Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К РЕЖИМУ ДЕТСКОГО САДА'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К РЕЖИМУ ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
функциональная связь / речь / изобразительная деятельность / дети / ранний возраст / адаптация / состояние здоровья / functional communication / speech / visual activity / children / early age / adaptation / state of health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Комилова Б.О., Сафарова З.Т., Азизова Н.А.

В статье описано о роли изобразительной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста и адаптации детей раннего возраста к режиму детского сада в зависимости от их состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADAPTATION OF CHILDREN TO KINDERGARTEN MODE

The article describes the role of graphic activity in the development of speech in preschool children and the adaptation of young children to the kindergarten regime depending on their condition.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К РЕЖИМУ ДЕТСКОГО САДА»

10 The scientific heritage No 35 (2019)

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К РЕЖИМУ ДЕТСКОГО САДА

Комилова Б. О.,

Заведующий кафедрой "Физиология и патологическая физиология "

Бух МИ. Кандидат биологических наук.

Сафарова З.Т., Азизова Н.А.

Бухарский государственный университет, факультет Естественные науки.

Препадователи кафедры Биология.

FEATURES OF ADAPTATION OF CHILDREN TO KINDERGARTEN MODE

Komilova B.A.,

Head of the Department "Physiology and pathological physiology" BukSU.

Safarova Z., Azizova N.

The teachers of Bukhara state University, faculty of Natural Sciences. Depatment of Biology.

Аннотация

В статье описано о роли изобразительной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста и адаптации детей раннего возраста к режиму детского сада в зависимости от их состояния. Abstract

The article describes the role of graphic activity in the development of speech in preschool children and the adaptation of young children to the kindergarten regime depending on their condition.

Ключевые слова: функциональная связь, речь, изобразительная деятельность, дети, ранний возраст, адаптация, состояние здоровья.

Keywords: functional communication, speech, visual activity, children, early age, adaptation, state of health.

Для решения вопроса о взаимозависимости развития речи и систематического рисования было поставлено специальное исследования, объектом которого были дети от 2-х до 4 лет. В работе использовались следующие методики: хронометраж речевых реакций и продолжительности складывания рисунков, регистрация речевых реакций при предъявлении специальных заданий, измерения пульса при рассматривание картинки, рисования, рассказа по картинке. В регистрации речевых реакций отмечались: латентный период до рассказа по картинке и рисования, продолжительность рассказа и рисования, характер речевых реакций при анализе картинок, при рисовании на одинаковые темы. Без показа картинок и предметов детям давались отдельные задания, расскажи про свою любимую игрушку, расскажи как ты помогаешь маме и папе по дому, дедушке по саду, по огороду. Нарисуй по своему рассказу картинку.

Все полученные данные обрабатывались методом корреляционного анализа. По уровню изобразительной деятельности все дети были разделены на три группы: в первую группу мы отнесли детей, рисующие каракули: ко второй группе-дети рисующие контурными чертежами, в их изображениях появились контурные изображения предметов; к третьей-дети, в рисунках которых появляются изображения «головоногих». У детей первой группы речь слабо развита. Понимаемый словарь более обширен, чем используемый в активной речи. Слабо развит процесс обобщения. Слово, как обобщающее действие, находится ещё на первой и в начале второй степени интеграции.

В речи детей второй группы появляются пред-

ложения из четырёх-пяти слов, используются местоимения : «я», «мне», «он». В разговорной речи употребляется множественное число. Моторная речь более развита, чем у детей первой группы. Продолжительность рассказа по картинке увеличивается. В процессе рисования отмечается большая речевая активность. Каждый предмет рисуется в отдельности, в виде схемы. Почти у всех детей этой группы наблюдалось «проговаривание».

Рисунок вызывает у детей различные ассоциации со знакомыми предметами, по этому наблюдались перескоки в сюжете при рисовании. В ходе развития речи, когда дети могут выделять отличительные общие черты предмета, в рисунках появляются самые элементарные признаки предмета.

Для детей третьей группы характерна связная речь. Эти дети свободно строят простые предложения, изменяют окончания слов. Словами обозначают различные действия или состояние предметов и людей. В предметах вычленяют наиболее общие, постоянные признаки. Изобразительная деятельность связана с созданием преднамеренного образа, в рисунках отражается наиболее существенно. Процесс рисования вызывает активную речь. При рисовании дети рассказывают свою историю, этим у них развивается устная речь.

Взаимосвязь между речью и рисованием обнаруживается и при измерении пульса. При рассказе любимой истории у детей пульс учащается, при рассказе страшной тоже ускоряется пульс. Развитие речи и изобразительной деятельности детей раннего возраста-отражение состояния второй сигнальной системы. Изобразительная деятельность появляется на определённом этапе развития речи. Процесс рисования стимулирует развитие речи в

раннем возрасте.

В исследовании изучалось функциональное состояние детей в течении дня по показателям частоты сердечных сокращений по пульсу, артериального давления, условно рефлекторных реакций и работоспособности. Под наблюдением находились 18 детей.

В соответствии с принятой классификацией все дети по состоянию здоровья были распределены на две медицинские группы. В процессе динамических наблюдений по отношению к детям с отклонениями в состоянии здоровья (2 группа) осуществлялся дифференцированный подход на занятиях и при организации различных видов деятельности и отдыха.

Изучение динамики функционального состояния детей пятого года жизни выявило, что у 1 группы детей сдвиги большинства исследуемых показателей в течении дня находились в пределах физиологических колебаний. Несколько более выраженные сдвиги отмечались со стороны работоспособности после двух занятий, которые, однако, не превышали отклонения от средней величины + 0,67 сигма.

У детей 2 группы в те же режимные отрезки, и особенно после окончания занятий, было выявлено статически достоверное снижение коэффициента продуктивности-комплексного показателя, характеризующего уровень работоспособности по результатам выполнения дозированных заданий с применением фигурных таблиц, и ухудшение процессов нейро-динамики, проявляющиеся в удлинении латентного периода рефлекторных реакций и увеличении частоты срывов дифференцированный реакций.

Так, к моменту окончания занятий процент снижения коэффициента продуктивности составлял у детей 21,0 % по отношению к исходному уровню (при 7,1 % - у детей 1 группы).

Наряду с удлинением латентного периода рефлекторных реакций в 63,1 % на 4 миллисекунды у детей 2 группы как после занятий, так и в конце дня отмечалось увеличение частоты срывов дифференцированных реакций на 14,8 %-19,7 % по отношению к исходному уровню.

Было выявлено, что в отличии от детей 1 группы у детей с отклонениями в состоянии здоровья функциональные сдвиги, характеризующие снижение уровня физиологических функций организма после занятий, носят относительно устойчивый характер и к концу дня не восстанавливаются. Это относится в первую очередь к показателям функций центральной нервной системы. Так, у детей 1 группы по данным корректурных проб количества ошибок в дозированных заданиях увеличивается после занятий 1,6 и в конце 1,1 ошибки по отношению к исходному ровню ^ = 1,7; P >0,05). У детей 2 группы количество ошибок на 100 знаков после занятий и в конце дня увеличивается соответственно на 1,9 и 2,12 ошибки ^ = 2,8; P >0,05). Количество работ, выполненных без ошибок, у этих детей снижается с 38,4 % после занятий, до 19,04 % в конце дня.

Кроме того, у детей 2 группы по сравнению с первой в течении всего дня сохраняется значительно большая суммарная частота неблагоприятных условно рефлекторных реакций (соответственно 21,8 % и 49,9 %. Х2=17,95; P <0,001).

У детей шестого года жизни как 1, так и 2 группы динамики функциональных показателей на протяжении дня по сравнению с предыдущим годом в целом улучшилось. Отдельные показатели, характеризующие изменение работоспособности у детей 2 группы после занятий, в конце дня приближались к исходному уровню. Однако , выявленные в предыдущем году различия в функциональных сдвигах в течение дня у детей 1 и 2 групп сохраняется, хотя становятся менее выраженными. У детей 2 группы, так же как и на пятом году жизни, отмечался относительно большой процент снижения коэффициента продуктивности после занятий (соответственно 10,0 % и 16,8 %), более выраженное, статистически достоверное увеличение ошибок в дозированных заданиях (соответственно у детей 1 и 2 групп на 0,5 % ошибки t = 1,0 ; P >0,05 и на 0,8 ошибки t = 4,0; P >0,02) и сохранилось значительно большее число случаев удлинения скрытого периода рефлекторных реакций (в 54,5 % случаев).

У всех детей седьмого года жизни по сравнению со средней и старшей возрастными группами существенно увеличился исходный уровень работоспособности (по показателям коэффициента продуктивности соответственно у детей 1 и 2 групп от пятого к шестому году жизни на 17,0 % и 18,0 % и от шестого к седьмому году жизни- на 38,2 % и 34,8 %), и улучшилась её динамика. Значительно более благоприятными стали показатели, характеризующие состояние нейродинамических процессов в течении дня. В отличии от предыдущих лет, когда у детей обеих групп существенных сдвигов со стороны сердечно-сосудистой системы в течении всего дня не отмечалось, на седьмом году жизни у них выявлена повышение пульсового артериального давления после занятий на 6-8 мм.р.ст ^ = 6,0 ; P < 0,01) при одновременном учащении пульса на 4-6 ударов в минуту, что может быть обусловлено повышением лабильности функций кровообращения с возрастом при адекватной нагрузки. Вместе с тем у детей 2 группы, среди некоторых сохранили свою принадлежность к той же группе трое, снижение отдельных функциональных показателей под влиянием занятий и суммарной нагрузки в течении дня, характеризующих, в частности дифференцированного торможения, составляло всё ещё значительное число случаев (54,5 % ; 66,6 %).

В общей проблеме "Адаптация человека" особая роль принадлежит т.н. социальной адаптации, т.е. выработке более адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро социальной среды. При этом речь идёт, главным образом, об адаптационных возможностях функциональной системы высшей нервной деятельности по отношению к психическим "стрессорам". При превышении этих возможностей начинается усиленная работа всей системы адаптационных механизмов организма,

основными звеньями которой являются кора головного мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников. При этом возникают более или менее выраженные сдвиги со сторона целого ряда функциональных систем (вегетативной, сердечнососудистой системы реактивности организма и др.).

Исследования показали, что при формировании факторов социальной адаптации у ребенка первых трех лет жизни имеет значение выработка поведенческих реакций по типу "динамического стереотипа", формирование такого типа реакций также осуществляется в постнатальном онтогенезе. Количество и качество поведенческих реакций, формирующихся по типу динамического стереотипа, очень тесно связано с возрастом а индивидуально -типологическими особенностями.

Таким путем возникают первые социальные формы поведения, которыми ребенок овладевает под влиянием окружающей его микро социальной среды непосредственном участии взрослых, организующих всю жизнь маленького ребенка. Обычная жизнь ребенка в условиях семейной микро социальной среды может расцениваться как стадия физиологической адаптации. Необходимость изменять первичный стереотип доведения впервые возникает для ребенка при изменении этой микро социальной среды, чаще всего в результате необходимости посещать детское учреждения. При этом наступает стадия напряженной адаптации, ребенок перестраиваем свои поведенческие реакции соответственно новым требованиям. Стадия напряженной адаптации выражается в некотором нарушения эмоционального состояния, кратковременном нарушении сна и аппетита. Как показали исследования, выявляются и умеренные сдвиги вегетативных реакций - дермографизма и электрического сопротивления кожи. Как правило, стадия напряженной адаптации длится 7 дней, что дозволяет характеризовать этот период как легкую адаптацию, легкая форма адаптации встречается чаще всего до 6-7 месяцев и после I г. 5-6 мес. Стадия напряженной адаптации может при определенных обстоятельствах перейти в адаптацию патологическую, которая, как показали наши исследования, может протекать двояко. Чаще всего при этом имеются более выраженные нарушения эмоционального состояния, сна, аппетита и вегетативных реакций, изменения иммунобиологической реактивности, снижение сопротивляемости организма

ребенка к патогенным воздействиям, что очень часто приводит к заболеванию ребенка. Такую форму патологической адаптации, в силу анатомо-физиологических особенностей дают дети от 9-10 месяцев до I г 4-5 месяцев. Это состояние можно обозначить, как адаптацию средней тяжести. Патологическая адаптация может выражаться в виде тяжелых психических переживаний типа психического срыва, извращения поведенческих реакций, депрессии. Такие проявления имеют четко выраженную возрастную зависимость и чаще встречаются у детей более старших, начиная со второй половины второго года жизни. Адаптации организма этом более длительная от 2-х до 6-ти месяцев, выявляется отставание как в физическом, так и нервно-психическом развития, что позволило охарактеризовать эту форму как тяжёлую адаптацию.

Оказалось, что тяжесть течения адаптации самым тесным об-разом связана с условиями воспитания, под влиянием острых формируются поведенческие реакции ребенка в функциональным состояние системы высшей нервной деятельности.

Анализ причин затрудненной адаптации у 26 детей доказало, что матери 80% детей имели в анамнезе патологическую беременность или патологические роды, а из дефектов воспитания у детей наиболее значимыми были различные нарушения сна и организации бодрствования (90%), это были причины, непосредственно влияющие на функциональное состояние системы высшей нервной деятельности либо на стадии развития плода, либо в постнатальном периоде онтогенеза.

Список литературы

1. Любомирский Л.Е. Развитие адаптивных возможностей двигательной системы у детей и подростков. ( материалы конференций)

2. Федотова В.Г., Чернов К.Л. Анализ функциональных возможностей школьников в работе циклического характера разной интенсивности ( материалы конференций).

3. Черток Т.Я. Функциональные возможности организма детей дошкольного возраста (материалы конференций).

4. Леонтьева Н.Н. «Анатомия и физиология детского организма», Москва «Просвещения».

5. Гальперин. С.И. «Анатомия и физиология человека». Москва. «высшая школа». 1974 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.