Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ ЗА УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ ЗА УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / МИТИНГ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE OFFENSE / RALLY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / DIGITAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайруллин Д.А., Иксанов Р.А.

В статье рассмотрена тема административной ответственности молодежи за участие в несанкционированных мероприятиях. Проведен социологический опрос среди несовершеннолетней молодежи. Указана проблема цифровой безопасности молодежи. Целью данной статьи является изучение правовой ответственности, в том числе несовершеннолетней молодежи за участие в несанкционированных общественных мероприятиях. Задачами данной статьи стали определение порядка проведения публичных массовых мероприятий, установления меры наказания за участие несовершеннолетних лиц в несанкционированных митингах, проведение мини-социологического опроса среди несовершеннолетних, обработка полученных данных и постановка проблемы цифровой безопасности молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY MINORS FOR PARTICIPATION IN UNAUTHORIZED ACTIVITIES

The article deals with the topic of the administrative responsibility of young people for participation in unauthorized events. A sociological survey was conducted among underage youth. The problem of digital security of youth is indicated. The purpose of this article is to study the legal responsibility, including of underage youth, for participating in unauthorized public events. The objectives of this article were to determine the procedure for holding public mass events, establish a punishment for the participation of minors in unauthorized rallies, conduct a mini-sociological survey among minors, process the data obtained and raise the problem of digital security of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ ЗА УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ»

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ ЗА УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ

МЕРОПРИЯТИЯХ

Д.А. Хайруллин, студент

Р.А. Иксанов, старший преподаватель

Уфимский государственный авиационный технический университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-3-131-133

Аннотация. В статье рассмотрена тема административной ответственности молодежи за участие в несанкционированных мероприятиях. Проведен социологический опрос среди несовершеннолетней молодежи. Указана проблема цифровой безопасности молодежи. Целью данной статьи является изучение правовой ответственности, в том числе несовершеннолетней молодежи за участие в несанкционированных общественных мероприятиях. Задачами данной статьи стали определение порядка проведения публичных массовых мероприятий, установления меры наказания за участие несовершеннолетних лиц в несанкционированных митингах, проведение мини-социологического опроса среди несовершеннолетних, обработка полученных данных и постановка проблемы цифровой безопасности молодого поколения.

Ключевые слова: административное право, административное правонарушение, митинг, административная ответственность, цифровая безопасность.

В свете событий, оставляющих неравнодушным российское общество, актуальной стала тема административных правонарушений, совершенных в виде несанкционированных общественных мероприятий, и как следствие соблюдение конституционных прав и обязанностей граждан самими гражданами и представителями правопорядка. Очевидной стала возросшая активность молодежи, оказавшейся под влиянием социальной сети Интернет.

Российская Федерация по смыслу конституционных положений является демократическим правовым государством. Согласно статьям 30 и 31 Основного закона РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова и граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Однако митинги и шествия не должны ущемлять права и свободы третьих лиц, поэтому их проводят с учетом ряда законодательных ограничений. В России возможность свободного проведения митингов ограничена Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004

года № 54-ФЗ. Подобное ограничение коснулось и проводимых митингов начала 2021 года, что стало основанием административного задержания граждан правоохранительными органами.

В основе административной ответственности лежит административное правонарушение (проступок). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Право на проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия. Однако данное право, по нашему мнению, не может быть абсолютным, и в России возможность свободного проведения митингов ограничена Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

В случае несоблюдения предъявленных условий, власти вправе отказать в возмож-

ности проведения публичного мероприятия. Одним из нормативно-правовых оснований для отказа проведения политических митингов являются положения Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13 марта 2020 года № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения С0УГО-2019», в частности ограничения проведения массовых мероприятий для профилактики распространения новой коронавирусной инфекции.

Из всего вышеизложенного следует, что при наличии в России гражданских и политических прав и свобод (ст. 29, 30, 31 Конституции РФ), не стоит забывать об обязанности соблюдать законы, независимо от возраста, пола, национальности и т.д. В обратном случае предусмотрена ответственность от административной до уголовной, вне зависимости того, кто нарушил закон: организатор или участник несогласованного с властями мероприятия. Для применения административных мер наказания является достаточным участие в несанкционированном митинге несовершеннолетних лиц, представителей молодежи.

Выбор такого способа реализации желание привлечь внимание общественности к актуальным проблемам современности, как проведение несанкционированных митингов и участие в них, может повлечь за собой риск быть привлеченным к административной ответственности соответственно ст. 20.2 и 20.2.2 КоАП РФ вплоть до уголовного наказания при наличии признаков преступного деяния. Таким образом, важно знать, что существует грань между привлечением внимания и свободой слова, и нарушением порядка.

По данным, размещенным в сети Интернет, на несанкционированный митинг 23 января 2021 года, по оценкам СМИ, «вышли более 250 тысяч человек в 125 городах страны. По данным ОВД-Инфо, по итогу акции было задержано более 4 тысяч человек. В Уфе задержали 90 человек, более 20 из которых - несовершеннолетние. После разбора практически все из отделов отпущены, некоторые под обязательство о

явке в суд, несовершеннолетние переданы родителям».

Решения судов об арестах принимались в рамках закона, наказания протестующие получили по закону. Беспокойство властей вызвало то, что в нем приняли участие несовершеннолетние молодые люди. Согласимся с мнением Президента России о том, что право выражать мнение есть у всех, но «все, что выходит за рамки закона, не просто контрпродуктивно, а опасно», тем более «ни в коем случае нельзя выталкивать вперед несовершеннолетних». Несовершеннолетние не являются до достижения ими 18-летия полностью дееспособными, а следовательно, политически зрелыми. В силу сказанного, их участие в политической деятельности должно быть, на наш взгляд, ограничено. Организаторы и агитаторы подобных мероприятий вторгаются в личную жизнь молодых людей, дезориентируют их в общественной ситуации, провоцируют на антиобщественные действия.

Для выяснения осведомленности несовершеннолетних о несанкционированных митингах и административной ответственности за участие в них, было проведено анкетирование на тему: «Несанкционированный митинг и ответственность за участие в нем?»

В анкетировании приняли участие 120 человек Уфимского машиностроительного колледжа в возрасте 16-18 лет. На основе данного опроса можно сделать вывод о том, что социальные сети очень популярны, большую часть информации молодежь получает из сетей (100%), причем абсолютно доверяет ей, и часто переоценивает ее. Исходя из недавних политических событий, можно уверенно сказать, что молодежь можно как объединить, так и разъединить, сподвигнув на политическую деятельность, даже если она незаконна. У несовершеннолетних еще не определена гражданская позиция, отсутствуют конкретные политические взгляды. Об этом свидетельствуют 90% опрошенных, которые не проявляют интереса к подобным мероприятиям. Об административной ответственности за участие в незаконных политических мероприятиях опрошенные в большем количестве (67%) были осве-

домлены. Половина (50%) анкетируемых признали действия правоохранительных органов законными и правомерными.

Законы гарантируют всем гражданам право слова, права на информацию, через социальные сети в том числе, не запрещают несовершеннолетним выражать свой протест, участвуя в общественных мероприятиях. Напротив, таким образом молодой человек имеет возможность стать настоящим гражданином своей страны, знающим свои права и умеющим их применять и защищать. Вместе с тем, с этими правами связаны и обязанности, в первую очередь уважать права и свободы других людей и соблюдать законы. Неисполнение законов повлечет проблемы либо с государством, либо с такими же людьми, кото-

стие в несогласованных митингах не является единственной возможностью высказать свою позицию. Эффективность использования социальных сетей для привлечения молодого поколения в политику себя уже показала, поэтому для формирования политической культуры молодежи, надо работать в сети «Интернет». Государственным органам во избежание нового участия молодежи в несанкционированных политических мероприятиях, следует применять меры, направленные на профилактику возникновения противостояния правоохранительных органов и несовершеннолетней молодежи, блокировать доступ к определенным сайтам, обеспечив таким образом информационную безопасность общества.

рые пользуются такими же правами. Уча-

Библиографический список

1. Риэккинен М.А. Участие несовершеннолетних в общественно-политической жизни с позиций международного и российского права // Общество: политика, экономика, право. -2017. - №12. - С. 125-129.

2. Важенина К.В. Подростковый бунт и митинги: как родителям защитить детей. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pravda.ru/accidents/1586162-podrostki/

3. Канунников, К. С. Концепции европейской государственной молодежной политики: тенденции и основные направления // Молодой ученый. - 2011. - №12 (35). - Т. 2. - С. 1922.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY MINORS FOR PARTICIPATION IN UNAUTHORIZED ACTIVITIES

D.A. Khairullin, Student R.A. Iksanov, Senior Lecturer Ufa State Aviation Technical University (Russia, Ufa)

Abstract. The article deals with the topic of the administrative responsibility of young people for participation in unauthorized events. A sociological survey was conducted among underage youth. The problem of digital security of youth is indicated. The purpose of this article is to study the legal responsibility, including of underage youth, for participating in unauthorized public events. The objectives of this article were to determine the procedure for holding public mass events, establish a punishment for the participation of minors in unauthorized rallies, conduct a mini-sociological survey among minors, process the data obtained and raise the problem of digital security of the younger generation.

Keywords: administrative law, administrative offense, rally, administrative responsibility, digital security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.