал данное наказание правомерным

[3].

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации установлено, что правонарушение, субъектом которого является должностное лицо, может совершаться как в форме бездействия, так и в форме действия. В случае действия субъект намеренно совершает правонарушение, хотя он знает о его последствиях и даже хочет, чтобы они наступили. Наиболее распространенные виды действий, совершаемых должностными лицами

1894

незаконно, включают злоупотребление властью, нарушение каких-либо правил, требований, установленного порядка. Например, в ст. 13.14 КоАП РФ говорится об ответственности за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда раскрытие такой информации влечет за собой уголовную ответственность) лицом, получившим доступ к такой информации в связи с выполнение служебных или профессиональных обязанностей.

На практике встречается привлечение муниципальных образований за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) по ст.19.5 КоАП РФ. В большинстве случаев основной мерой реагирования контрольных (надзорных) органов по фактам выявленных правонарушений является вынесение предписаний, устанавливающих конкретные сроки устранения нарушений. Однако, в случае если нарушения не устранены в установленные сроки и отсутствуют объективные основания, по которым нарушения не устранены, уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Так, Госкомархивом Республики Крым в 2018 году был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении администрации города Судака Республики Крым, постановлением мирового судьи юридическое лицо - Администрация города Судака Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000,00 руб [1].

Обобщая вышесказанное, мы можем утверждать, что в контексте реформирования местного самоуправления, применение административной ответственности к органам и должностным лицам этой власти, занимает особое место ввиду ее функционального назначения. Административная

1895

ответственность, как ответственность ретроспективная, способна быть действенным фактором влияния, способствующим достижению эффективного, значимого результата в деятельности местного самоуправления.

Органы и должностные лица органов местного самоуправления должны нести ответственность перед обществом за свои действия. Недостаточное применение средств административной ответственности в сфере местного самоуправления приводит к значительному росту количества административных проступков. Таким образом, совершенствование административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, кардинальное реформирование действующего законодательства в этой сфере, являются чрезвычайно актуальными вопросами реформирования местного самоуправления в контексте административно-правовой реформы.

Список литературы

1. Обзор правоприменительной практики в сфере контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Республике Крым, осуществляемого Государственным комитетом по делам архивов Республики Крым, за 2016 - 2019 годы [электронный ресурс] - режим доступа: https://gas.rk.gov.щ/uploads/txteditor/gas/attachments//d4/1 d/8c/d98f00b204e 9800998ecf8427e/phpAiBD4P 1.pdf

2. Прудникова Т.А. Административно-правовая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления // Вестник Московского университета МВД России. - №5. -2016. - С.183-185

3. Решение Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2017 г. по делу N 21-158/2017 [электронный ресурс] - режим доступа: http://ivo. garant.ru/#/document/146157562/paragraph/1: 0

4. Селезнев В. А. Спорные вопросы законодательства об административной

1896

ответственности юридических лиц // Журнал российского права. -2014. -№ 11. -С. 121

5. Хмара А. М. О некоторых проблемных вопросах современного административно-деликтного законодательства // Административное право и процесс. -2014. -№ 3. -С. 79

References:

1. Review of law enforcement practice in the field of control over compliance with the legislation on archiving in the Republic of Crimea, carried out by the State Committee on Archives of the Republic of Crimea, for 2016 - 2019 [electronic resource] - access mode: https://gas.rk.gov.ru/uploads/txteditor/gas/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e 9800998ecf8427e/phpAiBD4P 1.pdf

2. Prudnikova T.A. Administrative and legal responsibility of local authority administration and officials of local authority // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - №5. -2016. - С.183-185

3. Decision of the Supreme Court of the Republic of Crimea of March 15, 2017 on case N 21-158/2017 [electronic resource] - access mode: http://ivo. garant.ru/#/document/146157562/paragraph/1: 0

4. Seleznev V. A. Disputable issues of legislation on administrative responsibility of legal persons // Journal of Russian Law. -2014. -№ 11. -С. 121

5. Khmara AM About some problematic issues of modern administrative-tort legislation // Administrative law and process. -2014. -№ 3. -С. 79

1897

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.