Научная статья на тему 'К вопросу о снижении возраста административной ответственности'

К вопросу о снижении возраста административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
796
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВОЗРАСТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / МЕРЫ ВОЗДЕЙ СТВИЯ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / MINOR / LEGAL STATUS / AGE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / MEASURES OF INFLUENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильгова Екатерина Владимировна, Сметанникова Арина Игоревна

Введение: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие админи стративное правонарушение, уже способны отдавать себе отчет в неприемлемости своих поступков, однако остаются безнаказанными, что воспитывает в них чувство вседозволенности. Цель: обоснование возможности снижения возраста администра тивной ответственности и внесения соответствующих изменений в статьи КоАП РФ. Методологическая основа: совокупность логического (анализ, синтез), функцио нального, исторического и сравнительно-правового методов. Результаты: исследовано правовое положение несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, проанализиро ваны нормы, регламентирующие административную ответственность, на основе чего выдвинуты аргументы о возможности снижения возраста административной ответственности и предложен вариант внесения соответствующих изменений в статьи закона. Вывод: на момент достижения несовершеннолетним 15-летнего возраста у него сформирован достаточно объемный перечень возможностей для реализации юридически значимых действий. Несовершеннолетний в том возрасте достиг такого уровня правосознания, который позволяет ему понимать существо своих действий и осознавать возможные их последствия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильгова Екатерина Владимировна, Сметанникова Арина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF REDUCING THE AGE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Background: minors aged 14 to 16 who have committed an administrative offense are already able to realize the unacceptability of their actions, but remain unpunished, which instills in them a sense of permissiveness. Objective: the authors of the article intend to justify the possibility of reducing the age of administrative responsibility and introducing appropriate changes to the norms of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 195-FL. Methodology: in doing the research the fol lowing methods of study were used: a set of logical (analysis, synthesis), functional, his torical and comparative legal methods of research. Results: the legal status of minors aged between 14 and 16 was examined, the rules regulating administrative responsibility were analyzed, on the basis of which arguments were put forward on the possibility of reducing the age of administrative responsibility and proposed the option of introducing appropriate amendments to the articles of the law. Conclusions: at the moment when a minor reached the age of fifteen, he had a sufficiently extensive list of opportunities for implementing legally significant actions. This indicates that the minor at this age has reached a level of legal awareness that allows him to understand the essence of his actions and to realize the possible consequences of them. However, the current legislation does not fix the possibility of bringing to legal responsibility and applying measures of legal effect to persons aged fifteen who have committed administrative violations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о снижении возраста административной ответственности»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342.943-053.6

Е.В. Ильгова, А.И. Сметанникова

К ВОПРОСУ О СНИЖЕНИИ ВОЗРАСТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ*

Введение: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие административное правонарушение, уже способны отдавать себе отчет в неприемлемости своих поступков, однако остаются безнаказанными, что воспитывает в них чувство вседозволенности. Цель: обоснование возможности снижения возраста административной ответственности и внесения соответствующих изменений в статьи КоАП РФ. Методологическая основа: совокупность логического (анализ, синтез), функционального, исторического и сравнительно-правового методов. Результаты: исследовано правовое положение несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, проанализированы нормы, регламентирующие административную ответственность, на основе чего выдвинуты аргументы о возможности снижения возраста административной ответственности и предложен вариант внесения соответствующих изменений в статьи закона. Вывод: на момент достижения несовершеннолетним 15-летнего возраста у него сформирован достаточно объемный перечень возможностей для реализации юридически значимых действий. Несовершеннолетний в том возрасте достиг такого уровня правосознания, который позволяет ему понимать существо своих действий и осознавать возможные их последствия.

Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетний, правовое положение, возраст административной ответственности, меры воздействия.

0 © Ильгова Екатерина Владимировна, 2018

>g Директор Института дополнительного профессионального образования, кандидат юридических наук,

S доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая

° академия); e-mail: [email protected]

§ © Сметанникова Арина Игоревна, 2018

" Студентка 2 курса Института магистратуры (Саратовская государственная юридическая академия);

1 e-mail: [email protected]

и CL

© Ilgova Ekaterina Vladimirovna, 2018

Director of the Institute of Additional Professional Education, Candidate of Law, Associate Professor t of the Administrative and municipal law department (Saratov State Law Academy) © Smetannikova Arina Igorevna, 2018

2-year student of the Institute of the Magistracy (Saratov State Law Academy)

* Результаты исследования получены в рамках выполнения Государственного задания Минобрнауки России № 29.12821.2018/12.1 «Научно-методическое обеспечение деятельности комиссий по делам не-58 совершеннолетних и защите их прав (продолжение)».

E.V. Ilgova, A.I. Smetannikova

ON THE ISSUE OF REDUCING THE AGE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Background: minors aged 14 to 16 who have committed an administrative offense are already able to realize the unacceptability of their actions, but remain unpunished, which instills in them a sense of permissiveness. Objective: the authors of the article intend to justify the possibility of reducing the age of administrative responsibility and introducing appropriate changes to the norms of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 195-FL. Methodology: in doing the research the following methods of study were used: a set of logical (analysis, synthesis), functional, historical and comparative legal methods of research. Results: the legal status of minors aged between 14 and 16 was examined, the rules regulating administrative responsibility were analyzed, on the basis of which arguments were put forward on the possibility of reducing the age of administrative responsibility and proposed the option of introducing appropriate amendments to the articles of the law. Conclusions: at the moment when a minor reached the age of fifteen, he had a sufficiently extensive list of opportunities for implementing legally significant actions. This indicates that the minor at this age has reached a level of legal awareness that allows him to understand the essence of his actions and to realize the possible consequences of them. However, the current legislation does not fix the possibility of bringing to legal responsibility and applying measures of legal effect to persons aged fifteen who have committed administrative violations.

Key-words: administrative responsibility, minor, legal status, age of administrative responsibility, measures of influence.

Вопросы, связанные с административной ответственностью несовершеннолетних, с каждым годом становятся все более актуальными и регулярно поднимаются как в научных кругах, так и среди практиков, в частности среди депутатов Государственной Думы РФ обсуждается вопрос снижения возраста, по достижении которого физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Так, депутат О. Михеев выступает инициатором изменения возраста ниже 16 лет и заявляет, что молодые люди в возрасте от 14 до 16 лет уже способны отдавать себе отчет в неприемлемости своих поступков, однако остаются безнаказанными, что воспитывает в них чувство вседозволенности и даже неуязвимости1. Данная позиция представляется обоснованной.

Рассмотрим правовое положение несовершеннолетних в возрасте от 14 лет. Согласно действующему законодательству несовершеннолетний уже самостоятельно может распоряжаться своими доходами, например, стипендией, заработной платой и иными доходами, в т.ч. полученными от авторских прав на собственный результат интеллектуальной деятельности (изобретение, произведение искусства, науки и др.); вносить денежные средства на счет в банк или другие кредитные организации и впоследствии распоряжаться ими! стать

1 Эсеры хотят ввести административную ответственность с 14 лет // ООО информационный портал «Русевик». URL: https://rusevik.ru/obschestvo/27902-esery-hotyat-vvesti-administra-tivnuyu-otvetstvennost-s-14-let.html (дата обращения: 27.07.2018).

2 См. ст. 26 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2017 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 9 января 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301; 2018. № 1, ч. I, ст. 43. 59

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

индивидуальным предпринимателем или пойти работать по трудовому или гражданско-правовому договору3. Более того, ребенок уже сам принимает решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации4. В области семейных отношений он имеет право самостоятельно защищать свои интересы в судебном порядке, в частности, при нарушении его прав самими родителями5. Также у несовершеннолетнего есть право самостоятельно соглашаться или отказываться от медицинского вмешательства, за исключением некоторых случаев (экстренная ситуация, невозможность лица выразить свою волю и др.)6Я Кроме того, несовершеннолетний, достигший возраста 15 лет, имеет право покинуть общеобразовательную организацию7.

Что касается административной ответственности, то возможность привлечения несовершеннолетнего правонарушителя к данному виду юридической ответственности появляется только при достижении им 16-летнего возраста. То есть, если 15-летний несовершеннолетний, например, участвует в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, совершая тем самым административное правонарушение8, он не несет впоследствии никакой ответственности за свои действия.

Стоит заметить, что, помимо мер административной ответственности, в законодательстве имели место меры воздействия, носящие воспитательный характер и несущие юридические последствия для несовершеннолетнего правонарушителя.

Согласно Положению о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (в ред. от 25 февраля 1993 г.)9 данные коллегиальные органы могли применять к несовершеннолетним правонарушителям с 14-летнего возраста такие меры воздействия, как обязанность принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему, объявление выговора или строгого выговора, передача несовершеннолетнего под

° 3 См. ст. 63 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 5 февраля 2018 г.,

й с изм. и доп., вступ. в силу с 16 февраля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. | № 1, ч. 1, ст. 3; 2018. № 7, ст. 968.

| 4 См. ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской

о Федерации» (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 22, >1 ст. 2031; 2017. № 31, ч. I, ст. 4792.

б 5 См. ст. 56 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2017 г.,

° с изм. от 20 июня 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 16; 2018. § № 1, ч. I, ст. 22.

" 6 См. ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья

! граждан в Российской Федерации» (в ред. от 7 марта 2018 г.) // Собр. законодательства Рос.

| Федерации. 2011. № 48, ст. 6724; 2018. № 11, ст. 1591.

7 См. ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 27 июня 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7598; 2018. № 27, ст. 3945.

8 См. ст. 20.2 КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 7 марта 2018 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 18 марта 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1; 2018. № 11, ст. 1577.

9 См.: Указ Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (в ред. от 25 февраля 1993 г.) // Свод законов РСФСР. Т. 8.

60 С. 314.

надзор родителей, усыновителей и других законных представителей. Однако данное Положение полностью утратило законную силу с 8 июля 2018 г.10

Изменения последовали в ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»11, согласно которым комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав теперь вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.

Таким образом, ранее действующие меры воздействия сменились такой мерой, как разъяснительная работа по вопросу о недопустимости совершения действий, послуживших основанием для применения меры воздействия и правовых последствиях их совершения.

На наш взгляд, разъяснительную работу нельзя назвать мерой воздействия, т.к. после ее применения никакие правовые последствия для несовершеннолетнего не наступают.

На основании вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о том, что на момент достижения несовершеннолетним (ребенком) 15-летнего возраста у него сформирован достаточно объемный перечень возможностей для реализации юридически значимых действий. Это указывает на то, что несовершеннолетний в данном возрасте достиг такого уровня правосознания, который позволяет ему понимать существо своих действий и осознавать возможные их последствия. Вместе с тем действующее законодательство не закрепляет возможности привлечения к юридической ответственности и применения мер правового воздействия к лицам в возрасте 15 лет, совершившим административные правонарушения.

В целях обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних считаем возможным установить административную ответственность с наступления 15 лет и внести соответствующее изменение в ч. 1 ст. 2.3 и ст. 4.1 КоАП РФ. Часть 1 ст. 2.3 изложить в следующей редакции:

«1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста пятнадцати лет.».

Дополнить статью 4.1 («Общие правила назначения административного наказания») КоАП РФ частью 2.4 следующего содержания:

«2.4. Административное наказание за совершение административного правонарушения несовершеннолетним лицом в возрасте пятнадцати лет назначается в виде предупреждения, а при наличии у него самостоятельного дохода — в виде административного штрафа минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.».

10 См. ст. 1 Федерального закона от 27 июня 2018 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статьи 22 и 66 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 27, ст. 3953.

11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177; 2017. № 24, ст. 3478. 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.