Научная статья на тему 'Особенности адаптации иностранных граждан, обучающихся в ННГАСУ по программе предвузовской подготовки'

Особенности адаптации иностранных граждан, обучающихся в ННГАСУ по программе предвузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / INTERNATIONAL STUDENTS / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ACADEMIC ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябкова С.Л.

В статье рассматриваются трудности адаптации иностранных слушателей подготовительного факультета к условиям обучения в российском вузе. На основе социального анализа контингента иностранных учащихся Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета автор демонстрирует особенности процесса академической адаптации у представителей разных национальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябкова С.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации иностранных граждан, обучающихся в ННГАСУ по программе предвузовской подготовки»

УДК 378

Рябкова С.Л. ©

Заведующая кафедрой общенаучных дисциплин Центра предвузовской подготовки и

обучения иностранных граждан,

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ННГАСУ ПО ПРОГРАММЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

В статье рассматриваются трудности адаптации иностранных слушателей подготовительного факультета к условиям обучения в российском вузе. На основе социального анализа контингента иностранных учащихся Нижегородского

государственного архитектурно-строительного университета автор демонстрирует особенности процесса академической адаптации у представителей разных национальных групп.

Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, психологическая адаптация, академическая адаптация.

Keywords: adaptation, international students, psychological adaptation, academic adaptation.

Теоретические и прикладные исследования проблем адаптации иностранных слушателей и студентов ведутся в течение нескольких десятилетий. В последние годы актуальность этой проблемы возросла в связи с увеличением масштабов

интернационализации образования. Более 170 тысяч иностранных студентов обучаются в российских вузах в настоящее время. Это составляет всего 2% от общей численности студентов [1, 46].

Количество обучающихся в вузе иностранцев является одним из показателей эффективности деятельности учебного заведения. Кроме того, от числа обучающихся на договорной основе иностранных граждан зависит уровень доходов вуза. Поэтому большинство вузов стремится к увеличению численности иностранцев среди своих студентов. Численность иностранных студентов в вузе зависит от многих факторов. Одним из факторов является успешность преодоления слушателями и студентами трудностей адаптации к новым условиям жизни и обучения.

Проблема адаптации является предметом изучения разных наук, в том числе педагогики и психологии. Под адаптацией в широком смысле понимается приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Обычно адаптация человека рассматривается в двух аспектах: биологическом и психологическом.

Биологическая адаптация связана с приспособлением организма к устойчивым и изменяющимся природным условиям. В биологии и медицине понятия «адаптация» и «акклиматизация» часто употребляются как синонимы.

Психологическая адаптация - это приспособление человека к существованию в обществе, нахождение баланса между требованиями этого общества и собственными потребностями, интересами, мотивами. В психологии под адаптацией понимается интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

• адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

• адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

© Рябкова С.Л., 2015 г.

• изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [2, 13].

Известно, что все иностранные граждане, приезжая учиться в Россию, в большей или меньшей степени испытывают трудности биологической адаптации, так как попадают в непривычные для них климатические условия.

Если говорить о психологической адаптации, то здесь можно выделить несколько аспектов:

• адаптация к режиму учебной работы, которую можно назвать формальной адаптацией;

• дидактическая адаптация, то есть адаптация к новым формам и методам учебной работы;

• культурная адаптация, связанная с приспособлением к культурным традициям, обычаям;

• социальная адаптация, которая заключается в установлении новых общественных отношений в новой социальной среде, среди которых необходимо выделить отношения с преподавателями и другими слушателями, состав которых является многонациональным;

• адаптация к самостоятельной жизни вне дома, другими словами, бытовая адаптация

[3, 45].

В литературе также встречается термин «академическая адаптация иностранных студентов» [4, 138]. Этот термин является интернациональным и включает два аспекта:

• учебный, связанный с переходом из школы в вуз;

• национально-культурный, который определяется переходом к образовательной среде с другими национально-культурными традициями.

В Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете обучается около 160 иностранных граждан из дальнего зарубежья. Анкетирование, проведенное среди иностранных студентов, показало: 40% иностранцев-первокурсников испытывают трудности академической адаптации [5, 93].

Для обучения по программе предвузовской подготовки ННГАСУ привлекает ежегодно около 60 иностранных граждан. Социальный анализ контингента иностранных слушателей показывает, что ежегодно среди учащихся выделяются две основные группы: это представители стран, расположенных в северной части Африки, например, Марокко, и представители неарабских стран Африки. Эти учащиеся в сумме составляют до 90% всех слушателей подготовительного отделения. Основная возрастная группа (75% слушателей) -от 17 до 22 лет. Абсолютное большинство учащихся - юноши. Девушки составляют не более 10% слушателей.

Ежегодно в течение первых месяцев обучения с подготовительного отделения по собственному желанию отчисляется до 10% иностранных слушателей. Большинство из них не выдерживает психоэмоционального напряжения, которое связано с новыми условиями жизни и обучения на неродном языке. Можно говорить, что эти слушатели демонстрируют дезадаптацию.

Одним из показателей успешности адаптации можно считать результаты вступительных экзаменов в университет. Со вступительными испытаниями в ННГАСУ не справляются приблизительно 20% иностранных абитуриентов. Таких абитуриентов можно разделить на две группы по национальным особенностям.

В первую группу входят представители неарабских стран Африки с низким базовым уровнем знаний по общенаучным дисциплинам. Они не справляются с освоением программы предвузовской подготовки за один учебный год, который в случае позднего заезда слушателей длится не более семи месяцев. При этом они могут неплохо адаптироваться к условиям жизни в России, к правилам обучения в российском вузе, демонстрировать ответственность, дисциплинированность.

Вторая группа - это представители стран северной Африки. Большинство из них, приезжая в Россию, обладают знаниями по общенаучным дисциплинам на уровне,

достаточном для поступления в российский вуз, часто их знания соответствуют профильному уровню школьного образования в России. Перед ними стоит задача освоить русский язык как средство общения и средство получения знаний, систематизировать имеющиеся у них знания по общенаучным дисциплинам на русском языке. К сожалению, среди представителей стран северной Африки встречаются слушатели с неразвитой внутренней мотивацией учебной деятельности. При отсутствии контроля со стороны родителей они не могут принять новые для себя правила обучения, особенно обязательность посещения занятий и ежедневного выполнения домашних заданий.

Система педагогической поддержки процесса адаптации в ННГАСУ строится с учетом названных особенностей. Слушатели с низким базовым уровнем знаний по общенаучным дисциплинам имеют возможность посещать дополнительные занятия и консультации. С учащимися, которые имеют проблемы с самоорганизацией, ведется активная воспитательная работа.

Литература

1. Образование в цифрах: 2013: кр. стат. сб. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» -Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2013. - 80 с.

2. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе/ М.А. Гулина. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 400 с.

3. Рябкова, С.Л. Проблема формирования учебной мотивации у иностранных слушателей при обучении физике в системе предвузовской подготовки. Дис...канд. пед. наук. - Н.Новгород, 2003. - 234 с.

4. Сурыгин, А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке / А.И. Сурыгин. -Санкт-Петербург: Златоуст, 2000. - 230 с.

5. Лебедева, О.А. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям жизни и обучения в России / О.А. Лебедева, Ю.И. Скопина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов XXXV междунар. науч.-практ. конф. / Центр развития научного сотрудничества. Новосибирск, 2014. Ч. 1. С. 92 -98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.