Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА КАК ОБЪЕКТА КУПЛИ-ПРОДАЖИ'

ОСОБЕННОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА КАК ОБЪЕКТА КУПЛИ-ПРОДАЖИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / FICTITIOUS ASSETS / БИЗНЕС / BUSINESS / КУПЛЯ-ПРОДАЖА / ТОВАР / COMMODITY / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMERCE / ACT OF PURCHASE AND SALE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булярский С. В., Савельева О. Г.

В статье рассмотрены особенности нематериальных активов как объектов купли-продажи, расширены определение нематериальных активов и сущность процесса уступки прав на них. Проанализированы пути наращивания нематериальных активов бизнесом.We study the characteristics of intangible assets as objects of sale. The definition of intangible assets and the process of assignment of rights to them are expanded. Ways to enhance the business of intangible assets are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА КАК ОБЪЕКТА КУПЛИ-ПРОДАЖИ»

УДК 330.1

С.В. Булярский, О.Г. Савельева

Особенность нематериального актива как объекта купли-продажи

Ульяновский государственный университет; bsv@ulsu.ru

В статье рассмотрены особенности нематериальных активов как объектов купли-продажи, расширены определение нематериальных активов и сущность процесса уступки прав на них. Проанализированы пути наращивания нематериальных активов бизнесом.

Ключевые слова: нематериальные активы, бизнес, купля-продажа, товар, коммерческая деятельность.

We study the characteristics of intangible assets as objects of sale. The definition of intangible assets and the process of assignment of rights to them are expanded. Ways to enhance the business of intangible assets are analyzed.

Keywords: fictitious assets, business, act of purchase and sale, commodity, commerce.

Черты «интеллектуальной экономики», «экономики знания» в настоящее время развиваются в приоритетном порядке. Так, по итогам 2009 г. в Европе рост производства так называемых интеллектуальных услуг достиг 20-25 % при росте в традиционных секторах не более 5-10 % [1]. Материальные ресурсы как основные факторы производства дополняются нематериальными ресурсами. С начала 2000-х годов на смену ресурсной концепции стратегического управления приходит новая концепция, основанная на управлении знаниями. Эта концепция является продолжением ресурсной, как указывает В.С. Катькало, «при определении знания как ценного ресурса фирмы логика ее стратегических действий является продолжением ресурсного подхода в целом и динамических способностей в частности» [2]. Характерной чертой производства новой экономики является наличие компонента знаний в каждом товаре. Хотинская А.В. указывает, что «в постиндустриальной экономике в качестве доминанты хозяйственной среды наряду с материальными и финансовыми активами выступают нематериальные ценности, и конкурентное преимущество достигается за счет знаний, умений и творческих решений, т. е. нематериальных активов» [3]. Таким образом, все больший интерес вызывают нематериальные активы, создающие производителю товаров конкурентные преимущества.

Таким образом, нематериальные активы (НМА) являются с оставляющей, определяющей стоимость бизнеса. Приобретение такого актива увеличивает стоимость предприятия, в ряде случаев возрастает его гудвилл. Поэтому наращивание нематериальных активов в сфере своей деятельности является важной задачей инновационного бизнеса. В целях увеличения стоимости компании, ее активов нематериальные активы должны максимально расширяться. Нематериальный актив, на наш взгляд, можно расширить до величины, равной структурному капиталу организации, поскольку человеческий капитал не может быть активом организации, т. к. человеческий капитал не является имуществом и сложно поддается контролю со стороны организации.

Законодательство Российской Федерации пока ограничивает возможность расширения нематериального актива до величины структурного капитала. Лишь небольшая часть интеллектуального, а точнее структурного капитала организации формирует в конечном итоге нематериальные активы. Помимо Налогового кодекса учет нематериальных активов регулируют Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 14/2007, утвер-

ждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153-н, с изменениями от 25.10.2010 № 132-н) и Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО 38). Поэтому можно сформулировать следующее определение: нематериальный актив представляет идентифицируемую, поставленную под контроль организации, защищенную и оцененную интеллектуальную собственность, которая учитывается в её балансе и способна приносить коммерческую выгоду.

Одним из направлений наращивания нематериальных активов является их покупка. Законодательство в этой области и практика деятельности пока ограничены и несовершенны, и поэтому анализируются в данной работе.

Купля-продажа НМА выражается в передаче прав на него. Согласно гражданскому кодексу, возможны два варианта приобретения:

- приобретение исключительного права на нематериальный актив. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора [4]. Согласно Гражданскому кодексу, лицо, обладающее исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, вправе использовать такой результаты по своему усмотрению. При этом другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя.

Исключительные права - это максимально возможный объем прав на нематериальный актив. Исключительные права могут уступаться в пользу другого лица по договору. Гражданский кодекс России продажу исключительных прав предлагает оформлять договором об отчуждении исключительного права. По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю) [5];

- приобретение права использования нематериального актива. Право использования нематериального актива оформляется, согласно гражданскому кодексу, лицензионным договором. По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) - предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах [6].

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Кроме того, в договоре может быть указана территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности.

Лицензионный договор может предусматривать [7]:

1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Стоит отметить также, что ничтожность договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора влечет отсутствие вознаграждения правообладателю за предусмотренный договором объем передаваемых прав. Нематериальный актив ста-

вится на баланс по фактическим затратам организации, связанным с приобретением данного актива.

Можно сделать вывод, что продажа нематериального актива - это процесс продажи исключительных либо частичных прав на актив. В первом случае права отчуждаются от правообладателя, а во втором нет. При продаже обычного товара право собственности на него переходит к покупателю.

Таким образом, сущность услуги по торговле нематериальным активом заключается в получении прибыли от деятельности по созданию экономических и юридических условий, а также осуществлении коммерческой сделки по передаче прав на нематериальный актив от правообладателя к потребителю.

Отметим главную особенность торговли нематериальными активами, которая подробнее будет исследована ниже. Суть торговли состоит в том, что в результате сделки купли-продажи обычного товара от правообладателя к потребителю переходят права владения, распоряжения и пользования. Продажа нематериального актива приводит к переходу прав. Поэтому если коммерсант торговой сферы покупает товар у производителя и продает его потребителю, извлекая из посредничества коммерческую прибыль, то торговец нематериальным активом его не покупает, а только способствует совершению коммерческой сделки между продавцом и потребителем. Эта деятельность приносит доход в силу того, что посредник в продаже нематериальных активов обладает специальными юридическими и экономическими знаниями по оценке таких активов и оформлению сделки. Суть посредничества изменяется в соответствии с приведенным выше определением.

Нематериальный актив можно использовать в виде вклада в уставный капитал. В соответствии с действующим законодательством права на нематериальный актив могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал организации.

Права на нематериальный актив, внесенные в качестве вклада в уставный капитал, отражают по стоимости, согласованной между акционерами (учредителями). Если фирма - акционерное общество, то цену нематериального актива должен подтвердить независимый оценщик (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Общество с ограниченной ответственностью должно привлечь независимого оценщика, если согласованная стоимость нематериального актива превышает 20 000 руб. (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Учитывая сложности и проблемы, связанные с внесением в уставный капитал имущественных прав и особенно прав интеллектуальной собственности, Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дали соответствующие разъяснения. Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вкладом в уставный капитал не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т. п.) или "ноу-хау", поскольку в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества могут вноситься имущественные либо иные права, имеющие денежную оценку. Поэтому вкладом может быть признано только право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством.

Гудвилл по Российскому законодательству пока относится к нематериальным активам и не может быть внесен в качестве вклада в уставный капитал организации. Поскольку на гудвилл невозможно оформить право пользования, его невозможно передать, продать или подарить, так как деловая репутация присуща всей компании и неотделима от неё.

Последний из рассматриваемых вариантов пополнения нематериального актива -это безвозмездное пополнение нематериальных активов. При безвозмездном получении объектов НМА в порядке дарения их первоначальная стоимость определяется, исходя из рыночной стоимости на дату принятия к учету (п. 13 ПБУ 14/2007). Под текущей рыночной стоимостью нематериального актива понимается сумма денежных средств, которая могла бы быть получена в результате продажи объекта на дату определения текущей рыночной стоимости. Текущая рыночная стоимость нематериального актива может быть определена на основе экспертной оценки.

Таким образом, нематериальный актив компании является активом, приносящим конкурентные преимущества компании, и самостоятельным объектом учета, обладает как потребительской, так и меновой стоимостью и выступает товаром на формирующемся рынке прав на нематериальный актив, то есть выступает объектом коммерческой деятельности.

Работа выполнена по гранту РГНФ 12-02-14006 2011-09-11.

Литература

1. Шилина М.Г. Интеллектуальная экономика и формирование новой предметной сферы в теории и практике общественных связей: AcademicPublicRelations и ScientificPuЫicRelatюns http://www.mediascope.ru/node/598.

2. Катькало В.С. Классика теории стратегического управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2003. - № 3(24). - С. 3-17.

3. Хотинская А.В. Нематериальные активы как маркетинговый ресурс компании // Маркетинг и реклама. - 2004 - № 5. - С. 45-48.

4. ГКРФ. П. 3 ст. 1228

5. ГКРФ. П. 1 ст. 1234.

6. ГКРФ. П. 1 ст. 1235.

7. ГКРФ. П. 1 ст. 1236.

Поступила в редакцию 2 августа 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.